Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением речи


Автор: Эмма Яковлевна Орешкина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 44»
Должность: музыкальный руководитель


«Услышать ее (музыку) ‒ это уже понять»

Б. Асафьев

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается педагогическими методами, включающими специальное оборудование и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумеваются нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Исходя из особенностей детей, в логопедических группах дошкольного учреждения, музыкальные руководители работают над решением коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию.

Общие задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке;
  2. Обогащать музыкальные впечатления;
  3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах;
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности
  6. Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.
  7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Это довольно сложная задача для детей с речевы­ми нарушениями, но очень важная: ее решение по­могает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

Музыкальное воспитание является одним из важных составляющих коррекционной работы в детском саду. А музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада носит , если так можно выразиться, «симптоматический» характер», т.е. проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач, решению задач коррекционных , к которым относятся следующие:

Коррекционные задачи:

  • Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
  • Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения. Улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений. Развитие ловкости, силы, выносливости.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обес­печивают тренировку органов слуха. Большое вни­мание следует уделить развитию слухового внима­ния и памяти. Первый помощник в этом — хорошо развитое музыкальное восприятие.

«Принимая во внимание, что при нарушении ре­чи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражне­ний, приемов исправить моторику и речь, обеспе­чить полноценное развитие ребенка» (В. Гринер)

Условия для успешной работы с детьми

Чтобы справиться с решением столь трудных за­дач, необходимо выполнение ряда условий.

  • Знание психофизических и речевых особенно­стей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
  • Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
  • Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в дошкольном учреждении: учителями-логопедами, психологом, инструктором по физической культуре, медицинскими работниками.

Я считаю, что такая взаимосвязь необходима в начале и в конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребёнка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Для выполнения всех поставленных задач я стремлюсь постоянно обговаривать с логопедом, воспитателями речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания. Учитываю их замечания и пожелания.

Особенно мне хочется отметить необходимость взаимосвязи в моей работе как музыкального руководителя, с воспитателями, которые больше всего общаются с детьми. Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) я работаю над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – мой первый помощник при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.

Необходима требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе музыкального материала, методических приемов, внимания к своей речи (речь музыкального руководителя должна быть выразительной и эмоциональной, простой и доступной ). Для достижения поставленных задач я соблюдаю дидактические принципы обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым я руковод­ствуюсь, – внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

«Логопедическая работа музыкального руководителя должна проводиться на фоне всей личности логопата, с учетом как отрица­тельных ее сторон, которые должны быть перевос­питаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации» (Правдина О.)

Исходя из этих условий, я планирую свою работу с акцентом на максимальном всесто­роннем музыкальном развитии каждого ребенка.

Методы и приемы

В достижения поставленных задач, в своей работе я стараюсь разнообразить методы и приемы, которые использую с детьми в речевых группах: наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактиль­но-мышечную наглядность.

Мысль Б. Асафьева «Услышать ее (музыку) – это уже понять» можно использовать как эпиграф к своей работе с детьми, страдающими ре­чевыми нарушениями. Мною отмечено, что выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребенка заметное переживание, эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые ребенок не всегда правильно воспринима­ет в силу своего диагноза. И хорошо, что при проведении НОД, музыкальных занятий музыка звучит гораздо больше, чем слова. Музыка диктует детям, что делать и когда. И это может говорить о пре­красно развитом музыкальном восприятии детей и устойчивости внимания каждого ребенка на протя­жении занятия.

Основные наглядно-слуховые приемы включают:

  • исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;
  • слушание инструментальной и вокальной му­зыки (аудиозапись);
  • использование разнообразных видов фолькло­ра (словесного, певческого, инструментального, иг­рового и т.д.);
  • использование в качестве наглядности музы­кальных инструментов (металлофона, барабана, ложек, бубна, погремушек и т.д.).

Изнаглядно-зрительных приемов я использую:

  • Свой показ разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно этот прием я использую в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформи­рованы или отсутствуют вообще.
  • Приём «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-вле­во, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и со­четания движения с музыкой, я показываю их в «зеркальном» изображении – стоя ли­цом к детям во время исполнения.
  • Показприема детьми , которые хорошо его ос­воили. Используя этот приём, я отметила, что показ какого-либо приема ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.
  • « Сравнительный показ» — использую для развития внимания и умения анализировать детьми. В этом случае даю правильный и неправильный по­каз выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Если они успешно справ­ляются с этим, кому-либо предлагаю объяснить, что я сделала и как надо сделать правильно. По­сле этого я даю образец исполнения, а по­том вместе с детьми показываю движение правильно, с тем, чтобы образец остался в их памяти.

Я заметила, что использование этих приемов оживляют занятие, поднимают наст­роение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Так же на музыкальных занятиях я использую жесты, указывающие на высоту звука или на ак­цент при исполнении, мимику, помогаю­щую детям почувствовать, с каким настроением нужно исполнять песню или танец. Кроме этих наглядно-зрительных приемов, я исполь­зую всевозможные наглядные пособия: иллюстра­ции, картины, музыкально-дидактические игры, ви­деофильмы, игрушки, всевозможные пособия и ат­рибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.)

И, если говорить о тактильно-мышечной на­глядности, то тогда имею в виду свою индивидуальную по­мощь как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного поло­жения или при выполнении того или иного движе­ния. Иногда в роли таких помощников могу пригласить высту­пить и более «продвинутых» детей.

Словесных методов много: словесные инст­рукции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, ко­манды и другие. Они хорошо известны. Но есть методы, которые я наиболее часто использую.

  • Объяснения. Степень их сложности зависит от речевой группы, возраста детей, времени года, степени продвинутости детей в области сло­весного восприятия. В начале учебного года я стараюсь меньше давать объяснения в виде обучающих бесед. Потому, что считаю, что объяснение должно быть коротким, четким, эмоциональным.

Например, мне нравится объяснения к игре «Солнышко и дождик» для детей с общим недоразвитием речи, которое приводит Р. Белова-Давид в книге «Нарушение речи у дошкольников». «В лесу тихо, хорошо. Пойдемте в лес гулять (идут под музыку «Прогулка). Засветило солнышко, запели птицы: ку-ку, тень-тень. Давайте повторим, как поют птицы. (Повторяют). Мы гуля­ли, слушали птиц, и вдруг загремел гром. (Звучит музыка «Дождь». Воспитатель достает зонт.) Бе­гите ко мне, прячьтесь от дождя под зонт».

  • Указания. Я их использую довольно часто. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и пер­сонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, к тому или иному ребенку.
  • Вопросы. Я считаю, что они должны быть четкими, конкретны­ми, понятными. Вопрос, это один из наиболее важных сло­весных приемов. Он побуждает мыслительную деятель­ность, активизирует внимание, развивает память.

Моё мнение заключается в том, что все сло­весные приемы необходимо использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

И, конечно, на занятиях педагоги (музыкальные руководители, воспитатели, логопеды) должны внимательно относиться к речи друг друга, не пере­бивая иногда в силу излишней эмоциональности объяснение или указание коллеги. Это также сбива­ет внимание детей, ухудшает их восприятие.

  • Практический метод, или метод упражнений. Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Исходя из своего опыта могу сказать, что дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораз­до большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упраж­нений здесь очень велика.

Очень часто я использую упражнения без музыки под счет или в своем темпе. Это полезно для того, чтобы овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при ра­зучивании. Эти упражнения учат принимать правиль­ное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Очень часто в своей работе я применяю предварительную проработку трудных мест до нача­ла разучивания песни, пляски или игры. Например , если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.

При разучивании трудных движений можно ис­пользовать принцип поэтапности .Например, при ра­зучивании «полуприсядки» (с мальчиками) сначала учимся делать приседания, пружинки, а уже потом я предлагаю мальчикам добавить выстав­ление ноги на пятку при выпрямлении. Если ребенок бежит быстрее или медленнее заданного в музыке темпа, то использую упражнение в беге на месте . Дети в этом случае быстрее почувствуют темп.

Если ребенок неправильно выполняет ритмические прыжки в танце (например, «Танец с колокольчиками» И. Озолинь), то это говорит или о недостаточной готовности двигательного аппарата, физической слабости, или плохо развитом чувстве ритма, или недостаточно развитом произвольном внимании. В этом случае я, прежде чем осваивать прыжки, даю прохлопывание ритмического рисунка.

Я, в очередной раз, пришла к выводу, что необходимо как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использовать игровые приемы. Они помогают заинтересовать детей и вызывают желание выполнить задание лучше.

Например, для развития чистоты интонирования использую такой игровой приём «Паровоз гудит». Если ребенок правильно спел заданный звук, то я поднимаю зеленый флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно — красный («Надо паровоз ремонтировать»).

Чаще всего использую сочетание приемов:

  • упражнение детей по показу взрослого (практический и наглядный методы);
  • показ и объяснение педагога (наглядный и словесный);
  • объяснение педагога и упражнение детей (словесный и практический);
  • индивидуальная помощь педагога «слабым детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность и упражнения)
  • постепенное включение всех детей в пляску, типа «Приглашение» (наглядность и упражнение).

В своей работе я стараюсь использовать разнообразие приемов. Просто повторять много раз одно и то же скучно. В этом случае происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, что отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми. Вот почему я считаю важным использовать разные приемы и разнообразный материал: дидактический, музыкальный в работе по всем видам музыкальной деятельности, особенно в коррекционной работе с детьми в логопедических группах.

Для достижения лучших результатов так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам музыкальной деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, я фиксирую для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приемов».

На протяжении многих лет мною отбирался тот материал и те методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты и в музыкаль­ном воспитании, и в коррекции недостатков, свой­ственных детям с речевыми нарушениями. Учитывая всё это, я выстраиваю свою работу на таких основных принципах:

  • Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
  • Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
  • Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.

Следуя принципам, я посчитала необходимостью внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, (изготовила пособия – схемы), координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

Виды музыкальной деятельности

Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по традиционным направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого в занятия я включаю речевые игры и упражнения на развитие дыхания.

Музыкальные занятия

При проведении музыкальных занятий в лого­педических группах я учитываю:

— Возрастные, диагностические и индивидуаль­ные особенности детей, состав группы. От этого будут зависеть и программные задачи, и музы­кальный материал, и приемы, используемые на за­нятиях.

Например, если группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) состоит в основном из мальчиков, что встречается довольно часто, да еще из таких, которые страдают общей моторной неловкостью, разу­чивать парный танец не имеет смысла. В таком случае я организовываю игру инструментальную, или с пением, или со словом: она будет способст­вовать развитию моторики, и будет гораздо по­лезнее.

— При планировании занятий я также учи­тываю их место в режиме дня: первое это занятие с утра или третье. От этого будет зависеть, с чего я его нач­ну — с пения или слушания музыки, а может быть, с музыкально-ритмических движений.

Иногда приходится перестраиваться и изменять занятия и творчески подходить как к его построению, так и проведению. Так как получается так, что за­нятие «не идет» по намеченному плану, особенно часто это происходит весной в группах детей с ЗПР, с заиканием.

— Хорошо, если перед музыкальным занятием воспитатель настроит на него детей: организует двига­тельную или эмоциональную разрядку после предыдущего занятия, а потом подведет к музыкальному залу. Тогда вначале, на самом занятии мне легче поймать момент, когда все дети смотрят на меня, слушают и слышат. Это очень важно «собрать» внимание перед объяснением. Я учу воспитателя, тихо подходить, к ребенку с, например, плохо развитым произвольным вниманием, погладить его и шепнуть на ушко: «Слушай внимательно», при этом, не нарушая сам момент занятия.

На каждом занятии мы должны воспитывать желание услышать, понять, сделать, используя разнообразные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические.

Для достижения своих целей я стараюсь использовать разные виды занятий:

а) традиционное (разнообразные занятия; решаются с использованием разных видов музыкальной деятельности);

б) доминантное (на протяжении всего занятия веду работу над решением задач по одному виду музыкальной деятельности, например, по пению);

в) тематическое (все пользуемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например, «Весна». В этом случае на занятии можно приглашать «Фею Весны» С. Прокофьева из балета «Золушка»; или «Весну» из цикла «Времена года» Вивальди (в грамзаписи), спеть знакомую песню весне, послушать или разучить новую весёлую песню, поводить хоровод «Весенняя радостная (муз. Н. Сатулкиной), поиграть в русскую народную игру «Ручеек»;

г) комплексное (тема одна, раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной). Это занятие, как правило, провожу совместно с разными специалистами: я и воспитатель, я и логопедом.

Комплексные и тематические занятия полезно проводить в логопедических группах для закрепления лексических тем, которые используют логопеды.

Например, комплексное занятие на тему «Овощи» могут провести логопед, воспитатель и музыкальный руководитель. Используем на нём загадки, стихотворения или инсценировка, песни, игры, хороводы (например «Веселый огород» С. Соснина, «Танец овощей» под русскую народную мелодию, и др.); изобразительная деятельность: лепка, рисование или аппликация по данной теме (проводит воспитатель или если есть педагог дополнительного образования, и ручной труд (изготовление салата самими детьми), которую проводит воспитатель. Поле для фантазии и деятельности у нас у педагогов большое, а материал по теме «Овощи» будет использован гораздо лучше при проведении такого комплексного занятия, которое выливается в маленький праздник.

Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Ребёнок не выучит песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру я даю возможность детям прослушать музыку, определить характер, темп.

Для слушания я предлагаю доступный по содержанию музыкальный материал. Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. При организации слушания музыки применяю наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков и других наглядных пособий) методы. Музыкальное восприятие детей становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождаем действиями детей: музыкальными движениями (хлопки, притопы и др.), игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием. Ребенку при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами. После прослушивания музыкального произве­дения мы не только говорим с детьми о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать боль­шие затруднения. Я предлагаю подвигаться под эту музыку, чтобы они прочувствовали ее ха­рактер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Это способст­вует и увеличению интереса к музыкальному произведению. «Двигательные реакции на измене­ние характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышле­ния во взаимосвязи с эмоциональным ее восприя­тием» (О. Радынова).

Мой многолетний опыт показал, что большую роль в слушании музыки играют дидактические игры.

Например, при слушании пьесы «Колокольчики звенят» (В. Моцарт) использую игру «Тихие и громкие звоночки». Для определения жанра пьесы «Вальс» (Д. Кабалевский), «Марш» (Д. Шостакович), «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов) применяю музыкально-дидактическую игру «Что делают в домике?»

Работая над развитием музыкального восприя­тия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись.

Напри­мер, можно провести тематическое занятие, посвя­щенное временам года, на котором дети будут слу­шать музыку П. Чайковского, А. Вивальди, Э. Грига, стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина; посмотрят репродукции картин И. Левитана, И. Гра­баря, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова. Иллю­стративный материал и поэтические произведения сделают восприятие более полным и глубоким.

Живой отклик находит у детей предложение на­рисовать то, о чем рассказала музыка. Это дети осуществляют и на самом занятии, в группе или дома, как домашнее здание, а потом приносят на следующее занятие. Где мы рассматриваем эти работы, снова говорим о прослушанной музыке

Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку. Прилагательные в их словарном запасе представляют наименьшую группу. Поэтому помогают мои наводящие вопросы. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?).

Я отметила у детей в речевых группах про­блемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы стала объединять ряд музыкальных произведений:

а) общим рассказом.

Например, такие произведения, как «Клоуны» Д. Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н. Александрова, «Чтобы кувыркаться», И. Сац, можно включить в тему «Цирк»;

б) посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально-дидактической игры «Узнай и назови произведение»;

в) сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений.

Например: «Болезнь кук­лы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского – близких по названию, но разных по характеру:

Например: «Смелый наездник» и «Всадник» Р. Шумана.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на раз­витие речи и формирование личности в целом. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе к работе над этим видом музы­кальной деятельности.

Большую помощь мне в этой работе оказали книги О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей» (М.: Гума­нитарный издательский центр Владос, 1997) и Г.Н. Жучковой «Волшебная сила искусства» (М.: Гном-Пресс, 1992). У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым, заикающимся детям и для тех, кто имеет другие нарушения речи.

Требования к подбору песендлядетей с нарушением речи

При выборе песен для разучивания с детьми логопедических групп я обращаю внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:

Доступное содержание.

  • Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звуковые сочетания, но много гласных звуков (по совету логопеда )
  • Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков (особенно в первой половине учебного года).
  • Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания голоса будет лучше.
  • Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным, формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.
  • Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
  • Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает её.
  • Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т.д.
  • Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен приуроченных не только к праздничным датам, но и народных, тематических, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением, детское творчество.

Качество исполнения песни зависит не только от её правильного выбора, но и от методики разучивания. Вначале я выразительно исполняю песню, так как от этого зависит впечатление, которое она про­изведет на детей. Затем рассказываю о ее харак­тере, содержании, объясняю значение трудных слов и выражений. В иных случаях предлагаю высказаться детям о характере прослушанной песни с целью проверки их знаний или активизации внимания, памяти, мыслительных операций, развития связной речи. Это чаще всего использую во второй половине учебного года в старших группах с нарушением речи. Затем песню исполняю повторно для закреп­ления первоначальных впечатлений от нее и пред­ставлений о ее мелодии и содержании.

На последующих этапах разучивания я зада­ю вопросы детям, чтобы проверить, правильно ли они поняли содержание песни и значение некото­рых слов и выражений. Стараюсь привлечь внима­ние детей к мелодии песни в целом или отдельным методическим оборотам. Показываю, как можно пропеть то или иное место. Предлагаю повторить чисто поюшему ребенку, затем подгруппе или всем детям. Во время разучивания песни поём более медленно, чтобы дети успевали следить и за моим пока­зом, и за высотой звука, и за своей артикуля­цией. В тоже время я помогаю детям мимикой, жестом.

Если в песне встречаются трудные мелодические обороты или скачки, то их прорабатываю отдельно в виде распевок до разучивания песни или в период разучивания.

Если в песне есть запев и припев, то легче начать с припева: текст повторяется в каждом куплете, и де­тям его легче запомнить.

Чтобы детям было легче запомнить мелодию, я использую пение а капелла или пропевание мелодии без слов, по фразам или предложени­ям, по показу или после моего показа. Время разучивания песни зависит от ее сложнос­ти, объема певческих навыков, памяти детей и в какой форме я преподношу саму песню.

Для того, чтобы дети лучше запоминали мелодию и текст использую иллюстрации, картинки, инсценируем песню, если позволяет ее содержание, или выполняем соответствующие движения. Часто использую игрушки или игровые приемы. Для более быстрого запоминания песни помогают мои указания детям: «Эта песня легкая, я уверенна, что вы её быстро запомните», использую мнемотаблицы, вопросы: «Как начи­нается первый куплет? О чем поется во втором? Ка­кой куплет тебе нравится больше всего?», соревнования детей: «Кто быстрее запомнит? Кто лучше споет? показ чисто поющих детей, словесные по­ощрения тех, кто очень постарался, кто хорошо запомнил всю песню или ее часть. Можно играть с детьми в «Подсказку»: я пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое я «забыла». Или предла­гаю отгадать по моим губам слово, которое я «забы­ла». На последующих этапах разучивания, я считаю, важно об­ращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Это часто вызывает затруднения у детей с нарушениями речи из-за недостаточной концентрации произвольного вни­мания, слаборазвитой памяти. Для этого я играю вступление и запев песни в одном темпе, приучая детей вовремя вступать и петь в за­данном темпе. Если большинство детей в группе не справляются, то темп всей песни, начиная со вступ­ления, замедляю.

В течение всего периода разучивания об­ращаю внимание на выразительность исполнения. Во время исполнения песни учитываю не только особенности песни (например, трудный запев и более легкий припев или начало куплета, построенное на более высоких звуках, чем конец), но и на вокальные возможности детей. Ведь дети в группах очень разные. Предлагаю детям спеть песню с запевалами. Запевал выбираем не одного, а два-три. Это придает детям уверенность, предлагаю сольное исполнение какого-то отрывка, можно петь по подгруппам в зависимости от диапа­зона голосов. Варианты исполнения использую разные, но при этом всегда учитываю, что выученная песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие.

Стараюсь подобрать детям оригинальные тексты песенок, которые вызовут у них интерес, создают радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Перед пением песен, использую с детьми дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнениями для горла и голосовых связок.

Например: «Погреемся», «На лошадке».

Основой пения, как и речи, является дыхание. Я показываю наглядно, как надо дышать в процессе исполнения песни. С целью укрепления дыхания использую специальные упражнения.

Например: пропой своё имя; пропой на вдохе; ласково…

Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.). Расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, «проглатывание» окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует, как говорят логопеды, автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате мы, музыкальные руководители, добиваемся не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.

Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л. Гавришевой, Н. Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О. Боромыковой Например: Упражнение: «Моемся, чистим зубы». Музыкальная задача: Напевность речи при правильном дыхании. Ритмичные хлопки под музыку.

Я использую предложенные в этой книге игры и упражнения не только потому, что они помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. «…Дви­жение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанном на естественной двига­тельной реакции на музыку, свойственной любо­му ребенку» (Л. Кулаковский). Я пришла выводу, что очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущ­ность ребенка» (Л. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями пе­редает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правиль­но выполняет двигательные упражнения по зада­нию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к му­зыке, от движения – к мышлению» (С. Т. Боровик).

Ребенку с нарушением речи при наличии оп­ределенных двигательных навыков легче пере­дать характер музыки в движении, чем описать его словами. При этом снижается возбудимость и нервозность дошкольников. Среди музыкально-ритмических движений, в своей работе, я отвожу большое место музыкально-ритмическим упражнениям. На занятиях в логопедических группах без музыкально-ритмических упражнений просто не обойтись: дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях я использую предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использую также предметы и игрушки (куклы, мишки, зайцы, мячи, обручи и т. д.). Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

Выбирая танец, я стараюсь выбрать правильную музыки. Я считаю, что музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Также учитываю двигательные навыки детей: справятся ли большинство из них с движениями? Выбираю танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Предлагаю детям танцы с пением. Хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

В своей работе я часто обращаюсь к сборнику для музыкальных руково­дителей дошкольных учреждений «Музыкально-двигательные упражне­ния в детском саду». Авторы этого сборника Е. Раевская, С. Руднева, Р. Со­болева, 3. Ушакова дают четкое описание всех уп­ражнений, развернутые пояснения к ним, а так­же список упражнений в порядке постепенного их усложнения от младших до подготовитель­ных к школе групп.

Главный вывод, который я сделала – дети с помощью этих упражнений будут развиваться, приобре­тать двигательный опыт, а это придаст им уве­ренности в движениях.

Помимо этих упражнений, в логопедических группах я использую ряд других упражнений, а именно:

  • активизирующие внимание;
  • развивающие мелкую моторику;
  • формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.

Помимо упражнений, к музыкально-ритмиче­ским движениям относятся и танцы : парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, нацио­нальные, характерные.

Парные танцы выстраиваю на основных движе­ниях (ходьба, бег, поскоки), ритмических хлоп­ках, прыжках, притопах, элементах бальных тан­цев (боковой галоп, шаг, полька), а также с ис­пользованием элементов народных плясок (по­луприсядка, ковырялочка и т.д.).

Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно: потому, что они требуют ко­ординации движений партнеров в парах, а дети с нарушениями речи часто выполняют такие дви­жения (например, поскоки) каждый в своем тем­пе. Требуется немало моих усилий и усилий со стороны де­тей, чтобы добиться нуж­ного качества исполнения и чтобы каждый ребе­нок получил удовольствие от танца и общения с партнером. Кроме того, парные танцы предпола­гают участие и девочек, и мальчиков, а в логопе­дических группах, особенно в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) или заиканием, пре­обладают мальчики. И все же я полностью не отка­зываюсь от парных танцев, так как правиль­но подобранный парный танец может детей многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координа­цию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке к движениям партнера. И добиваюсь успеха детей. Ребята выступают как в детском саду, так и на площадках города, на фестивалях «Радуга талантов».

Я стараюсь выбрать музыку с ярко выра­женными характерными частями, настраивающими на определенное движение.

Например, если первая часть музыки написана для бега, а вторая – для прыжков, то дети будут под первую часть бегать, а под вторую – прыгать и при первом, и при последующих исполнениях танца. Если же предлагаем детям при повторении танца на вторую часть музыки, например, хлопать, то необходимо использовать вариацию этой части музыкального произведения, чтобы дети поняли, что движение связано с изменением музыки.

При выборе танца я учитываю навыки детей: справится ли большинство из них с движениями? Начинаю с более легких танцев, которые дети исполнят качественно, что принесет им удовлетворение. Чтобы не тормозить развитие более « продвинутых» в двигательном отношении детей, можно предложить им дополнительно сюжетный или характерный танец.

Так же выбираю парные танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, прыжки).

А также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве, например « До свидания, дружок» (муз. И. Штрауса).

Большую помощь при разучивании парного танца оказывает подготовительная работа – наиболее трудные танцевальные фигуры я обязательно отрабатываю с детьми заранее, включаю их в музыкально-ритмические упражнения в вводной части занятия.

При разучивании парных танцев некоторым детям может потребоваться индивидуальная помощь.

Например, в танце используются движения, с которыми справляются все дети, кроме одного. С этим ребенком я занимаюсь не один раз, и вне занятий, и на самом музыкальном занятии. Во время разучивания парного танца с ним в пару прошу встать воспитателя.

Танцы с пением,хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку они помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения; а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танца с пением и хороводов я учитываю навыки детей в пении и движении для того, чтобы выучив песню и разучив движения, дети могли двигаться под собственное пение, что дает больший коррекционный эффект. Примером таких танцев могут служить композиции Р. Басовой «Приглашение» (на музыку «Праздник польки» В. Витлина) и «Хоровод дружбы» (американская народная мелодия), «Эй, дружок» муз Агафонникова, которые использовались мною на протяжении многих лет разными детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо усваивались ими и «внедрялись» в повседневную жизнь.

Использование сюжетных, национальных, ха­рактерных танцев зависит как от состава груп­пы и двигательных умений детей, так и от подго­товки самого музыкального руководителя. Так, как я сама ранее занималась народными танца­ми, умею придумывать и ставить их с учетом воз­можностей детей с речевыми нарушениями.

Игра, относящаяся к музыкально-ритмичес­ким движениям, является основным видом де­ятельности дошкольников. Музыкальные иг­ры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно ре­шать стоящие, перед нами педагогами, коррекционных задач.

Известно, что игры, дарят радость и возмож­ность проявлять свои эмоции, способствуют раз­витию у детей познавательных интересов и эмо­циональной сферы, воспитанию волевых и нрав­ственных черт характера, развитию координа­ции движений, быстроты реакции, ловкости.

На музыкальных занятиях использую современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Валеологические песни — распевки. С них начинаю все музыкальные занятия: («Доброе утро!», «Здравствуйте!»). Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.

В музыкальном воспитании чаще всего ис­пользую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музы­кально-дидактические игры.

Сюжетные инструментальные игры отлича­ются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Я вижу, что все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сю­жетом. Более раскрепощенные, раскованные де­ти легче включаются в игры, быстрее соглаша­ются на ведущую роль. Для детей с речевыми на­рушениями такие игры представляют опреде­ленную трудность, и в то же время именно они оказывают большое воспитательное и коррекционное воздействие. Перед разучиванием сюжетной игры я знакомлю детей с ее содержанием и музыкой.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их по­мощью решаются двигательные задачи – ритми­ческие и творческие. Например, в игре Л. Михайловой «Не шевелись», на музыку Б. Можжевелова «Веселые скачки», дети должны придумать инте­ресную фигуру и замереть в таком положении.

Несюжетные игры включают определенные правила, которые должны выполняться всеми иг­рающими. Часто я подбираю такие игры, в которых используются раз­нообразные предметы (бубны, погремушки и т.д.).

Игры с пением,народные игры. С помощью этих игр я решаю многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, раз­витие музыкального слуха, памяти, чувства рит­ма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических про­цессов и свойств, тренировка двигательного ап­парата, упорядочивание темпа движения и пе­ния). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью детям легче отрабатывать коор­динацию пения и движения. Я включаю их в свои занятия, и постепенно и воспитатели вно­сят их в повседневную жизнь, да и сами дети включают их в самостоятельную музыкальную деятельность.

Игры со словом. Эти игры разви­вают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движе­ния, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность. Игры со словом отличаются разной степенью сложности с точки зрения содержания и харак­тера движений. Некоторые из них скорее похо­жи на игровые упражнения со словом, например «Солнышко», «Андрей-воробей», «Радуга-дуга». Другие, (они особенно нравятся детям), являются настоящими играми, содержащими и игровой момент, и игровые правила, например: «Две тете­ри», «Ваня-простота», «Петух», «Сокол молодой». Поэтому игру со словом начинаем под чтение педагога, затем по отдельности разучива­ем движения и текст. Когда текст разучен и движения освоены, я их объединяю. Затем я предлагаю детям сопровождать движения словами, обращая внимание на высокое звучание, выразительное произношение и согласование текста и ритма.

Речевые игры, которые я использую на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Стихи подбираю очень яркие, образные, легко запоминающиеся. Ребёнок, словом и движением создает единый образ. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности.

Выбирая ту или иную игру со словом для разу­чивания, я должна быть уверена: дети справятся не только с текстом, но и с движениями, это окажется им по силам и не потребует много времени и усилий для разу­чивания. Игры со словом хороши еще и тем, что их могут использовать и воспитатели, и логопеды на своих логопедических занятиях, физкультминутках, прогулках, и в самостоятельной деятельности.

Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально — ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), Я часто использую речевые игры на музыкальных занятиях, так как они эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. («Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

  • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.
  • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх: «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».
  • Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на не озвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
  • Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

Чаще всего в индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, в создании оркестра, я использую металлофоны и ударно-шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы. На этих инструментах с детьми логопедической группы можно сыграть в ансамбле или в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать своей игрой на фортепиано или фонограммой. Фонограмма удобна, так как позволяет мне дирижировать детским оркестром.

Праздники и развлечения

Интересный праздник всегда вызывает много положи­тельных эмоций у детей; закрепляет и расширяет их знания, умения и навыки в разных видах деятель­ности; поможет развить творческие способности и, возможно, повысит самооценку (что очень важ­но для детей, страдающих речевыми нарушения­ми). И, несомненно, праздники и развлечения помогут детям научить­ся адаптироваться в разных условиях.

Родителям праздники позволят лучше увидеть результаты нашей работы с детьми, а мне, как музыкальному руководителю, кроме того, ‒ подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени. Тематика праздников за послед­ние годы изменилась. По-прежнему отмечаем Но­вый год, Восьмое марта, выпуск детей в школу. Появились новые праздники: День знаний, День матери, День города и др.

Учитывая всё это, я выстраиваю праздники очень осторожно и вдумчиво. Внимательно отношусь к подбору литературного материала и музыкального. Без стихотворений, даже в начале учебного года, не обойтись. Поэтому использую стихотво­рения небольшие по объему, доступные по содержанию, удобные для исполнения (желательно без трудных сочетаний звуков, сложных окончаний, сложных смысловых оборотов). Считаю, что целесообразно «дробление» стихотворения без искажения смысла, где одно четверостишье, иногда фразу, а ино­гда одно только слово говорит один ребенок, сле­дующие – другой и т.д. – «перекличка». Такой вариант позволит включить в исполне­ние стихотворения детей с плохой речью, доста­вит им радость от персонального участия в празд­нике, а кроме того, поможет в развитии внимания и воспитании смелости и активности. Ведь мы знаем, как некоторые дети (а особенно их родители) болезненно переживают, когда кто-то постоянно исполняет стихи на праздниках, а они никогда.

Продумываю использование разных видов игр: игры-потешки, игры со словом, игры с пением, инструментальные игры и занима­тельные аттракционы (например, «Веселая ноша», «Танцующие обручи»).

Стараюсь разнообразить приёмы исполне­ния песен. На празднике могут прозвучать песни с инструментальным сопровождением в исполне­нии всей группы детей или небольшой подгруп­пы, песни с сольным исполнением детей или взрослых, песни с инсценированием, песни с движением (хороводы, игры).

Так как на празднике всегда предусмотрено использо­вание атрибутов (шапочки, платочки, султанчики и т.п.), то показываю их и даю их детям заранее, одеваем их и действуем с ними, иначе во время праздника дети всё внимание пе­реключат на эти атрибуты, а не на качество ис­полнения.

После праздников иногда провожу концерты одной группы для другой, состоящие из музыкаль­но-литературного материала, использованного на празднике. Это поможет закрепить знакомый материал в памяти детей, а некоторым детям — приобрести уверенность в своих силах.

Всё, чем занимается музыкальный руководитель в детском саду с ребятами, а особенно с теми, кто имеет отклонения в речевом развитии, построено на том, чтобы помочь детям справиться с этим недугом, развить в детях уверенность в себе, так как музыкальное воспитание является одним из важных составляющих в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь детей. Главное – придерживаться двух принципов в работе – персональное внимание к каждому ребёнку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, с воспитателями при активной поддержке родителей. И тогда можно достичь максимального эффекта в музыкально – коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Литература

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. М., 1992.
  2. Гавришева Л. Логопедические распевки. СПб, 2010.
  3. Жучкова Г.Н. Волшебная сила искусства. М., 1992
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2010.
  5. Музыкально-двигательные упражне­ния в детском саду / Е. Раевская. М., 1991.
  6. Осипова Е.В. Пособия для детей с нарушением речи // Музыкальный руководитель. 2016. № 5.
  7. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  8. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие. М., 2005.
  9. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. 2005. № 2, 3, 4.; 2006. № 2, 3; 2007. № 1.
  10. Щербакова Н. Музыкальный сундучок: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. М., 2012.