Мотивация учебной деятельности на уроках технологии» из опыта работы в рамках методического дня: «Создание комфортных психологических условий в работе с детьми со слабой мотивацией




Автор: Декина Валентина Викторовна, учитель технологии, филиал МКОУ «ООШ с. Благословенное имени Героя Советского Союза Г.Д. Лопатина» в с. Нагибово

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимо­отношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от­ношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и по­буждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

При организации учебной деятельности, изуче­ние каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-позна­вательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных дей­ствий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводя­щей в содержание предстоящей темы, Это дости­гается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить фартук, выполнить латку на изделии);

б) рассказа учителя о теоретической и практи­ческой значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);

в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, раскрой и пошив фартука в различных вариантах).

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта зада­ча является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится кроить и шить фартук.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и са­мооценки возможностей по изучению данной темы.

После постановки задачи намечается и обсуждает­ся план предстоящей работы, выясняется, что нуж­но знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках производственного обучения у учащихся, пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных учащихся и выполнить работу в срок.

Следующий этап организации учебной деятель­ности — операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной дея­тельности -важно добиваться, чтобы учащийся начи­нал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнова­ния); эмоционального (успеха, увлеченности темой).

Из опыта работы становится понятно, что групповая фор­ма учебной деятельности создает лучшую мотива­цию, чем индивидуальная. Групповая работа «втя­гивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Итак, я выбираю следующие формы и методы стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности . Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

/. Эмоциональные

1 — поощрение,

2 — порицание,

3 — учебно-познавательная игра,

4 — создание ярких наглядно-образных представ­лений,

5 — создание ситуаций успеха,

6 — стимулирующее оценивание,

7 — свободный выбор задания,

8 — удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

//. Познавательные

1 — опора на жизненный опыт,

2 — познавательный интерес,

3 — создание проблемной ситуации,

4 — побуждение к поиску альтернативных реше­ний,

5 — выполнение творческих заданий,

6 — «мозговая атака»,

7 — развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

III. Волевые

1 — предъявление учебных требований,

2 — информирование об обязательных результа­тах обучения,

3 — формирование ответственного отношения к учению,

4 — познавательные затруднения,

5 — самооценка деятельности и коррекции,

6 — рефлексия поведения,

7 — прогнозирование будущей деятельности.

IV. Социальные

1 — развитие желания быть полезным обществу,

2 — побуждение подражать сильной личности,

3 — создание ситуации взаимопомощи,

4 — поиск контактов и сотрудничества,

5 — заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 — взаимопроверка,

В своей работе я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся.

Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.

Познавательный интерес.

Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которы­ми владеют ученики. Учебное действие — это не только форма активности учащихся, но и развитие его по­знавательной потребности.

Занимаясь формированием познавательного ин­тереса, всегда помню о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:

I уровень — проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает инте­ресно, нравится учитель, нравится получать хоро­шие отметки).

II уровень — учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень — интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень — повышенный познавательный инте­рес (легко дается предмет; с нетерпением жду уро­ка, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Положительные показатели I и II уровня сформиро­ванность познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры — III уровень и особенно IV уровень.

Ученики получают интеллектуальное удоволь­ствие от решения задач, проявляют интерес к обоб­щениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают инте­рес к самообразовательной деятельности.

Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она заложена в сам про­цесс учения. Задача нашего обра­зования — формирование достаточного уровня сфор­мированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.

В результате моей работы над этой проблемой сложилась эффективная система развития мотивации учения.

Проблема, которая встает при этом для меня — это разработка собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного инте­реса как глубинного мотива учения, создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной деятельности.

Если раньше на уроках я пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это зна­чит должна иметь для занятий целую систему твор­ческих заданий.

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности — это комплект, в ко­торый входят творческие задачи с интересным со­держанием из трех основных групп:

1) причинно-следственные связи,

2) комбинирование информации,

3) планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для раз­вития мотивации у учащихся к учебной деятельнос­ти предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Такой подход к проблеме развития мотивации требует от меня затрат времени, но прежде все­го творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты:

  1. Я скорректировала учебно-планирующую документацию, внесла в нее изменения. Внесла изменения в содержание. Разработала дидактический материал, повышающий качество обучения. Стала применять на уроках более эффективные методы и приемы обучения.

  2. Выработала такой стиль общения, чтобы они видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.

  3. Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения и это является результатом моей работы.