«Услышать ее (музыку) ‒ это уже понять»
Б. Асафьев
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается педагогическими методами, включающими специальное оборудование и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумеваются нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Исходя из особенностей детей, в логопедических группах дошкольного учреждения, музыкальные руководители работают над решением коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию.
Общие задачи музыкального воспитания:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке;
- Обогащать музыкальные впечатления;
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах;
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности
- Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: ее решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
Музыкальное воспитание является одним из важных составляющих коррекционной работы в детском саду. А музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада носит , если так можно выразиться, «симптоматический» характер», т.е. проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач, решению задач коррекционных , к которым относятся следующие:
Коррекционные задачи:
- Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
- Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения. Улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом — хорошо развитое музыкальное восприятие.
«Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка» (В. Гринер)
Условия для успешной работы с детьми
Чтобы справиться с решением столь трудных задач, необходимо выполнение ряда условий.
- Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
- Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
- Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в дошкольном учреждении: учителями-логопедами, психологом, инструктором по физической культуре, медицинскими работниками.
Я считаю, что такая взаимосвязь необходима в начале и в конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребёнка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.
Для выполнения всех поставленных задач я стремлюсь постоянно обговаривать с логопедом, воспитателями речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания. Учитываю их замечания и пожелания.
Особенно мне хочется отметить необходимость взаимосвязи в моей работе как музыкального руководителя, с воспитателями, которые больше всего общаются с детьми. Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) я работаю над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – мой первый помощник при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.
Необходима требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе музыкального материала, методических приемов, внимания к своей речи (речь музыкального руководителя должна быть выразительной и эмоциональной, простой и доступной ). Для достижения поставленных задач я соблюдаю дидактические принципы обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.
Главный же принцип, которым я руководствуюсь, – внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.
«Логопедическая работа музыкального руководителя должна проводиться на фоне всей личности логопата, с учетом как отрицательных ее сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации» (Правдина О.)
Исходя из этих условий, я планирую свою работу с акцентом на максимальном всестороннем музыкальном развитии каждого ребенка.
Методы и приемы
В достижения поставленных задач, в своей работе я стараюсь разнообразить методы и приемы, которые использую с детьми в речевых группах: наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.
Мысль Б. Асафьева «Услышать ее (музыку) – это уже понять» можно использовать как эпиграф к своей работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Мною отмечено, что выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребенка заметное переживание, эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые ребенок не всегда правильно воспринимает в силу своего диагноза. И хорошо, что при проведении НОД, музыкальных занятий музыка звучит гораздо больше, чем слова. Музыка диктует детям, что делать и когда. И это может говорить о прекрасно развитом музыкальном восприятии детей и устойчивости внимания каждого ребенка на протяжении занятия.
Основные наглядно-слуховые приемы включают:
- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;
- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);
- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, ложек, бубна, погремушек и т.д.).
Изнаглядно-зрительных приемов я использую:
- Свой показ разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно этот прием я использую в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще.
- Приём «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движения с музыкой, я показываю их в «зеркальном» изображении – стоя лицом к детям во время исполнения.
- Показприема детьми , которые хорошо его освоили. Используя этот приём, я отметила, что показ какого-либо приема ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.
- « Сравнительный показ» — использую для развития внимания и умения анализировать детьми. В этом случае даю правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, кому-либо предлагаю объяснить, что я сделала и как надо сделать правильно. После этого я даю образец исполнения, а потом вместе с детьми показываю движение правильно, с тем, чтобы образец остался в их памяти.
Я заметила, что использование этих приемов оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Так же на музыкальных занятиях я использую жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, мимику, помогающую детям почувствовать, с каким настроением нужно исполнять песню или танец. Кроме этих наглядно-зрительных приемов, я использую всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.)
И, если говорить о тактильно-мышечной наглядности, то тогда имею в виду свою индивидуальную помощь как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения. Иногда в роли таких помощников могу пригласить выступить и более «продвинутых» детей.
Словесных методов много: словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды и другие. Они хорошо известны. Но есть методы, которые я наиболее часто использую.
- Объяснения. Степень их сложности зависит от речевой группы, возраста детей, времени года, степени продвинутости детей в области словесного восприятия. В начале учебного года я стараюсь меньше давать объяснения в виде обучающих бесед. Потому, что считаю, что объяснение должно быть коротким, четким, эмоциональным.
Например, мне нравится объяснения к игре «Солнышко и дождик» для детей с общим недоразвитием речи, которое приводит Р. Белова-Давид в книге «Нарушение речи у дошкольников». «В лесу тихо, хорошо. Пойдемте в лес гулять (идут под музыку «Прогулка). Засветило солнышко, запели птицы: ку-ку, тень-тень. Давайте повторим, как поют птицы. (Повторяют). Мы гуляли, слушали птиц, и вдруг загремел гром. (Звучит музыка «Дождь». Воспитатель достает зонт.) Бегите ко мне, прячьтесь от дождя под зонт».
- Указания. Я их использую довольно часто. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, к тому или иному ребенку.
- Вопросы. Я считаю, что они должны быть четкими, конкретными, понятными. Вопрос, это один из наиболее важных словесных приемов. Он побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
Моё мнение заключается в том, что все словесные приемы необходимо использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.
И, конечно, на занятиях педагоги (музыкальные руководители, воспитатели, логопеды) должны внимательно относиться к речи друг друга, не перебивая иногда в силу излишней эмоциональности объяснение или указание коллеги. Это также сбивает внимание детей, ухудшает их восприятие.
- Практический метод, или метод упражнений. Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Исходя из своего опыта могу сказать, что дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.
Очень часто я использую упражнения без музыки под счет или в своем темпе. Это полезно для того, чтобы овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Очень часто в своей работе я применяю предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например , если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.
При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности .Например, при разучивании «полуприсядки» (с мальчиками) сначала учимся делать приседания, пружинки, а уже потом я предлагаю мальчикам добавить выставление ноги на пятку при выпрямлении. Если ребенок бежит быстрее или медленнее заданного в музыке темпа, то использую упражнение в беге на месте . Дети в этом случае быстрее почувствуют темп.
Если ребенок неправильно выполняет ритмические прыжки в танце (например, «Танец с колокольчиками» И. Озолинь), то это говорит или о недостаточной готовности двигательного аппарата, физической слабости, или плохо развитом чувстве ритма, или недостаточно развитом произвольном внимании. В этом случае я, прежде чем осваивать прыжки, даю прохлопывание ритмического рисунка.
Я, в очередной раз, пришла к выводу, что необходимо как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использовать игровые приемы. Они помогают заинтересовать детей и вызывают желание выполнить задание лучше.
Например, для развития чистоты интонирования использую такой игровой приём «Паровоз гудит». Если ребенок правильно спел заданный звук, то я поднимаю зеленый флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно — красный («Надо паровоз ремонтировать»).
Чаще всего использую сочетание приемов:
- упражнение детей по показу взрослого (практический и наглядный методы);
- показ и объяснение педагога (наглядный и словесный);
- объяснение педагога и упражнение детей (словесный и практический);
- индивидуальная помощь педагога «слабым детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность и упражнения)
- постепенное включение всех детей в пляску, типа «Приглашение» (наглядность и упражнение).
В своей работе я стараюсь использовать разнообразие приемов. Просто повторять много раз одно и то же скучно. В этом случае происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, что отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми. Вот почему я считаю важным использовать разные приемы и разнообразный материал: дидактический, музыкальный в работе по всем видам музыкальной деятельности, особенно в коррекционной работе с детьми в логопедических группах.
Для достижения лучших результатов так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам музыкальной деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, я фиксирую для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приемов».
На протяжении многих лет мною отбирался тот материал и те методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты и в музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями. Учитывая всё это, я выстраиваю свою работу на таких основных принципах:
- Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
- Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
- Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.
Следуя принципам, я посчитала необходимостью внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, (изготовила пособия – схемы), координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.
Виды музыкальной деятельности
Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по традиционным направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого в занятия я включаю речевые игры и упражнения на развитие дыхания.
Музыкальные занятия
При проведении музыкальных занятий в логопедических группах я учитываю:
— Возрастные, диагностические и индивидуальные особенности детей, состав группы. От этого будут зависеть и программные задачи, и музыкальный материал, и приемы, используемые на занятиях.
Например, если группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) состоит в основном из мальчиков, что встречается довольно часто, да еще из таких, которые страдают общей моторной неловкостью, разучивать парный танец не имеет смысла. В таком случае я организовываю игру инструментальную, или с пением, или со словом: она будет способствовать развитию моторики, и будет гораздо полезнее.
— При планировании занятий я также учитываю их место в режиме дня: первое это занятие с утра или третье. От этого будет зависеть, с чего я его начну — с пения или слушания музыки, а может быть, с музыкально-ритмических движений.
Иногда приходится перестраиваться и изменять занятия и творчески подходить как к его построению, так и проведению. Так как получается так, что занятие «не идет» по намеченному плану, особенно часто это происходит весной в группах детей с ЗПР, с заиканием.
— Хорошо, если перед музыкальным занятием воспитатель настроит на него детей: организует двигательную или эмоциональную разрядку после предыдущего занятия, а потом подведет к музыкальному залу. Тогда вначале, на самом занятии мне легче поймать момент, когда все дети смотрят на меня, слушают и слышат. Это очень важно «собрать» внимание перед объяснением. Я учу воспитателя, тихо подходить, к ребенку с, например, плохо развитым произвольным вниманием, погладить его и шепнуть на ушко: «Слушай внимательно», при этом, не нарушая сам момент занятия.
На каждом занятии мы должны воспитывать желание услышать, понять, сделать, используя разнообразные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические.
Для достижения своих целей я стараюсь использовать разные виды занятий:
а) традиционное (разнообразные занятия; решаются с использованием разных видов музыкальной деятельности);
б) доминантное (на протяжении всего занятия веду работу над решением задач по одному виду музыкальной деятельности, например, по пению);
в) тематическое (все пользуемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например, «Весна». В этом случае на занятии можно приглашать «Фею Весны» С. Прокофьева из балета «Золушка»; или «Весну» из цикла «Времена года» Вивальди (в грамзаписи), спеть знакомую песню весне, послушать или разучить новую весёлую песню, поводить хоровод «Весенняя радостная (муз. Н. Сатулкиной), поиграть в русскую народную игру «Ручеек»;
г) комплексное (тема одна, раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной). Это занятие, как правило, провожу совместно с разными специалистами: я и воспитатель, я и логопедом.
Комплексные и тематические занятия полезно проводить в логопедических группах для закрепления лексических тем, которые используют логопеды.
Например, комплексное занятие на тему «Овощи» могут провести логопед, воспитатель и музыкальный руководитель. Используем на нём загадки, стихотворения или инсценировка, песни, игры, хороводы (например «Веселый огород» С. Соснина, «Танец овощей» под русскую народную мелодию, и др.); изобразительная деятельность: лепка, рисование или аппликация по данной теме (проводит воспитатель или если есть педагог дополнительного образования, и ручной труд (изготовление салата самими детьми), которую проводит воспитатель. Поле для фантазии и деятельности у нас у педагогов большое, а материал по теме «Овощи» будет использован гораздо лучше при проведении такого комплексного занятия, которое выливается в маленький праздник.
Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Ребёнок не выучит песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру я даю возможность детям прослушать музыку, определить характер, темп.
Для слушания я предлагаю доступный по содержанию музыкальный материал. Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. При организации слушания музыки применяю наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков и других наглядных пособий) методы. Музыкальное восприятие детей становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождаем действиями детей: музыкальными движениями (хлопки, притопы и др.), игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием. Ребенку при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами. После прослушивания музыкального произведения мы не только говорим с детьми о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения. Я предлагаю подвигаться под эту музыку, чтобы они прочувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Это способствует и увеличению интереса к музыкальному произведению. «Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием» (О. Радынова).
Мой многолетний опыт показал, что большую роль в слушании музыки играют дидактические игры.
Например, при слушании пьесы «Колокольчики звенят» (В. Моцарт) использую игру «Тихие и громкие звоночки». Для определения жанра пьесы «Вальс» (Д. Кабалевский), «Марш» (Д. Шостакович), «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов) применяю музыкально-дидактическую игру «Что делают в домике?»
Работая над развитием музыкального восприятия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись.
Например, можно провести тематическое занятие, посвященное временам года, на котором дети будут слушать музыку П. Чайковского, А. Вивальди, Э. Грига, стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина; посмотрят репродукции картин И. Левитана, И. Грабаря, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова. Иллюстративный материал и поэтические произведения сделают восприятие более полным и глубоким.
Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка. Это дети осуществляют и на самом занятии, в группе или дома, как домашнее здание, а потом приносят на следующее занятие. Где мы рассматриваем эти работы, снова говорим о прослушанной музыке
Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку. Прилагательные в их словарном запасе представляют наименьшую группу. Поэтому помогают мои наводящие вопросы. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?).
Я отметила у детей в речевых группах проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы стала объединять ряд музыкальных произведений:
а) общим рассказом.
Например, такие произведения, как «Клоуны» Д. Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н. Александрова, «Чтобы кувыркаться», И. Сац, можно включить в тему «Цирк»;
б) посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально-дидактической игры «Узнай и назови произведение»;
в) сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений.
Например: «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского – близких по названию, но разных по характеру:
Например: «Смелый наездник» и «Всадник» Р. Шумана.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе к работе над этим видом музыкальной деятельности.
Большую помощь мне в этой работе оказали книги О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей» (М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997) и Г.Н. Жучковой «Волшебная сила искусства» (М.: Гном-Пресс, 1992). У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым, заикающимся детям и для тех, кто имеет другие нарушения речи.
Требования к подбору песендлядетей с нарушением речи
При выборе песен для разучивания с детьми логопедических групп я обращаю внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:
Доступное содержание.
- Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звуковые сочетания, но много гласных звуков (по совету логопеда )
- Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков (особенно в первой половине учебного года).
- Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания голоса будет лучше.
- Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным, формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.
- Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
- Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает её.
- Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т.д.
- Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен приуроченных не только к праздничным датам, но и народных, тематических, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением, детское творчество.
Качество исполнения песни зависит не только от её правильного выбора, но и от методики разучивания. Вначале я выразительно исполняю песню, так как от этого зависит впечатление, которое она произведет на детей. Затем рассказываю о ее характере, содержании, объясняю значение трудных слов и выражений. В иных случаях предлагаю высказаться детям о характере прослушанной песни с целью проверки их знаний или активизации внимания, памяти, мыслительных операций, развития связной речи. Это чаще всего использую во второй половине учебного года в старших группах с нарушением речи. Затем песню исполняю повторно для закрепления первоначальных впечатлений от нее и представлений о ее мелодии и содержании.
На последующих этапах разучивания я задаю вопросы детям, чтобы проверить, правильно ли они поняли содержание песни и значение некоторых слов и выражений. Стараюсь привлечь внимание детей к мелодии песни в целом или отдельным методическим оборотам. Показываю, как можно пропеть то или иное место. Предлагаю повторить чисто поюшему ребенку, затем подгруппе или всем детям. Во время разучивания песни поём более медленно, чтобы дети успевали следить и за моим показом, и за высотой звука, и за своей артикуляцией. В тоже время я помогаю детям мимикой, жестом.
Если в песне встречаются трудные мелодические обороты или скачки, то их прорабатываю отдельно в виде распевок до разучивания песни или в период разучивания.
Если в песне есть запев и припев, то легче начать с припева: текст повторяется в каждом куплете, и детям его легче запомнить.
Чтобы детям было легче запомнить мелодию, я использую пение а капелла или пропевание мелодии без слов, по фразам или предложениям, по показу или после моего показа. Время разучивания песни зависит от ее сложности, объема певческих навыков, памяти детей и в какой форме я преподношу саму песню.
Для того, чтобы дети лучше запоминали мелодию и текст использую иллюстрации, картинки, инсценируем песню, если позволяет ее содержание, или выполняем соответствующие движения. Часто использую игрушки или игровые приемы. Для более быстрого запоминания песни помогают мои указания детям: «Эта песня легкая, я уверенна, что вы её быстро запомните», использую мнемотаблицы, вопросы: «Как начинается первый куплет? О чем поется во втором? Какой куплет тебе нравится больше всего?», соревнования детей: «Кто быстрее запомнит? Кто лучше споет? показ чисто поющих детей, словесные поощрения тех, кто очень постарался, кто хорошо запомнил всю песню или ее часть. Можно играть с детьми в «Подсказку»: я пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое я «забыла». Или предлагаю отгадать по моим губам слово, которое я «забыла». На последующих этапах разучивания, я считаю, важно обращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Это часто вызывает затруднения у детей с нарушениями речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания, слаборазвитой памяти. Для этого я играю вступление и запев песни в одном темпе, приучая детей вовремя вступать и петь в заданном темпе. Если большинство детей в группе не справляются, то темп всей песни, начиная со вступления, замедляю.
В течение всего периода разучивания обращаю внимание на выразительность исполнения. Во время исполнения песни учитываю не только особенности песни (например, трудный запев и более легкий припев или начало куплета, построенное на более высоких звуках, чем конец), но и на вокальные возможности детей. Ведь дети в группах очень разные. Предлагаю детям спеть песню с запевалами. Запевал выбираем не одного, а два-три. Это придает детям уверенность, предлагаю сольное исполнение какого-то отрывка, можно петь по подгруппам в зависимости от диапазона голосов. Варианты исполнения использую разные, но при этом всегда учитываю, что выученная песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие.
Стараюсь подобрать детям оригинальные тексты песенок, которые вызовут у них интерес, создают радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Перед пением песен, использую с детьми дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнениями для горла и голосовых связок.
Например: «Погреемся», «На лошадке».
Основой пения, как и речи, является дыхание. Я показываю наглядно, как надо дышать в процессе исполнения песни. С целью укрепления дыхания использую специальные упражнения.
Например: пропой своё имя; пропой на вдохе; ласково…
Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.). Расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, «проглатывание» окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует, как говорят логопеды, автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате мы, музыкальные руководители, добиваемся не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.
Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л. Гавришевой, Н. Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О. Боромыковой Например: Упражнение: «Моемся, чистим зубы». Музыкальная задача: Напевность речи при правильном дыхании. Ритмичные хлопки под музыку.
Я использую предложенные в этой книге игры и упражнения не только потому, что они помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.
Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. «…Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанном на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский). Я пришла выводу, что очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (С. Т. Боровик).
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. При этом снижается возбудимость и нервозность дошкольников. Среди музыкально-ритмических движений, в своей работе, я отвожу большое место музыкально-ритмическим упражнениям. На занятиях в логопедических группах без музыкально-ритмических упражнений просто не обойтись: дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях я использую предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использую также предметы и игрушки (куклы, мишки, зайцы, мячи, обручи и т. д.). Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.
Выбирая танец, я стараюсь выбрать правильную музыки. Я считаю, что музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Также учитываю двигательные навыки детей: справятся ли большинство из них с движениями? Выбираю танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.
Предлагаю детям танцы с пением. Хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.
В своей работе я часто обращаюсь к сборнику для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Авторы этого сборника Е. Раевская, С. Руднева, Р. Соболева, 3. Ушакова дают четкое описание всех упражнений, развернутые пояснения к ним, а также список упражнений в порядке постепенного их усложнения от младших до подготовительных к школе групп.
Главный вывод, который я сделала – дети с помощью этих упражнений будут развиваться, приобретать двигательный опыт, а это придаст им уверенности в движениях.
Помимо этих упражнений, в логопедических группах я использую ряд других упражнений, а именно:
- активизирующие внимание;
- развивающие мелкую моторику;
- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы : парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
Парные танцы выстраиваю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки), ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька), а также с использованием элементов народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т.д.).
Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно: потому, что они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с нарушениями речи часто выполняют такие движения (например, поскоки) каждый в своем темпе. Требуется немало моих усилий и усилий со стороны детей, чтобы добиться нужного качества исполнения и чтобы каждый ребенок получил удовольствие от танца и общения с партнером. Кроме того, парные танцы предполагают участие и девочек, и мальчиков, а в логопедических группах, особенно в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) или заиканием, преобладают мальчики. И все же я полностью не отказываюсь от парных танцев, так как правильно подобранный парный танец может детей многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке к движениям партнера. И добиваюсь успеха детей. Ребята выступают как в детском саду, так и на площадках города, на фестивалях «Радуга талантов».
Я стараюсь выбрать музыку с ярко выраженными характерными частями, настраивающими на определенное движение.
Например, если первая часть музыки написана для бега, а вторая – для прыжков, то дети будут под первую часть бегать, а под вторую – прыгать и при первом, и при последующих исполнениях танца. Если же предлагаем детям при повторении танца на вторую часть музыки, например, хлопать, то необходимо использовать вариацию этой части музыкального произведения, чтобы дети поняли, что движение связано с изменением музыки.
При выборе танца я учитываю навыки детей: справится ли большинство из них с движениями? Начинаю с более легких танцев, которые дети исполнят качественно, что принесет им удовлетворение. Чтобы не тормозить развитие более « продвинутых» в двигательном отношении детей, можно предложить им дополнительно сюжетный или характерный танец.
Так же выбираю парные танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, прыжки).
А также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве, например « До свидания, дружок» (муз. И. Штрауса).
Большую помощь при разучивании парного танца оказывает подготовительная работа – наиболее трудные танцевальные фигуры я обязательно отрабатываю с детьми заранее, включаю их в музыкально-ритмические упражнения в вводной части занятия.
При разучивании парных танцев некоторым детям может потребоваться индивидуальная помощь.
Например, в танце используются движения, с которыми справляются все дети, кроме одного. С этим ребенком я занимаюсь не один раз, и вне занятий, и на самом музыкальном занятии. Во время разучивания парного танца с ним в пару прошу встать воспитателя.
Танцы с пением,хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку они помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения; а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танца с пением и хороводов я учитываю навыки детей в пении и движении для того, чтобы выучив песню и разучив движения, дети могли двигаться под собственное пение, что дает больший коррекционный эффект. Примером таких танцев могут служить композиции Р. Басовой «Приглашение» (на музыку «Праздник польки» В. Витлина) и «Хоровод дружбы» (американская народная мелодия), «Эй, дружок» муз Агафонникова, которые использовались мною на протяжении многих лет разными детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо усваивались ими и «внедрялись» в повседневную жизнь.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит как от состава группы и двигательных умений детей, так и от подготовки самого музыкального руководителя. Так, как я сама ранее занималась народными танцами, умею придумывать и ставить их с учетом возможностей детей с речевыми нарушениями.
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие, перед нами педагогами, коррекционных задач.
Известно, что игры, дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.
На музыкальных занятиях использую современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Валеологические песни — распевки. С них начинаю все музыкальные занятия: («Доброе утро!», «Здравствуйте!»). Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.
В музыкальном воспитании чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры.
Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Я вижу, что все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на ведущую роль. Для детей с речевыми нарушениями такие игры представляют определенную трудность, и в то же время именно они оказывают большое воспитательное и коррекционное воздействие. Перед разучиванием сюжетной игры я знакомлю детей с ее содержанием и музыкой.
Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Например, в игре Л. Михайловой «Не шевелись», на музыку Б. Можжевелова «Веселые скачки», дети должны придумать интересную фигуру и замереть в таком положении.
Несюжетные игры включают определенные правила, которые должны выполняться всеми играющими. Часто я подбираю такие игры, в которых используются разнообразные предметы (бубны, погремушки и т.д.).
Игры с пением,народные игры. С помощью этих игр я решаю многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью детям легче отрабатывать координацию пения и движения. Я включаю их в свои занятия, и постепенно и воспитатели вносят их в повседневную жизнь, да и сами дети включают их в самостоятельную музыкальную деятельность.
Игры со словом. Эти игры развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность. Игры со словом отличаются разной степенью сложности с точки зрения содержания и характера движений. Некоторые из них скорее похожи на игровые упражнения со словом, например «Солнышко», «Андрей-воробей», «Радуга-дуга». Другие, (они особенно нравятся детям), являются настоящими играми, содержащими и игровой момент, и игровые правила, например: «Две тетери», «Ваня-простота», «Петух», «Сокол молодой». Поэтому игру со словом начинаем под чтение педагога, затем по отдельности разучиваем движения и текст. Когда текст разучен и движения освоены, я их объединяю. Затем я предлагаю детям сопровождать движения словами, обращая внимание на высокое звучание, выразительное произношение и согласование текста и ритма.
Речевые игры, которые я использую на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Стихи подбираю очень яркие, образные, легко запоминающиеся. Ребёнок, словом и движением создает единый образ. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности.
Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, я должна быть уверена: дети справятся не только с текстом, но и с движениями, это окажется им по силам и не потребует много времени и усилий для разучивания. Игры со словом хороши еще и тем, что их могут использовать и воспитатели, и логопеды на своих логопедических занятиях, физкультминутках, прогулках, и в самостоятельной деятельности.
Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально — ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), Я часто использую речевые игры на музыкальных занятиях, так как они эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. («Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:
- Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
- Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.
- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх: «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».
- Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на не озвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
- Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.
Чаще всего в индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, в создании оркестра, я использую металлофоны и ударно-шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы. На этих инструментах с детьми логопедической группы можно сыграть в ансамбле или в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать своей игрой на фортепиано или фонограммой. Фонограмма удобна, так как позволяет мне дирижировать детским оркестром.
Праздники и развлечения
Интересный праздник всегда вызывает много положительных эмоций у детей; закрепляет и расширяет их знания, умения и навыки в разных видах деятельности; поможет развить творческие способности и, возможно, повысит самооценку (что очень важно для детей, страдающих речевыми нарушениями). И, несомненно, праздники и развлечения помогут детям научиться адаптироваться в разных условиях.
Родителям праздники позволят лучше увидеть результаты нашей работы с детьми, а мне, как музыкальному руководителю, кроме того, ‒ подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени. Тематика праздников за последние годы изменилась. По-прежнему отмечаем Новый год, Восьмое марта, выпуск детей в школу. Появились новые праздники: День знаний, День матери, День города и др.
Учитывая всё это, я выстраиваю праздники очень осторожно и вдумчиво. Внимательно отношусь к подбору литературного материала и музыкального. Без стихотворений, даже в начале учебного года, не обойтись. Поэтому использую стихотворения небольшие по объему, доступные по содержанию, удобные для исполнения (желательно без трудных сочетаний звуков, сложных окончаний, сложных смысловых оборотов). Считаю, что целесообразно «дробление» стихотворения без искажения смысла, где одно четверостишье, иногда фразу, а иногда одно только слово говорит один ребенок, следующие – другой и т.д. – «перекличка». Такой вариант позволит включить в исполнение стихотворения детей с плохой речью, доставит им радость от персонального участия в празднике, а кроме того, поможет в развитии внимания и воспитании смелости и активности. Ведь мы знаем, как некоторые дети (а особенно их родители) болезненно переживают, когда кто-то постоянно исполняет стихи на праздниках, а они никогда.
Продумываю использование разных видов игр: игры-потешки, игры со словом, игры с пением, инструментальные игры и занимательные аттракционы (например, «Веселая ноша», «Танцующие обручи»).
Стараюсь разнообразить приёмы исполнения песен. На празднике могут прозвучать песни с инструментальным сопровождением в исполнении всей группы детей или небольшой подгруппы, песни с сольным исполнением детей или взрослых, песни с инсценированием, песни с движением (хороводы, игры).
Так как на празднике всегда предусмотрено использование атрибутов (шапочки, платочки, султанчики и т.п.), то показываю их и даю их детям заранее, одеваем их и действуем с ними, иначе во время праздника дети всё внимание переключат на эти атрибуты, а не на качество исполнения.
После праздников иногда провожу концерты одной группы для другой, состоящие из музыкально-литературного материала, использованного на празднике. Это поможет закрепить знакомый материал в памяти детей, а некоторым детям — приобрести уверенность в своих силах.
Всё, чем занимается музыкальный руководитель в детском саду с ребятами, а особенно с теми, кто имеет отклонения в речевом развитии, построено на том, чтобы помочь детям справиться с этим недугом, развить в детях уверенность в себе, так как музыкальное воспитание является одним из важных составляющих в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь детей. Главное – придерживаться двух принципов в работе – персональное внимание к каждому ребёнку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, с воспитателями при активной поддержке родителей. И тогда можно достичь максимального эффекта в музыкально – коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Литература
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. М., 1992.
- Гавришева Л. Логопедические распевки. СПб, 2010.
- Жучкова Г.Н. Волшебная сила искусства. М., 1992
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2010.
- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е. Раевская. М., 1991.
- Осипова Е.В. Пособия для детей с нарушением речи // Музыкальный руководитель. 2016. № 5.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие. М., 2005.
- Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. 2005. № 2, 3, 4.; 2006. № 2, 3; 2007. № 1.
- Щербакова Н. Музыкальный сундучок: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. М., 2012.