Накопив опыт обучения дошкольников игре в шахматы, в 2019 году в ДОУ был организован кружок по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Азбука шахмат».
Были определены задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости (шахматной доски), познакомиться с понятиями диагональ, вертикаль, горизонталь, центр поля.
2. Обучение счету до 10 и более.
3. Работать с шахматными диаграммами и решать несложные задачи.
4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Мной был составлен перспективный план работы по обучению детей 6-7 лет игре в шахматы.
Календарно-тематическое планирование шахматного кружка
«Азбука шахмат»
1 год обучения
Месяц | Тема |
Сентябрь | 1. Познакомить детей с историей возникновения шахмат. 2. Пробудить интерес к шахматной игре. |
1. Познакомить детей с шахматной доской. 2. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8. 3. Развивать интерес к занятиям шахматами | |
1. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая. 2. Учить штриховать косыми линиями черные поля. 3. Развивать мелкую моторику руки. | |
1. Сравнить косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8 полей, у косых – от 2 до 8 полей. 2. Развивать внимание. | |
Октябрь | 1. Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением. 2. Закрепить цифры от 1 до 8. 3. Развивать память, речь. |
1. Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением. 2. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С(цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш). | |
1. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии. 2. Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов. 3. Закрепить их обозначение. | |
«Шахматная эстафета» 1. Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле». 2. Развивать внимание, память. | |
Ноябрь | 1.Познакомить детей с пешкой – она не является фигурой. 2. Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-й горизонтали, а черные – на 7-й. 3. Прививать интерес к шахматам. |
1. Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их. 2. Игра «Кто в домике живет» . 3. Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед). 4. Воспитывать терпеливость. | |
1. Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля. 2. Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-й горизонтали (белые) или 1-й (черные пехотинцы)). 3. Развивать мышление, внимание. | |
1. Объяснить детям, как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали), куда она ставится. 2. Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника». 3. Воспитывать самостоятельность. | |
Декабрь | 1. Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-й или 8-й горизонтали… 2. Воспитывать усидчивость, терпеливость. |
Развлечение «В стране шахматных чудес» | |
1. Объяснить детям правила для играющих в шахматы: «Тронул – ходи», «Ход сделан, обратно не вернешь» и т.д. 2. Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом. 3. Развивать мелкую моторику руки. | |
1. Развивать логическое мышление на основе конкретного. 2. Изучить пешки, выполнить посильные задания и практические упражнения, (см. В.Г. Гришина. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. – стр. 41-42). | |
Январь | 1. Провести игры для развития наблюдательности и шахматной памяти: «Что изменилось?» и «Чего не стало?». 2. Развивать внимание, память |
«Праздник пешки» (2 команды) 1. Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. За каждый ответ – фишка. Победителю (или команде) – сладкий приз. 2. Развивать находчивость, речь, сообразительность. | |
1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей. 2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л». 3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы. | |
1.Учить ставить ладьи на первоначальное место: Белые – Л al и Л h1? черные – Л а8 и Л h8. 2. Объяснить и показать ход ладьи, взятие. 3. Развивать логическое мышление. | |
Февраль | «Тайны шахматной доски» 1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры. 2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление |
(Практическое занятие) 1. Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных. 2. Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек. 3. Развитие изобретательности, логического мышления. | |
1. Провести соревнование «пешки против ладьи». 2. Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. – стр. 48). 3. Приучать ребят к решению проблемных ситуаций. | |
1. Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а, В.Г. Гришина. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991. – стр. 41- 42). 2. Развивать память, внимание, мышление. | |
Март | «Загадки шахматной шкатулки». 1. Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры, чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего? 2. Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника? 3. Игра «Найди сходство и различие» (см. Приложение 1). 4. Воспитание усидчивости. |
1. Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит, какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи? 2. Заучивание стихотворения о ладье (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 24). 3. Развивать память, речь. | |
1. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением. 2. Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28) 3. Развивать память, дисциплинированность у детей. | |
1. Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух. 2. Развивать способность самостоятельно принимать решения. | |
Апрель | 1. Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны. 2. Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции. 3. Закрепить порядковый и количественный счет. |
1. Провести турнир на «лучшего игрока». 2. Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр. 3. Развивать сообразительность, находчивость. | |
1. Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. 2. Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность, внимание. | |
1. Объяснить детям, как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой? 2. Игра «Шахматный мешочек». 3. Развивать логическое мышление, память. | |
Май | 1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры. 2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю. 3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку. |
1. Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции. 2. Игра «Что изменилось». 3. Развивать сообразительность, находчивость. | |
1. Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях. 2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач. Ответь на вопросы из «Шахматной коробки». | |
1. Назвать по шахматному адрес дома, где «живет» ферзь. 2. Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один ферзь? | |
3. Как спастись от ферзя? 4. Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами? 5. Развивать умственные способности детей. |
Шахматный кружок посещают дети старших и подготовительных к школе групп. Проводится он 1 раз в неделю в течение 30 минут. Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом:
папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»;
папка с портретами чемпионов по шахматам.
Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской. Цель – не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д.
На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что повышает эффективность обучения.
Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи на шахматных диаграммах.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.
Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты; а также представления, отражающие стадиальность преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений). Кроме того, продолжают развиваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь детей.
В работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению трудностей.
Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматривание рисунков в книгах, чтение сказок В.Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и отгадывание загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступном для ребенка. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения.
Важным условием успешного обучения является визуальный контакт, т.к. игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый
Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.
Также проводилась следующая работа:
чтение сказок, стихов шахматного содержания;
разгадывание загадок;
просмотр познавательных шахматных мультфильмов;
игры на развитие логического мышления «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», «Шахматная лесенка», «Домино», «Узнай фигуру», «Собери шахматную доску»;
решение шахматных задач «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру»;
лепка из солёного теста шахматных фигур и шахматной доски;
рисование шахматных фигур. Создание альбома рисунков «Шахматная страна»;
-
развлечение «Путешествие в шахматную страну».