Определение типа текста


Автор: Татьяна Степановна Рогачева
Место работы: МКОУ «Центр образования им. полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского»
Должность: учител русского языка и литературы


Упражнение 1

Ласточка

Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у нее отнял птенца и она просила отдать его обратно.

Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно. Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мною.

— Эх ты, безглазый! – сказал он. – Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка? Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Дай покурить, тогда я тебе все объясню.

Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.

(К. Паустовский)

  1. Где по вашему, начинается завязка?

  2. Проследите, как в тексте развивается действие?

  3. Где его кульминация?

  4. Где развязка?

  5. От какого лица ведется повествование?

Упражнение 2

Места, по которым они проезжали (н..)могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) виднелись небольшие леса, и, усеянные редкими и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининских времен. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто (до)половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными их хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось.

  1. Где здесь передается общее представление, общее впечатление?

  2. Какие далее выделяются признаки общей картины?

  3. В каких словах выражается оценка описываемой картины?

Напишите текст по клише.

Текст представляет собой_________________(тип речи), так как___________.

Упражнение 3:

1) Что такое красота? 2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3) Можно ли оценить красоту? 4) Меняются ли со временем представления о красоте? 5) Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7) Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10) Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

(По Л. Мигдалу)

  1. Каков основной тезис данного текста?

  2. Какие аргументы используются для доказательства?

  3. Каков вывод?

  4. Напишите текст по клише.

Текст представляет собой __________ (тип речи), так как__________________.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 9 =