Нравственное воспитание младших школьников




Дополнительные файлы

Автор: Арсенич Светлана Борисовна, учитель ОГАОУ»ЦО «Ступени»

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано сформированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности). Чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и результат воспитания.

Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее – синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Формирование личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего, перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту необходимость и действовал в направлении ее реализации.

Исходя из вышесказанного, мной была поставлена цель нравственного воспитания: установления истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми, и сформулированы следующие задачи:

— формировать нравственные ценностные ориентации учащихся (гуманность, доброта, любовь, милосердие, толерантность);

— помочь ребёнку познать природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нём. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

Классный руководитель начальных классов, должен строить работу в классе так, чтобы всем было комфортно, сохраняя добрые отношения в коллективе.

На одном из классных часов принимаем законы нашего коллектива:

— соблюдать чистоту и порядок в школе;

— беречь школьное имущество;

— стремиться к знаниям;

— уважительно относится к старшим;

— стремиться быть честным, справедливым.

Все члены коллектива обязаны уважать право, честь и достоинство других учащихся.

Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.

Одной из распространённых форм работы классного руководителя со школьниками является классный час. Классный час – форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с коллективом.

Опытные классные руководители знают, что порой воспитывает не столько сам «час», сколько подготовка к нему.

При подготовке классных часов опираюсь на активность, интересы, знания учащихся. Темы классных часов планирую на основе общешкольного плана, основных направлений школы на каждую четверть, месяц, своеобразия характеров и интересов самих детей, уровня их развития.

Тематика классных часов: «Вежливость и невежество», «Мир общения» «Дружба», «Азбука поведения», «Мама – милая моя!» (изготовление подарков, приглашений ) «Зависть» (выдержки из работ детей – «Солнышко сияет, а гроза завидует солнцу»). «Мне необходимо для жизни» (высказывание ребят – «Чистый воздух, друзья, общение, одежда, ласка»)

В течение года провожу экскурсии, знакомящие с трудом людей. Экскурсии — важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности).

Нравственное воспитание младшего школьника происходит также и в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с условиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляются осознание нравственных понятий и представлений. Уже в первом классе постепенно ввожу понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырёх лет обучения.

Результатом моей работы как классного руководителя по воспитанию нравственных качеств, стоит ориентир образа выпускника четвёртого класса.

Нравственный потенциал личности:

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «природа», дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения.

Познавательный потенциал:

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию (учению)

Коммуникативный потенциал:

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать. Проявлять внимание к другим, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции.

Художественный потенциал:

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал:

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан.

Поэтому воспитание – это не что иное, как педагогическая организация деятельности воспитанников, самое трудное из искусств, и притом требующее беззаветной любви к ребенку.

Классные часы

Что такое вежливость?

Задачи: формировать нравственные качества; развивать у детей чувство взаимопомощи; воспитывать культуру общения, взаимоуважения.

Оборудование: карточки со словами.

Ход мероприятия.

1.Введение в тему.

-Мы часто слышим слова: «Будь вежлив». А что такое вежливость?

( Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой общаться. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До – века «вежа» означало «знаток» тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру )

Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, честными, вежливыми, тактичными, отзывчивыми. Чтобы обладать этими качествами, нужно этому учиться с детства, так как вежливость не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться воспитывать в себе её.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрёка в свой адрес: «Какой он невежа!»

2. Основная часть

ИГРА «Вставь слово»

А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы «Вежливые слова»?

Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором)

«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе.В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей:»Садитесь,» (пожалуйста)Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: » (спасибо) Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал:» (извините, пожалуйста)

-Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их в своей речи.

— Назовите первые слова, которыми мы начинаем день? ( Доброе утро)

— Что мы желаем? ( Близким, друзьям, знакомым здоровья, настроения, всего доброго и светлого.)

Ученик:

Добрые слова не лень повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу-

« С добрым утром!» — кричу.

« Добрый день!» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

« Добрый вечер», — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Дядя Саша огорчён, Рассказал он вот о чём:

« Видел Настю – дошколёнка

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но…давно уже от Настеньки

Я не слышу слова: «Здравствуйте!»

— Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? (Пожалуйста, спасибо, благодарю, извините, здравствуйте, до свидания.)

Посмотрите, сколько добрых слов. Важно употреблять эти слова с правильной интонацией.

Вот как сказано об этом в стихотворении. В. Коркина «Я и солнышко»

Ученик:

Солнышко ясное встало.

— Доброе утро! –

Сказало.

— Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро прохожим…

Но если проснёшься,

И дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, всё равно

Придумано мудро:

— Доброе утро!

Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее.

« Извините», « пожалуйста», «прости», и «разреши» —

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы, таблицы умножения,

Есть ещё таблицы умножения,

Есть ещё таблица, таблица уважения.

Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и « пожалуйста» —

Волшебные слова.

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдёт.

Перед словом вежливым двери отворяются,

Пусть оно почаще, почаще повторяется.

(М.Танич)

Вот, оказывается, как бывает. Вежливость даже двери открывает.

Инсценировка « Цапля и Журавль»

Сцена первая.

(Бекешев О.)

Дом Журавля. Журавль ходит во дворе дома.

Журавль. Уж сколько лет живу один,

И стал давно я важной птицей,

Такой солидный господин,

Пора мне, Журавлю, жениться.

Да и невеста есть подстать:

Я знаю на болоте Цаплю.

Её нетрудно отыскать.

Пойду, не буду ждать ни капли!

Журавль отправляется в путь, идёт по болоту и мечтает вслух.

Журавль. Приду, представлюсь, поклонюсь.

Не может Цапля не влюбиться.

В любви до гроба поклянусь,

И всё – пожалуйте жениться.

Журавль скрывается за кулисами.

Сцена вторая.

Дом Цапли. Хозяйка хлопочет по хозяйству во дворе дома. Появляется Журавль.

Журавль (важно).

Привет, соседка.

Цапля. И тебе привет

Входи, располагайся, будь как дома.

Журавль. Живём с тобою порознь столько лет.

Решил тебя сегодня взять я в жёны.

(Покровительственно.)

Не надобно меня благодарить,

Я это по — соседски, так и быть.

Цапля (возмущённо)

Что?! Мне в мужья?! Такой урод?

Уж нет, увольте, я ещё не дура!

Лягушкам на смех! Пугало болот!

Кикимор лишь пугать такой фигурой.

Журавль (опешив)

Ты смеешь издеваться надо мной?

Всё прочь! Не быть тебе моей женой!

(Саркастически.)

И ей хотел оказывать ей честь!

( Решительно.)

Ноги моей не будет больше здесь!

Журавль, возмущенный, уходит.

Цапля (крича ему вслед).

Давай – ка, женишок, катись!

Да на болоте не споткнись!

Сцена третья

Проходит ночь

Цапля.

А все же одиноко жить одной.

Быть может, я напрасно горячилась?

Ведь он солидный господин такой,

Да я в него почти уже влюбилась!

Пойду и помирюсь, и может быть,

Обиду он сумеет позабыть.

— Как вы думаете, поняли герои, что жить одному несладко?

— Вежливы ли были герои друг к другу?

Учитель разбирает с детьми ситуации:

Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, но это не так. А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.

1. Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Олег, выскочив из дома стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?

2. Мама велела прийти домой в 3часа дня. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

3. Вы едите в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?

4. Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

Приходит утром Костя в школу.У двери его класса стоит учительница. Костя,увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал.

Итак, какую же ошибку совершил Костя?

5. Мама просит тебя убраться в комнате, а к тебе пришёл друг и зовёт гулять. Как ты поступишь?

Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.

Игра « Не ошибись, пожалуйста».

Задания:

1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.

2. Будьте добры, потопайте!

3. Поднимите руки.

4. Похлопайте.

5.Попрыгайте, пожалуйста.

6. Присядьте, пожалуйста.

7. Встаньте, пожалуйста.

8. Тихо сядьте.

9. Будьте любезны, займите свои места.

Исполняются частушки.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

— Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

« Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать.

— Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

Витя очень умный парень,

Может всё он мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить

Игра в рифмы.

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно добавляйте.

— Растает даже глыба

От слова тёплого…(Спасибо.)

— Зеленеет старый пень,

Когда услышит (Добрый день.)

— Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (Здравствуйте.)

— Когда нас бранят за шалости,

Говорим (Простите, пожалуйста.)

-Встретил Витю я – соседа —

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из – за угла!

Но – представьте! – зря от Вити

Ждал я слова…(Извините.)

— И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (До свидания.)

Итог.- Что же такое вежливость?

«Права ребёнка»

Цель: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни. Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.

  1. Вступительная часть.

Давным – давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмары и неразбериху.

-Что же такое – законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Конституция – основной закон, по которому мы с вами живём.

Ученики:

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить! Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем- нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса,

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

В Конституции записаны права наших граждан России и обязанности.

Право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

Обязанности: сохранять и беречь природу, защищать Родину.

У каждого из нас есть права и обязанности. Право жить, право иметь семью, на учёбу, на отдых.

Право – это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством.

Ученики:

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Только легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить

Открыты все пути у нас

Без края, без преград,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учёба- очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет.

Познакомиться с некоторыми правами нам поможет народная мудрость – сказки.

В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы. Лентяи и невежды.

Викторина.

* Вкакой сказке и то нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? ( «Приключение Буратино». Карабас барабас.)

* Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободу передвижения на метле? (баба Яга)

* В какой сказке герой подвергался несколько раз попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным.(«Колобок») ?

(На листах.)- работа в группах.

  1. Право на бесплатное образование.

  2. Право на свободный труд. Защита от безработицы.

  3. Право на неприкосновенность жилища.

Вопросы.

  1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили?

  2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он имел не какого права?

  3. Буратино продал свою азбуку. Не воспользовался, каким правом?

Наши права.

  1. В каждом ребёнке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

  2. Ни один ребёнок не может быть продан или куплен.

  3. Ни один малолетний ребёнок не может разлучён со своей матерью, кроме исключительных правил.

  4. Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании.

  5. Каждый ребёнок имеет право на гражданство и собственное имя.

Игра, (разрешается и запрещается.)

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать-

Это разрешается.

Мать с ребёнком разлучают-

Это запрещается.

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать- всегда

Запрещается

Другого за руки держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить-

Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

Песни о правах

« Чему учат в школе» (на образование)

«На крутом бережку» (на отдых)

Итог

Используемая литература.

  1. Бекешев О. Цапля и Журавль: По мотивам народной сказки //Весёлые уроки. 1999. № 8

  2. В.Д. Иманова. «Вежливость и невежество» Классные часы. 2 класс /сост. Г.П. Попова – Волгоград.

  3. Н.Н. Маньшина «Всемирный день прав ребёнка» Классные часы. 2 класс /сост. Г.П. Попова – Волгоград.

  4. А.И. Мартынова «Нравственное воспитание: содержание и формы» Начальная школа, журнал № 7 2007 г.

  5. И.В. Персидская. «Добрые слова» Классные часы в 1 – 4 классах /авт. Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель,2006 г.

  6. И.В. Персидская. « Волшебные слова» Классные часы в 1 – 4 классах /авт. Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель,2006 г.

  7. А.С. Терешко. « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Начальная школа, журнал № 4. 1991г.

  8. В.В.Чухарева «Твори добро» Начальная школа, журнал № 7.2008 г.