Организация работы шахматного кружка «Азбука шахмат»


Автор: Ирина Васильевна Белькова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Накопив опыт обучения дошкольников игре в шахматы, в 2019 году в ДОУ был организован кружок по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Азбука шахмат».

Были определены задачи:

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости (шахматной доски), познакомиться с понятиями диагональ, вертикаль, горизонталь, центр поля.

2. Обучение счету до 10 и более.

3. Работать с шахматными диаграммами и решать несложные задачи.

4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Мной был составлен перспективный план работы по обучению детей 6-7 лет игре в шахматы.

 

Календарно-тематическое планирование шахматного кружка
«Азбука шахмат»

1 год обучения

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

2. Пробудить интерес к шахматной игре.

1. Познакомить детей с шахматной доской.

2. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.

3. Развивать интерес к занятиям шахматами

1. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая.

2. Учить штриховать косыми линиями черные поля.

3. Развивать мелкую моторику руки.

1. Сравнить косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8 полей, у косых – от 2 до 8 полей.

2. Развивать внимание.

Октябрь

1. Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением.

2. Закрепить цифры от 1 до 8.

3. Развивать память, речь.

1. Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением.

2. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С(цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш).

1. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.

2. Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов.

3. Закрепить их обозначение.

«Шахматная эстафета»

1. Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».

2. Развивать внимание, память.

Ноябрь

1.Познакомить детей с пешкой – она не является фигурой.

2. Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-й горизонтали, а черные – на 7-й.

3. Прививать интерес к шахматам.

1. Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их.

2. Игра «Кто в домике живет» .

3. Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед).

4. Воспитывать терпеливость.

1. Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.

2. Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-й горизонтали (белые) или 1-й (черные пехотинцы)).

3. Развивать мышление, внимание.

1. Объяснить детям, как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали), куда она ставится.

2. Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника».

3. Воспитывать самостоятельность.

Декабрь

1. Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-й или 8-й горизонтали…

2. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Развлечение «В стране шахматных чудес»

1. Объяснить детям правила для играющих в шахматы: «Тронул – ходи», «Ход сделан, обратно не вернешь» и т.д.

2. Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом.

3. Развивать мелкую моторику руки.

1. Развивать логическое мышление на основе конкретного.

2. Изучить пешки, выполнить посильные задания и практические упражнения, (см. В.Г. Гришина. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. – стр. 41-42).

Январь

1. Провести игры для развития наблюдательности и шахматной памяти: «Что изменилось?» и «Чего не стало?».

2. Развивать внимание, память

«Праздник пешки» (2 команды)

1. Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. За каждый ответ – фишка. Победителю (или команде) – сладкий приз.

2. Развивать находчивость, речь, сообразительность.

1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей.

2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».

3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.

1.Учить ставить ладьи на первоначальное место: Белые – Л al и Л h1?

черные – Л а8 и Л h8.

2. Объяснить и показать ход ладьи, взятие.

3. Развивать логическое мышление.

Февраль

«Тайны шахматной доски»

1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры.

2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление

(Практическое занятие)

1. Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных.

2. Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек.

3. Развитие изобретательности, логического мышления.

 

1. Провести соревнование «пешки против ладьи».

2. Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. – стр. 48).

3. Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.

1. Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а,

В.Г. Гришина. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. – стр. 41- 42).

2. Развивать память, внимание, мышление.

Март

«Загадки шахматной шкатулки».

1. Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры, чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?

2. Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника?

3. Игра «Найди сходство и различие» (см. Приложение 1).

4. Воспитание усидчивости.

1. Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит, какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи?

2. Заучивание стихотворения о ладье (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 24).

3. Развивать память, речь.

1. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.

2. Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28)

3. Развивать память, дисциплинированность у детей.

1. Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.

2. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

Апрель

1. Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны.

2. Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции.

3. Закрепить порядковый и количественный счет.

1. Провести турнир на «лучшего игрока».

2. Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр.

3. Развивать сообразительность, находчивость.

1. Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.

2. Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность, внимание.

1. Объяснить детям, как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой?

2. Игра «Шахматный мешочек».

3. Развивать логическое мышление, память.

Май

1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры.

2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю.

3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.

1. Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.

2. Игра «Что изменилось».

3. Развивать сообразительность, находчивость.

1. Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.

2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач.

Ответь на вопросы из «Шахматной коробки».

 

1. Назвать по шахматному адрес дома, где «живет» ферзь.

2. Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один ферзь?

3. Как спастись от ферзя?

4. Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами?

5. Развивать умственные способности детей.

Шахматный кружок посещают дети старших и подготовительных к школе групп. Проводится он 1 раз в неделю в течение 30 минут. Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом:

  • папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»;

  • папка с портретами чемпионов по шахматам.

Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской. Цель – не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д.

На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что повышает эффективность обучения.

Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи на шахматных диаграммах.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты; а также представления, отражающие стадиальность преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений). Кроме того, продолжают развиваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь детей.

В работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению трудностей.

Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматривание рисунков в книгах, чтение сказок В.Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и отгадывание загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступном для ребенка. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения.

Важным условием успешного обучения является визуальный контакт, т.к. игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый

Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.

Также проводилась следующая работа:

  • чтение сказок, стихов шахматного содержания;

  • разгадывание загадок;

  • просмотр познавательных шахматных мультфильмов;

  • игры на развитие логического мышления «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», «Шахматная лесенка», «Домино», «Узнай фигуру», «Собери шахматную доску»;

  • решение шахматных задач «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру»;

  • лепка из солёного теста шахматных фигур и шахматной доски;

  • рисование шахматных фигур. Создание альбома рисунков «Шахматная страна»;

  • развлечение «Путешествие в шахматную страну».