Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников


Автор: Татьяна Николаевна Обогрелова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: воспитатель


Речь — чудесный дар природы и одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети имеют более широкие возможности для вхождения в наш мир и общения с окружающими людьми.

Речь помогает нам понимать друг друга, формирует взгляды и убеждения и играет важную роль в познании окружающего мира.

Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения — это повышение эффективности коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитие речи.

Первоначальное формирование коммуникативных навыков детей происходит в стенах детского сада. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Результаты мониторингов показывают, что дети не могут выразить полностью свою мысль, наблюдается бедный запас слов, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.

Рассмотрев вопрос о совершенствовании речи детей, был сделан вывод, что в этом может помочь театрализованная деятельность.

Театральная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, приносит большую радость и удивление, способствует развитию:

  • Психофизических способностей (мимики, пантомимики)

  • Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти)

  • Речи (монолог, диалог)

  • Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать)

Анализ речевой диагностики позволяет говорить о динамике всех речевых компонентов (артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукопроизношения, словаря и словообразования, грамматического строя речи, связной речи) — смотреть приложение№ 1, 2 (графики за 2 года обучения)

Данные полученные в процессе исследования позволили мне убедиться в правильности выбранной темы и приступить к более подробной реализации деятельности с детьми по данному направлению.

Основная цель моей работы — развитие речи дошкольников, средствами театрализованной деятельности.

Задачи, которые я выделила в своей работе, как основные:

  • Обогащать и активизировать словарь детей;

  • Развивать грамматический строй речи;

  • Способствовать формированию интонационной выразительности речи, эмоционального восприятия;

  • Совершенствовать артикуляционный аппарат;

  • Формировать интерес и положительное отношение к театрализованной деятельности через использование различных видов театра;

  • Активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес у детей.

  • Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

Конечным результатом моей работы, определила достижение следующих ожидаемых результатов:

  • Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх;

  • Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх;

  • Обогащение и активизация словаря, развитие памяти, мышления, воображения

  • Овладение навыками выразительной речи;

  • Приобретут уверенность в себе;

  • Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;

  • Совершенствование навыков общения детей в коллективе;

  • Повышение общей культуры ребенка;

  • Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала,

  • способностей, интересов.

Для достижения поставленных целей и задач, я использую такие формы работы как:

  • знакомство с различными театрами,

  • разучивание стихов;

  • работу над этюдами;

  • разыгрывание сказок, сценок,

  • ролевые диалоги по иллюстрациям,

  • самостоятельные импровизации;

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры-драматизации;

  • изготовление декораций к спектаклям.

Свою работу по театральной деятельности я осуществляла в трех направлениях:

Первое направление формирование развивающей среды и создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

техническое оборудование (ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки птиц, зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки);

наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, фотографии;

создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов;

детскую художественную, познавательную и методическую литературу;

атрибуты для организации театрализованных игр: магнитная доска, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки и др.);

дидактические игры («Мои любимые сказки», «Кто за кем?», «Назови сказку», «Кто лишний?», «Назови одним словом», «Что перепуталось в сказке», «Настроение» и др.).

Игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики рук.

Второе направление – это работа с детьми:

— творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная.

— театрализованная деятельность: (драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, потешкам, стихам);

— организованно-образовательная театрализованная деятельность (просмотр спектаклей и беседы по ним);

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Третье направление – взрослые.

Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. Оно включает в себя:

  • посещение театров семьями;

  • организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

  • создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям.

Работу по театральной деятельности я проводила поэтапно:

1 этап – средняя группа

На 1 этапе я познакомила детей с понятием, что такое театр и зритель.

Театр – это дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют. Рассказала детям, что самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. С целью приобщения к театральной культуре, для наглядности я создала альбом «Театр», где познакомила детей с назначением театра, устройством здания театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и т.д). Рассматривая альбом и просмотрев видео презентацию «Мы идём в театр», я увидела, что у детей появился интерес к театру как к виду искусства.

Работу по речевому развитию с помощью театрализованной деятельности я решила организовать в течение всего дня, и включила во все виды деятельности: НОД, совместная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах: прогулки, умывание. Для увлечения детей играми – драматизациями, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Поэтому в содержание НОД по речевому развитию: чтение художественной литературы я включила игры –драматизации по текстам рассказов.

В совместной деятельности (утром или вечером) часто использую игры с различными видами театра «Придумай сказку», дети с удовольствием придумывают новые интересные сюжеты сказок, новых героев, а также пытаются изменить концовку к уже знакомым русско-народным сказкам, таким как: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка» и т.д.

Большой интерес у детей вызвала игра пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Ребенок, начинает фантазировать, пытаясь с помощью пантомимы объяснить, что он хочет сказать. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Моем посуду. Вытираем», «Волк крадется за зайцем», «Зуб болит» и т.д. Например, в игре «Превращения», где дети изображают какого-либо сказочного героя, просила «изобразить» кого встретил щенок из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?», храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений.

В д/игре «Покажи настроение» дети мимикой лица показывают то или иное настроение (весело, грустно, злость, удивление и т.д.), развивают способность изобразить и определить эмоциональное состояние человека. (фото)

Важное значение для развития речи, имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Пальчиковый театр чаще использую в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Мы делили апельсин», «Мышка лапками скребет», «Жили у бабуси» и т.д.)

Рассказывали сказку «Заюшкина избушка» руками. Я читала сказку, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук. При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Затем проводила беседу. Отвечая на вопросы, дети вспоминали текст и представляли определённый образ, а также уделяла особое внимание анализу эмоциональных состояний персонажей («Что, случилось с зайчиком, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации к сказкам и пытались воспроизвести сказку рассказывая по картинке. Постепенно у детей накапливались знания шло речевое развитие по театрализованным играм и рассказыванию сказок по иллюстрациям.

Любимые сказки «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» показывала в разных вариантах театра: настольный, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим желанием. Учились передвигать фигурки, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Элементы театрализации использую в подвижных играх на прогулках. В группе есть картотека игр, связанных со сказочным сюжетом. Например: «Гуси-гуси», «Теремок», «Муха-Цокотуха», «Лиса и заяц» и т.д.

В свободное время в совместной образовательной деятельности ребята с удовольствием рисовали любимых героев сказок: «Теремок», «Три поросенка», «Колобок», затем рассказывали кого изобразили на рисунке.

Также наше знакомство со сказками и героями проходило через загадывания загадок. Что позволило закрепить знания детей и узнать насколько они знают сказки, а также помогает развить память, речь и внимание.

В результате к концу года дети показали драматизацию сказку «Теремок на новый лад» для своих родителей и детей 1 младшей группы, где были задействованы все дети. В подготовке которого, закрепляются умения в сочетании движения и речи, а также закрепляется произношение текста с различной силой голоса и интонации.

Второй этап – это старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными сюжетами и дают детям возможность проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Театр кукол — это настоящее искусство, с которым знакомятся в детском саду малыши. Ожившие персонажи могут перенести ребёнка в увлекательный и волшебный мир, где всё необыкновенно. К нам в детский сад часто приезжают артисты кукольных театров.

Но что бы дать детям представление о настоящем театре, мы решили посетить театр кукол «Кудесник». Дети с любопытством и большим интересом рассматривали помещение театра, представленный в холле музей кукол. Красивые сказочные декорации и удивительная атмосфера театра – всё это открыло для детей увлекательное путешествие в мир театрального искусстваАртисты театра кукол провели для ребят мастер-класс. Дошколята узнали, что куклы для театра бывают разные. Кукловод должен уметь правильно говорить и хорошо владеть своими руками. Посмотрели фрагмент небольшого представления. Ребята побывали сами в роли артистов и попробовали «оживить» кукол своими руками. Кукольные представления обогащают жизнь малышей новыми впечатлениями, вызывают радостные эмоции, развивают речь.

Постепенно дети включились в процесс игрового общения с куклами бибабо. Чтобы речь на сцене у кукловода была плавная и красивая, мы с детьми выполняли артикуляционную гимнастику «Театральная репетиция».

В работе над дикцией использовала прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Для развития силы голоса просила детей спеть тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.  

Например, этюд на изменения тембра голоса:

Педагог. Киска, как тебя зовут?

Ребенок. Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)

Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо)

Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:

  • Солёный чай

  • Ем лимон

  • Сердитый дедушка

  • Тепло-холодно

  • Лампочка потухла, зажглась

Для развития артикуляции использовала упражнение «Рыжик»:

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он боится?

После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, легкими в общении, проявляют своё творчество фантазию. Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости — он прыгает, при испуге — дрожит, при удивлении — разводит лапки в стороны.

Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам.

В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультфильмов. Вместе с детьми обсуждаем, с какой интонацией герой сказки говорит, как ходит. Вопросы побуждают детей думать, рассуждать.

Особое значение в спектаклях уделяю музыке. Хорошо продумываю музыкальное оформление, для этого использую музыкальный центр. Для каждого героя используется своя музыка, которая передает образность персонажу. Например: при инсценировке «Сказки о глупом мышонке» для каждого героя я подбирала музыку для выхода в современной обработке, что вызвало огромный интерес у зрителей.

В своей работе я часто использую логоритмику, дети с большим удовольствием выполняют движения под музыку. Обязательно включаю в неё коммуникативные игры и танцы. Развитие ребенка происходит в игровой форме, где есть и пальчиковые игры, и физкультминутки, и инсценировки. С помощью музыкального сопровождения дети меняли тембр голоса и движения.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. Насыщение ритмики игровыми упражнениями и имитационными движениями помогает мне полнее решить поставленные задачи.

Одной из форм работы является экскурсии в областную детскую библиотеку. Наши дети входят в клуб «Умка» (18 филиал модельной библиотеки), где планово знакомят с произведениями разных авторов. Сотрудники библиотеки устраивают для наших ребят целые представления по какому- либо произведению, а потом ребята сами становятся артистами и разыгрывают разные роли. (фото с библиотекой).

Например, дети посмотрели инсценировку «Как мужик корову продавал», а затем сами ее разыграли и представили эту сказку на конкурсе чтецов ДОУ и на городском конкурсе «Радуга талантов».

Также совместно с библиотекой ежегодно проводим театрализованный праздник «Масленица», где ребята играют в русские народные игры, поют песни и водят хороводы вместе со сказочными персонажами.

В рамках клуба «Умка» для ребят прошла театральная встреча «Что куклы нам расскажут». Где дошколят познакомили с историей создания кукольного театра.

В нашей логопедической группе «Речецветики» уже много лет существует традиция, которой мы не изменяем. В подготовительной к школе группе к 8 марта мы с ребятами инсценируем сказку в подарок мамам и бабушкам, показываем сотрудникам детского сада. Каждый раз репертуар сказок разный: «Теремок», «Репка на новый лад», «Муха-Цокотуха», «Под грибком» и т.д. Получается большой, яркий незабываемый праздник для взрослых и детей, который освещаем в средствах массовой информации (газета «Миг», статья в Контакте).

Сейчас у нас старшая группа, а до этого выпускники нашей группы показывали спектакль «Репка на новый лад». Сама сказка «Репка» для младшего дошкольного возраста, но мы разыграли целый спектакль, где принимали участие дети всей группы. Ребята разучивали слова своих ролей, пели и задорно танцевали.

На конкурсе чтецов ДОУ выпускники нашей группы показали сказку «О глупом мышонке». Театральную постановку сказки мы отправили на всероссийский конкурс в номинации «Творческая мастерская педагога», где получили диплом победителя.

В этом году дети средней группы представили на конкурсе чтецов ДОУ театральную постановку «Матрешки и самовар», где проявили свои творческие способности в первый раз.

Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Для родителей провела консультации: «Роль театра в развитии речи», «Как устроить домашний театр дома» и «Расскажи детям сказку», которые помогают родителям понять насколько важна театрализованная деятельность в развитии речи детей. Родители с удовольствием принимают участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

Совместно с родителями проводили развлечения и утренники: «Рассмеши Несмеяну», «Морозко», «Дед Мороз и Чудо-Юдо морское» по мотивам русско-народных сказок. Дети воплощают образы и становятся артистами. Организация таких выступлений способствует развитию творческого потенциала детей.

Мои воспитанники участвовали в творческом конкурсе видео-поздравлений «Мы тигриная семья». Наша театрализованная постановка снятая на видео заняла 1 место и ребята с радостью получили дипломы победителя, а также ценные подарки от заповедника «Бастак».

С помощью систематической работы по данной теме я достигла следующих результатов:

— Вырос интерес к театральной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок.

— У детей повысился уровень развития речи. (связной и диалогической);

— Дети научились передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонацией;

— Приобрели уверенность в себе, повысилась самооценка;

— Формировались и совершенствовались психические процессы (внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение).

Таким образом, театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи детей.