Упражнение 1
Ласточка
Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у нее отнял птенца и она просила отдать его обратно.
Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно. Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мною.
— Эх ты, безглазый! – сказал он. – Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка? Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Дай покурить, тогда я тебе все объясню.
Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.
(К. Паустовский)
Где по вашему, начинается завязка?
Проследите, как в тексте развивается действие?
Где его кульминация?
Где развязка?
От какого лица ведется повествование?
Упражнение 2
Места, по которым они проезжали (н..)могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) виднелись небольшие леса, и, усеянные редкими и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининских времен. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто (до)половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными их хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось.
Где здесь передается общее представление, общее впечатление?
Какие далее выделяются признаки общей картины?
В каких словах выражается оценка описываемой картины?
Напишите текст по клише.
Текст представляет собой_________________(тип речи), так как___________.
Упражнение 3:
1) Что такое красота? 2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3) Можно ли оценить красоту? 4) Меняются ли со временем представления о красоте? 5) Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7) Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10) Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л. Мигдалу)
Каков основной тезис данного текста?
Какие аргументы используются для доказательства?
Каков вывод?
Напишите текст по клише.
Текст представляет собой __________ (тип речи), так как__________________.