Актуальность темы:
Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности. Всем известно, что человек — существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов и каждому необходимо знать право, уметь ориентироваться в нем.
Цель:
- активизировать познавательные процессы учащихся, выяснить знания детей по данной теме.
Задачи:
- закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
- воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.
- повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей;
Форма проведения: Правовая викторина.
Место проведения: общежитие.
Оформление: выдержки о правах и обязанностях.
Подготовительная работа: работа с ведущими, раздаточный материал.
Оборудование: презентационный материал, ноутбук.
Участники мероприятия: студенты, проживающие в общежитии лицея.
Ход мероприятия:
Воспитатель: — Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую оболочку и делятся по категориям или отраслям, как говорят юристы. Чтобы было понятно, что это такое, вспомним, что врачи делятся на стоматологов (лечат зубы), хирургов (осуществляют вмешательство во внутренние органы человека), офтальмолог (лечат глаза), ЛОР (лечат ухо — горло-нос) и т.д. Так и в юриспруденции, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное право и другое.
В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественными и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д. А какие виды права вы знаете? (Ответ обучающихся: финансовое, банковское, вещевое право, право частной собственности …).
Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях. В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, ваши знания. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон, в конце программы, подсчитав жетоны, мы выявим победителя.
Воспитатель: Для разминки игра с залом «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
Воспитатель: (слайд 2) «Права и обязанности».
Кто первый поднимет руку, тот и отвечает, будьте внимательны, задание первое.
(слайд 3)
Закончи стихотворение:
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
2) Всех по-разному зовут:
Кот — Мурлыка,
Пес — Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …(жильё)
Воспитатель: (слайд 4) Слушайте вопросы и давайте правильные ответы. (слайд 5)
1. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
2. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся общеобразовательного учреждения:
- Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- Право на получение объективной оценки своих знаний;
- Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
- Право на платное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;
- Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.
(Ответ: А, Б, В, Д)
3. Какие имеются обязанности у обучающихся общеобразовательного учреждения:
- Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
- Бережное отношение к имуществу лицея;
- Допустимость пропуска учебных занятий;
- Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников лицея.
(Ответ: А, Б, Г)
Воспитатель: (слайд 6) Следующий конкурс «Правовой словарь». Ваша задача правильно закончить предложение. (слайд 7)
- Человек, принадлежащий к постоянному населению государства — это …. (Гражданин)
- Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)
- Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это….. (Наказание)
- Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения — это ….. (Обязанность)
- Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это ……. (Ответственность)
Воспитатель: (слайд 8) Продолжим нашу викторину, все ответы «Цифры и факты». (слайд 9)
- Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).
- С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
- Какое образование вы должны получить бесплатно по Конституции РФ? (9 классов).
- С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).
- С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).
Воспитатель: (слайд 10)
Сейчас мы проведём (слайд 11)конкурс «Пословицы», я буду читать начало, а вы продолжите. (слайд 12)
- Украсть – в беду … (попасть).
- Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
- Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
- Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
- Возможность украсть создаёт …(вора).
Воспитатель: Итак, предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы сумеете отгадать, какие права тех или иных сказочных персонажей нарушены. (слайд 13-18) Конкурс «Сказочный вопрос».
- Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
- Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
- Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
- Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
- Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).
Воспитатель: (слайд 19 — 24) Определите, кто из героев сказки лишён следующих прав, выберите одного героя из трёх.
- Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
- Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).
- Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).
- Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).
- Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга. (Буратино).
Воспитатель: (слайд 25-30) Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок: …(Не имеешь права посягать на мою жизнь).
Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).
Воспитатель: Наша правовая викторина подошла к концу, если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей.
Воспитатель: Давайте подсчитаем жетоны и выявим победителя правовой викторины.
http://uchkopilka.ru/vne-deyat/konkursy-i-igry/item/6278-igra-viktorina-prava-i-obyazannosti-rebenka-20150410