Методическая разработка итогового занятия по теме «Финансовая грамотность. Деньги, кредит, банки»




Автор: Ирина Дмитриевна Колесник, учитель истории и обществознания, ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан

Тема: «Финансовая грамотность. Деньги, кредит, банки»

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Финансовая грамотность»; повышение финансовой грамотности учащихся; формирование умения делать ответственный выбор и принимать самостоятельные финансовые решения.

Метод: игровой.

Форма работы: групповая или индивидуальная, в зависимости от того, как будет организована игра учителем.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (приложение).

Время: 40 минут.

Ход урока

I. Организация класса.

На данном этапе игра может быть организована в трех вариантах:

1) класс предварительно разбит на три одинаковые группы. Каждая группа – игрок;

2) от каждой группы может быть выдвинут один игрок или игроки могут меняться по желанию группы через каждые три вопроса;

3) при индивидуальном обучении может быть организован групповой урок с тремя учащимися.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем итоговое занятие по теме «Финансовая грамотность» в форме телевизионной интеллектуальной передачи «Своя игра». В ходе данной игры мы определим, кто же обладает самыми крепкими знаниями в области финансов.

Предварительно, вы были разделены на три команды. Каждая команда должна была придумать свое название и слоган, которые побуждают социум к повышению своей экономической грамотности. Команды, пожалуйста, представьтесь.

После представления команд, учитель четко проговаривает правила игры.

При проведении игры используется игровое поле с вопросами (в программе Microsoft PowerPoint)

II. Проведение игры.

Материалы для учителя.

Первый уровень – 2 балла

1

Данный вид обмена существовал до появления денег.

Натуральный обмен

2

Данный товар сегодня играет роль всеобщего эквивалента.

Деньги

3
Именно в этом веке до н.э. появилась чеканка монет.

XII

4

Производство товаров приобретает общественный характер только при участии в данном процессе.

Обмен

5

Исполняя роль погашения долгового обязательства, деньги реализуют именно эту функцию.

Функцию платежа

6

Это понятие означает процесс непрерывного движения денег как в наличной, так и безналичной форме.

Денежный оборот

7

Данный вид банка осуществляет эмиссию безналичных денег.

Коммерческий банк

8

Назовите главный регулирующий орган платежной системы РФ.

Центральный банк РФ

9

Назовите формы денег, в которых они могут функционировать.

Металлические, бумажные, кредитные

10

Назовите страну, в которой появились бумажные деньги.

Китай

Второй уровень – 4 балла

1

Назовите год появления бумажных денег в России.

1769

2

Данный вид денег не имеет собственной стоимости.

Бумажные деньги

3

Вид кредитных денег. Письменное долговое обязательство, строго установленной законом формы, дающее его владельцу бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы.

Вексель

4

Назовите виды пластиковых карт.

Магнитные и электронные

5

При данной денежной системе один металл служит эквивалентом, в обращении функционируют монеты и знаки стоимости, разменные на этот металл.

Монометаллизм

6

Назовите централизованную систему органов РФ, выполняющих эмиссию мелкокупюрных бумажно-денежных знаков.

Федеральное казначейство

7

Нарушение закона денежного обращения, вызываемое диспропорциями в процессе общественного производства и экономической политикой и проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них.

Инфляция

8

До недавнего времени этот продукт в Анголе выполнял роль всеобщего эквивалента.

Баночное пиво

9

Какой термин выражает согласие на оплату платежных документов?

Акцепт

10

Мера антиинфляционной политики, означающая компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

Индексация

Третий уровень – 6 баллов

1

Экономическая категория, представляющая собой определенный вид общественных отношений, которые связаны с движением стоимости. Такое движение предполагает передачу денежных средств – ссуды — на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.

Кредит

2

Данный орган РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

Центральный банк (Банк России)

3

Появление этого товара позволило преодолеть узкие рамки обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка. Это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию производства и повышению его эффективности.

Деньги

4

Краткосрочная ссуда, предоставляемая банком клиенту сверх его остатка на счете в данном банке путем дебетования его счета.

Овердрафт

5

Продолжите предложение: «Типы счетов, используемых для расчетных операций, самые разнообразные, среди них выделяют счета до востребования для обслуживания текущей деятельности, называемые с учетом особенностей каждой страны, например, во Франции – текущие, в США – чековые, Германии – жиросчета, России — …»

Расчетные

6

Для данного вида инфляции характерен стремительный рост цен (среднегодовой темп прироста цен превышает 100%).

Гиперинфляция

7

Вексельное поручительство. Оформляется специальной надписью на лицевой стороне векселя или на дополнительном месте (аллонже). Повышает надежность векселя.

Аваль

8

Операции по привлечению средств в банки, формированию их ресурсов. В результате данных операций банки покупают дополнительные ликвидные средства, используемые для активных операций.

Пассивные операции

9

В переводе с латинского данное слово означает «вещь, отданная на хранение». Сегодня данный термин означает любой открываемый клиенту в банке счет, на котором хранятся его денежные средства.

Депозит

10

Предприятию необходимо приобрести оборудование, оно нашло поставщика, но в данный момент не располагает свободными средствами. Если предприятие решит арендовать оборудование, то какой банковской операцией оно воспользуется?

Лизинг

III. Подведение итогов игры. Выставление отметок.

Не нужно забывать о том, что данная игра проводится в классе. По итогам игры учитель может отметить не только индивидуальную работу, но и командную.

IV. Домашнее задание.

Придумайте и создайте свою социальную рекламу, цель которой стимулирование населения на повышение финансовой грамотности.

Задание можно выполнять как индивидуально, так и в группе (не более 3 человек).