Музыкальные игры


Автор: Эмма Яковлевна Орешкина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 44»
Должность: музыкальный руководитель


Игра «Займи обруч»

Музыка: «Байновская кадриль»

Обработка М. Иорданского.

Автор Р. Борисова.

Цель игры: развитие слухового внимания, быстроты реакции; упражнение в поскоках и плясовых движениях; воспитание волевых черт характера и коммуникативных качеств.

Описание: до начала игры воспитатель раскладывает по кругу обручи (на один меньше, чем детей). На сигнал (слуховой, зрительный или словесный) ребята занимают обручи. Тот, кто остался без обруча, выходит в центр круга и становится водящим.

Первая часть музыки

Дети хлопают в ладоши, стоя в обручах, а водящий танцует, выбирая движения по своему усмотрению.

Вторая часть музыки

Дети выходят из обручей и двигаются поскоками по большому кругу, водящий вместе с ними. По окончании музыкального фрагмента все стараются занять обручи. Кто не успел, выходит в круг и становится водящим.

Примечание: для решения спорных вопросов (например, если двое заняли один обруч) можно предложить детям повернуться спиной друг к другу и по сигналу педагога побежать в разные стороны по кругу. Кто первым прибежит, тот и занимает обруч.

Затем целесообразно подвести итог: кто оказался более ловким — мальчики или девочки (кто меньше водил). На празднике в конце игры стоит незаметно положить еще один обруч, чтобы хватило всем и не осталось проигравших детей.

Байновская кадриль

Игра «Угадай-ка»

Музыка: французская народная песня-игра.

Автор Е. Конорова.

Цель игры: развитие слухового и зрительного внимания, тембрового слуха и чувства ритма; воспитание выдержки и коммуникативных качеств личности.

Описание: дети слушают музыку, запоминают, передают в движении (шагами)
ритмический рисунок мелодии. Заучивают слова песни:

Все :

Угадай-ка, кто к тебе подходит,
Кто рукою по плечу проводит?

Один:

Я сейчас узнаю, живо всех поймаю!
Мальчики! Мальчики! (или: Девочки! Девочки!)

Все:

Да, да, да! (или: Нет, нет, нет!).

У дальней стены один ребенок (водящий) садится на стул спиной к остальным

детям, стоящим свободно на некотором расстоянии от него. Педагог молча указывает на тех ребят, которые подойдут к водящему. Дети идут, исполняя ритмический рисунок: на первую фразу подходят, на вторую — проводят руками по плечу товарища. Остальные в это время поют начало песенки (см. выше).

Ребенок, сидящий на стуле, поет свои слова и называет тех, кто к нему подошел: девочки или мальчики. Если он угадал, все дети поют: «Да, да, да!». Водящий вскакивает и бросается догонять разбегающихся девочек (мальчиков). Пойманный становится водящим.

Если ребенок не угадал и услышал «Нет, нет, нет!», он присоединяется к другим детям, а педагог выбирает нового водящего.

Игра «Веселые флажки» (на основе «Игры с цветными флажками» Е. Соковниной)

Музыка: эстонский народный танец.

Автор Н. Щербакова.

Цель игры: активизация внимания, упражнения в различении правой и левой руки, развитие координации движений и способности ориентироваться в пространстве.

Описание: дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Каждый ребенок держит обеими руками флажок на уровне груди. Флажки трех-четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего, равные по количеству.

Такты 1–8 . Под музыку дети одновременно передают флажки — каждый своему соседу справа. При этом на каждый нечетный такт дети выполняют два легких пружинящих полуприседания, держа флажок обеими руками перед собой.

На каждый четный такт разводят руки в стороны, держа флажок только в правой руке, и передают его соседу справа, одновременно принимая левой рукой флажок от соседа слева.

Такты 9–16. Дети двигаются поскоками врассыпную по всему залу. С окончанием музыки быстро собирают букеты из флажков одного цвета и сходятся в небольшие круги. Выигрывает та подгруппа, которая правильно и быстрее других собрала свой букет.

Примечания:

1. Если дети начали собираться в подгруппы раньше окончания музыки, то можно организовать конец игры по-другому, предложив им, как только прозвучала последняя музыкальная фраза, остановиться в любом месте. А собирать флажки в букеты после слов педагога: «Раз, два, три — букет собери!».

2. Игру уместно проводить на досугах, праздниках, а также на коррекционных занятиях.

3. Вместо флажков можно использовать искусственные цветы или платочки разных цветов.

Методические указания: игра требует концентрации внимания каждого ребенка и синхронного действия всех детей, поэтому сначала желательно провести ряд упражнений без музыкального сопровождения, чтобы ребята освоили технику передачи предметов. Можно помочь им подтекстовкой: «Раз, два — передай», подкоторую участники игры выполняют следующие движения: две «пружинки» и передача предмета.

Игра «Никанориха» /Игра с пением/

Музыка: русская народная песня. П. Чайковский «Камаринская» (отрывок).

Автор Н. Щербакова.

Цель игры: развитие способности ориентироваться в пространстве, быстроты реакции, упражнение в разных видах ходьбы и бега, в координации пения и движения; воспитание коммуникативных качеств.

Описание: дети (нечетное количество), взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:

Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.

Далее под музыку «Камаринской» (такты 1–12) ребята продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом.

На такты 13–24 переходят на пружинящий бег врассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и встать в круг. А в центр круга выходит

ребенок, оставшийся без пары. Затем хором произносят слова: «Надо быстро в пару встать, чтобы «козликом» не стать».

После этого проигравший ребенок становится вместе со всеми детьми в круг, и игра повторяется.