Игра «Займи обруч»
Музыка: «Байновская кадриль»
Обработка М. Иорданского.
Автор Р. Борисова.
Цель игры: развитие слухового внимания, быстроты реакции; упражнение в поскоках и плясовых движениях; воспитание волевых черт характера и коммуникативных качеств.
Описание: до начала игры воспитатель раскладывает по кругу обручи (на один меньше, чем детей). На сигнал (слуховой, зрительный или словесный) ребята занимают обручи. Тот, кто остался без обруча, выходит в центр круга и становится водящим.
Первая часть музыки
Дети хлопают в ладоши, стоя в обручах, а водящий танцует, выбирая движения по своему усмотрению.
Вторая часть музыки
Дети выходят из обручей и двигаются поскоками по большому кругу, водящий вместе с ними. По окончании музыкального фрагмента все стараются занять обручи. Кто не успел, выходит в круг и становится водящим.
Примечание: для решения спорных вопросов (например, если двое заняли один обруч) можно предложить детям повернуться спиной друг к другу и по сигналу педагога побежать в разные стороны по кругу. Кто первым прибежит, тот и занимает обруч.
Затем целесообразно подвести итог: кто оказался более ловким — мальчики или девочки (кто меньше водил). На празднике в конце игры стоит незаметно положить еще один обруч, чтобы хватило всем и не осталось проигравших детей.
Байновская кадриль
Игра «Угадай-ка»
Музыка: французская народная песня-игра.
Автор Е. Конорова.
Цель игры: развитие слухового и зрительного внимания, тембрового слуха и чувства ритма; воспитание выдержки и коммуникативных качеств личности.
Описание: дети слушают музыку, запоминают, передают в движении (шагами)
ритмический рисунок мелодии. Заучивают слова песни:
Все :
Угадай-ка, кто к тебе подходит,
Кто рукою по плечу проводит?
Один:
Я сейчас узнаю, живо всех поймаю!
Мальчики! Мальчики! (или: Девочки! Девочки!)
Все:
Да, да, да! (или: Нет, нет, нет!).
У дальней стены один ребенок (водящий) садится на стул спиной к остальным
детям, стоящим свободно на некотором расстоянии от него. Педагог молча указывает на тех ребят, которые подойдут к водящему. Дети идут, исполняя ритмический рисунок: на первую фразу подходят, на вторую — проводят руками по плечу товарища. Остальные в это время поют начало песенки (см. выше).
Ребенок, сидящий на стуле, поет свои слова и называет тех, кто к нему подошел: девочки или мальчики. Если он угадал, все дети поют: «Да, да, да!». Водящий вскакивает и бросается догонять разбегающихся девочек (мальчиков). Пойманный становится водящим.
Если ребенок не угадал и услышал «Нет, нет, нет!», он присоединяется к другим детям, а педагог выбирает нового водящего.
Игра «Веселые флажки» (на основе «Игры с цветными флажками» Е. Соковниной)
Музыка: эстонский народный танец.
Автор Н. Щербакова.
Цель игры: активизация внимания, упражнения в различении правой и левой руки, развитие координации движений и способности ориентироваться в пространстве.
Описание: дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Каждый ребенок держит обеими руками флажок на уровне груди. Флажки трех-четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего, равные по количеству.
Такты 1–8 . Под музыку дети одновременно передают флажки — каждый своему соседу справа. При этом на каждый нечетный такт дети выполняют два легких пружинящих полуприседания, держа флажок обеими руками перед собой.
На каждый четный такт разводят руки в стороны, держа флажок только в правой руке, и передают его соседу справа, одновременно принимая левой рукой флажок от соседа слева.
Такты 9–16. Дети двигаются поскоками врассыпную по всему залу. С окончанием музыки быстро собирают букеты из флажков одного цвета и сходятся в небольшие круги. Выигрывает та подгруппа, которая правильно и быстрее других собрала свой букет.
Примечания:
1. Если дети начали собираться в подгруппы раньше окончания музыки, то можно организовать конец игры по-другому, предложив им, как только прозвучала последняя музыкальная фраза, остановиться в любом месте. А собирать флажки в букеты после слов педагога: «Раз, два, три — букет собери!».
2. Игру уместно проводить на досугах, праздниках, а также на коррекционных занятиях.
3. Вместо флажков можно использовать искусственные цветы или платочки разных цветов.
Методические указания: игра требует концентрации внимания каждого ребенка и синхронного действия всех детей, поэтому сначала желательно провести ряд упражнений без музыкального сопровождения, чтобы ребята освоили технику передачи предметов. Можно помочь им подтекстовкой: «Раз, два — передай», подкоторую участники игры выполняют следующие движения: две «пружинки» и передача предмета.
Игра «Никанориха» /Игра с пением/
Музыка: русская народная песня. П. Чайковский «Камаринская» (отрывок).
Автор Н. Щербакова.
Цель игры: развитие способности ориентироваться в пространстве, быстроты реакции, упражнение в разных видах ходьбы и бега, в координации пения и движения; воспитание коммуникативных качеств.
Описание: дети (нечетное количество), взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
Далее под музыку «Камаринской» (такты 1–12) ребята продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом.
На такты 13–24 переходят на пружинящий бег врассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и встать в круг. А в центр круга выходит
ребенок, оставшийся без пары. Затем хором произносят слова: «Надо быстро в пару встать, чтобы «козликом» не стать».
После этого проигравший ребенок становится вместе со всеми детьми в круг, и игра повторяется.