Методические рекомендации по подготовке и проведению концертных программ


Автор: Ирина Владимировна Гаевая
Место работы: МАОУДО "Центр детского творчества"
Должность: педагог-организатор


Концерт – это одна из распространенных форм мероприятий.

Слово «концерт» (от лат. состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода, в том числе и в области художественного исполнительства.

Концертное творчество – одно из разновидностей искусства, адресованного широкому кругу зрителей и слушателей.

Концертные номера – краткие завершенные произведения малых форм, могут принадлежать к разным жанрам.

Рассмотрим подробнее варианты форм, используемых в современных концертных программах.

Речевой род – это синтез литературного материала с актерским искусством (например: сказки, монологи, фельетоны, интермедии, стихотворения, басни, сцены из драматических спектаклей.)

Музыкально-инструментальный род – это этюды, ноктюрны, элегии, трио, квартеты, легкая инструментальная музыка.

Вокальный род – романсы, песни (лирические, народные, шуточные, игровые, эстрадные).

Хореографический род – танцы классические, народные, шуточные, с игровым сюжетом, эстрадные.

Спортивно-цирковой род – акробатика, эквилибристика, жонглирование, фокусы.

Виды концертных программ условно можно разделить на следующие группы:

Концерт с конферансом. Стандартный концерт с конферансье (ведущим), объявляющим его участников. Такого вида концерта не избежать тогда, когда предполагается затянутый по времени концерт с большим количеством участников (например, конкурсный концерт участников фестиваля).

Тематический концерт с репризами. Номера концерта подаются ведущим в виде игрового текста.

Театрализованный концерт с репризами – представляет собой набор тематических театрализованных реприз, которые могут не быть связанными единым сюжетом. Здесь репризы выстраиваются просто по теме. Такой концерт уже предполагает наличие игровых декораций, бутафории костюмов.

Театрализованный концерт-спектакль. Концерт имеет сквозной сюжет. Номера концерта жестко привязаны к сюжету. Участники концерта могут выступать в неких образах и соответствующих им костюмах.

В театрализованных концертах репризы можно формировать, опираясь на репертуар участников. В концерте-спектакле репертуар участников имеет строгую привязку к сюжету.

Основные требования к составлению концертных программ:

Разнообразие. Каждый номер должен отличаться от соседнего заметным качеством содержания или формы.

Сочетаемость. Все жанры должны сочетаться друг с другом.

Контрастность. Необходимо продумать переходы от одного номера к другому. Например, контраст создается при переходе от фольклорного к ритмичному танцевальному номеру.

Среди основных задач для организатора мероприятий можно выделить следующие:

Выбор темы, соответствующей возрасту аудитории, ее интересам, возможностям места проведения. Среди аудитории, посещающей мероприятия ЦДТ можно выделить дошкольников, детей младшего, среднего, старшего школьного возраста.

Выбор названия, привлекательного, отражающего суть мероприятия, оригинального, современного, этичного.

Выбор формы проведения, доступной для участников мероприятия, соответствующей возрасту участников, оригинальной, учитывающей интересы аудитории, место проведения.

Время проведения, учитывающее погодные условия, психологическую и физическую нагрузку зрителей, соответствующее форме праздника.

Место проведения, соответствующее форме мероприятия, учет возможностей технического и зрелищно-художественного оснащения, эстетичность, удобство оформления, безопасности, удобство для участников и исполнителей.

При учете особенностей подготовки мероприятия выделяется 3 этапа:

1 этапначало (подготовка зрителя к праздничным явлениям) – пролог, зачин (музыкальный, поэтический, театрализованный, танцевальный и т. д.) Это создание настроя, подготовка.

2 этапСодержательная часть – смысл должен быть доведен до зрителя.

3 этап Финальная часть – ритуал завершения (песня, танец, награждение или принятие решения). Эта часть направлена на создание определенного эмоционального настроя к потребности и в дальнейшем в этой деятельности и таких праздниках.

И еще несколько советов:

— Программа должна быть составлена по принципу нарастания художественного и исполнительского качества номеров;

— Не следует концерт начинать с эстрадных номеров, а заканчивать классическими;

— Фольклорные жанры ставятся в начале концерта, когда зрители во внимании;

— Веселые номера помогают зрителям не затрачивать большого усилия на внимание.

Что делает праздник непраздничным?

Это перегрузка информацией, официальной частью (длинные приветствия, сухие сводки), переполненность художественными номерами, конкурсами, неграмотное ведение, отсутствие соответствующего художественного оформления, атрибутов, технического обеспечения. В такой ситуации зрителям становится скучно, непонятно, у них появляется усталость, потеря интереса. И праздник не состоялся!