Организация профориентационной работы в учреждении. Создание условий


Автор: Екатерина Владимировна Лукьянова
Место работы: МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Должность: заместитель директора по УВР


Автор: Екатерина Владимировна Лукьянова,  зам. директора по УВР МБОУ «СОШ с. Амурзет»

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,

так это выбор профессии.
Н. Чернышевский

Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Профориентационная работа, проводимая в нашем учреждении помогает ученикам ознакомиться с разнообразием современных профессий, вызывает у школьников интерес к познанию себя и желание развиваться профессионально. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Профориентация в школе проводится с учетом кадровых потребностей общества.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между существующими потребностями рынка труда в структуре кадров и традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи (т.е. мода на определённые профессии например юрист).

Качество профориентационной работы с обучающимися на прямую зависит от грамотно организованной работы педагогов школы. В связи с этим огромное внимание в нашем учреждении уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая опирается на изучение потребностей, а так же профессиональных намерений и готовности личности к труду. В нашем учреждении есть весь необходимый кадровый состав для осуществления профориентационной работы.

Координатор данного направления зам.директора, педагог -психолог, учитель по профориентационной работе.

Одной из немаловажных задач является создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся в её профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии и успешной социализации в обществе. Помочь обучающимся принять окончательное решение в выборе образовательного маршрута, используя классическую формулу: «хочу-могу — надо».

Профориентационная работа состоит из ряда направлений:

  • реализация идей разноуровневого обучения факультативных и элективных занятий в объединениях по интересам («Основы педиатрии», «Нестандартные задачи в химии», «Занимательная географии», «Основы молекулярной генетики», «Основы конституционного права», организован клуб «Медвежий угол»)

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к рабочим профессиям и желание ее получить (в рамках курса «Информационная работа» стало традицией приглашать работников различных служб, проведение мастер классов, где обучающиеся могли по пробовать себя в профессиях продавца или повара – кондитера, организовать экскурсии на хлебопекарню, ферму);

  • использование общественно-полезного труда (участие в акции, облагораживание пришкольной территории, включение подростков в активную «пробу сил» во время летних каникул трудоустройство через ЦЗН);

  • организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой (с 2011 года организация профильных классов химико – биологический класс и социально – гуманитарный класс);

Особенности профориентационной работы на I ступени начального образования представляет собой первый этап работы по данному направлению, задачами которого являются:

·  разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

·  знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры района, области;

·  привитие элементарных трудовых навыков;

·  формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

Данная работа организуется через профориентационную деятельность такую как: ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, уроки трудового обучения; кружки технического и художественного творчества, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.

Формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

Особенности профориентационной работы на II ступени общего среднего образования представляет собой этап (поисковой направленности) работы по данному направлению (продолжение первого)и преследует цель:

-Дать учащимся первоначальное представление о мире профессий, познакомить с многообразием профессий, сформировать интерес к проблеме выбора профессий.

Данная работа содержит следующие формы и методы: беседы, анкетирование учащихся и родителей, первичная диагностика познавательных интересов учащихся. На данном этапе раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.

III этап — определительный.

Работа с учащимися 8-9 классов. Цель его — научить учащихся соотносить свои интересы и склонности с требованиями, которые выдвигает профессия; расширить знания учащихся о мире профессий.

Содержание работы: цикл профориентационных занятий, экскурсии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования; профориентационные игры; беседы с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

На III ступени общего среднего образования профессиональные интересы обучающихся более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

IV этап – уточнения социально — профессионального статуса (развивающий)

Работа с учащимися 10-11 классов.

Цель — помочь учащимся в самопознании и выборе профессии в соответствии со способностями и личностными качествами.

Используются такие формы как: творческие работы, психологические игры, упражнения на выявление и развитие личностных качеств; индивидуальные консультации.

(Дважды в год проводятся месячники профориентационной работы (октябрь, март) В рамках которого совместно с ЦЗН проводится конкурс эссе «Я и моя профессиональная карьера», организуются для учащихся с представителями ПГУ им. Шолом-Алейхема (деканом факультета географии В.Г. Шведовым), а также с многопрофильным лицеем, колледжей и техникумов.

К современным формам и методам профориентационной работы, можно отнести следующие: внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Время выбирать профессию». В марте 2017 г. учитель нашей школы Н.Л. Шамрай стала призером регионального этапа Всероссийского конкурса проектов и программ профессионального самоопределения «Время выбирать профессию, место — ЕАО также ученица Турбина Валерия стала призером областной заочной научно-практической конференции школьников «Будущее области в надежных руках» руководитель Мырцева Е.Ю.

Таким образом, основные подходы в организации профориентации:

— рефлексивный подход;

— психологический подход;

— компетентностный подход;

В школе накоплен определенный опыт практической работы по обеспечению профориентационной направленности учебно-воспитательного процесса и развития профессиональных интересов учащихся.

Наше учреждение успешно решает задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и  углубленным обучением.

Углубленное, профильное обучение естественно представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования.

Следует отметить наиболее выбираемый профиль среди учащихся – это профиль гуманитарной направленности. Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям поступления в учебные заведения.

Подводя итоги профориентационной работы в учреждении можно сделать вывод, что, не смотря на системность работы и разработанным комплексом мер по данному направлению существуют ряд задач, над которыми нам предстоит работать:

1.На уровне общеобразовательного учреждения: необходимо расширить направления профориентации проводить работу с родителями акцентировать внимание именно на роль родителей в раннем профессиональном самоопределении детей.

2.Расширить «Сетевое взаимодействие с профессиональными образовательными организациями по вопросам профессиональной ориентации школьников» (МО ДОСААФ России Октябрьского района ЕАО и ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»)

3.Принимать активное участие в проекте, разработанным комитетом образования «Траектория успеха».