Музыкально-театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


Автор: Наталья Владимировна Сивкова
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 3» с. Ленинское
Должность: музыкальный руководитель


Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

Музыкально-театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу. Очевидно, что музыкально-театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

В современном обществе актуален вопрос развития детского интеллекта. Родители и педагоги стремятся дать детям как можно больше знаний, зачастую забывая о задачах развития способностей чувствовать, думать, творить, а самое главное общаться. Ведь использование детьми разнообразных средств выразительности речи – это важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Современные дети больше знают, чем их сверстники несколько лет назад, у них лучше развито логическое мышление, многие владеют основами компьютерной грамотности. При этом они гораздо реже удивляются, восхищаются, радуются и сопереживают. Душа ребёнка спит. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребёнка – учить его чувствовать, передавать свои эмоции, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей, развивать у него художественное воображение, фантазирование, сочинительство.

Легче всего это сделать через театрализованную деятельность, поскольку она сочетает возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, актёрской игры, а также сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на капризную Принцессу, озорного Буратино, добрую Дюймовочку, трудолюбивую Золушку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Играя различные роли в спектаклях, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театрализованная деятельность связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Вот уже три года я занимаюсь театрализованной деятельностью. Основную цель, которую я перед собой поставила, представляет собой формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Также, на мой взгляд, театрализованная деятельность поможет ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.

Цели и задачи программы дополнительного образования «Театральная мозаика»

В 2019 учебном году я составила программу дополнительного образования «Театральная мозаика» для детей 6-7 лет.

Цель программы – Эмоционально развитая личность, способная формулировать свои мысли и публично их излагать. Личность, у которой есть стремление к познанию и усвоению новой информации и новых способов действия, проявление любознательности, настойчивости, решительности, целеустремлённости и эмоций проигрывания ролей.

Задачами своей театрализованной деятельности я ставлю:

— совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний

— приветствие устойчивого интереса к литературному слову, театру и устному народному творчеству

— развитие способности детей воспринимать художественный образ

— развитие творческих способностей ребенка.

Поставленные задачи решаются на занятиях по театрализованной деятельности, содержание, формы и методы проведения которых преследуют одновременное выполнение пяти основных направленностей:

  • Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);

  • Учить детей сочинять коллективную сказку, добавляя свои предложения;

  • Согласованно взаимодействовать в процессе театрализации, проявляя свою индивидуальность;

  • Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение и способность к свободным образным импровизациям.

Театрализованные занятия развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях я не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми, то поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по-разному, и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз «зажатости». А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, – и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я проработала с ней какое-то время, а затем дала ей главную роль – она раскрылась), великолепно, сыграла Кошку в музыкальной сказке “Репка”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.

Планируемые и ожидаемые результаты программы

Избранная мной тема на современном этапе очевидна: использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизация в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли.

Предполагаемые умения и навыки детей:

1. Умеют действовать согласованно;

2. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;

3. Запоминают данные позы;

4. Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка;

5. Знают артикуляционные упражнения;

6. Умеют строить простейший диалог.

Ожидаемые результаты:

1. Дети будут уметь инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.

2. Дошкольники получат представление о театре и театральной культуре.

3. У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.

4. Воспитанники смогут импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).

5. У детей сформируется умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.

6. Умение свободно держаться на сцене.

7. Дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.

8. Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Принципы обучения

Театрализованная деятельность – благодатная почва для развития творческих способностей ребёнка. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Педагог сможет способствовать развитию творческого воображения ребёнка, его творческих способностей посредством основных принципов обучения:

Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.

Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

Принцип наглядности обучения. Я продумываю:

— дидактические цели исследования наглядности,

— методику показа,

— количество наглядности и последовательность демонстрации,

— сочетание определенных видов наглядности,

— включение детей в анализ наблюдаемых объектов,

— соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску импровизации.

Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия. Использую различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Таким образом, для развития творческих способностей необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по музыкально-театрализованной деятельности.

Практическая часть. Авторский опыт

Театральные занятия, проводимые мной с воспитанниками, начинаются с упражнений по развитию речи – скороговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, разминки пальцев, жестикуляция. На первых занятиях я рассказала детям о театре, о том, как он возник, познакомила детей с видами театров, правилах поведения в театре, театральными профессиями и театральной терминологией. В основной части занятия основной упор делается на развитие памяти, фантазии детей, а так же на развитие инициативы и самостоятельности в создании образов различных персонажей. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль я уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции, для этого я с детьми проигрываю этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Провожу игры на жестикуляцию: “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. Провожу игры на развитие фантазии и воображения: “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.)

Для развития словарного запаса у детей применяю такой приём, как «совместное сочинительство» — вместе с детьми сочиняем истории, сказки, а некоторые из них разыгрываем прямо на занятии. Особый восторг у детей вызывают развивающие игры “Какое у тебя сейчас настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает — не летает”, “Растет — не растет”, “Живой телефон”, которые помогают развивать у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Так же детям очень нравятся игры на развитие фантазии “Продолжи сказку…”, упражнения и этюды на развитие воображения: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), а также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”, “Ветер” и др.

Большую роль на своих занятиях я уделяю работе над самим спектаклем. Сначала мы выбираем с детьми сказку, которую мы хотели бы поставить. Распределяем роли по желанию детей. Сценарии знакомых сказок в стихах я сочиняю сама («Репка», «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха на новый лад»), либо опираюсь на готовые сценарии театрализованных представлений, которые дополняю песнями собственного сочинения, танцевальными композициями и музыкальными играми («Секреты здоровья», эко-сказка «Весенняя сказка»). Дети с удовольствием заучивают свои, иногда даже большие роли в стихах. Тексты песен разучиваю с каждым ребёнком индивидуально, чтобы это сразу подкреплялось музыкальным сопровождением фонограммы для лучшего усвоения и запоминания песни.

Затем начинается работа над отдельными эпизодами, сценами, танцевальными композициями. Проигрывая каждую роль, я сначала показываю детям, с какой интонацией нужно произносить ту или иную реплику, какие при этом надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение того или иного героя. Музыкальное сопровождение к сказкам и театрализованным представлениям всегда подбираю сама. Тексты песен главных героев сказок, танцевальные композиции так же я сочиняю сама. Индивидуальные репетиции с героями спектаклей, исполняющие песенные или танцевальные номера провожу по мере необходимости (например, ребёнок долго болел или находился в отпуске с родителями).

Заключительным этапом подготовки спектакля становится генеральная репетиция, на которой дети проигрывают сказку от начала до конца так, как бы они это делали на самой премьере. На ней тоже присутствует небольшое количество зрителей, чтобы герои привыкали к публике, и не стесняясь в полном объёме проиграли свою роль. Как показывает мой опыт, такая практика проведения генеральной репетиции выливается в успешную премьеру спектакля.

Декорации и костюмы для героев всегда выступают главной проблемой перед спектаклем, так как средств на улучшение материально-технической базы учреждения от вышестоящих органов не выделяется. Поэтому, декорации изготавливаю из подручного и бросового материала, для пошива костюмов привлекаю родителей, дети которых принимают участие в данном спектакле.

За три года работы по театрализованной деятельности в подготовительной группе под моим руководством были поставлены такие музыкальные сказки как «Репка», «Секреты здоровья», «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха на новый лад», «Весенняя сказка», а совместно с логопедом Ольгой Петровной Перминовой были поставлены музыкально-логопедические сказки «Тигрёнок» и «Лесной зонтик» (музыкальное оформление, тексты песен моего собственного сочинения). И все, кто видел наши спектакли, это и сотрудники детского сада и дети, и представители Отдела образования с. Ленинское, а особенно родители, давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий в кружке их дети стали более эмоциональны, более раскрепощенные и выразительные. А как дети-герои радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! И я видела результат своей работы.

Сейчас я продолжаю работать с детьми подготовительной группы. Занятия с ними я провожу по 30 минут два раза в неделю. Детям доставляет огромное удовольствие выступать в роли кукловодов, исполняя какую-либо роль. Воспитанниками подготовительной группы для малышей были показаны такие кукольные спектакли, как «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка».