О самодисциплине и самовоспитании


Автор: Грицюк Ольга Николаевна
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: Воспитатель


Дополнительные файлы

Аннотация

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания и самодисциплине во все века придавалось большое значение. В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям. Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи — век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах. (слайд 3)

 Цель:

Формирование социального и личностного значения самовоспитания, самодисциплины, роль самовоспитания, самодисциплины в жизни человека. (клик, слайд 3)

Задачи:

  • Развить умения анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины.
  • Способствовать развитию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в улучшении различных сторон жизни общества.
  • Способствовать формированию мотивации самовоспитания, самодисциплины, развитию силы воли.

Место проведения: общежитие.

Оформление и оборудование: ноутбук, экран, презентация.

Участники мероприятия: студенты, проживающие в общежитии лицея.

Ход занятия:

Воспитатель:

Нашему обществу нужны высококвалифицированные и высокообразованные труженики, и оно стремится создать все необходимые условия для их подготовки. Человек, в свою очередь, обогащает общество своим трудом. Эта взаимосвязь необходима и неоспорима. И в своей жизни, и в труде человек хочет быть счастливым. Другое дело, что каждый понимает счастье по-разному. Поэт Эдуард Асадов сказал по этому поводу: (слайд 4)

А счастье бывает просто
Очень разного роста —
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

Как же научиться быть по-настоящему счастливым? Для этого надо и учиться и воспитывать себя. Сегодня мы с вами поговорим о том, почему и как нужно заниматься самовоспитанием. Вы узнаете, какие скрытые силы, какие огромные резервы таит наш организм. Хочется, чтобы вы помнили о них и умели их использовать, чтобы встретив трудности, учились преодолевать их, веря в себя, умея подавлять свои эмоции и, особенно, предательское чувство собственной слабости. Вспомните, сколько дел, сколько планов вы намечали выполнить, а складывалось так, что не хватало времени. Не смогли пересилить себя в трудную минуту. Не смогли… Вслед за этим наступало разочарование в собственных силах, терялась вера в себя, в свои способности, в возможность достижения важных жизненных целей. Уверена, что кто-то посчитал себя слабовольным, ни на что не способным. Не надо опускать руки и отчаиваться! Ничего не потеряно! В жизни очень многое зависит от вас самих «человек – кузнец своего счастья» и не надо надеяться на других, рассчитывать на чудо. Вот об этом и будет наш разговор.

Что такое самовоспитание? (ответы обучающихся) (слайд 5)

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

Почему самовоспитание называют самодисциплиной? (ответы обучающихся) (клик, слайд 5 )

Самодисциплина – это «дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движения вперед».

Какая ещё бывает дисциплина? (общеобязательная, специальная, внешняя, внутренняя)

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? (государство, общество, организация).

Ученическая дисциплина:

  • Приведите примеры из жизни несоблюдения обучающимися дисциплины в лицее;
  • К каким последствиям приводит несоблюдение учебной дисциплины?
  • Какими качествами обладает дисциплинированный человек? (ответы обучающихся: Честность, порядочность, трудолюбие, исполнительность, самостоятельность, точность в выполнении поставленных задач, всё делать вовремя, ответственность).
  • Приведите примеры личностей, которые многого в жизни добились самовоспитанием?

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились. (слайд 6 )

Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику. (слайд 7) Просмотр видеоролика. (слайд 8)

Петр Великий – «царь с мозолями на руках» — любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным. (слайд 9)

А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле. (слайд 10)

Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни. (слайд 11)

Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания. (слайд 12)

Л.Н. Толстойписатель, признанный еще при жизни главой русской литературы в своем дневнике он писал:“Я дурен собой, неловок, нечистоплотен, совсем необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен… Я умен, но ум мой ещё никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового…”.  Задачей самовоспитания он считал “избавление от трёх главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени”.

А.Невский, Л.Бетховен, В Винсент, Нико Вуйчич (слайды 13,14) – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя. Таких подобных примеров много, когда человек, благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой самосовершенствовался и развивал у себя лучшие личностные качества.

В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек», «железный Феликс», «железный канцлер», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? (Выслушать ответы ребят).

«Железный человек» — проявление человеческого характера или человек, с твердым характером и сильной волей. (слайд 15 ) «Железный канцлер» — Отто фон Бисмарк, выдающийся государственный деятель германии IX века, который смог объединить Германию «железом и кровью». Характер его в те годы был настолько взрывным и не поддающимся какому-либо контролю, что соседи считали его бешеным. (клик, слайд 15)

«Железный Феликс» — Феликс Эдмундович Дзержинский, это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции. (клик, слайд 15)

«Железная леди» — это бывший премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стране порядок.

Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти. Как вы думаете, какие именно качества характера помогли им подняться наверх? (Настойчивость, целеустремленность, жесткость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужество, сильная воля и т.д.).

(слайды 16,17 ) Предлагаю вам: Тест «Самооценка силы воли»

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили: «да», то за это присваивается – 2 балла; «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл; «нет» – 0 баллов.

  1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
  4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  6. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  7. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  8. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач? 10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
  9.  Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
  10. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  11. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  12. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
  13. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

(слайд 18) Обработка и интерпретация результатов: подсчитывается общая сумма набранных баллов, если она находится в пределах: от 0 до 12 баллов – у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

от 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя, в различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

от 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.
— Как воспитать в себе волю? Какими качествами должен обладать волевой человек.

(слайд 19) Качества волевого человека: Самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, победа над своими недостатками и вредными привычками; доводить дело до конца, не отчаиваться при неудачах, ставить цели (достижимые) и добиваться их выполнения.

Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Предлагаю вам ознакомится с методами, помогающими планировать свою деятельность на пути самовоспитания: (слайд 20)

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. (слайд 21) Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

(слайд 22) Просмотр видеоролика «Как развить самодисциплину»

Н. Заболоцкий написал замечательное стихотворение (слайд 23) «Не позволяй душе лениться» (видеоролик)

Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание — это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило — общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы. (слайд 24)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

18 − шесть =