Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по истории «Исторический детектив»


Автор: Галина Евгеньевна Шут
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: преподаватель истории и обществознания


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассное мероприятие является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета и активизирует их познавательную деятельность. Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание.

Одной из форм внеклассного мероприятия может быть интеллектуально-познавательная игра, которая способствует формированию соответствующих качеств, а также формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли. Особенно актуальными сегодня являются интеллектуально-познавательные игры, которые предназначены для умственного развития обучающихся, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, воображения.

Интеллектуально-познавательные игры способствуют лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретенных знаний, применению их на практике, развивают познавательную активность обучающихся. Игра – это еще и яркий, эмоциональный праздник для ребят. На это указывали многие выдающиеся педагоги – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Участвуя в интеллектуально-познавательной игре «Исторический детектив», ребята могут применить знания, полученные на занятиях, из прочитанной ими литературы и просмотренных фильмов, связанные с историей России и Всеобщей историей, правителями России и других стран, традициями и обычаями. В интеллектуальную игру включены задания по истории за 10 класс.

Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников в сфере общего и профессионального образования, может быть использована классными руководителями, педагогами-организаторами при организации внеаудиторных мероприятий. Представленная в разработке игра, может быть использована для проверки знаний обучающихся по дисциплине «История». Методическая разработка рекомендуется для работы с обучающимися в возрасте 16 – 17 лет.

Тема: «Исторический детектив»

Аудитория: обучающиеся 1-2 курсов

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по Всеобщей истории и истории России, повысить интерес обучающихся к истории

Задачи:

  • формирование познавательной компетенции обучающихся;
  • развитие мыслительных операций, коммуникативных навыков;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность;
  • воспитание уважительного отношения к культурным ценностям и достижениям других стран, формирование чувства ответственности за свою учебную деятельность и деятельность команды.

Форма проведение: интеллектуально-познавательная игра

Оборудование: презентация, рабочие листы, компьютер, проектор.

Ход работы

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече самых сильнейших и опытнейших сотрудников сыска. Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу удачи в поисках истины. (группы приветствуют друг друга). Сейчас я рекомендую вам придумать названия командам и выбрать начальника следственной группы. Сегодня вам предстоит очень трудная работа: поиск уликов, установление личности, работа с архивом, экспертиза и так далее. (знакомство с разделами игры). А вот и наше жюри, которое будет вас оценивать и следить, чтобы ваше соревнование умов было справедливым. (у жюри лежат специальные бланки для оценивания работы)

Итак перейдем к первому этапу игры.

«На месте преступления». Первое задание. Ребят у нас вызов на место преступление.

Мы должны определить преступление, если есть убийство, способ убийства, личности которые здесь задействованы, подозреваемые и т.д.

1. дело №1. (на слайде изображения черепа коня, князя, змеи)

Задание:

1. Установить личность убитого
2. Установить причину смерти
3. Установить предполагаемого подозреваемого

Ответ:

Личность: Вещий Олег
Причина смерти: укус змеи
Подозреваемый: Змея

2. дело № 2. (на слайде изображения моста, кареты, взорванной кареты, бомбы XIX века.)

Задание:

1. Установить личность убитого
2. Установить причину смерти
3. Установить предполагаемого подозреваемого

Ответ:
Личность: Александр II
Причина смерти: терракт, взрыв
Подозреваемые: А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н.И. Рысаков (можно добавить на слайд изображения этих исторических персонажей).

3. дело № 3. (на слайде изображения сената Древнего Рима, кинжал этой же эпохи, сцена убийства Цезаря и его скульптуры)

Задание:

Установить личность убитого
Установить место преступления
Установить предполагаемого подозреваемого

Ответ:
Личность: Гай Юлий Цезарь
Место преступления: Сенат
Подозреваемый: сенаторы и Брут

Подводим итоги за первый этап расследования. Отмечаем обучающихся справившихся с этим заданием.

Преподаватель: Итак, с первым этапом мы справились. Таперь мы переходим к другому этапу….

Следственный эксперимент». Ребят следующее задание такое. У нас есть несколько свидетельских показаний на определённых людей, которые обвиняются в разных преступлениях. Мы должны выявить, кто эти люди. Этот человек обвиняется в …..

1. этот человек обвиняется в особой жестокости по отношению к своим подданным, а также в убийстве двух жен из восьми, в мошенничестве. ОТВЕТ: Генрих VIII Тюдор

2. этот человек обвиняется в многоженстве, убийстве своего брата, в убийстве ради приношения в жертву идолу (т.е. идолопоклонничестве), в разбойном нападении на мирных граждан. (нападение в составе варварского нападения на мирное население и разграбление монастырей стран Западной Европы)

ОТВЕТ: Владимир Красное Солнышко

3. этот человек обвиняется в особо жестком отношении к своим подданным, лишения некоторых личностей женского пола свободы, убийства своих родственников (Опричнина, виновен в смерти митрополита, Андрея Старицкого и другого родственника, насильственный постриг своей супруги в монастырь).

ОТВЕТ: Иван IV Васильевич Грозный

4. этот человек обвиняется в ряде случаев отравления, коррупции, в ряде заказных убийц. (Ряд отравлений своих оппонентов с помощью яда, который хранил в тайнике кольца По слухам он был причастен к физическому устранению одной из самых видных фигур в Османской империи)

ОТВЕТ: Александр VI (Родриго Борджиа)

Преподаватель: И это задание для наших следственных групп не составило труда разгадать, используя свой ум и логику. Теперь приступим к очень срочному делу и переходим к другому этапу.

«Экспертиза» Уважаемые представители следственной бригады, предлагаю вам новое задание. Вызов пришел из Эрмитажа. Здесь была совершена кража века. Были похищены некоторые картины, и мы должны установить, какие картины похищены. ( на слайдах по очереди предлагаются изображения картин и обучающиеся должны указать правильную картину.

1. Нужно угадать, где картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
2. И.К. Айвазовский «Девятый вал»
3. Васнецов В.М. «Аленушка»

Преподаватель: И с экспертизой никаких сложностей наши сыщики не встретили. И подлинные картины вернули в музей. Статью о спасении коллекции музея журналисты пишут. Но для истинного сыщика слава не важна. Ведь впереди их ждет самая сложная работа – работа с архивом.

«Архив». Ребят. В архиве много-много лет хранятся очень много дел преступлений, личные дела сотрудников, и многое другое. Я предлагаю вам рассмотреть самые необычные дела и ответить на вопросы.

Вопрос 1: За какой подвиг Екатерина II возвела крестьянского мальчика Сашку в дворянство и пожаловала герб?

1. за то, что ему первому была сделана прививка от оспы

2. за то, что он спас наследника престола от собак
3. за то, что он знал «Илиаду» наизусть
4. за то, что он донес императрице на казнокрадов

ОТВЕТ: за то, что ему первому была сделана прививка от оспы

Вопрос 2: На памятнике мулу Мегги (близ Парижа) написано, что он за свою жизнь лягнул 2 генералов, 8 полковников, 17 капитанов, 31 лейтенанта, 544 1. рядовых и лишь одну…

1. жену генерала
2. штабную палатку
3. немецкую мину
4. полевую кухню

ОТВЕТ: немецкую мину

Вопрос 3: Ведя за собой римских легионеров, он внушал ужас странам, в которые приходил. В 373 году в Византии он приобрел еще более устрашающий вид. В 1497 году он появился в России. Эразм Роттердамский говорил о нем: «Он несет несчастье, бедствие для всех». Кто он?

1. Двуглавый орёл
2. Знак сатаны
3. Серп и молот
4. Единорог

ОТВЕТ: Двуглавый орёл

Вопрос 4: Что часто делал милосерднейший царь Алексей Михайлович Тишайший такого, за что его сын, суровый царь Петр Алексеевич Великий, брал штраф в размере 5 рублей?

1. Алексей Михайлович часто пьянствовал, а Петр Первый вел трезвый образ жизни
2. Алексей Михайлович часто потакал коррупции, Петр Первый был ярым противником казнокрадства
3. Алексей Михайлович часто подавал милостыню, тогда как Петр Великий боролся с нищими и с теми, кто им помогал.

ОТВЕТ: Алексей Михайлович часто подавал милостыню, тогда как Петр Великий боролся с нищими и с теми, кто им помогал.

Вопрос 5: Петр I был ревнив и жесток. Когда он узнал об отношениях Екатерины с Вильямом Монсом, коварный фаворит был убит, так как это расценивалось как измена государству. А как Петр наказал свою жену?

1. Заточил жену в крепость
2. Казнил изменщицу
3. Император велел заспиртовать голову Монса и принудил Екатерину поставить ее в своем кабинете.
ОТВЕТ: Император велел заспиртовать голову Монса и принудил Екатерину поставить ее в своем кабинете.

Вопрос 6: Какой римский император считал себя великим актером и часто выступал в публичных представлениях и самое страшное преступление которое он совершил – это устроил пожар?

1. Тит Ливий
2. Гай Юлий Цезарь
3. Калигула
4. Нейрон

ОТВЕТ: Нейрон

Преподаватель: Ну вот и с последним заданием наши следователи справились. Очень хотелось бы спросить все ли понравилось вам в вашей работе, что удалось вам, что нет. Давайте подведем итоги и узнаем какая же следственная группа оказалась более опытней. (жюри подводятся итоги)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!