Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению на уроках биологии и химии


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель биологии


В человеке есть разные стремления и задатки,
и назначение каждого из нас —

развить свои задатки по мере возможностей.
Иоганн Готлиб Фихте

Современное образование предполагает смещение акцента в определении целей образования с усвоения знаний учащимися на развитие их личности. Передача знаний учащимся рассматривается теперь не как основная цель образования, а как средство развития учащихся. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанный с учетом основных направлений модернизации общего образования, включает в основные цели обучения биологии и химии развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Общие интеллектуальные способности, по мнению JI.C. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, М. А. Холодной, В.Д. Шадрикова и других психологов, являются основой для успешного обучения и освоения любого вида деятельности. На смену ориентации общества на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет напрямую зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их личностных возможностей. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому решение задачи развития интеллектуальных способностей учащихся в основной школе является важным условием дальнейшего совершенствования общеобразовательного процесса.

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель — ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение задач разноуровневых).

Третье условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет

на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.

Переход к постиндустриальному обществу требует полного развития личности, в том числе ее творческих способностей, обличающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем.

Выпускник должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями. Для этого нужно постараться развить основные качества творческой личности: умения нестандартно мыслить, переносить знания в незнакомую ситуации, альтернативное решение проблемы, выдвигать гипотезу, моделировать, принимать решения выстраивать аргументацию. Все это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей воспитывающей среды.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний.

В качестве условий формирования творческих способностей можно выделить:

а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

При этом будут соблюдаться следующие принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В своей педагогической деятельности использую элементы следующих технологий:

1. личностно-ориентированного обучения (организация индивидуальной работы с отдельными учащимися при общей работе всего класса, использование взаимо-и самоконтроля и др.)
2. технология КСО (взаимопередача текстов; взаимообмен знаниями; решение задач по учебнику: взаимные диктанты; выполнение упражнений в парах, абота по вопросникам и т.д.)
3. технология проблемного обучения
4. игровые технологии
5. опережающего обучения
6. информационные технологии
7. проектная технология

При этом предпочтений в какой-либо одной технологии нет, так как использую то, что соответствует уровню развития учеников, требованиям урока и материально-технической базе.

Из методов обучения использую методы

  • проблемного изложения (прежде чем излагать материал, ставлю проблему, формулирую познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, показываю способ решения поставленной задачи)

  • частично-поисковый (эвристический) – организую активный поиск решения выдвинутых познавательных задач

  • исследовательский –после анализа материала, постановки проблемы и задачи, и краткого инструктажа, ученики самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и выполняют другие действия поискового характера.

  • Проектов

Существует бесконечное множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время: 
— игры буриме и акростих;
 
— составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
 
— приемы работы в технике ТРИЗ;
 
— решение творческих задач в условиях ограничений;
 
— работа в жанре эссе и др.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются мной с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей. Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и плас­тической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

  1. Необходимо обеспечить независи­мость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

  1. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.

  1. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то при­вычное.

  1. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.

  1. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и де­ятельности детей.

7. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Задания, способствующие формированию и развитию творческих способностей учащихся.

Игры используются мной как для закрепления и обобщения пройденного материала после изучения блока тем. Например, на уроке биологии в 10-м классе, при изучении темы: «Строение эукариотической клетки», так и в виде кратковременного варианта на уроке.

Например, в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью.

Интересны ученикам также различные загадки, ребусы, анаграммы и т. д.

Примеры ребусов по биологии по теме «Птицы»

Кроме того, часто в качестве дополнительного задания, ученикам предлагается самостоятельно составить ребусы, кроссворды и др.

Примером более сложной игры является лото (химическое, биологическое)

Примеры карт к игре «Химическое лото» в 8 классе:

Карта «Химические символы»

 

O

P

Ca

Ag

Mn

C

Cu

Al

Mg

Ba

Na

B

Fe

Zn

Cl

K

Au

H

S

Pb

Hg

F

N

Si

Br

I

Cr

Sn

 

Фишки к карте «Химические символы»

 

Сера

Хром

Бром

Медь

Цинк

Kальций

Олово

Бор

Фосфор

Углерод

Алюминий

Серебро

Магний

Натрий

Азот

Барий

Ртуть

Золото

Водород

Марганец

Свинец

Kалий

Железо

Йод

Фтор

Хлор

Kислород

Kремний

 


Карта «Химические формулы»

 

Zn(OH)2

H2 CO3

Na2 SO4

Cu3 (PO4)2

Fe(OH)3

BaCl2

Cu(OH)2

Na2 SiO3

K2 S

ZnSO3

Cu(NO3)2

FeCO3

Н3 PO4

HNO3

Ca(OH)2

H2 SO4

 

Фишки к карте « Химические формулы»

 

Азотная кислота

Нитрат меди(II)

Хлорид бария

Сульфид
калия

Сульфит цинка

Серная кислота

Гидроксид меди(II)

Сульфат
натрия

Гидроксид кальция

Силикат натрия

Угольная кислота

Гидроксид
цинка

Ортофосфат меди(II)

Гидроксид железа(III)

Kарбонат железа(II)

Ортофосфорная кислота

 

В качестве карточек для проверки домашнего задания по химии можно раздавать

квадраты с недописанными формулами, и предлагать вписать формулы оксидов или формулы других классов указанных элементов в соответствующие клетки (по стрелкам). Примеры квадратов:

Другой прием, используемый мной на уроке в 10-11 классах — «Игра-цепочка». Дети приучены к этой игре и готовят вопросы заранее. Мною задаётся первый вопрос любому ученику, он при правильном ответе, задаёт свой, приготовленный заранее вопрос любому другому ученику и т.д. Если кто-то не справляется с ответом, отвечает тот, кто поднял руку. Оценка ставится за интересный вопрос и правильный, четкий ответ. Опрос длится около 10 минут, при этом наблюдается эмоциональный подъём, четко видна подготовка учащихся к уроку, самостоятельный поиск учебного материала, умение анализировать полученную на уроке информацию, вычленять главное. При применении этой формы опроса выставляются дополнительные оценки. Применяю данный опрос в теме «Строение ДНК», «Биосинтез белка» и др. Т.е. при изучении тем, в которых много новых понятий и терминов.

Для поддержания интереса учащихся к биологии я предлагаю креативные задания, которые одновременно развивают и их творческие способности. Например, по теме «Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви» применяю метод ошибок (задание №1) и метод сравнения (задание №2)

Задание №1. Найдите в тексте биологические ошибки:

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!

Задание №2. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.

Ответы обоснуйте.

  • печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария

  • человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис

  • пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь

По теме «Тип Хордовые. Класс Земноводные» метод эмпатии (вживания):

Задание. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?

По теме «Класс Птицы» метод ошибок. Например: найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.

А эта весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:

Выткался над озером

алый цвет зари,

На бору со звоном

плачут глухари.

Где-то плачет иволга,

схоронясь в дупло,

Только мне не плачется-

на душе светло.

В) А. Н. Плещеев:

Травка зеленеет.

солнышко блестит,

Ласточка с весною

в сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,

а ты песню спой,

Что из стран далёких

принесла с собой.

Г) В. А. Жуковский:

Где же ты, птаха?

Где ж ты, певичка?

В дальнем краю

Гнёздышко вьёшь ты,

Там и поёшь ты

Песню свою.

В теме «Класс Насекомые» метод эвристических вопросов, таких как: придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.

Приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение, используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач). Например, при прохождении блока тем по экологии (задание 1) и эволюции (задание 2) в 11 классе, примером выдаются следующие задания, на которые необходимо предложить разные варианты ответов

Примеры заданий в технике ТРИЗ

1. 788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное… Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге — почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы:

1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли

2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий

3. Как была разрешена данная проблема

Навоз — коров

загрязнение — отравление — гибель — почв растительности растительности

эрозия пов

гибель земель —

Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете.

Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков.

2. Пятнистая шкура оленя — защитное приспособление, позволяющее маскироваться в случае опасности. Но эта же шкура мешает малышу-олененку следовать за мамой, особенно в случае опасности — стоит только отвернуться на минуту — и маму не найдешь. Как помочь олененку не отстать от мамы?

Противоречие: олениха должна быть хорошо заметна олененку, чтобы он мог за ней следовать, и должна быть незаметная — пятнисто-защитная, чтобы маскироваться от хищников.

ИКР: шкура оленихи сама показывает олененку: «Вот я!» Используйте посредник, дающий сигнал обнаружения.

У оленя возле хвоста на шкуре — белый кружок наподобие салфетки. Если он испугается и бросится бежать, эта «салфетка» становится шире, заметнее. Это — ориентир для олененка. Кроме того, это своеобразный сигнал опасности для других особей. 

Технологию проектной деятельности как одну из активных форм развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся я применяю в своей практике для реализации элективного курса «Экология человека» Предлагаемые учебные задания рассчитаны на выполнение в группах. Каждая группа получает задание. Группы работают одновременно и не зависимо друг от друга. Для ознакомления с результатами деятельности других групп после окончания цикла исследовательских работ устраивается конференция.

Одним из примеров развития интеллектуальных способностей учащихся является решение олимпиадных задач.

Примеры олимпиадных заданий, используемые на уроках в 10 классе по теме «Индивидуальное развитие организма» и обобщающем уроке зоологии в 7 классе соответственно:

1. Экто-, эндо- и мезодерма развиваются в ткани и органы. Какая из следующих комбинаций правильная?

Эктодерма

а – нервная система
б – нервная система
в – кожа
г – эпидермис

Мезодерма

кровь
толстая кишка
кости
печень

Энтодерма

легкие
легкие
почки
сердце.

2.


У каких животных встречаются части тела похожие или одноимённые с перечисленными на рисунке частями одежды, и для чего нужны эти части тела этим животным.

Еще один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка — это исследовательская практика. С этими работами школьники выступают на конференциях разного уровня: школьных, районных, областных. Многие из работ отмечены дипломами. Например, исследовательская работа «Воздействие шума на организм человека» отмечена Почетной грамотой ГОУВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» — победа в номинации «Первый научный труд», исследовательская работа «Исследование качества продуктов питания»-отмечена дипломом лауреата пятой региональной молодежной научно-практической конференции «Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике» г.Биробиджан

К каждому из подобных уроков подбираются дидактические материалы и игры, продумываются способы, как включить в работу всех учеников, прогнозируются трудности, которые могут им встретиться.
Таким образом, уроки-соревнования, уроки-панорамы, уроки-практикумы в форме деловой игры, уроки-гипотезы, уроки-конференции, уроки-конгрессы, уроки «мозговой атаки», уроки-решения, уроки-размышления, уроки-презентации, уроки-антологии обеспечивает большую познавательную активность и развитие личностных способностей.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить: 
— Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
 

— Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное. 
— Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
 
— И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.