Мероприятия по экологическому воспитанию обучающихся для включения в программу воспитательной работы образовательной организации


Автор: Воронина Оксана Михайловна
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность: старший воспитатель


 

Содержимое

Введение

 

Проблема раздельного накопления и утилизации отходов является одной из наиболее актуальных экологических проблем для современного общества. Рост потребления, особенно в крупных городах, долгие годы вел к увеличению объемов образования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), увеличивалось количество свалок, а вместе с этим и негативное воздействие на окружающую среду.

С 1 января 2019 года в России стартовала «мусорная реформа», которая предусматривает существенные изменения правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Теперь за обращение с отходами отвечает региональный оператор.

В настоящее время на территории Еврейской автономной области расположено 4 объекта, предназначенных для размещения отходов.

Замена старых контейнеров на новые ведётся региональным оператором ООО «Дом-Строй» постепенно, в плановом режиме. На сегодняшний день силами ООО «Дом-Строй» изготовлено 90 новых контейнеров. Из них 73 контейнера установлено в городе Биробиджане, а 17 — в Облученском районе ЕАО. Так, в п. Бира установлено 9 новых контейнеров, в с. Семисточное — 1, в г. Облучье и с. Будукан — 2 и 5 соответственно.

Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах термин «раздельное накопление отходов» вводится – Федеральным законом № 89-ФЗ ст. 13.4.

Согласно данной статье, раздельное накопление – это накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов. Места (площадки) накопления должны соответствовать требованиям законодательства. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. 1039 «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Данная проблема обусловлена процессами внедрения раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) в субъектах Российской Федерации как составной части перехода на экономику замкнутого цикла, выполнения показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология», а также Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. 84-р.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2020 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

  • Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 17.12.2020 № 14);

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

  • Концепция экологического образования;

  • Постановление правительства Еврейской автономной области от 03.08.2018 № 280-пп «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Еврейской автономной области» (с изменениями на 30.06.2022).

В методических рекомендациях по экологическому просвещению и воспитанию обучающихся образовательных организаций в области раздельного накопления отходов сформулированы цель, задачи, концептуальные подходы к проблеме раздельного накопления, содержательные, технологические подходы к подготовке тематических классных часов.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам при формировании у обучающихся ответственного отношения к накоплению отходов и грамотного обращения с ними.

Задачи:

изучить влияние отходов на окружающую среду;

обучить основам раздельного накопления отходов, методам сортировки отходов, потребления дома и в школе;

привлечь внимание детей и их родителей к актуальным экологическим проблемам;

вовлечь школьников и их родителей в сортировку отходов в домашних условиях;

воспитывать ответственное отношение к природе.

Для решения поставленных задач рекомендуется провести минимум два классных часа в течение всего учебного года, а также два мероприятия.

Работа с родителями организуется через совместную деятельность обучающегося и членов его семьи в рамках выполнения проектов. Это может быть годовой проект или несколько проектов по предложенным темам в течение всего года.

Для организации и проведения классных часов используются разные виды деятельности, внеклассной работы в рамках системно-деятельностного подхода: просмотр фильмов и мультфильмов, социальных видеороликов, презентаций, подобранных по возрасту и уровню подготовки. Обучающиеся получат знания по экологии, проблемам загрязнения окружающей среды, о способах сокращения, раздельном сборе и переработке отходов.

В результате применения педагогами данных методических рекомендаций у обучающихся должны сформироваться определенные знания и умения.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

— классификации ТКО;

— методы и принципы сортировки, утилизации, захоронения ТКО;

— источники образования и морфологический состав ТКО;

— этапы системы обращения с ТКО в России;

— технологии и правила организации РСО;

— алгоритм выполнения исследовательского проекта.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

— применять на практических занятиях понятийный аппарат в области обращения с ТКО;

— применять на практике в образовательной организации и дома принципы сортировки ТКО;

— анализировать научные данные в сфере обращения с ТКО;

— под руководством педагога проводить и грамотно оформлять исследования на тему обращения с ТКО.

Целевая аудитория включает 3 возрастные категории обучающихся: 1-4 классы (7-10 лет), 5-8 классы (11-14 лет), 9-11 классы (15-18 лет).

Следует отметить, что критериями успешной реализации образовательного процесса в области правильного обращения с отходами является вовлечение родителей в реализацию образовательного процесса и социальное партнёрство образовательных организаций с региональным оператором по обращению с ТКО, Министерством (департаментом) природных ресурсов региона, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования региона и образовательными организациями высшего образования.

Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326) и национального проекта «Экология».

В Биробиджане планируется строительство первого в регионе мусороперерабатывающего завода. При его появлении рекомендуется хотя бы один раз в четверть для обучающихся и взрослых посещение мусоросортировочного комплекса (завода) в целях наглядного осмысления современной утилизации ТКО.

Новый вариант государственной программы «Экология Еврейской автономной области» на 2015-2025 годы» утвержден постановлением правительства Еврейской автономной области (Правительство ЕАО постановление от 30 января 2018 года 17-пп Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области «Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области» на 2018 — 2025 годы (с изменениями на 17 июля 2020 года), (в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 27.04.2020 127-пп, от 13.05.2020 153-пп, от 17.07.2020 «270-пп). Одной из основных задач документа заявлено снижение негативного влияния отходов на окружающую среду.

 

Понятийный аппарат

Данные методические рекомендации содержат понятийный аппарат, организационно-методические условия, инфраструктурные условия реализации программ общего и дополнительного образования по экологическому направлению на тему правильного обращения с ТКО.

Термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют Федеральному закону от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы, ФГОС НОО, ООО, СОО.

Термины и определения:

Бункер — мусоросборник, предназначенный для складирования КГО.

Контейнер — мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов.

Контейнерная площадка — место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилами благоустройства муниципальных образований и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Крупногабаритные отходы (КГО) — ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Мусоровоз — транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО.

Потребитель — собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор) договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Предмет познания современного экологического образования – экологические связи и отношения в экологических системах разного уровня, отражающие взаимосвязи природных, социо-культурных и экономических процессов окружающего мира, роль культуры в решении возникающих в них экологических проблем.

Предметная экологизация – процесс и результат включения в предметно-деятельностное содержание учебных предметов экологической составляющей в соответствии с целями и задачами учебного предмета.

Программа воспитания это методический документ, определяющий комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Раздельное накопление ТКО — раздельное складирование ТКО по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Ресайклинг – сбор и переработка отходов с целью производства новой продукции и её реализации. В результате получается новый материал, который используется для создания новых вещей.

Сухие отходы — виды ТКО, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами.

Смешанные отходы — виды ТКО, в том числе не подлежащие утилизации, такие как: пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Утилизация ТКО — использование ТКО для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение ТКО, в том числе повторное применение ТКО по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

Урна — емкость для накопления ТКО объемом до 0,5 кубического метра.

Экология — широкая междисциплинарная область научных знаний, изучающая связи и отношения «живое – окружающая среда» в экологических системах разного уровня, в том числе, в системе «человек–общество– техника–природа».

Экологическое образование – широкая область естественно-научно-социально-гуманитарно-технологического образования, которая включает:

1) классическое, естественнонаучное, экологическое образование, изучающее законы экологии, как основы для понимания объективности экологического императива во взаимодействии общества и природы;

2) экологическое образование в интересах устойчивого развития, направленное на формирование культуры биосферосовместимого образа жизни;

3) прикладное направление применения экологических знаний, умений, отношений в разных сферах жизнедеятельности человека.

Экологическое воспитание — это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Экологическое воспитание — это всеобъемлющий процесс, затрагивающий практически все аспекты развития личности подрастающего человека через систему его отношений с природой, социумом, с самим собой.

Экологическое поведение — это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования.

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду (хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий); система мер по защите от опасностей, возможность управления (контроля) опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.

Экологическое сознание — комплекс мнений, настроений, идей, отражающих отношение социального субъекта (общество, группа, личность) к среде обитания. Его формирование — процесс выработки и усвоения субъектом определенных норм поведения по отношению к природе.

Экологическая культура общества — сквозной вектор общечеловеческой культуры, способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей; интеллектуально-духовная основа цивилизации устойчивого типа; определенный образ общественно-природного активного события; деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно- и социально-детерминированного деятельного существования; способ жизнедеятельности человека и жизнеобеспечения человечества.

 

Условия организации образовательного процесса, направленного на формирование экологической культуры в области обращения с ТКО

Воспитательная работа в школе организовывается в соответствии с календарными планами воспитательной работы на предстоящий учебный год на основе рабочей программы воспитания, включенной в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.

Цель воспитательной работы школы – создание условий для личностного развития обучающихся, формирования системных знаний о различных аспектах развития России и мира, которое проявляется:

  • в усвоении основных норм поведения в обществе, в котором мы живем;

  • в развитии социально значимых отношений школьников и ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, окружающим людям и самим себе;

  • в приобретении опыта осуществления социально значимых дел, направленных на заботу о своей семье, на пользу родному городу и стране, трудового опыта, опыта выражения собственной гражданской позиции.

Поэтому рекомендуем включить в рабочую программу воспитания следующие модули, направленные на формирование экологической культуры школьников в области обращения с ТКО:

инвариантные модули

  • «Классное руководство»

  • «Ключевые общешкольные дела»

  • «Курсы внеурочной деятельности»

  • «Школьное самоуправление»

  • «Детские общественные объединения»

  • «Профориентация»

  • «Работа с родителями»

вариативные модули

  • «Экскурсии и походы»

  • «Школьные медиа»

  • «Организация предметно-эстетической среды»

В формировании у школьников представления о правильном обращении с ТКО могут быть рассмотрены следующие варианты эффективного использования данного подхода: реализация образовательных программ на базе организаций–партнёров, использование материально-технической базы организаций, привлечение специалистов сетевого партнёра в качестве педагога, консультанта или эксперта, организация экскурсий на производство, если сетевой партнёр – предприятие реального сектора экономики.

К реализации программ внеурочной деятельности могут быть привлечены студенты педагогических отрядов вузов, в том числе непедагогических, начиная со второго курса, если направление их подготовки совпадает с направлением объединения, а к реализации программ основного общего образования и среднего общего образования могут быть допущены студенты старших курсов педагогических вузов (Федеральный закон от 08.06.2020 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Среди форм организации занятий на тему обращения с ТКО, в зависимости от возрастной категории обучающихся, применяются: квесты, игры, лекции, экскурсии, интерактивные занятия, экоуроки, викторины, круглые столы, выставки рисунков и поделок, конкурсы плакатов, конкурсы сбора макулатуры, экологические акции по раздельному сбору отходов.

Занятия проводятся с использованием информационно-наглядных материалов, в основном презентаций и видеороликов. В качестве методических ресурсов часто используются электронные образовательные ресурсы, готовые разработки занятий.

Важную роль в успешной реализации образовательного процесса на тему правильного обращения с отходами играет грамотно организованная учебно-исследовательская деятельность. На это следует обратить особое внимание, поскольку для формирования и развития у обучающихся специфических умений и навыков в сфере обращения с отходами требуется включение проектной деятельности в образовательный процесс.

Одним из критериев успешного формирования правильного отношения обучающихся к сортировке отходов является вовлечение родительского сообщества в реализацию комплекса мероприятий по раздельному сбору ТКО.

Большим воспитательным потенциалом обладает развитие экологического проектирования и эковолонтёрства в образовательных организациях. Данное направление предполагает формирование проектных компетенций в области разработки и реализации социально значимых экологических и эковолонтёрских проектов. Сетевым партнёром данного направления может быть Всероссийская общественная организация волонтёров-экологов «Делай!». Содержание данного направления ориентировано на прикладные аспекты работы в сферах обращения с отходами и экологического волонтёрства.

В деятельность могут быть вовлечены не только все уровни образования, но и родительское сообщество.

Данное направление может быть реализовано через: формирование экоклубов и клубов экологического мышления, отрядов юных экопросветителей /агитбригад.

Событийная деятельность может быть представлена: общенародной акцией «Миллион – Родине», участием во Всероссийском проекте по правильному обращению с ТКО «ЭкоХод», организацией постоянно действующей акции «Добрые крышечки», неделей эковолонтёрства, Днём Земли. Все мероприятия могут быть включены в программу воспитания образовательной организации.

Примерная тематика мероприятий (теоретических занятий) для обучающихся начальной школы:

  • «Что такое мусор»;

  • «Полезный и вредный мусор»;

  • «Правила разделения мусора».

  • «Опасность коммунальных отходов»;

  • «Батарейки: польза и вред» (занятие и сбор батареек);

  • «Зачем нужны бахилы» (занятие);

  • «Мы собираем отходы дома» (домашнее задание и презентация);

  • «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов»;

  • «Мусор полезный и вредный»;

  • «Способы обращения с отходами»;

  • «Как работает круговорот вещей?»;

  • «Сортируем мусор – спасаем планету?»;

  • «Вторая жизнь отходов».

Цель: знакомство обучающихся с понятием «бытовые отходы» (ТКО) и расширение представлений, обучающихся об экологической безопасности.

Задачи:

  • формировать у обучающихся представления об отходах, сортировке и утилизации ТКО, позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре, умение сортировать мусор;

  • побуждать обучающихся к участию в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, повышению экологической сознательности;

  • развивать потребность соблюдать чистоту и навыки раздельного сбора отходов.

Интегрированное занятие (занятия, включающие разнообразные виды детской деятельности, объединённые темой отходов). Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы.

Например, занятие «Что такое мусор» включает в себя следующие методические приёмы:

  • Рассказ о мусоре и его видах;

  • Беседа о сортировке мусора;

  • Выполнение творческого задания: рисование видов отходов, сортировки отходов в семье;

  • Просмотр мультфильмов:

    Три кота.Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WL9OG9sTKEI,

    Мультик про мусор.Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_1LIFr0cEFw

    Твой друг Бобби. — Переработка мусора — мультфильмы детям — серия 27. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RthI

    Переработка мусора. Жила-была Царевна — Мультфильм «Спасение». — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=htz5Blcpu-c).

Примерная тематика мероприятий (теоретических занятий) для обучающихся основной и средней школы:

«Экологичный образ жизни»;

«Для чего нужен раздельный сбор отходов?»;

«Обращение с отходами»;

«Международный опыт в сфере обращения с отходами»;

«Понятие опасных отходов»;

«Опасность коммунальных отходов»;

«Какие процессы протекают на свалках и чем это опасно»;

«Как продукты горения мусора воздействуют на здоровье человека»;

«Почему проблема отходов влияет на изменение климата»;

«Разделяй с нами»;

«Почему проблема отходов влияет на изменение климата»;

«Чистое будущее — в чистом настоящем»;

«Отходы: курс на переработку»;

«Все ли органические отходы утилизируются природой?»;

«Раздельное накопление отходов – нужное и благородное дело»;

«Из отходов — в доходы»;

«Как переработка отходов позволяет экономить природные ресурсы»;

«Мы и мусор»;

«Мир без мусора».

Практические занятия (мероприятия) для обучающихся НОО, ООО, СОО:

  • Акция «Зеленый патруль», «Чистый уголок класса», «Мой чистый двор», «Сдай батарейку», «Отходы — это не мусор, это вторсырьё» (разрабатывается образовательной организацией организацией).

  • Акция «Добрые крышечки» — российский эколого-благотворительный волонтерский проект: https://vk.com/dobrie_krishechki_ykt. Данные акции рекомендуется проводить в течение года (полугода), по окончании с организацией праздника с отчетом о собранных вторичных отходах.

  • Практическое занятие: «Волшебное превращение ненужных вещей».

  • Ярмарка «Отходы в доходы».

  • Организовать конкурс фотографий и видео «Разделяй мусор семьёй».

  • Провести эко-квест «Раздели мусор правильно».

  • Создать видеоролик «Делим мусор в школе».

  • Оформить стенд «Утилизация опасных отходов».

  • Выпустить листовки «Опасные отходы и их утилизация (с адресами где можно сдать опасные отходы); Памятки «Моя культура обращения в сфере ТКО».

  • Распространить листовки среди жителей своего района.

  • Установить урны для раздельного накопления отходов общеобразовательных организациях.

  • Просмотр видеоролика «Утилизация опасных отходов».

  • Просмотр видеоролика «Как разделять мусор дома».

На любое мероприятие важно приглашать (привлекать) родителей, организовывать их участие. Возможно приглашение специалистов в области обращения с ТКО.

Целесообразно рассказать и о распределении мусора по категориям, а именно о том, что выпускают специальные контейнеры разных цветов. Они появились относительно недавно. Где-то устанавливаются корзины двух-трёх цветов для сбора наиболее популярных типов отходов: пластика, стекла, бумаги.

Цвета баков для раздельного сбора отходов закреплены Постановлением Правительства РФ №2970-р:

  • желтые предназначены для сбора пластика;

  • зеленые – бытового мусора, не сортированного предварительно;

  • оранжевые – токсичных, потенциально опасных химических веществ;

  • синие – бумаги, старых газет, макулатуры;

  • красные – стекла;

  • серые – электрических приборов, деталей к ним;

  • черные – остатков еды;

  • коричневые – отработанных батареек, аккумуляторов.

 

Об этом должны знать обучающиеся с 1-11 классы

 

Формы реализации классных часов и классных мероприятий по совместной деятельности
с родителями

Участие родителей в реализации проектов по раздельному сбору отходов в рамках проведения акции «Разделяй мусор на РАЗ-ДВА-ТРИ». Данную акцию лучше проводить в течение года, периодически осуществлять контроль в форме отчетных экоколлажей школьников с участием всех членов семьи, как в рамках классных часов, так и в рамках проведения мероприятий.

Для формирования устойчивого осознания ответственности, как школьников, так и их близких, рекомендуется создать продукт мини-проекта, магнитик-подсказку на холодильник «Мусор требует деления».

Включение в подготовку и в проведение как мероприятий, так и классных часов родителей обучающихся младшего звена. Важно, чтобы в семье формировалось единое мнение на решение проблемы по раздельному сбору отходов (РСО).

Проведение мероприятия по раздельному сбору отходов – экосубботник. Экосубботники – это уборки территорий, где ребята дружно и весело проводят время и занимаются полезным делом. А именно каждый вносит свой вклад в чистоту родного города, собирая мусор на территории школы. Ребята вместе с педагогами и волонтерами не просто собирают бумагу, пластик и другие виды мусора, а выбрасывают и разделяют мусор по назначению – бытовые отходы или отходы, которые будут переработаны.

Проведение конкурса по сбору макулатуры. Проводится ежегодно осенью в течение месяца. Обучающимся школы предлагается принять участие в увлекательном соревновании по сбору макулатуры. В ходе акции ребята собирают бумагу и картон в организованных пунктах приема в школах, а далее собранная ребятами макулатура поступает на заводы по переработке. Таким образом, ребята понимают, что собранная ими макулатура будет переработана в полезное сырье, из которого будут изготовлены новые вещи.

Проведение творческого конкурса с родителями «Мир другими глазами» (из бросового материала). Поделки из вторичного сырья.

Возрастная группа обучающихся 11-17 лет характеризуется жизненным самоопределением. В этом возрасте человек строит планы на будущее, происходит формирование мировоззрения, становление индивидуальности. Поэтому именно в этом возрасте возможно привить экологические ценности и связать их с грамотным поведением по отношению к окружающей среде.

Цель: расширение представлений обучающихся об экологической безопасности.

Задачи:

— формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;

— побуждать обучающихся к участию в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, повышению экологической сознательности;

— развивать навыки раздельного сбора отходов.

 

Предлагаем следующие формы проведения тематических классных часов для обучающихся 5-11 классов:

Беседа на тему. Обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение. Беседа также может проводиться в форме дискуссий, диспутов и дебатов. Для этого коллектив делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения.

Участие родителей: тематика бесед раздается обучающимся заранее для предварительной подготовки. Родителям предлагается принять участие в подборе материала для беседы.

Совещательные группы. Коллектив делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой.

Тематика проблем для работы совещательных групп:

1) Вспомните, что вы выкидываете в мусорное ведро? Предложите 7-8 вариантов (Выслушать группы по очереди). Варианты записать в группах. 1-2 минуты на совещание.

2) Придумайте, на какие 5-6 групп можно разделить перечисленные отходы (выслушать варианты ребят по классификации отходов). Можно предложить написать варианты на листах бумаги и повесить их на доску (3-4 минуты на совещание).

3) Мозговой штурм «Наш план действий». Совещаются в командах, формируют план, который представляет один из членов команды. Дополняют свой план по итогам обсуждения, подписывают и размещают план на стене в классе (6 мин).

Подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у подростков, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала.

Участие родителей: тематика обсуждаемой проблемы раздается командам заранее. Родителям предлагается принять участие в подборе материала для работы группы.

Тематическая лекция. Этот метод используется в старших классах. Для обучающихся 5-11 классов наиболее приемлема такая форма как интерактивная лекция или лекционный форум. На нем предполагается обсуждение темы после прочитанной лекции — это оживляет саму лекцию, стимулирует обучающихся проявлять интерес к подаваемой информации. Интерактивный формат мероприятия предполагает не просто знакомство с полезной информацией, а вовлечение в активный процесс познания: школьники могут увидеть необычные образцы разных этапов процесса переработки (утилизации) отходов, принять участие в наглядных экспериментах и демонстрациях, выполнять творческие задания.

Участие родителей: такие лекции или форумы предполагают совместное участие в них родителей и детей. В ходе обсуждения проблемы или участия в эксперименте родители с детьми вырабатывают совместную стратегию поведения.

Экологическая игра. Такая форма проведения классного часа позволяет коротко проигрывать проблемную ситуацию, после чего школьники имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы. Игровая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли. При проведении игр на природе внимание молодежи удается привлечь и за счет новых технологий: в игру включают дополнительные задания, такие как чекины (Чекин — сленговое выражение, получившее распространение в социальных сетях и связанное с установлением метки о своём географическом местоположении), загадки и фото охоту.

Примеры экологических игр по обсуждаемой тематике:

1) Игра на сопоставление «Срок разложения материалов в природе»;

2) Игра «Правда или ложь»;

3) Игра «Мусоробол»;

4) Игра «Собери мусор правильно»;

5) Игровой урок «Из чего все сделано».

Участие родителей: часто такие игры проводятся на природе, в парке, где предусмотрены музыка, пикник и может быть прекрасной формой проведения выходного дня всей семьей, а также родители могут дистанционно принять участие в виртуальной экскурсии и поучаствовать в ее обсуждении.

Тренинги (обучают подростков правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных 12 сценариев).

Примеры тренингов:

1) Экологический праздник «Экодвор». На тренинге можно получить практические инструкции по подготовке и проведению праздника; узнать о том, как совмещать полезные развлечения и просвещение про раздельный сбор отходов; как строить дальнейшую работу с соседским сообществом по внедрению раздельного сбора отходов на постоянной основе; узнать о подводных камнях в ходе реализации проекта и том, как их преодолевать.

2) Тренинг «От А до Я». Участники тренинга узнают: куда девается мусор после того, как он отправился в контейнер; чем опасны свалки, какие негативные процессы происходят на них и какие применяются технологии, чтобы обезопасить людей; есть ли в России для отходов жизнь вместо свалки; каковы плюсы в переработке отходов и как развивается сегодня эта отрасль в нашей стране; какие виды отходов можно сдать в переработку в вашем городе, а какие — нет.

Участие родителей: родители могут принять непосредственное участие в тренингах.

Конференции, симпозиумы, ток-шоу. Такие формы проведения классного часа учат подростков серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией.

Как вариант, можно предложить нескольким ребятам подобрать материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы. После конференции или симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой.

1) Ток-шоу «Разберем мусор — спасем город». Для проведения ток-шоу создается две группы обучающихся, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему. От каждой группы выбирается по одному представителю, наиболее убежденному в правоте своей позиции и одного-двух ведущих. Вместе с ведущими и инициативной группой формулируем несколько вопросов для обсуждения. Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске рождается истина.

2) Ток-шоу «Мусор среди нас. Кто-кого?». В ток-шоу участвуют две группы: приверженцы свалок и мусоросжигания. Каждая группа отстаивает свою позицию. После беседы проводится мозговой штурм «Мусор — тоже ресурс», а также готовится стенд — «Дерево идей», куда вывешиваются все продуктивные идеи, высказанные в результате ток-шоу.

Участие родителей: родители могут помочь детям подготовиться к конференции или симпозиуму, а также принять участие в ток-шоу непосредственно или дистанционно.

Устный журнал «Доходы из отходов». Классный руководитель знакомит школьников с материалами выпуска журнала (план мероприятия). В ходе ведения журнала школьники выступают с передовицей («Ресурсы со свалки»), берут интервью («Как очистить Россию от мусора»), слушают репортаж, ведут рубрику — заметки, проводят экологический семинар.

Участие родителей: родители могут помочь детям подготовиться к интервью, экологическому семинару или подготовить заметки для журнала.

Мастер-классы. Обучающиеся делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов. В группах обсуждаются конкретные темы. Такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки.

Участие родителей: для родителей с детьми можно предложить совместный выпуск экологической газеты: «Меньше мусора – больше здоровья».

Рабочие группы. Все обучающиеся делятся на группы, им даются определенные задания, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству подростков и общению друг с другом.

Участие родителей: родители могут как подготовить для своего ребенка макулатуру и металлолом, так и принять активное участие в его сборе и сдаче в соответствующие пункты.

Театрализованные постановки (развивают творческий потенциал обучающихся, способствуют их культурному воспитанию).

1) Театрализованная постановка-митинг «Приведи в порядок свою планету».

2) Экологические сказки.

3) Экологические агитбригады.

Участие родителей: родители могут поучаствовать в качестве зрителей в театрализованных постановках или принять участие в их подготовке.

Экологические квесты. Квесты позволяют с помощью игрового формата привлечь новых людей к решениям проблем экологии. В ходе квеста участники объединяются в команды, получают снаряжение и отправляются собирать мусор. За каждый собранный мешок сырья команда получает баллы. Раздельный сбор по определенным правилам и доставка на склад дает возможность получить дополнительные баллы.

Участие родителей: В игре участвуют команды численностью от 3 до 4 человек — играть можно в команде с друзьями или с семьей.

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные педагогу. Главное, чтобы подросткам было интересно, и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы.

Формы рефлексии классного часа.

  • Лестница Лансинка – это последовательность предпочтения способов обработки мусора (последовательность такова: предотвращение появления мусора – повторное использование предметов; повторное использование материалов при помощи их переработки, сжигание и захоронение мусора). Первая ступень — отлично, седьмая — плохо.

  • «Плюс-минус-интересно». Техника помогает формировать метапредметные компетенции: «Плюс-минус-интересно» можно использовать как подготовку к дискуссиям, дебатам. Воспользоваться техникой возможно при использовании проектного подхода, чтобы подвести итоги проделанной работы, оценить результат личной и командной работы учащихся. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» — записывается все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению обучающегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на классном часе, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» — «интересно»- обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на данном мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста обучающихся, но и от их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение могут включаться и обучающиеся. Приобщая школьников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Создавать классный час надо вместе, всем коллективом: руководителю группы и подросткам. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательный труд.

Схема анализа классного часа.

Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных обучающихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения?

Как подготовлены обучающиеся к мероприятию?

Роль самих обучающихся в его подготовке, как распределены поручения?

Содержание и методика проведения:

  • идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая привлекательность исполнения и оформления;

  • разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации обучающихся.

  • отношение обучающихся к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).

Организационно-методическая работа педагога

1. Составление плана деятельности.

2. Наработка и накопление необходимого материала.

3. Разработка плана мероприятий.

4. Сбор информации из разных источников.

5. Подбор презентаций по теме «Наша чистая планета».

6. Изготовление пособий: «Сортировка мусора».

7. Изготовление лэпбуков «Сортировка мусора».

Лэпбук — это интерактивная папка, сделанная своими руками, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

8. Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д.

9. Обобщение накопленного опыта.

Список рекомендуемой литературы

  1. Килоева М.М. Система обращения с твёрдыми коммунальными отходами и механизм её финансирования в России: состояние и направления развития // Власть. — 2020. — №2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrascheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-othodami-i-mehanizm-ee-finansirovaniya-v-rossii-sostoyanie-i-napravleniya-razvitiya.

  2. Кириллов В.В. Об утилизации отходов в Российской Федерации. Отраслевой портал. — Режим доступа: http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=193

  3. Лебедева К.А., Графов К.А. Определение морфологического состава твердых коммунальных отходов на территории Петрозаводского городского округа // StudArcticForum. — Режим доступа: http://saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=3005

  4. Меньше половины россиян оказались готовы перейти на раздельный сбор мусора // ИА «Интерфакс». — 2019. — 10 янв. — Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/645538.

  5. Национальный проект «Экология». Утв. решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018. — Режим доступа: http://base.garant.ru/72150168/

  6. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Обращение с отходами. Программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/120014710

  7. Постановление Правительства Еврейской автономной области от 30 января 2018 года 17-пп Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области «Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области» на 2018 — 2025 годы (с изменениями на 17 июля 2020 года), (в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 27.04.2020 127-пп, от 13.05.2020, 153-пп, от 17.07.2020 270-пп). — Режим доступа: https://onlineecology.com/doc/9830d396-993e-4545-995c-ede7e4157357

  8. Приказ Минприроды России от 14.08.2013 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_laW_151066/

  9. Путинцева Н.А. Организация раздельного сбора твердых коммунальных отходов в России // Петербургский экономический журнал. — 2019. — №1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razdelnogo-sbora-tverdyh-kommunalnyh-othodov-v-rossii

  10. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р.

  11. Управление в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: современное состояние // ЭКО. — №12. — С. 5-19.

  12. Федеральный закон от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (посл. ред.). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_laW_19109/

Рекомендуемый список электронных ресурсов
и образовательных порталов для педагогов
для использования в работе

 

Образовательный портал. http://разделяйиздравствуй.рф/

 

Образовательный портал «Эковики». https://ecowiki.ru/ecourok/

 

Образовательный портал «Разделяй с нами». www.разделяйснами.рф

 

Информационный портал «просто разделяй». http://просторазделяй.рф/deystvuy

 

Информационный портал rcycle.net всё о переработке вторсырья и утилизации отходов. https://rcycle.net/

 

Информационный портал «Green-club», информация об организации

раздельного сбора ТКО. https://green-club.su/razdelniy-sbor/

 

Портал национального бюро по переработке отходов.

http://www.nbpo.ru/

 

Справочник кодов общероссийских классификаторов.

https://classinform.ru/

 

https://ecohod.fedcdo.ru/wp-content/uploads/2023/03/Пособие_ЭЗЦ-2.pdf

Рекомендуемые документальные фильмы
для просмотра педагогам и обучающимся ООО и СОО

1. «Мусор» 2012 г. Режиссер Джереми Айронс, создатели фильма изучают опасность загрязнения земли, воздуха и воды отходами и влияние этого загрязнения на пищевую цепочку и окружающую среду.

2. «История вещей». Режиссер Луис Фокс. 20-минутный фильм об основных этапах модели жизненного цикла потребительских вещей: заготовке материалов, производстве товаров, об их продаже, потреблении и утилизации.

3. «Экологический след человека». Режиссер Ник Уоттс. Фильм создан телеканалом National Geographic. История о том, какой след оставляет каждый из нас на лице планеты.

4. «Реальная цена моды» 2015 г. один из главных фильмов о быстрой моде.

5. «Свалка». Режиссеры Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим. Оставив свой дом в Нью-Йорке, известный художник Вик Мунис возвращается на родину в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую мусорную свалку в мире Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро.

6. «Трагедия е-мусора». Режиссер Козима Данноритцер. Расследование о том, куда исчезает ваш сломанный телефон.

7. Положительные экологические практики в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), которые реализуются на территории субъектов Российской Федерации file:///media/user/2249-2279/все/ОТХОДЫ/prilozhenie_k_7801_04_05_10_21.pdf

 

Компании и пункты по приему вторсырья
в Еврейкой автономной области

Пункты приёма вторсырья в Еврейской автономной области

  • Мирметалл. Заготовительно-перерабатывающая компания лома черных и цветных металлов. Расположена по адресу: ЕАО, Смидовичский район, пос. Приамурский, Промышленная, 15.

  • Пункт приема лома «Торэкс». Расположен по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Приамурский, Промышленная ул. 25.

  • АвтоРециклинг Федеральный оператор по утилизации транспортных средств. Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Индустриальная, 4А

  • Центр демеркуризации. Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Ленина, 12.

  • Синтез-Восток. Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Миллера, д. 25.

  • Пункт приема батареек. Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема ул., д. 51

  • Компания «Центр утилизации техники и оборудования» (ООО «ЦУТО»). Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Индустриальная, 4А

  • Пункт приема батареек. Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 72, ТЦ Гигант.

  • Филиал общество с ограниченной ответственностью «АЛТРИС». Расположен по адресу: Расположен по адресу: г. Биробиджан, Украинский пер., 9А

  • Утилизация отходов «Русутилит». Расположен по адресу: г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 39.

  • Утилизация отходов «Вторсырье». Расположен по адресу: г. Биробиджан,

    ул. Биршоссе 2-й км, 23.