ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Декоративно-прикладного творчества «Вдохновение»


Автор: Татьяна Демьяновна Жуковина
Место работы: МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

Нормативные документы, используемые при разработке программы :

— Закон «Об образовании в РФ»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт;

— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

— Санитарно-эпидемиологические требования, правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования детей (Сан Пин 2. 4. 1251- 03);

— Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (ред. Постановление правительства РФ от 26. 06.2012 №504.).

Программа «Вдохновение» по своему функциональному назначению является прикладной, т. е. создает условия для овладения обучающимися определенной совокупностью умений и способов действий, а по содержательной направленности – художественно-эстетической.

Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с народом, его бытом, культурой, природными условиями. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои самобытные способы изготовления и оформления бытовых предметов, одежды и украшений. Занятия любым видом декоративно-прикладного творчества представляют большие возможности для знакомства учащихся с работами народных умельцев, с профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами, богатством этих видов искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов России, а следовательно, имеют важное значение для профессиональной ориентации воспитанников.

Многие специалисты, мастера своего дела, начинали свой путь в кружках декоративно-прикладного направления, где они получили не только первые навыки мастерства, но и первые представления об истинной красоте народного искусства. Исходя из вышесказанного, было принято решение объединить в одном кружке три вида рукоделия, которые никогда не стареют и вносят красоту и разнообразие в наш быт: макраме, вязание спицами и крючком. Эти направления ценны тем, что являются подлинными массовыми видами искусства, собравшими по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов, которые постоянно развиваются, совершенствуются и позволяют создавать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям самой острой моды. Все виды рукоделия таят в себе неограниченные возможности для творческого труда и эстетического развития.

Программа кружка предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Срок обучения ‒ три года с учётом возрастных особенностей детей, их знаний и навыков, с последующим переходом в группу мастер-класса.

Задания предлагаются различные по степени сложности выполнения с учётом опыта и навыка работы учащихся с инструментами и материалами. В ходе занятий дети познакомятся с прикладным творчеством в целом и получат первоначальные навыки в каждом направлении (макраме, вязание спицами и крючком).

Рекомендуемый возраст детей ‒ от 7 лет. Группы формируются по годам обучения и степени усвоения материала.

Продолжительность занятий ‒ 45 мин., с 5-минутным перерывом, согласно по требованию СанПин. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПин 2.4.4./251-03/ введенные 20 июня 2003 г. постановлением Главного государственного Санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. №27Д.)

Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения ‒ 144 часа (4 часа в неделю); 2 год обучения ‒ 144 часа (4 часа в неделю); 3 год обучения ‒ 216 часов (6 часов в неделю).

Программой предусмотрены занятия с детьми в группе, по подгруппам и индивидуально.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания и плетения, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом. Работа в кружке «Вдохновение» способствует развитию творческой активности воспитанников, изучению народного творчества. Кружковцы получают большую возможность в выборе темы, учатся систематизировать и использовать материал по народному искусству для творческой работы, выбирать способы выполнения изделия из того или иного материала, выполнять поставленную задачу. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды; знакомство с историей развития выбранных видов рукоделия, с происхождением и стилевыми особенностями орнаментальных узоров, цветовой гаммой, с волокнами и их свойствами. Подбор ниток, пряжи, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное, очень нужное и полезное.

Для работы на занятиях учащимся необходимы: спицы и крючки различного диаметра, штопальные иглы, ножницы, моталки для пряжи, пряжа, нитки и шнуры различной толщины, качества и цвета, специальные подушки для плетения, булавки с головками, сантиметровая лента.

Для проведения занятий педагог подготавливает наглядные пособия, образцы изделий, альбомы с образцами узоров и деталей к изделиям. В программе каждому виду рукоделия отведено достаточное количество часов, предусмотрено участие кружковцев в праздниках и развлекательных мероприятиях, работа с родителями, экскурсии в музей и на выставки декоративно-прикладного творчества.

В учебном помещении рекомендуется разместить витрины с постоянно действующей выставкой работ, стенд для образцов изделий, уголок кружка с информацией.

На занятиях кружка дети научатся самостоятельно вязать и плести различные изделия; познакомятся с историей развития художественного вязания и плетения; с происхождением и стилевыми особенностями орнаментальных узоров, цветовой гаммой, с волокнами, свойствами трикотажного полотна; получат необходимые навыки в процессе подготовки пряжи, ниток и шнуров к работе; узнают правила обработки и носки трикотажных изделий.

Детское творчество реализуется в умении учащихся применять необходимые знания и навыки, полученные в результате обучения в кружке.

Итогом работы кружка является выставка изделий, выполненных кружковцами.

Цель программыс оздать условия для формирования у воспитанников навыков и умений ручного вязания и плетения и их творческой самореализации.

Задачи программы:

Образовательные:

— формировать у детей навыки ручного труда;

— обучить основам техники вязания спицами и крючком, плетения макраме;

— расширить знания о народных традициях, творчестве, быте народов, об истории игрушки.

Развивающие:

— развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

— обучить приёмам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

— создать базу для творческого мышления.

Воспитательные:

— воспитывать трудолюбие, аккуратность;

— развивать активность и самостоятельность;

— воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.

Профориентационные:

— ознакомить с профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами;

— получить знания о работах народных умельцев и художественных традициях народов России;

— получить первые навыки мастерства.

Организация образовательной среды:

— система занятий;

— участие в районных выставках, конкурсах;

— организация мини-выставок;

— посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Основные методы и формы работы:

— словесный рассказ, беседа;

— наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;

— практическая работа;

— выставки готовых изделий.

Рекомендуемое количество детей в группе ‒ 6-8 человек.

Переход от одного года обучения к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объёма знаний. Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребёнка.

Предусмотрено три уровня обучения:

1 уровень – изучение азбуки и грамматики макраме. Показателем практических умений и навыков является правильное и аккуратное выполнение работ.

2 уровень – практический, изготовление изделий узелкового плетения. Дети, успешно освоившие программу, могут перейти на 3-й уровень обучения.

3 уровень – творческий. Этот уровень предполагает самостоятельное выполнение работ по собственным эскизам, идеям или выполнение социального заказа.

Ориентирована на приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Формы контроля:

— итоговые занятия;

— тестирование;

— устный опрос;

— мини-выставки;

— участие в районных выставках, конкурсах;

— контрольные задания;

— самостоятельная работа;

— повседневные наблюдения.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

— технику безопасности при работе с крючками и спицами, ножницами, иглами, булавками;

— правила поведения в кабинете кружка;

— исторические сведения о развитии макраме, вязания спицами и крючком;

— основы подготовки пряжи, ниток, шнуров к использованию в работе;

— основные приёмы плетения макраме и вязания крючком и спицами;

— сведения о стилевых особенностях народного орнамента и цветовой гамме;

— основные этапы изготовления и оформления изделий.

Должны уметь:

— делать начальный набор петель крючком и на спицы;

— выполнять лицевые и изнаночные петли;

— вывязывать плотные узоры из различных видов петель;

— учитывать плотность вязания при подборе спиц и крючков для разной пряжи;

— записать раппорт узора;

— закреплять петли в ходе и в конце работы;

— навешивать нити и шнуры разными способами;

— владеть основными приёмами макраме: двойной плоский узор (ДПУ), винт, сетка из ДПУ, косынка и ромб из ДПУ, «ягодка» на основе ДПУ и т. д. (указано в программном содержании);

— надставлять нити и расширять полотно;

— работать со схемой выполнения изделия.

Для определения уровня умений, знаний и навыков учащихся проводится стартовая, промежуточная и итоговая аттестация в форме выставок различных уровней, контрольные задания и тестирования.

Программное содержание

Вводное занятие : Ручное вязание и макраме – виды декоративно-прикладного искусства. История развития макраме. История развития художественного вязания и трикотажного производства. Нити и другие материалы, пригодные для вязания и плетения. Приспособления, инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Правила безопасности труда.

Материаловедение : Материалы, используемые для выработки пряжи. Понятие о волокне, виды волокон (натуральные, химические), их происхождение. Искусственные и синтетические волокна. Свойства, характеризующие текстильные волокна: толщина, длина, прочность, гибкость и т. д. Качество нитей, зависимость от него износоустойчивости изделий. Нити для ручного вязания и плетения. Использование нитей старых изделий, стирка и сматывание их в клубок. Свойства трикотажного полотна различного переплетения. Плотность изделия и её определение.

Техника макраме и плетение узоров : Безопасность труда при плетении. Зарисовка и краткая запись основных приёмов макраме: двойной плоский узел (ДПУ); винт, сетка из ДПУ, косынка и ромб из ДПУ, цепочка «ёлочка», ягодка на основе ДПУ, пике в тесьме из ДПУ, тесьма (поясок) из чередующихся цветных ДПУ, бисерный (репсовый) узел, брида горизонтальная и диагональная, ромб из брид, варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошко, бриды), цветочек из брид, сетка из брид, фриволите, двойная цепочка фриволите. Различные способы навешивания нитей. Способы надставления нитей и расширения полотна.

Практика . Освоение приёмов плетения, создание изделий, оформление карточек с образцами.

Декоративные изделия и украшения : Дополнение к современному костюму, средство выражения индивидуальности ‒ фенечки, браслеты, кулоны, броши, серьги, пояса, брелоки, ободки на голову. Подбор нитей или шнуров. Выбор узора и схемы изделий. Краткая запись и зарисовка схемы изделия. Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и чёткости плетения на готовое изделие.

Практика . Проработка схемы украшений. Расчёт нитей или шнура для выплетения необходимого размера украшений. Плетение и окончательное оформление изделия.

Карандашница, ваза . Плетение по кругу с помощью перекрещивающихся ДПУ и брид по спирали. Подбор и расчёт нитей. Краткая запись и зарисовка схемы.

Практика . Подготовка шнура или нитей. Выплетение карандашницы, вазы по схеме, образцу. Заделка концов, окончательное оформление изделия.

Кашпо . Подбор нитей или шнура. Выбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схемы кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.

Практика . Проработка схемы кашпо. Расчёт нитей или шнура для выплетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.

Салфетки, кружева . Отделка макраме изделий из ткани. Зарисовка и краткая запись схем салфеток. Рассматривание образцов. Возможность макраме для отделки салфеток, полотенца, скатерти, шали, изготовления жилета. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани.

Практика . Подготовка нитей и шнуров для плетения салфетки. Плетение салфетки по схеме и образцу, её оформление.

Декоративные изделия и сувениры . Понятие о сувенире. История сувенира, его назначение. Сувенир в повседневной жизни, плетёные декоративные изделия в быту. Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и чёткости плетения на готовое изделие. Способы оформления сувенирных изделий.

Практика . Зарисовка схем сувениров. Плетение, оформление и отделка сувениров.

Панно . Применение декоративного панно для украшения жилища и общественного интерьера. Выявление красоты материала, свойств фактуры, изящества формы. Разбор вариантов плоского и объёмного решения панно. Включение контрастных приёмов: чередование гладкого и объёмного, плотного и ажурного узоров. Зарисовка схем панно.

Практика . Подготовка шнура или верёвок, их расчёт и плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно.

Цветы . Рассматривание образцов плетёных цветов и цветных репродукций цветов. Зарисовка схем цветов и листьев. Плетёные цветы – дополнение к одежде и украшение интерьера.

Практика . Подбор и подготовка шнура и нитей для изготовления цветов. Плетение цветов и листьев.

Сумочки, косметички, чехлы . Рассматривание образцов. Зарисовка схем изделий. Особенности изготовления сумки-кисета, сумок с донышками в форме прямоугольника.

Практика . Зарисовка схем, расчёт длины и количества нитей. Выплетение изделия в технике макраме, оформление, выполнение застёжки.

Изделия в техникекавандоли. Орнамент . Просмотр изделий макраме с орнаментом: кулоны, закладки, сумочки. Общие сведения о цвете: цветовой тон, яркость, насыщенность. Цветовой круг. Вертикальный бисерный узел.

Практика . Зарисовка схем орнамента, изображения для выполнения изделия. Освоение приёмов выполнения вертикального бисерного узла. Подготовка и расчёт нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.

Техника вязания. Вывязывание плотных узоров. Основные приёмы набора петель начального ряда, петли лицевые, изнаночные. Закрепление петель. Вывязывание плотных узоров из различных видов петель (сочетание лицевых и изнаночных петель, перемещение петель, вытянутая петля, вытянутая петля с накидом). Основные приёмы вязания крючком: воздушные петли (в.п.), столбик с накидом (ст. с н.), столбик без накида (ст. без н.), полустолбик. Плотность вязания, подбор спиц и крючков для разной пряжи. Раппорт узоров и их запись. Правильное положение рук во время работы.

Практика . Освоение приёмов вязания. Упражнения из столбиков и воздушных петель, лицевых и изнаночных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Выполнение упражнений.

Вывязывание орнаментов . Значение орнамента и применение его в изделии. Сочетание цветов в орнаменте. Техника вязания орнаментов. Зарисовка узоров. Орнаменты разных народов.

Практика . Вывязывание орнаментов, применение их в изделиях.

Вязание узорного полотна . Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, прямоугольника, многогранника.

Практика . Вязание образцов из столбиков без накида, столбиков с накидом, полустолбиков, лицевых и изнаночных петель; образцов круга, квадрата, пятигранника.

Шарф (крючком и спицами). Определение размера шарфика. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Вязание образца, расчёт петель для определения размера изделия. Плотность и чёткость вязки.

Практика . Вывязывание и отделка изделия. Проработка узора из лицевых и изнаночных петель – резинка и узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские).

Шапочка, берет, шляпка. История и виды головных уборов. Выбор фасона, рельефного рисунка или орнамента. Построение чертежа шапочки, выбор узора, вывязывание образца. Расчёт петель в зависимости от выбранного рисунка или орнамента. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Два способа вязания берета: сверху и снизу, вязанием из ниток одного или нескольких цветов. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практика . Вязание образца. Расчёт петель. Вязание изделия. Выполнение кистей и помпона. Вязание шапочки и образцов из пышных столбиков.

Носки, тапочки, гольфы, следки (крючком и спицами). Снятие мерок, расчёт петель с учётом узора (если изделие с орнаментом, то с учётом расположения орнамента). Два способа вязания носков крючком. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практика . Вязание образцов, расчёт петель. Вывязывание и отделка изделия. Вязание узоров для носков.

Варежки, перчатки, митенки . Снятие мерок руки. Подбор узора и расчёт петель с учётом узора и орнамента (при вывязывании перчатки учитывается расчёт петель на пальцы). Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практика . Вывязывание образца и расчёт петель. Вязание и отделка изделий (кисточки, бахрома, вышивка).

Сумочка, косметичка. Особенности вязания сумочки-кисета, сумок с донышками в форме прямоугольника, овала, круга. Сумочки из отдельных мотивов. Рюкзак. Зарисовка схем узоров.

Практика . Вязание образца и расчёт петель. Вязание сумки, косметички, оформление их, выполнение застёжки.

Чехол для телефона, очков, кошелёк. Зарисовка схем изделий. Подбор узора для изделия. Расчёт петель и столбиков для вязания изделия крючком и спицами.

Практика . Подготовка нитей, подбор цвета и размера. Вязание изделия, оформление, выполнение застёжки.

Игрушки . История игрушки. Искусство изготовления игрушек. Зарисовка эскиза и схемы, краткая запись последовательности выполнения деталей игрушки. Правила вязания круга, шара, овала. Набивка деталей наполнителем.

Практика . Подбор пряжи для выполнения деталей игрушки. Вязание деталей, набивка наполнителем. Сборка и сшивание игрушки. Выполнение дополнительных деталей. Окончательное оформление игрушки.

Карандашница. Вязание карандашницы крючком. Краткая запись и зарисовка схемы.

Практика . Подготовка нитей. Зарисовка эскиза карандашницы. Вывязывание изделия крючком, выполнение дополнительных деталей. Окончательное оформление изделия.

Салфетки, кружева . Зарисовка и краткая запись схем кружев для отделки салфетки, полотенца, скатерти, шали. Подбор ниток и спиц для выполнения салфетки. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практика . Подготовка ткани для обвязывания, вязание кружев. Вывязывание салфетки и её оформление.

Ажурная кофточка, топ . Выбор фасона. Работа с журналами мод. Выбор узора. Зарисовка схем узоров для вязания ажурных кофточек и топа.

Практика . Вязание образцов и расчёт петель. Вязание спинки, переда, рукавов. Отпаривание их по выкройке. Сшивание деталей кофточки, обвязывание выреза горловины, низа рукавов и кофточки (топа).

Косынка, шаль . Процесс выполнения изделия (краткая запись). Размер, подбор узора, расчёт петель. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.

Практика . Выполнение образца и расчёт петель. Снятие узоров для косынки и шали, вывязывание и отделка изделия.

Цветы. Рассматривание готовых образцов и цветных иллюстраций. Зарисовка схем цветов и листьев. Вязаные цветы – дополнение к костюму и украшение интерьера. Подбор нитей и крючков.

Практика . Вывязывание цветов и листьев по схеме, окончательное оформление изделия.

Декоративные изделия и сувениры. История сувенира, его назначение. Сувенир в повседневной жизни, вязаные декоративные изделия в быту. Зарисовка схем декоративных изделий. Способы оформления.

Практика . Вязание, оформление и отделка декоративных изделий и сувениров.

Плед, коврик . Краткая запись процесса выполнения изделия, зарисовка эскиза и схемы пледа. Выполнение изделия в стиле пэчворк (из отдельных мотивов), в технике тунисского вязания, с фантазийными узорами и геометрическими рисунками. Размер, подбор узора, расчёт петель.

Практика . Выполнение образца и расчёт петель. Вывязывание деталей и сборка изделия. Окончательное оформление пледа.

Пончо и накидки. Выбор фасона и техники выполнения пончо. Зарисовка схем и рисунков. Разные способы выполнения изделия и оформление его. Проработка деталей.

Практика . Выполнение образца и расчёт петель. Выбор рисунка и узора. Вязание изделия, оформление.

Праздники и развлечения. Посвящение в кружковцы. Золотая осень. День матери. Новогодняя ёлка. Рождество. День всех влюблённых. День Защитников Отечества. 8 марта – женский день. День юмора и смеха. Пасха. День Победы. Весёлые старты. Устами младенца. Поле чудес. Викторины и конкурсы. Участие в массовых развлекательных мероприятиях ЦДТ. Именины.

Выставки, экскурсии . Выставки поделок к праздникам. Итоговые выставки работ. Районная выставка декоративно-прикладного творчества. Посещение музея, библиотеки, выставок мастеров ДПТ. Выходы на природу.

Воспитательная работа с детьми . Беседы. Анкетирование. Тестирование.

Работа с родителями. Участие родителей в праздниках, развлечениях, выставках. Беседы. Анкетирование.