Национально-региональный компонент на уроках истории и обществознания




Автор: Набокова Елена Александровна,  учитель истории и обществознания,  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Облучье» имени Героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского

Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. Учитель призван через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания, реализовать в своей практической деятельности принципы государ­ственной политики и общие тре­бования к содержанию образо­вания, сформулированные в Законе «Об образовании в РФ»:

  • воспитание гражданствен­ности и любви к Родине;
  • защита системой образо­вания национальных культур и региональных культурных тра­диций в условиях многонацио­нального государства;
  • формирование у учащихся картины мира, адекватной со­временному уровню знаний;
  • формирование мировоз­зренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопони­манию и сотрудничеству между людьми, различными этничес­кими, религиозными и соци­альными группами.

В процессе школьного обучения, обретая знания, уча­щийся накапливает свой интел­лектуальный потенциал, что служит основой для реализа­ции личностью своих граждан­ских свобод, прав и обязаннос­тей. Знания о родном крае — существенная часть интеллек­туального потенциала челове­ка, гражданина.

В своей работе уделяю этому вопросу большое внимание, так как преж­де чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родной школы, города, области знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами.

В условиях введения ФГОС в программы по истории включен региональный историко-культурный стандарт. И уже в 6 классе ребята начинают знакомство с историей Еврейской автономной области. Программа 6 класса включает такие темы по НРК, как «Памятники нижнеамурской археологической культуры, культуры железного века на территории ЕАО», «Племена мохе.», «Племена покровской археологической культуры», «Племена покровской археологической культуры». В 7 классе ребятам предстоит узнать о коренных народах Приамурья до XVII века, об амурских экспедициях В.Пояркова и Е.Хабарова, о деятельности православной церкви. Причём я даю не только готовый материал, но и ребятам приходится тоже потрудиться. Одним из главных методов обучения при изучении НРК является мини-исследование. Так при изучении темы «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона» в 7 классе, ребята получают задание выяснить, проживают ли старообрядцы на территории Облученского района, узнать про их быт, традиции.

Очень широко поле для изучения истории родной области, района, города при изучении истории России в 9 классе (XXXXI век). События данного периода ближе к нам и более понятны. Так как из регионального компонента учебного плана выделяются часы (0,5 часа) на изучение истории ЕАО в 8-9 классах, то при изучении истории России, я делаю уклон на включении информации по истории Облученского района. При изучении Гражданской войны я обязательно знакомлю своих учеников с предысторией появления в нашем городе Облучье обелиска героям – партизанам, установленном на площади, которая носит название «Партизанская» — «Вечная слава героям-партизанам, павшим в борьбе с американо-японскими интервентами за свободу и независимость нашей Родины. Декабрь 1919г» гласит надпись на обелиске. Но знакомство с историей событий 1919 года было бы не возможно, если бы не была проделана огромная работа по поиску информации о данном обелиске: посылались запросы в Биробиджанский, Хабаровский, Владивостокский архивы, изучалась литература, периодическая печать по данному вопросу. Также изучались письма родственников, погибших партизан, письма других свидетелей данных событий найденных в музее Школы-интернат №27 г.Облучье. Некоторая информация была найдена в нашем школьном музее. Работа по сбору информации проводилась совместно с учениками.

При изучении Великой Отечественной войны мои ученики обязательно готовят сообщения по таким темам как «Вклад моей семьи в Победу над Германией», «Труженики тыла — фронту», «Герои — облученцы», «Рассказывают ветераны» и другие.

Национально-региональный компонент использую и на уроках обществознания.

Так на уроках обществознания в 5 классе при изучении темы «Наша Родина- Россия» в качестве домашнего задания ребятам предлагается написать сочинение или нарисовать рисунок «Моя малая родина». Также, наряду с изучением символов РФ происходит знакомство с символами ЕАО, Облученского района. Обязательно на уроках обществознания с пятиклашками создаём проект «Наш город». Ребята делятся на творческие группы «Архитекторы», «Экологи», «Скульпторы», «Городское хозяйство» и им предлагается преобразить наш город – рисуют здания, озеленение, скульптуры. А затем все рисунки оформляются в единый проект.

В 7 классе при изучении темы «Защита Отечества» ребятам в качестве домашнего задания предлагается подготовить сообщение о ветеранах Великой Отечественной войны г.Облучье. Также в 7 классе на уроках обществознания ребята знакомятся со следующими темами НРК: «Деятельность правоохранительных органов на территории ЕАО», «Особенности экономического развития ЕАО», «Экологические проблемы ЕАО». При изучении темы «Экологические проблемы» ребятам даётся опережающее задание – найти информацию в СМИ об экологической ситуации в ЕАО. А на уроке ребята выполняют проект «Улучшаем экологию области», в который вносят свои предложения по данному направлению.

На уроках обществознания в 8-9 классах параллельно с основными темами обучающиеся знакомятся с законодательной и исполнительной властью ЕАО, с процедурой выборов в местные органы власти, с развитием образования и здравоохранения ЕАО, с религиозным многообразием, этническими группами, проживающими на территории ЕАО и города Облучье.

Вместе со своими учениками принимаю участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня в номинации «Краеведение» и добились некоторых результатов:

-Исследовательская работа «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» одержала победу в первой областной заочной научно-практической конференции школьников «Будущее области в надёжных руках» (2017). Эта же работа является победителем III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». Данная работа опубликована в научном журнале «Старт в науке» (2017)

— Мультимедийный проект «Новомученники земли дальневосточной» — победитель Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» (2016)

— Исследовательские работы «История Октябрьского района ЕАО» (2016) и «История одного памятника» (2017) отмечены грамотами за участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия —XX век», организованном Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал». Данные работы вышли во 2 тур конкурса.

— исследовательская работа «Герои-облученцы» (автор Пустовалова Алёна, 7 класс) году заняла 3 место, а работа «Письмо солдату» (автор Фёдорова Анита, 7 класс) победила в номинации «Оригинальное изложение» в конкурсе «Имя на обелиске», организованный Управлением по государственной охране объектов культурного наследия ЕАО в 2017 году.

— Исследовательская работа «Город, построенный русской рукой» одержал победу в областной заочной научно-практической конференции школьников «Будущее области в надёжных руках» (2018)

Так как мы проживаем в Еврейской автономной области, знаем какая трагедия постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, мы не могли обойти тему Холокоста. На областной конкурс творческих работ учащихся «Память о Холокосте — путь к толерантности» была представлена работа «Аллея в Яд Ва-Шем – в их честь» и одержала победу. Также автор работы Набокова Анна, ученица 11 класса была приглашена в Москву на конференцию «Память о Холокосте — путь к толерантности».

При подготовке уроков с использование НРК пользуюсь литературой школьной и домашней библиотеки, периодической печатью (накоплен большой материал), информацией школьного музея, информационными ресурсами.

Через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания я пытаюсь решить, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + семнадцать =