Методическая разработка урока тема «эпоха правления Петра I»


Автор: Лариса Викторовна Рудакова
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: преподаватель истории


Содержимое

1. Пояснительная записка

Методическая разработка урока к разделу «Эпоха правления Петра I» образовательной программы по ОУД.04 Истории России составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по истории.

Представленный в разделе материал позволяет формировать яркие, эмоционально окрашенные образы, представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

Обучающиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой данной эпохи, знакомятся с основными способами исторического анализа, систематизируют знания об историческом пути и опыте России, составляют представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развивают навыки работы с различными типами исторической информации. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

Данная методическая разработка предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. Особенностью учебной программы является то, что материал подобран таким образом, что он способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств обучающихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения, в решении проблемы развития познавательного интереса обучающихся. Разработка составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

2. Цели и задачи раздела «Эпоха правления Петра I»

Целью данного раздела является формирование у обучающихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории эпохи Петра I .
Задачи изучения раздела «Эпоха правления Петра I»:

  • Познавательные: Обучающиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.
  •  Развивающие: Обучающиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода правления Петра I;  уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.
  •  Воспитывающие: Обучающиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Личностные:

  • Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • Умение осмысливать социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе;

Предметные:

  • знание исторических фактов;
  • умение работать с фактами, анализировать результаты важнейших исторических событий, группировать факты по различным признакам;
  • овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  • умение сравнивать данные разных источников, выявление их сходства и различия;
  • овладение способностью расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Метапредметные :

  • Приобретение умения определять цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности;
  • умение сотрудничать с одногрупниками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в группе и социальном окружении;
  • овладение умениями работать с учебной и внеучебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях ; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
  • овладение умениями работы с учебной и внеучебной информацией, использования современных источников информации;
  • приобретение умения соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Для развития творческих способностей обучающихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов, что дает большую эффективность и позволяет преподавателю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей обучающихся и социального заказа общества.

При изучении раздела «Эпоха правления Петра I» используются технологии или элементы:

  • проблемного обучения;
  • критического мышления;
  • дифференцированного обучения;
  • метод проектов;
  • информационно- коммуникативного обучения.

Данные технологии используются с целью развития у обучающихся творческих мыслительных способностей; способностей искать образы в уже имеющемся личном знании или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий продукт; способность самостоятельной работы при изучении нового материала. Дифференцированное обучение позволяет использовать индивидуальный подход к обучающимся с разными способностями в одной группе. В соответствии с этим применяются методы:

  • объяснительно-иллюстрированный;
  • проблемный;
  • эвристический;
  • модельный.

Формы организации деятельности

  • Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе).
  • Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала).
  • Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний). — организации урока (рассказ, объяснение, беседа, практическая работа).

І. Технология развития критического мышления (РКМ)

Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся).

Применение технологии критического мышления на уроках истории позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности обучающихся.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

В данной технологии выделяют три основных этапа:

  1. Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». Например, решить проблемный вопрос: «Почему такая крупная страна как Россия, отставала в развитии от западноевропейских стран?». Составление кластера: «Какие существовали предпосылки реформ Петра I?»
  2. Второй этап называется осмысление содержания (получение новой информации). Преподаватель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации, а обучающиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.
  3. Третий этап реализация смысла: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми. Например, работа с документами: «Из рукописи секретаря Прусского посольства в России И. Г. Фоккердота «О Начале строительства русского флота»; «Рабочая неделя Петра»; «Из инструкции Петра I местным властям»; «Из указа Петра I (1700 год)».

Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого обучающегося. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Например, работа с документом «Рабочая неделя Петра»

Позиция: Петру удалось осуществить множество преобразований , так как, он был трудолюбивым и деятельным монархом.

Обоснование: Потому что, вся неделя была у царя расписана важными делами и даже воскресенье. Подтверждение: Я могу подтвердить это словами «А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».

Следствие: Следовательно, Петр I ценил время, хотел успеть как можно больше.
Третий этап — рефлексия необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память своих обучающихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Задачи стадии рефлексии:

  • помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
    Например, Был ли решен проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Все шаги намеченные были выполнены? Если нет, то какие дальнейшие будут шаги предприняты?

ІІ. Метод проектов

На уроках истории в настоящее время проблема активизации познавательной деятельности стоит достаточно остро. Проект – это именно та форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета, даст возможность обучающимся проявить свое творчество, возможность реализовать свои разнообразные способности, повысить самооценку.

При осуществлении проекта определяются цели и задачи, его сроки и форма. Проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать для проведения повторительно-обобщающих уроков. Проект по теме «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»? Основной проблемный вопрос: Петр I затормозил развитие традиционной русской культуры или вывел ее на новый этап развития?

Данный проект имеет прежде всего образовательные задачи. Закрепление изученного материала, подбор дополнительного материала по основным проблемам истории России, конкретизация знаний об отдельных личностях отечественной истории, формирование навыков и умений работы с историческими источниками, совершенствование навыков исследовательской деятельности, закрепление умений публичного выступления и ведения дискуссий.

Воспитательными задачами будут являться: воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, восприятие опыта предшествующих поколений, извлечение уроков из деятельности предшествующих поколений.

Первым этапом проекта будет представление его одногрупникам, обсуждение предложенных проблем. Кроме того, определяются критерии оценки каждого этапа работы, сообщения и презентации. Для совершенствования навыков исследовательской работы, обучающимся предлагается, помимо создания презентации, написать сообщение о проделанной работы. В этом случае обучающиеся знакомиться с правилами оформления научной работы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, обучающимся уже недостаточно познакомиться только с материалом справочников и энциклопедий, им приходиться использовать научные статьи и монографии, что позволяет им совершенствовать навыки исследовательской деятельности.

Этим самым активизируется не только познавательная деятельность, но также и мыслительная, приобретаются и совершенствуются навыки анализа и сравнения полученной информации. Работа заставляет обсуждать проблему не только с преподавателем, но также между собой. На данном этапе важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу отобранной информации, которую необходимо систематизировать. На этапе защиты проекта заслушиваются выступления обучающихся, оценивается их выступление, оформление презентации, выбирается лучшее выступление.

Рефлексия может быть проведена в форме тестирования обучающихся по материалу истории России изученного периода.

Результатом работы над данным проектом, который будет достигнут, становится активизация исследовательской деятельности, закрепление навыков самостоятельного отбора материалов, совершенствование умений анализировать информацию и формулировать выводы, формирование дополнительных знаний по истории России.

ІІІ. Проблемное обучение

Проблемный метод обучения — есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

Этапы проблемного обучения:

1) Разработка проблемных вопросов
Вопрос должен быть: сложным, сопряженным с противоречиями; увлекательным, но соответствующим логике науки; емким, способным охватить широкий круг вопросов; предполагающим научный спор; создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Пример проблемных вопросов по истории России
Как бы могло пойти развитие страны, если Петр I проиграл Полтавскую битву, Северную войну?

Что, было бы, если Петр I добился выхода к Черному морю в начале своего царствования?
Как вы оцениваете методы Петра I в проведении своих преобразований?

2) Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию
Проблемный вопрос к уроку – дискуссии «Петр I жестокий правитель или великий реформатор заботящийся о своем Отечестве?»

Групповая работа:

1 группа — поиск информации, аргументация вопроса Петр I- жестокий правитель;

2 группа – поиск информации, аргументация вопроса Петр I- великий реформатор- заботящийся о своем Отечестве. Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ.

Петр I- великий реформатор:

— Россия благодаря деятельности Петра превратилась в империю. Петр I- жестокий правитель 

-Петр I – жестоко расправлялся с восставшими, приговорил к казни собственного сына, царевича Алексея. П

Проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить.

ІV. Дифференцированное обучение

Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых обучающихся можно объединить в группы. — обучение каждого на уровне его возможностей; — приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп обучающихся.
Группу можно разделить на две группы: с низким уровнем, средним. Исходя из этого каждой группе предлагаются свои задания.

 

Группы обучающихсяЦели обученияВид заданий
Низкий уровеньПробудить интерес к теме. Ликвидировать пробелы в знаниях. Сформировать умение работать по образцуРепродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания).
Например, составьте план по теме «Реформы Петра I»
Средний уровеньРазвить устойчивый интерес к предмету.
Закрепить и повторить имеющиеся знания. Сформировать умение работать самостоятельно
Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.) Например, составьте тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований»

 

V. Информационно-коммуникационные технологии

Обучающиеся осваивают навыки работы с компьютером, применяют ПК для создания, в виде домашних заданий, мультимедийных презентаций по отдельным темам: «Предпосылки петровских преобразований»; «Реформы Петра I».

5. Система знаний и система деятельности

При изучении раздела «Россия при Петре I» у обучающихся формируются первые представления о следующих общенаучных знаниях: философские категории (движение, пространство, время), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания).

Обучающиеся приобретают следующие исторические знания:

  • ключевых исторических событий истории России рубежа XVII-XVIII веков (время, место, участники, обстоятельства);
  • периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
  • основных информационных источников по периоду;
  • наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий и личностей периода правления Петра I в истории России;
  • следующих понятий и терминов как, фундаментальные базовые знания, по истории: внутренняя и внешняя политики Петра I, рекрут, «Табель о рангах», ассамблеи и т. д.

Использование дополнительной литературы, более глубокое изучение биографий участников событий дает возможность приобретать знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся.

При использовании образовательных технологий: проблемное обучение, технологии критического мышления, эвристического обучения в результате познавательной деятельности у обучающихся развивается техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез. обобщение), причинно-следственные связи, наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотез.

Развиваются способности делать открытия, используя при этом естественнонаучные методы познания и методы чувственного познания.

Преобразующая деятельность. В теме «Петр I. Россия на рубеже веков» осуществляется постановка проблемы-причины реформ Петра I.

В результате используются методы решения этой проблемы, обрабатываются действия в ситуации неопределенности, способы самоопределения, техника выбора, способы поиска новых путей решения.

Обучающиеся приобретают навыки методов учения: организация учебного места, способов поиска информации (документы, дополнительная литература), работа с литературой (техника чтения, анализ текста), навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать. задавать вопросы), методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления).

У обучающихся формируются навыки самоорганизующей деятельности: способы самостоятельной постановки целей, техники планирования, видов деятельности (самоанализ. самооценка, осознания своего продвижения).

6. Разработка урока. Тема: «Россия в период реформ Петра I»

Цель: Усвоение знаний об изменениях в органах государственной власти, о реформах в местном управлении, реформах церковных и государственных, реформах в культуре и быту; формирование представлений об окончательном становлении абсолютизма и о сущности абсолютизма.

Задачи:

  1.  Подвести обучающихся к выводу, что развитие экономики, проведение военных изменений, ведение Северной войны требовали изменений устаревшего государственного аппарата. Государственные реформы проводились по личной инициативе Петра I. При Петре I окончательно оформляется абсолютизм, который начал формироваться в XVII веке при Алексее Михайловиче.
  2. Продолжать формирование умения сравнивать государственное устройство России XVII и XVIII веков, а также с государственными системами стран Западной Европы. Развивать образное мышление с помощью показа картин: Сената и Боярской Думы, чтения отрывков произведений А.Н. Толстого, А. П. Чехова.
  3.  Показать, что Петр I способствовал выдвижению людей не по знатности, а по способности. Продемонстрировать упорядоченность в работе государственного аппарата, необходимость дисциплины. Служение Отечеству – высший долг гражданина.
    Основные понятия: абсолютизм, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния (губернатор), магистрат, фискалы, регламент, бюрократия, «Табель о рангах».

Ход урока

Организационный момент
I. Проверка домашнего задания

Тест

1. Соотнесите даты и события:
а) сражение у о. Гренгам;
б) создание Петром I «Устава воинского»;
в) Полтавская битва;
г) основание Кронштадта;
д) взятие русскими войсками крепости Орешек.
1) 1703; 2) 1716; 3) 1703; 4) 1720; 5) 1709.

2.Сражение пол Нарвой было проиграно потому, что:
а) затянулась осада города, и упал боевой дух русских войск;
б) сыграли отрицательную роль плохое снабжение и слабое вооружение русской армии;
в) в рядах русской армии преобладало дворянское ополчение;
г) для русской армии была характерна плохая организация и слабая дисциплина;
д) шведы нанесли внезапный удар;
е) русское командование не сумело организовать эффективное управление войсками.
Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.

3. Петр I создавал новую армию на основе:
а) набора солдат с определенного числа крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу;
б) усиления дворянского ополчения;
в) увеличения числа стрелецких полков;
г) свободного набора на военную службу по найму.
Указать точный ответ.

4. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы:
а) резко ухудшило положение русских войск;
б) никак не отразилось на положении русских войск;
в) усилило позицию Карла XII;
г) внесло раскол в братский союз украинского и русского народов;
д) внесло смятение в ряды союзников России.
Укажите точный ответ.

5. Когда произошла Полтавская битва:
а) 27.07.1709 г.;
б) 27.06.1709 г.;
в) 27.08.1709 г.;
г) 27.09.1709 г.

6. В результате Северной войны Россия:
а) завоевала выход в Балтийское море;
б) лишилась части своей северной территории;
в) укрепила свое международное положение;
г) потеряла свою независимость.

7. Соотнесите имена полководцев и сражения, в которых они одержали победы:

а) Б.П.Шереметев;1) Полтава;
б) Петр I и Ф.М.Апраксин; 2) Ниеншанц и Нотебург;
в) М.М.Головин; 3) Гангут;
г) Петр I.4) Гренгам.

 II. Изучение нового материала

Его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете в своих делах
ответу дать не должен.
(Так определялась власть царя в предисловии
к Воинскому уставу).
Сам же Петр I говорил: «Знаю, что меня считают тираном… Это неправда…»
Так какой же была власть Петра I?

ПЛАН

1. Преобразование центральных органов власти.
2. Изменение в положении церкви, ее отношение с государством.
3. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
4. Изменения в положении дворянства. Табель о рангах.

1. Мы знаем, что были реформы в экономической, военной сфере, но они проводились без какого-либо плана, считаясь с нуждами войны.
Вспомните, какие органы государственного управления существовали в XVII-XVIII вв. и как они мешали ведению войны? (Боярская Дума, Земский собор, приказы.)

Схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.»

 

Боярская Дума – законосовещательный орган при царе. Состав – примерно 100 человек бояр и окольничих – знатные княжеские фамилии. Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты – введение новых налогов, решение спорных вопросов.

Земский собор – сословно-представительное учреждение, последний был созван в 1653 году.

Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач. Например, военными задачами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. То есть нужно было реформировать приказную систему, качественно упростить.

Литературный образ приказа – отрывок их романа А.Толстого «Петр I»:

«В сводчатых палатах дворцового приказа – жара, духота, — топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах – мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шелковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.

— Эй, спите! – лениво крикнул он. – Разве вы, писцы, разве вы, подьячие? Все бы вам даром жрать казенные деньги. Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом, — будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасешься, и бумаги прорва… Гром вас порази

Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время – ни челобитчиков, ни даров».

Петр I все реже обращался к услугам Боярской Думы. В 1699 году она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708 «консилией министров». Петр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по стране и военных походов. Так в 1711 году появляется Сенат.

Сенат включал 9 персон, назначенных Петром особо доверенных лиц. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, работу большого государственного аппарата в центре и на местах.

Задание: На каких принципах была построена работа в Сенате?

Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам».

Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить неупотребляемые и праздные слова. При обсуждении вопроса первыми высказывали мнение низшие чины – асессоры, за ними – советники, затем – вице-президент и президент.

В 1722 году была учреждена должность генерал – прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. На эту должность за свои личные качества — честность, прямодушие, неподкупность был назначен П.И. Ягужинский (на слайде появляется его портрет).

Схема « Управление Россией в Петровское время»

 

В 1712 году Петр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718-1720 годы появилось 12 коллегий.

Каждую коллегию возглавлял президент, ему подчинялись вице-президент и советники, действовал принцип коллегиального обсуждения.
Петр I целенаправленно стремился к четкой деятельности государственных органов, и Государственный регламент представлял собой документ, регулировавший работу коллегий, а также были изданы регламенты каждой коллегии.

12-ой коллегией являлась Духовная коллегия или Синод, преобразованная из Монастырского приказа. Каково было отношение церкви и государства? Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были прочными, церковь была автономной. После смерти матери в 1694 году Петр I практически перестал участвовать в религиозных церемониях и регулярно общаться с патриархом. Он стремился взять из церкви как можно больше средств на строительство флота. После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году Патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству – Синоду. Церковь утратила свое право распоряжаться своей собственностью. Все средства пошли на содержание армии и флота. В указе 1724 года Петр I назвал монахов «тунеядцами, которые не желают служить императору». Какая функция сохранилась за монахами? Просвещение русских крестьян:

  • чтение проповедей;
  • учение молитв;
  • воспитание у детей уважения к царю и церкви.

В ходе реформ был создан огромный чиновничий аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало жалованье, поэтому многие вымогали взятки у просителей, присваивали казенные деньги. Чтобы пресечь зло воровства, Петр создал целую армию тайных доносителей – фискалов.

После восстания К. Булавина, в Астрахани и в Башкирии нужно было усилить власть на местах. С 1708 по 1720-е годы Петр I несколько раз перекраивал границы регионов России, и к концу его правления Российская империя делилась на 8 огромных губерний.
Работа с учебником – найдите названия этих губерний.

Весь огромный чиновничий аппарат – от уездного писаря до президента коллегии – был связан единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы делились на три категории:

  • воинскую;
  • статскую (гражданскую);
  • придворную.

Все чины разделены на 14 классов, из них первые пять составляли генералитет, элиту всех рядов службы. Выходцы из низших слоев, достигнув восьмого ранга на гражданской службе или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. Таким образом, на смену принципу родовитости и знатности пришел принцип личной заслуги.

Сам Петр I начал службу бомбардиром, получал звания за конкретные дела и заслуги. Но незадолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у него недостаточно заслуг.

Задание: За время правления Петра I несколько человек «низкого» происхождения стали крупными чиновниками: А. Меньшиков, В. А. Курбатов, Головкин (на слайде появляются их портреты). Чем это объяснить и можно ли считать это явление типичным для правления ПетраI?

III. Закрепление изученного материала

Каждому обучающемуся раздается задание «Проверь себя» (на выполнение отводится 3-4 минуты).

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какой была власть Петра?
Абсолютной, неограниченной. Так что же такое абсолютизм? Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки:

  • власть монарха неограниченна;
  • монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть (этот вывод появляется на слайде).

Каждому раздается грамота с высказываниями самого Петра I, которые нужно прочитать, вспомнить когда они были произнесены и уметь трактовать.

Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам Российского государства:
«Сеи мои высказывания знать, трактовать и в жизни применять повелеваю:

  1.  Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.
  2.  Достойному – достойное.
  3. Славу королям создают их министры.
  4. Прилежание и верность.
  5. Промедление смерти подобно».

IV Подведение итогов урока

Рефлексия
Домашнее задание: конспект, творческое задание написать эссе на тему: «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»

 

Приложение 1

Тестовые задания по теме «Эпоха правления Петра I»

1. Петр I стал единовластным правителем
1) 1682 г.
2) 1696 г.
3) 1689 г.
4) 1721 г.

2. Азовские походы Петра I
1) 1695 г., 1696 г.
2) 1696 г., 1698 г.
3) 1689 г., 1697 г.
4) 1694 г., 1695 г.

3. Основная цель Великого посольства
1) поиск союзников в борьбе с Польшей
2) поиск союзников в борьбе со Швецией
3) поиск союзников в борьбе с Турцией
4) поиск союзников в борьбе с Крымским ханством и Турцией

4. Главной целью Северной войны была
1) Борьба за выход в Черное море
2) Борьба за выход в Азовское море
3) Борьба за выход в Каспийское море
4) Борьба за выход в Балтийское море

5. Санкт- Петербург был заложен
1) 1682г.
2) 1703 г.
3) 1689 г
4) 1705 г.

6. Армия при Петре I формировалась
1) из стрельцов
2) из рекрутов
3) из солдат
4) из гвардейцев

7.Полтавская битва состоялась
1) 1682г.
2) 1709 г.
3) 1704 г
4) 1705 г.

8. Ближайшим сподвижником Петра 1 был
1) П. Ягужинский
2) П.Толстой
3) А.Меншиков
4) Я.Носов

9. В 1708 году страна была поделена
1) на станы
2) на волости
3) на губернии
4) на области

10.Новые органы управления назывались
1) приказы
2) министерства
3) ведомства
4) коллегии

11. По этому указу поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
1) указ о престолонаследии
2) указ о единонаследии
3) указ о наследовании

12.Святейший Правительствующий синод управлял
1) земельными делами
2) военными делами
3) церковными делами
4) судебными делами

13. При Петре I начала издаваться первая печатная газета
1) «Ведомости»
2) «Новости»
3) «Известия»

14. Великое посольство
1) 1696 -1698гг.
2) 1697-1698 гг.
3) 1689 -1700 гг.
4) 1701-1704 гг.

15. Противником России в Северной войне была
1) Польша
2) Швеция
3) Турция
4) Крымское ханство

16. В 1703 году был заложен
1) Орешек
2) Астрахань
3) Санкт- Петербург
4) Кременчук

17. Армия при Петре I стала
1) наемной
2) регулярной
3) гвардейской

18. В период «двоецарствия» правителями были провозглашены
1) Федор и Петр
2) Петр и Софья
3) Петр и Иван
4) Петр и Алексей

19. При Петре I страна была поделена
1) на станы и области
2) на волости и станы
3) на губернии и провинции
4) на области и уезды
21. Петр I ввел новое летосчисление
1) с сентября 1698
2) с декабря 1701
3) с января 1700
4) с июня 1699

22. По новому закону служба делилась на гражданскую и военную
1) табель о званиях
2) табель о единонаследии
3) табель о рангах

23. Правительствующий сенат стал
1) высшим судебным учреждением
2) высшим военным учреждением
3) высшим правительственным учреждением

24. При Петре I запрещалось дворянам, не имеющим свидетельства об образовании
1) торговать
2) жениться
3) служить в армии

Список литературы
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. — М.: «Просвещение», 2009, с.11-16.
2. Ключевский В.О. Исторические портреты. — М.: «Просвещение», 1990, с.65-93.
3. Павленко Н.И. Петр Великий — М., «Русское слово» 1990, с. 114-125
4. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России — М.: «Русское слово», 1989, с. 60 -78.
5. Шикман А.П. Деятели Отечественной истории. Биографический справочник. — М.: «Русское слово», 1997, с.50-64.

6. Энциклопедический справочник «Мир русской истории». -М.: «Олма медиа групп», 1999, с.201-235.

Ресурсы Интернета
http://ru/wikipedia.org/wiki/ www.school.edu.ru