Пояснительная записка
Материал, содержащийся в данной методической разработке актуален при изучении тематического раздела «Кисломолочные продукты» программы междисциплинарного курса 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами и соответствует теме «Жидкие кисломолочные продукты». Предназначен для преподавателя в качестве средства для подготовки к занятию, а для обучающегося, как опорный материал к самостоятельному изучению темы.
Задача урока закрепить теоретические знания по: ассортименту жидких кисломолочных продуктов; особенностями их потребительской ценности; факторам, формирующим качество; показателям качества и дефектам; условиям и срокам хранения; по вопросам упаковки и маркировки.
Требования к уровню освоения темы: в результате изучения темы «Жидкие кисломолочные продукты» студент должен: иметь практический опыт консультирования покупателей при продаже жидких кисломолочных напитков;
уметь: определять вид жидкого кисломолочного продукта; определять виды упаковки и содержание маркировки; определять параметры хранения жидких кисломолочных продуктов;
знать: назначение и пищевую ценность жидких кисломолочных продуктов; процесс производства жидких кисломолочных продуктов; ассортимент и сортность жидких кисломолочных продуктов; требования к качеству кисломолочных продуктов.
Овладение необходимыми знаниями будет эффективным в том случае, если обучающиеся сами целенаправленно участвуют в формировании знаний.
Одним из направлений актуализации мыслительной деятельности обучающихся является выполнение заданий в рамках подготовки к проведению занятия – это доклады, сообщения, презентации. Данная учебная работа обучающихся является составной частью объяснительного материала теоретической части учебного занятия и включена в его проведение в первой половине урока, где обучающимся предлагается участие в уроке в качестве «соведущего» или ассистента преподавателя. Сообщения обучающихся в уроке сопровождаются слайдами презентации, что делает материал более наглядным к восприятию учебной аудиторией. В ходе изложения лекционного материала преподавателем используется подборка видеоматериала, актуального в теме и интерпретирующегося как «информация от эксперта».
Вторая часть урока, проходит в виде исследовательской практической работы, где предполагается самостоятельная работа обучающихся с использованием рабочей тетради. Задания в данной тетраде предусматривают проверку знаний обучающихся, а также исследование образцов жидких кисломолочных продуктов по заданным параметрам. Такая организация изучения темы способствует большему восприятию и запоминанию учебного материала, и является своего рода вторым подготовительным этапом перед проведением зачетного/контрольного урока.
Предлагаемая рабочая тетрадь к учебному занятию по теме «Жидкие кисломолочные продукты» предназначена для организации самостоятельной работы обучающегося как на уроке, так и дома, в случае если обучающийся отсутствует на занятиях.
Немаловажным в проведении данного занятия, является система определения оценки, за выполненную работу на уроке. Обучающихся стимулирует объективность оценивания выполненных заданий, поэтому к уроку разработан критерий оценки работы обучающихся на уроке. А каждое задание и отдельные его элементы в рабочей тетраде к уроку, определены баллами, которые суммируются после выполнения заданий и переводятся в итоговую оценку.
Выполнение заданий в рабочей тетраде обеспечивает:
• качественную оценку степени усвоения темы;
• индивидуальный подход к оценке выполнения заданий каждого обучающегося;
• объективность оценки;
• активизацию познавательной деятельности;
• внесение корректив в образовательный процесс;
• позволяет научить обучающегося учиться;
• возможность проведения мониторинга подготовленности обучающихся.
Проведение учебного занятия, предлагаемого в данной методической разработке, способствует формированию у обучающихся следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, а также части личностных результатов (ЛР) заложенных в рамках воспитательной составляющей учебного занятия:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.
ПК 2.1. Осуществлять приёмку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности товаров.
ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 15. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 17. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации.
ЛР 19. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования.
ЛР 32. Осознанный выбор будущей профессии как путь реализации собственных жизненных планов.
Тематический раздел 2.28. Кисломолочные продукты.
План-конспект учебного занятия
по теме «Жидкие кисломолочные продукты».
Профессия: Продавец, контролёр-кассир.
Междисциплинарный курс 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами.
Курс: второй.
Тип занятия: урок-обобщение изученного материала.
Форма проведения учебного занятия: конференция-практикум.
Время на проведение учебного занятия: 1 учебный час.
Цели учебного занятия:
Обучения:
— обобщить и закрепить информацию об ассортименте жидких кисломолочных продуктов;
— обобщить и закрепить информацию о требованиях к показателям качества, упаковке и содержанию товарной маркировки жидких кисломолочных продуктов;
— способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитания:
— создать условия для проявления у обучающихся ответственности, инициативности при подготовке к занятию и в ходе его проведения;
— содействовать развитию у обучающихся чувства ответственности, позитивного опыта общения, демонстрации навыков декларирования.
Развития:
— создать условия для развития познавательной активности обучающихся, творческого мышления.
Задачи учебного занятия:
сформировать профессиональные, общие компетенции и личностные результаты, а также приобрести профессиональный опыт по идентификации жидких кисломолочных продуктов в том числе:
ОК 1. Понимать сущность и общую значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.2. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ЛР.13. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР 14. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности.
ЛР 15. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 17. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации.
ЛР 19. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования.
Методы обучения:
— словестные;
— наглядные;
— проблемно-поисковые при подготовке к уроку и в ходе ответов на вопросы;
— практико-ориентированные.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень используемого учебного оборудования и дидактических материалов:
№ п/п | Наименование | Ссылка на размещение на Яндекс диске | Назначение |
1 | 2 | 3 | |
1 | Компьютерный комплекс (экран, проектор, компьютер/ноутбук) или интерактивная доска | для демонстрации презентации | |
2 | Презентация «Жидкие кисломолочные продукты» | для демонстрации обучающимся в ходе урока | |
3 | Рабочая тетрадь к уроку по теме «Жидкие кисломолочные продукты» | для выполнения обучающимися заданий самостоятельной работы на уроке | |
4 | Образцы кисломолочных напитков в ассортименте: ряженка, варенец, кефир, йогурт | для выполнения практической части работы обучающихся на уроке | |
5 | Доклады обучающихся по предварительно заданным темам к уроку | для работы в ходе первой части урока | |
6 | Похвальные жетоны | для оценки докладов обучающихся обучающимися |
Структура и ход учебного занятия
Основное содержание учебного материала
Время (мин)
№ п/п
слайда
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Метод деятельности
Средства
Формы деятельности
Организация начала занятия
1
Приветствие обучающихся проверка их готовности к занятию.
Готовятся к работе на занятии, проверяют наличие раздаточного материала
Словесный
Учебный журнал группы
Фронтальная
Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности
2
1-2-3-4-5
Загадывает загадку о кисломолочных напитках.
Сообщает тему занятия, которая отражена на слайде. Обозначает цель занятия, рассматриваемую проблему и виды предстоящей работы для обучающихся.
Отгадывают загадку.
Слушают, готовы к уроку.
Словестный
1,2
Фронтальная
Актуализация знаний обучающихся. Смотр творческого задания к занятию
20
Доклады обучающихся по темам:
Доклад №1 «Кефир»
Доклад №2 «Кумыс»
Доклад №3 «Простокваша»
Доклад №4 «Ряженка»
Доклад №5 «Варенец»
Доклад №6 «Йогурт»
Доклад №7 «Маркировка и хранение кисломолочных напитков»
6-20
Обеспечивает актуализацию изучаемого материала информирует обучающихся о целесообразности урока в учебном процессе и для профессионального самоопределения.
Для оценки докладов обучающихся предлагает оценить доклад обучающегося выдачей похвального жетона.
Предлагает обучающимся выступить с докладами в соответствии с порядком очерёдности освещаемых вопросов.
Анализирует доклады обучающихся подводит промежуточный итог урока.
Слушают преподавателя, готовы к участию в уроке.
Знакомятся с критериями оценки докладов.
Поочерёдно выступают с докладами.
Слушают содокладчиков.
Выдают похвальные жетоны докладчикам.
Словесный, наглядный
1,2,3,5,6
Фронтальная
Закрепление учебного материала в виде практической работы
15
Выполнение практической работы
Подведение итогов практической исследовательской работы, подсчёт баллов и определение оценок
13
2
21-25-26
Знакомить обучающихся с заданиями практической работы в рабочей тетраде и критериями оценки выполненных заданий.
Ориентирует обучающихся на проведение взаимопроверки после выполнения практических заданий.
Выводит на экран эталон вывода к проделанной работе.
Слушают преподавателя. Знакомятся с рабочей тетрадью к выполнению практического задания и критериями их оценки.
Приступают к выполнению заданий в рабочей тетраде.
Завершают выполнение практической исследовательской работы. Передают рабочие тетради друг другу для взаимопроверки.
Проверяют работы друг друга, подсчитывают баллы и выводят оценку.
Словесный, наглядный, практико-ориентированный
1,2,3,4
Фронтальная, индивидуальная
Подведение итогов урока.
2
26
Просит озвучить результаты проверки практической исследовательской работы обучающих проверяющих.
Озвучивают результат проверки.
Словесный, наглядный
1,2,3
Фронтальная
Рефлексия.
2
Выявление значимости изученного материала для обучающегося.
27-30
Просит обучающихся открыть первый лист рабочей тетради с обозначенными к формированию общими, профессиональными компетенциями и формируемым опытом.
Просит обучающихся поочередно зачитать вслух по одной общей, профессиональной компетенции.
Спрашивает у обучающихся – о фактической реализации их формирования на уроке.
Подводит итог по формированию практического опыта в идентификации продовольственной группы товаров – жидкие кисломолочные напитки.
Отвечают на вопросы преподавателя, обосновывают свои ответы.
Словесный, наглядный
1,2
Фронтальная
Конспект-сценарий учебного занятия
Всем добрый день! Начнём наш урок. Дежурный доложите, кто сегодня отсутствует.
Слайд №1. Начать наше занятие я хочу с загадки.
Сделан он из молока,
Грибками «приличными» обогащен слегка,
Витаминами он нас снабжает,
Проблемы с желудком устраняет.
Выпьешь – бодро и легко.
Что если не молоко?
Как вы думаете, что это?
Правильно это кисломолочный напиток – кефир, простокваша и т.п., т.е кисломолочный напиток.
Слайд №2. Наше занятие посвящено теме «Жидкие кисломолочные напитки». Это завершающий урок, на котором мы подведем итог тому, о чём узнали на предыдущих занятиях.
Сегодняшний урок пройдет в необычной форме, это будет конференция-практикум.
Сегодня нам предстоят выступления с докладами, практическая исследовательская работа, а также самостоятельное определение оценок за свою работу.
Слайд №3. Цель сегодняшнего занятия – обобщить и закрепить знания о жидких кисломолочных продуктах.
Слайд №4. Хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня мы продолжим формировать профессиональные компетенции по:
ПК 2.3. Обслуживанию покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 2.4. Соблюдению условий хранения, сроков годности и сроков реализации продаваемых продуктов.
Слайд №5. А также, вы сегодня продолжите приобретать профессиональный опыт по идентификации продовольственных товаров, в том числе жидких кисломолочных продуктов.
Слайд №6. Готовясь к сегодняшнему уроку, я предложила вам подготовить небольшие доклады, их темы указаны на слайде. Слово с докладом предоставиться каждому из вас.
Итак, сегодня мы прослушаем информацию в форме доклада о:
Доклад №1 «Кефир»
Доклад №2 «Кумыс»
Доклад №3 «Простокваша»
Доклад №4 «Ряженка»
Доклад №5 «Варенец»
Доклад №6 «Йогурт»
Доклад №7 «Маркировка и хранение кисломолочных напитков».
Задача докладчиков состоит в том, чтобы кратко и четко донести до вас информацию, касающуюся темы сегодняшнего урока.
Слайд №7 Слушателям докладов предстоит работа по оценке услышанного материала, для этого на ваших столах имеются поощрительные жетоны, которыми вы будете оценивать докладчиков. Если вы считаете, что доклад соответствует оценке 5, 4, 3 – соответственно кладете жетон докладчику на парту. После чего я определю среднюю оценку исходя из ваших жетонов.
Слайд №8 Определения среднего балла буду вычислять по формуле — СРВ=сумма баллов по каждому докладчику: количество полученных жетонов.
Слайд № 9 Всем всё понятно? Ну а я представляю слово Вершковской Полине с темой доклада «Кефир». Слушатели внимательно слушают доклад и, если что-то непонятно могут задать вопросы для Полины.
Слайд № 8 фото к докладу №1. Спасибо Полина, есть ли вопросы у слушателей? Если нет, то оцените доклад жетоном.
Слайд №10 А мы продолжаем. И перед выступлением следующего докладчика задам загадку.
Наевшись травки сладкой,
Даст молоко лошадка!
А какой напиток будет,
Что умеют делать люди? Совершенно верно – кумыс.
К трибуне приглашается Оверчук Иван с темой доклада «Кумыс». Пожалуйста Иван. Спасибо за доклад. Незабываем оценивать доклад соответствующим жетоном.
Слайд №11 Следующее выступление с докладом по теме «Простокваша», представляется Фадеевой Анна. Все внимательно слушают и отмечают доклад жетоном.
Слайд № 12 С докладом по теме «Ряженка» слово предоставляется Давиденко Карине. Спасибо. Отметьте пожалуйста жетонами выступление Карины.
Слайд № 13 Информацию доклада о «Варенце» донесет до вас Федорова Анастасия. Прошу отметить жетонами её доклад.
Слайд №14 Про любимый всеми «Йогурт» нам расскажет Ященко Анита. Незабываем оценить её доклад.
Слайд № 15 Завершающий доклад по теме «Маркировка и хранение кисломолочных напитков» нам представит Коваленко Александра. Итак, оцените доклад Александры жетоном.
Слайд № 16 На этом первая часть нашего занятия завершена. Мы вспомнили, то, о чем узнавали на предыдущих уроках. И сейчас вам предстоит практическая исследовательская работа.
Слайд № 17 Для её выполнения на ваших столах находятся рабочие тетради с заданиями. И образцы жидких кисломолочных продуктов, маркировку которых вам предстоит исследовать.
Слайд №18 И данные исследования свести в таблицу. Откройте тетрадь на странице 3. Вам нужно изучить маркировку на 2-х образцах жидкого кисломолочного продукта. На ваших столах их по одному, поэтому по мере выполнения с права передаете образец соседу для исследования.
Слайд №19 После выполнения задания № 1. Вам предстоит выполнить вывод по исследованию. Для этого в предложение вывода необходимо вставить пропущенные слова.
Слайд № 20 После выполнения задания вам необходимо будет выполнить взаимопроверку выполненного задания. Для этого, свою тетрадь с выполненным заданием вы передадите соседу сидящему с права. Задание № 1. Проверяем, просматривая оформление всех заполненным клеток таблицы по 2-м образцам – если они заполнены – то соответствуют -2- балам. Если частично – 1 балл. Задание № 2. Проверяем по выведенному мной на слайд эталону вывода. Если всё верно, то оценка вывода – 7 баллов, если есть ошибки, то считаем только верно вставленные слова, и их количество будет соответствовать набранным баллам.
Слайд №21 Вывод: исследуемые образцы жидких кисломолочных продуктов, по содержанию маркировки соответствуют ГОСТам и могут быть использованы в пищу, до указанных сроков годности, при условии соблюдения требований к хранению.
Слайд №22 Критерий оценки работы обучающихся в рабочей тетраде. Подведем итоги вашей работы на уроке. Я подсчитала средний балл за доклад. Озвучиваю средние баллы за доклады пофамильно. Давайте определим сколько каждый набрал баллов за практическую работу. Я буду называть фамилию и имя, проверяющий работу называет балл и оценку, согласно критерия на слайде. Есть ли у вас ко мне вопросы, пожелания?
Слайд №23 Рефлексия. В завершении нашего урока, я прошу вас, открыть рабочую тетрадь на странице № 2. Там указана цель урока, прочитаете ее. Поднимите пожалуйста руки те, кто считает, что сегодня достиг её.
В низу страницы обозначен профессиональный опыт, который мы сегодня приобретали: зачитываю его. Поднимите руки те, кто считает, что приобрёл опыт в расшифровке маркировки жидких кисломолочных продуктов, а следовательно научился идентифицировать данные продукты.
А теперь поднимите руки те, кто считает, что зря посетил урок.
На этом наше занятие окончено, всем спасибо за подготовку и участие в уроке.