Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти.
Работая с дошкольниками у которых имеются нарушения речевых функций на протяжении нескольких лет, в различных видах детской деятельности, я широко использую опорные картинки или мнемотаблицы.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Работу в этом направлении я начала со средней группы. На первом этапе я активно включаю в работу с воспитанниками иллюстрированный алгоритм определенного действия: одевания, процесс мытья рук, заучивание небольших потешек, песенок и стихов. Постепенно от одной возрастной группы к другой содержание и количество мнемотаблиц увеличивалось. Увеличивается и область их применения.
Например, мы с ребятами в старшей группе составляем рассказы, заучиваем стихи, используем опорные картинки на занятиях по формированию элементарных математических представлений, выполняем физкультурные минутки.
Считаю работу с опорными схемами очень эффективной, пришла к этому выводу на собственном опыте, предварительно почитав литературу по данной теме, проанализировав опыт коллег. Используя мнемотаблицы как на занятиях, так и вне их пришла к выводу, что наиболее эффективным будет результат, если ребенок заинтересован в происходящем процессе.
Мы часто создаем опорные схемы совместно с ребятами и называем их «секретными картинками». Создавая подобным образом «секретные картинки», дети могут очень быстро запомнить текст стихотворения, составить рассказ о времени года, передавая мельчайшие признаки, характерные для данного времени года, рассказать о последовательности выполнения работы на занятиях по ИЗО, и следовать этим этапам при выполнении работы.
С целью расширения знаний в этом направлении взяла себе в 2019 году тему самообразования «Роль заучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц для совершенствования учебно – воспитательного процесса».
Перед собой я поставила следующие задачи:
Повысить эффективность обучения детей пересказу с помощью опорных картинок (мнемотаблиц)
Сделать легче и доступнее процесс заучивания стихотворений
Учить точно выполнять сложные действия состоящие из нескольких этапов (одевание на прогулку, выполнение сюжетной аппликации и т.д.) с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек.
Ожидаемые результаты. У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Мой опыт подсказывает, что данное направление, важная составляющая успешной подготовке ребят к школе. Заучивание и чтение стихов – охватывает задачи речевого развития, способствует развитию памяти, что поможет ребенку усваивать новый материал в школе.
Изучив специальную литературу по данному направлению, я за основу в своей работе взяла следующие методические пособия: Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
Татьяна Александровна. Ткаченко выделила несколько этапов работы в данном направлении, которые я использую в своей деятельности:
1. Составление мнемотаблицы совместно с детьми.
На этом этапе мы с ребятами совместно составляем «секретные» картинки.
2. Соотношение изображения мнемотаблицы с текстом произведения.
На этом этапе изображение «секретной» картинки «привязываем» к тексту.
3. Словарная работа.
Разбираем значение новых слов.
4. Воспроизведение текста по памяти вместе с детьми с опорой на мнемотаблицу.
Воспроизводим сначала текст с детьми с хорошей памятью, чтоб у остальных ребят было время усвоить учебный материал.
5. Воспроизведение текста самостоятельно детьми с опорой на мнемотаблицу.
Допускаю прочтение учебного материала детьми хором.
6. Воспроизведение текста самостоятельно без таблицы.
Опыт работы за три года показал, что использование мнемотехники, как метода развития речи и памяти дошкольников, таит в себе огромный потенциал для формирования речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Данная технология, доказывает свою эффективность.
Начало периода Процентное соотношение | Конец периода Процентное соотношение | |
Умение самостоятельно пересскаывать тексты, легко запоминать короткие рифмованные тексты (стихи) | 28% | 62% |
Умение с помощью взрослого пересскаывать тексты, легко запоминать короткие рифмованные тексты (стихи) | 52% |
35% |
Испытывает трудности в пересказывании текст, запоминании короткие рифмованные тексты (стихи) | 20% | 3% |
Результаты моей работы показывают, что метод использования мнемотехники в развитии памяти и познавательного потенциала детей очень эффективным и перспективным не только в дошкольном детстве, но и последующем обучении детей. Я очень довольна результатами и рекомендую всем заинтересованным в результативности обучения детей людям.
В настоящий момент использую мнемотехнику в заучивании стихов с дошкольниками, но этот метод работает во всех направлениях обучения.
В работе использую следующую Последовательность в работе с мнемотаблицами:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Как же я осуществляю свою работу с использованием технологии мнемотехники?
Приемы мнемотехники строятся от простого к сложному:
Мнемоквадраты — символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);
Мнемодорожки — последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена определенная информация.
На собственном опыте убедилась, что мнемотехника — результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
На первом этапе я познакомила воспитанников с мнемоквадратами -понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем наша совместная работа с ребятами несколько услолжнилась, в работу были введены мнемодорожки — это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И после успешного освоения мнемоквадратов и мнемодорожек мои ребята познакомились с мнемотаблицами. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические (не только отпечатанные, а иногда просто зарисованные от руки), по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляла воспитатель, чуть позже в качестве творческого задания их составляли родители и ребята приносили в детский сад , потом к этому процессу смог подключиться и ребенок.Таким образом, мнемотехника повлияла не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Наиболее эффективно мнемотехникой начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Где мною использовались мнемосхемы:
— пересказ художественной литературы;
— заучивание стихов;
— обогащение словарного запаса;
— обучение составлению рассказов;
— отгадывание и загадывание загадок;
— ознакомление с миром природы и т.д.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
Примеры мнемотехники.
Рассказы по мнемотаблицам.
Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Мнемотаблицы – загадки.
Сидит дед во 100 шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Мнемотаблицами не ограничивается работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.