Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов


Автор: Владимир Шарапович Куаналиев
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан
Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности


Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (40 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военнопрофессиональной ориентации.

Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), согласованным с военным комиссаром, в котором указываются места и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с соединениями и воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медицинское обеспечение, доставка граждан к месту сборов) и назначаются ответственные руководители.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке результатов учебных сборов. Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении. Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы. Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

Для обеспечения организованного проведения военных сборов оформляется необходимая документация: приказы, инструктажи учащихся, проводятся родительские собрания, обеспечивающие порядок дисциплину и безопасность.

В приказах директора образовательного учреждения определяется ответственность лиц, организующих данное мероприятие, их действия по реализации поставленных задач. Инструкции, составленные преподавателем – организатором ОБЖ должны учитывать весь объем мер безопасности на сборах. Результаты инструктажа закрепляются подписью учащихся в ведомостях, что обеспечивает сознательность и ответственность учащихся на сборах и проведении учебно-воспитательного процесса. Ознакомление родителей с условиями прохождения их детьми учебных военных сборов, организацией обучения и быта, определяют должную меру ответственности и участия в подготовке своих детей к сборам.

Немаловажное значение при подготовке к сборам имеет написание планов-конспектов проводимых занятий. В планах занятий должны программироваться все цели и задачи, методы и средства их решения. Для проведения сборов учащиеся готовят все необходимое имущество, обеспечивающее соблюдение правил гигиены и сохранения здоровья, принадлежности для проведения занятий.

Одежда должна соответствовать погодным условиям и изменяющемуся температурному режиму, а также видам деятельности. Необходимый минимум принадлежностей для обеспечения бытовых потребностей необходим для каждого ученика. Средства гигиены имеют особо важное значение, так как большая часть занятий ориентирована на практику.

В настоящее время в связи с отсутствием возможности проводить централизованно учебные сборы на территории военных частей, последние годы сборы проводятся на базе общеобразовательного учреждения.

До 2014 года привлекались к организации и проведению сборов специалисты военкомата г. Облучье, а с 2014 года вся ответственность за организацию и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов лежит на учителе ОБЖ, который готовит планы-конспекты занятий по тематике сборов.

Бираканская школа – одна из немногих школ Облученского района, которая имеет необходимые принадлежности и материальную базу для проведения практических занятий: оружие (стрелковое, мины, гранаты, муляжи); приборы (радиационной химической разведки); средства индивидуальной защиты (противогаз, ОЗК); плакаты и манекены для оказания первой помощи.

Чтобы военные сборы проходили более продуктивно и интересно, я привлекаю ребят из других школ Облученского района: МБОУ «СОШ п. Теплоозерск», МКОУ «СОШ п. Известковый» и МКОУ «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур.

Подготовку к учебным сборам провожу в течение всего учебного года, в несколько этапов и в тесном взаимодействии с различными органами и структурами:

1-й этап заключается в теоретической подготовке юношей к учебным сборам.

2-й этап нужен для получения начальных практических знаний, взаимодействие с учителями физической культуры.

3-й этап – привлечение медицинского работника и родителей учащихся к подготовке к учебным сборам.

4-й этап непосредственная подготовка к сборам (взаимодействие с управлением образования и военным комиссариатом, если есть возможность).

5-й этап пятидневные военные сборы.

Подготовка руководителя учебных сборов (учителя ОБЖ) к занятию включает следующие этапы:

1. Уяснение темы занятия и его цели.

2. Изучение содержания данного занятия.

3. Изучение наставлений, инструкций и руководств.

4. Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения.

5. Определение методических приемов проведения занятия.

6. Составление плана-конспекта и его утверждение у директора образовательной организации.

7. Подготовка материального обеспечения занятия и места проведения занятия.

8. Определение требований безопасности при проведении занятия.

Программа учебных сборов для юношей – десятиклассников рассчитана на 40 часов. В соответствии с учебным планом проведения учебных сборов с обучающимися занятия проводятся по физической подготовке, в ходе которых обучающиеся изучают комплекс утренней гимнастики, физические качества, которые необходимо развивать военнослужащим, принципы развития физических качеств. Также, на занятиях физической подготовки обучающиеся развивают такие физические качества, как: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.

Занятия проходят на свежем воздухе, используется оборудование спортивной площадки школы. В комплекс обязательных упражнений входят: бег, упражнения на брусьях, преодоление лабиринта различными способами, подтягивание, отжимание, приседания и др. Проводятся соревнования, как одиночные, так и командные.

На занятиях строевой подготовкой обучающиеся отрабатывают выполнение различных команд в строю: «на-лево», «на-право», «кругом», «в две шеренги становись», «в одну шеренгу становись», «на месте шагом марш», «вперед шагом марш», «песню запевай», а также походный шаг, парадный шаг. Обучающиеся изучают основы Строевого устава Вооруженных сил РФ: элементы строя, команды, подаваемые в строю и вне строя.

В ходе проведения занятий по тактической подготовке обучающиеся изучают команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения, приемы и способы использования рельефа местности при поражении противником с воздуха, маскировки, в том числе и светомаскировки, способы отражения атаки нападения противника, способы и приемы атаки противника.

На занятиях по огневой подготовке обучающиеся знакомятся с устройством автомата Калашникова, с работой частей и механизмов автоматов, чисткой, смазкой и хранением автомата. Отрабатывают навыки сбора – разбора автомата Калашникова; стрельбы, ведения огня из пневматической винтовки, меры безопасности при стрельбе.

На занятиях медицинской подготовки обучающиеся изучают способы остановки различных видов кровотечения, а также комплекс мероприятий при проникающих и огнестрельных ранениях живота. Отрабатывают навыки оказания само и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя. Для отработки навыков оказания реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца) используется учебные тренажеры.

На занятиях по радиационной, химической и биологической защите обучающиеся знакомятся с видами современного оружия массового поражения, находящемся на вооружении в ВС РФ, поражающими факторами от них, а также историей создания и развития химического и радиоактивного оружия. Также изучаются средства индивидуальной и коллективной защиты. Обучающиеся знакомятся со способами надевания ОЗК; приемами и способами индивидуальной защиты, отрабатывают навык преодоления участка местности, зараженного радиоактивными веществами.

Обучающиеся получают возможность ознакомиться с размещением и бытом военнослужащих, распорядком дня; с опасными факторами военной службы и организацией обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности, назначением и составом суточного наряда войсковой части, а также организацией караульной службы и обязанностями часового.

На итоговом занятии обучающиеся демонстрируют полученные навыки в строевой, физической, тактической, медицинской подготовке и по РХБЗ – сдают нормативы(общероссийские), проходят военную эстафету на время.

Каждый ученик получает оценку, которая учитывается при выставлении итоговой оценки по предмету ОБЖ. Отличившиеся учащиеся отмечаются благодарностями за ответственное отношение к занятиям, за организованность и дисциплину, за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов, за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по медицинской подготовке, за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по строевой подготовке и др.

Занятия по общевоинским уставам обеспечивают формирование навыков у обучаемых правильно выполнять требования уставов на практике. С этой целью использую игровой метод и принцип проблемности в обучении, упражнения, тренировки, технические средства обучения.

Местом проведения занятия является специализированный класс. Эффективность занятия повышается, если стационарное оборудование места (объекта) дополнить соответствующими наглядными пособиями (схемами, рисунками, плакатами и т.д.) и техническими средствами обучения. Изучение положений общевоинских уставов проводится комплексным методом. При этом образцовый показ порядка выполнения требований общевоинских уставов гармонично сочетается с практическим выполнением этих элементов всеми обучаемыми.

Метод устного изложения применяю в виде развернутой беседы, когда имеют место коллективный поиск правильного понимания и обоснования отдельных статей уставов. Используя этот вид занятий, приучаю обучаемых, действующих в роли определенного должностного лица или лица из состава суточного наряда, правильно и быстро реагировать на обстановку и принимать решения. При изучении уставов основное внимание уделяю вопросам воспитания у обучаемых чувства верности Конституции Российской Федерации и Военной присяге. В каждом занятии напоминаю обучающимся на выполнение должностных обязанностей солдата.

Перед началом занятия все обучаемые находятся в классе на своих местах или могут быть построены на месте проведения занятия (в спортзале или на спортивной площадке). Заместитель командира взвода занимает место в центре класса у доски, лицом в сторону личного состава. При входе руководителя в класс подает команду: «Взвод, смирно» (по этой команде все встают и принимают положение «смирно»), подходит к руководителю строевым шагом, за 2-3 шага от него останавливается и докладывает, например: «Товарищ преподаватель. 1-й взвод на занятие по общевоинским уставам прибыл. По списку 15, все люди налицо (или: отсутствуют 3 человека, указывает причину). Отдав рапорт, заместитель командира взвода делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и пропускает руководителя занятия вперед. Я контролирую выполнение обучаемыми команды и принимаю рапорт, находясь в положении «Смирно». Если по характеру занятия обучаемые должны находиться в строю, то к началу занятия взвод выстраивается в две шеренги. Для встречи руководителя занятия заместитель командира взвода подает команду: «Взвод, смирно, равнение на — право (на — лево, на — средину)», подходит к руководителю и докладывает, как указано выше. Если при выполнении команды обучаемыми и в действиях отдающего рапорт допущены ошибки (нечеткость, небрежность, искажение формы рапорта и т.п.), я требую их исправления, для чего подаю команду «отставить» и приказываю повторить выполнение команды или доклада.

Приняв доклад, здороваюсь с обучающими: «Здравствуйте, товарищи», на что они отвечают, например: «Здравия желаем, товарищ учитель». После этого проверяю наличие обучаемых, осматриваю их внешний вид, обращая внимание на опрятность одежды и чистоту обуви. Одновременно осматриваю класс (место проведения занятия), обращая внимание на порядок, на положение плакатов, схем, наглядных пособий, чистоту классной доски, наличие мела и тряпки.

При наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, требую их устранить немедленно или в установленное время. Далее перехожу к проверке усвоения обучаемыми пройденного материала, для чего задаю заранее подготовленные вопросы. Контрольный опрос охватывает: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% учащихся. В обращении с учащимися соблюдаю вежливость и выдержку и обращаюсь к ним на «вы».

Обращаясь к обучаемым называю их по должности и фамилии, или только по должности. Например: «Ученик Иванов», «Товарищ ученик». После постановки вопроса вызываю для ответа одного обучаемого, который должен встать, принять строевую стойку и ответить «Я» или назвать свою должность и фамилию. На мое требование: «Отвечайте» («Докладывайте») или «Подойдите к доске» обучаемый отвечает: «Есть» и приступает к ответу или подходит к доске, схеме и четко отвечает на поставленный вопрос.

Занятия по радиационной, химической и биологической защите провожу в классе. Главное внимание обращаю на усвоение обучаемыми боевых свойств оружия массового поражения и способов защиты от них, выработку у них уверенности в том, что умелое использование защитных свойств техники, местности и других средств защиты значительно ослабит воздействие поражающих факторов ядерного оружия, токсичных химикатов и зажигательных средств.

На занятие ученики выходят с оружием и средствами индивидуальной защиты. Во вводной части занятия организую получение обучаемыми оружия, индивидуальных средств защиты и экипировки. При проверке внешнего вида обращаю особе внимание на правильность подгонки и снаряжения, проверяю оружие, средства индивидуальной защиты на наличие и комплектность. На каждом занятии объявляю обучаемым тему и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечаю, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Обязательно довожу до обучаемых требования мер безопасности при обращении с оружием, индивидуальными средствами защиты и имитационными средствами, применяемыми на занятии, указываю порядок безопасного выполнения элементов занятия.

При проведении основной части занятия широко использую макеты, плакаты, схемы, муляжи, тренажеры, имитационные средства.

При изучении учебных вопросов на занятии довожу материал методом рассказа с подробным разъяснением изучаемого материала и образцовым показом приёмов обращения со средствами РХБЗ, а практические вопросы отрабатываю индивидуально с каждым учеником. Заканчивая занятие, объявляю тему следующего занятия, выдаю задание на самоподготовку.

На военно-медицинская подготовке объясняю обучающимся правила личной и общественной гигиены, наиболее характерные причины и признаки ранений и травм, острых отравлений и поражений, требующих оказания неотложной помощи, а также прививаю практические навыки в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлениях и поражениях.

Занятия по военно-медицинской подготовке в школе проводятся мной и медсестрой. Для достижения максимального результата при обучении учащихся обеспечиваю наглядность.

Теоретические положения отрабатываю с широким использованием учебных пособий (плакатов, фотоподборок, схем, таблиц, макетов, кино-, фильмов и т.д.).

Практические приемы и нормативы отрабатываю на местности (спортивная площадка или спортивный зал) с использованием имитаторов табельных средств индивидуальной медицинской защиты (пакетов перевязочных индивидуальных, аптечек индивидуальных, индивидуальных противохимических пакетов и др.) и подручных средств первой помощи (матерчатых лент и т.д.).

Занятия по физической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование строевой выправки.

Ходьба и бег выполняются в колонну по одному или по два по границам площадки или зала по команде, например: «Взвод, в обход площадки шагом – марш». К упражнениям в движении относятся: ходьба и бег; упражнения для мышц рук, наклоны и повороты туловища, выпады в ходьбе; ходьба в полуприседе и полном приседе, ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы; специальные беговые и прыжковые упражнения. Для их показа и объяснения я двигаюсь навстречу строю по малому кругу и выполняю упражнения в зеркальном отображении. После показа упражнения и объяснения исходного положения подаю команду, например: «Исходное положение – принять», «Упражнение начи-най». Команда подается под левую ногу. Я выполняю упражнение 1-2 раза вместе с обучаемыми, затем продолжаю равномерный подсчет, по ходу упражнения исправляю и предупреждаю ошибки. Для окончания упражнения в движении вместо последних двух счетов подаю команду «Упражнение – закончить». Обучаемые продолжают движение шагом или бегом. Перестроение взвода для проведения общеразвивающих упражнений на месте производится по команде, например: «Налево по четыре – марш». По этой команде первые четверо обучаемых поворачиваются налево и двигаются через середину площадки (зала). Последующие четверки поворачиваются налево без дополнительной команды. Размыкание по фронту и в глубину провожу по команде, например: «Интервал и дистанция – три шага»; «на месте»; «стой».

Общеразвивающие упражнения на месте включают: потягивающие упражнения, упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах, комплексы вольных упражнений, упражнения в прыжках, а также ранее изученные приемы и действия.

Для проведения упражнений выбираю место перед строем так, чтобы показ был хорошо виден всем учащимся.

Общеразвивающие упражнения выполняются под музыку или без нее. Также включаю физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные и безопорные прыжки, акробатические и комплексные упражнения. Провожу индивидуальный, групповой и фронтальный способы организации работы. При использовании индивидуального способа – даю задания каждому ученику на изучение или тренировку отдельного элемента. При групповом способе работы предполагаю деление на группы При использовании фронтального способа обучающиеся выполняют упражнения в составе микрогрупп. Это обеспечивает высокую плотность и нагрузку на занятиях.

На уроках большое внимание уделяю мерам предупреждения травматизма, это высокая дисциплинированность обучаемых; соблюдением техники выполнения физических упражнений и хорошим знанием приемов самостраховки; соблюдением методики обучения упражнениям и требований безопасности; надежной помощью и страховкой при выполнении упражнений на снарядах; проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т.п.); проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении упражнений на снарядах и тренажерах.

В огневой подготовке обычно применяю следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, самостоятельная работа и практические занятия. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии применяю несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы применяю показ, объяснение и тренировка (сборка-разборка автомата).

Отрабатывая каждый элемент в медленном темпе, добиваюсь четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. После отработки всех учебных вопросов провожу заключительную часть занятия. В первую очередь проверяю оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты и их сдачу учителю.

Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки. Индивидуальная оценка обучаемому за выполнение нескольких нормативов по огневой подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается: «отлично», если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»; «хорошо», если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»; «удовлетворительно» если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»; «неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».

Вывод. Специфика военной подготовки как особого звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен. Важно оптималь­но использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности. Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества первостепенная задача учителя.

Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины — ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечест­ва, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы. Прошлое Родины это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 12 =