Автор: Ирина Дмитриевна Колесник, учитель истории и обществознания, ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан
Тема: «Финансовая грамотность. Деньги, кредит, банки»
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Финансовая грамотность»; повышение финансовой грамотности учащихся; формирование умения делать ответственный выбор и принимать самостоятельные финансовые решения.
Метод: игровой.
Форма работы: групповая или индивидуальная, в зависимости от того, как будет организована игра учителем.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (приложение).
Время: 40 минут.
Ход урока
I. Организация класса.
На данном этапе игра может быть организована в трех вариантах:
1) класс предварительно разбит на три одинаковые группы. Каждая группа – игрок;
2) от каждой группы может быть выдвинут один игрок или игроки могут меняться по желанию группы через каждые три вопроса;
3) при индивидуальном обучении может быть организован групповой урок с тремя учащимися.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем итоговое занятие по теме «Финансовая грамотность» в форме телевизионной интеллектуальной передачи «Своя игра». В ходе данной игры мы определим, кто же обладает самыми крепкими знаниями в области финансов.
Предварительно, вы были разделены на три команды. Каждая команда должна была придумать свое название и слоган, которые побуждают социум к повышению своей экономической грамотности. Команды, пожалуйста, представьтесь.
После представления команд, учитель четко проговаривает правила игры.
При проведении игры используется игровое поле с вопросами (в программе Microsoft PowerPoint)
II. Проведение игры.
Материалы для учителя.
Первый уровень – 2 балла
№1
Данный вид обмена существовал до появления денег.
Натуральный обмен
№2
Данный товар сегодня играет роль всеобщего эквивалента.
Деньги
№3
Именно в этом веке до н.э. появилась чеканка монет.
XII
№4
Производство товаров приобретает общественный характер только при участии в данном процессе.
Обмен
№5
Исполняя роль погашения долгового обязательства, деньги реализуют именно эту функцию.
Функцию платежа
№6
Это понятие означает процесс непрерывного движения денег как в наличной, так и безналичной форме.
Денежный оборот
№7
Данный вид банка осуществляет эмиссию безналичных денег.
Коммерческий банк
№8
Назовите главный регулирующий орган платежной системы РФ.
Центральный банк РФ
№9
Назовите формы денег, в которых они могут функционировать.
Металлические, бумажные, кредитные
№10
Назовите страну, в которой появились бумажные деньги.
Китай
Второй уровень – 4 балла
№1
Назовите год появления бумажных денег в России.
1769
№2
Данный вид денег не имеет собственной стоимости.
Бумажные деньги
№3
Вид кредитных денег. Письменное долговое обязательство, строго установленной законом формы, дающее его владельцу бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы.
Вексель
№4
Назовите виды пластиковых карт.
Магнитные и электронные
№5
При данной денежной системе один металл служит эквивалентом, в обращении функционируют монеты и знаки стоимости, разменные на этот металл.
Монометаллизм
№6
Назовите централизованную систему органов РФ, выполняющих эмиссию мелкокупюрных бумажно-денежных знаков.
Федеральное казначейство
№7
Нарушение закона денежного обращения, вызываемое диспропорциями в процессе общественного производства и экономической политикой и проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них.
Инфляция
№8
До недавнего времени этот продукт в Анголе выполнял роль всеобщего эквивалента.
Баночное пиво
№9
Какой термин выражает согласие на оплату платежных документов?
Акцепт
№10
Мера антиинфляционной политики, означающая компенсацию потерь в результате обесценивания денег.
Индексация
Третий уровень – 6 баллов
№1
Экономическая категория, представляющая собой определенный вид общественных отношений, которые связаны с движением стоимости. Такое движение предполагает передачу денежных средств – ссуды — на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.
Кредит
№2
Данный орган РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.
Центральный банк (Банк России)
№3
Появление этого товара позволило преодолеть узкие рамки обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка. Это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию производства и повышению его эффективности.
Деньги
№4
Краткосрочная ссуда, предоставляемая банком клиенту сверх его остатка на счете в данном банке путем дебетования его счета.
Овердрафт
№5
Продолжите предложение: «Типы счетов, используемых для расчетных операций, самые разнообразные, среди них выделяют счета до востребования для обслуживания текущей деятельности, называемые с учетом особенностей каждой страны, например, во Франции – текущие, в США – чековые, Германии – жиросчета, России — …»
Расчетные
№6
Для данного вида инфляции характерен стремительный рост цен (среднегодовой темп прироста цен превышает 100%).
Гиперинфляция
№7
Вексельное поручительство. Оформляется специальной надписью на лицевой стороне векселя или на дополнительном месте (аллонже). Повышает надежность векселя.
Аваль
№8
Операции по привлечению средств в банки, формированию их ресурсов. В результате данных операций банки покупают дополнительные ликвидные средства, используемые для активных операций.
Пассивные операции
№9
В переводе с латинского данное слово означает «вещь, отданная на хранение». Сегодня данный термин означает любой открываемый клиенту в банке счет, на котором хранятся его денежные средства.
Депозит
№10
Предприятию необходимо приобрести оборудование, оно нашло поставщика, но в данный момент не располагает свободными средствами. Если предприятие решит арендовать оборудование, то какой банковской операцией оно воспользуется?
Лизинг
III. Подведение итогов игры. Выставление отметок.
Не нужно забывать о том, что данная игра проводится в классе. По итогам игры учитель может отметить не только индивидуальную работу, но и командную.
IV. Домашнее задание.
Придумайте и создайте свою социальную рекламу, цель которой стимулирование населения на повышение финансовой грамотности.
Задание можно выполнять как индивидуально, так и в группе (не более 3 человек).