Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом.
Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих психологическую поддержку аттестуемых.
Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности старшего воспитателя. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности.
Цель аттестации: определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основные задачи аттестации:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
— обеспечение педагогическим работникам образовательных учреждений, возможности повышения уровня оплаты труда.
В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период.
Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методического сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития.
Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
Куда входит:
Выбор и реализация актуального направления
Совершенствование аналитико-проектировочных умений педагога
Посещение семинаров по выбранному актуальному направлению
Глубокое изучение от 1 до 3 тем
Повышение квалификации 1 раз в 3 года
Факторы эффективной организации аттестационного процесса:
Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.
Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.
Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.
Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей. Оформление документов, необходимых для успешного прохождения аттестации
Этапы сопровождения аттестуемого:
Диагностическая деятельность
Цель: Всестороннее изучение личности и деятельности педагога. Изучение теоретических знаний. Изучение специальных умений и навыков воспитателя. Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств.
На первом диагностическом этапе при организации сопровождения и поддержки педагога мы оформляем диагностическую карту, где выявляются проблемы, трудности педагогов, а так же накопленный опыт, которым они могут поделиться. Такая карта отражает все параметры деятельности педагога. Занесение в такую карту данных позволяет самому педагогу контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого материала для обобщения и распространения своего опыта, повышения квалификации, тематику самообразования. По результатам диагностирования выводится сводный результат: определяются уровни профессиональной компетенции: недопустимый (низкий), критический (ниже среднего), достаточный (хороший), уровень педагогической компетентности оптимальный (высокий) — позволяющие определить дальнейшую работу. Так же данная карта позволяет педагогам реально оценить свои возможности и определить горизонты самообразования.
Развивающая деятельность.
Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства воспитателя по всем показателям его деятельности. Расширение знаний основ педагогики и психологии. Повышение профессионального мастерства и психологической компетенции педагога.
Создать условия, дающие воспитателю возможность проявлять творчество, новаторство. Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога. Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами по работе.
На втором этапе сопровождения аттестуемого составляем план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации, для этого мы составляем отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей. План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт. При составлении плана учитываем стаж работы педагогов, имеющуюся категорию, здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов, а так же тематику курсов повышения квалификации, которая для них интересна.
Коррекционная деятельность.
Цель: оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем.
Предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового.
Профессиональная помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем.
Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
Коррекция нарушений личностных дисгармоний.
Определение групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности воспитателей и внесение корректив в методическое сопровождение.
Следует отметить, что здесь второй и третий этап неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем. Для этого мною разработана программа «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов ДОУ» (Приложение).
На основе полученной информации для педагогов, готовящихся к аттестации, составляется план работы, включающий в себя содержание, формы работы, сроки проведения по следующим направлениям:
Аналитико-диагностическая деятельность:
Информационная деятельность:
Организационно-методическая деятельность
Изучение деятельности педагогов в межаттестационный период
Прием заявлений на аттестацию.
В период с 2020по 2022 гг. воспитатели МБДОУ «Детский сад № 11» прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационные категории. Доля педагогов, прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности составляет 29% (5 чел.), на первую квалификационную категорию 24% (4 чел.), на высшую квалификационную категорию 35% (6 чел.). Итого доля аттестованных педагогов составляет 88% (12 чел. Из 17).
год | соответствие занимаемой должности | первая квалификационная категория | высшая квалификационная категория |
2020 год |
— | 2 | 4 |
2021 год | 1 | 2 | 1 |
2022 год | 1 | — | 1 |
Итого | 2 | 4 | 6 |
Один из основных методов сопровождения аттестующихся, является система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ, которая предполагает разные формы:
обучение на курсах
самообразование
участие в методической работе города, района, детского сада
участие в конкурсах, фестивалях на уровне города, региона, федерации.
В нашем ДОУ ежегодно держу на контроле прохождение курсов повышения квалификации педагогов, составляю графики, направляю педагогов на курсы в соответствии с их интересами. Прошли курсы повышения квалификации:
2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | |
Старший воспитатель | 1 | ||
Воспитатели | 4 | 4 | 4 |
Учитель-логопед | 2 | ||
Музыкальный руководитель | 1 | ||
Инструктор по физической культуре | 1 | ||
Всего педагогов — 17 | 5 | 5 | 7 |
Отметим важный момент – обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества на разных уровнях:
на уровне образовательного учреждения через открытые занятия, семинары,педагогические советы, участи в «круглых столах», консультирование, наставничество для молодых воспитателей, работа в творческих группах,
на муниципальном уровне через открытые занятия, семинары, участие в методических объединениях, участие в конкурсах, фестивалях;
на региональном уровне: научно-практические конференции, фестивали, конкурсы;
на федеральном уровне: научно-практические конференции, всероссийские конкурсы,фестивали, Интернет-конференции.
Результаты своей работы педагоги представляют на мероприятиях в ДОУ:
выступления на педагогических советах,
проведение семинарских занятий, практикумов, консультаций
участие в творческих группах
открытые показы
мастер классы
творческие отчеты
выставки работ воспитанников
Педагоги МБДОУ «Детский сад № 11» транслировали свой педагогический опыт на различных уровнях:
год | в образовательной организации | на муниципальном уровне | на региональном уровне | на всероссийском уровне |
2020 | 3 | 3 | 4 | 1 |
2021 | 2 | — | 3 | — |
2022 | 4 | 1 | 2 | — |
У 6 педагогов обобщен опыт работы по разным темам в виде брошюры, выпущенной ОГАОУ ДПО «ИРО».
У 6 педагогов обобщен опыт работы по разным темам в виде брошюры, выпущенной ОГАОУ ДПО «ИПКПР».
2 педагога обобщили свой опыт в виде статьи в методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совенок» для дошкольников».
Как воспитатель работал в межаттестационный период, хорошо прослеживается в его материалах. Педагоги могут проявить себя в работе городских методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщать опыт своей работы.
Сейчас проводится огромное количество конкурсов по различным направлениям. Педагог может принимать участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе, участвовать в работе методических объединений.
Участие в данных мероприятиях положительно сказывается на оценке уровня профессионального развития. Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения воспитанников. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, которые проводятся ежегодно на всех уровнях.
В настоящее время в связи с внедрением ИКТ существует различные подходы к организации методического сопровождения, педагогические технологии и методики, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий. Расширение информационного пространства за счет внедрение сервисов сети Интернет открывает новые модели взаимодействия с другими педагогами на различных уровнях. Одним из эффективных средств изменения традиционного подхода к деятельности педагога является создание собственного Интернет-ресурса педагога, который может быть представлен в виде веб-страницы на сайте ДОУ.
Межаттестационный период педагога состоит из трех этапов:
Прогностический
Включает оценку своей деятельности. На основании полученных результатов самооценки и с учетом потребностей детей, родителей, тенденций развития ОУ, региональной системы образования осуществляется целеполагание. После этого предстоит разработать программу саморазвития, «Обозначить» педагогические технологии, которые нужно реализовать и спрогнозировать результат образования, который хотелось бы получить.
Технологический этап
Заключается в отслеживании, реализации намеченной программы деятельности. На этом этапе необходимо вносить данные о результатах профессиональной деятельности, контроля качества образования, реализация обеспечивающих педагогических технологий, об участии в творческой деятельности (педагогических чтениях, семинарах и т.д.), о внедрения передового педагогического опыта. Могут быть приложены справки об апробации, внедрении, статьи, тезисы выступлений, данные диагностики и т.д. Эта деятельность осуществляется в течение всего периода.
Аналитический этап
Предполагает соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами саморазвития.
Самообразование, по словам К.Ю. Белой, – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. Система методических мероприятий обязательно подчиняется главной цели – стимулирование педагогов в профессиональном совершенствовании.
Результатом усилий педагога обязательно будет совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. Профессиональное саморазвитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность.