Автор: Декина Валентина Викторовна, учитель технологии, филиал МКОУ «ООШ с. Благословенное имени Героя Советского Союза Г.Д. Лопатина» в с. Нагибово
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание собственного мнения.
3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить фартук, выполнить латку на изделии);
б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, раскрой и пошив фартука в различных вариантах).
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится кроить и шить фартук.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках производственного обучения у учащихся, пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных учащихся и выполнить работу в срок.
Следующий этап организации учебной деятельности — операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности -важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой).
Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
Итак, я выбираю следующие формы и методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 — поощрение,
2 — порицание,
3 — учебно-познавательная игра,
4 — создание ярких наглядно-образных представлений,
5 — создание ситуаций успеха,
6 — стимулирующее оценивание,
7 — свободный выбор задания,
8 — удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 — опора на жизненный опыт,
2 — познавательный интерес,
3 — создание проблемной ситуации,
4 — побуждение к поиску альтернативных решений,
5 — выполнение творческих заданий,
6 — «мозговая атака»,
7 — развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 — предъявление учебных требований,
2 — информирование об обязательных результатах обучения,
3 — формирование ответственного отношения к учению,
4 — познавательные затруднения,
5 — самооценка деятельности и коррекции,
6 — рефлексия поведения,
7 — прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 — развитие желания быть полезным обществу,
2 — побуждение подражать сильной личности,
3 — создание ситуации взаимопомощи,
4 — поиск контактов и сотрудничества,
5 — заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 — взаимопроверка,
В своей работе я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся.
Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.
Познавательный интерес.
Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют ученики. Учебное действие — это не только форма активности учащихся, но и развитие его познавательной потребности.
Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда помню о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
I уровень — проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень — учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень — интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).
IV уровень — повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).
Положительные показатели I и II уровня сформированность познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры — III уровень и особенно IV уровень.
Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности.
Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она заложена в сам процесс учения. Задача нашего образования — формирование достаточного уровня сформированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.
В результате моей работы над этой проблемой сложилась эффективная система развития мотивации учения.
Проблема, которая встает при этом для меня — это разработка собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения, создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной деятельности.
Если раньше на уроках я пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это значит должна иметь для занятий целую систему творческих заданий.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности — это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:
1) причинно-следственные связи,
2) комбинирование информации,
3) планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от меня затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты:
Я скорректировала учебно-планирующую документацию, внесла в нее изменения. Внесла изменения в содержание. Разработала дидактический материал, повышающий качество обучения. Стала применять на уроках более эффективные методы и приемы обучения.
Выработала такой стиль общения, чтобы они видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.
-
Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения и это является результатом моей работы.