Цель ‒ познакомить с осенними изменениями в неживой природе и явлениями в живой природе у растений.
Планируемые результаты:
Личностные: Определение правил поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
Познавательные УУД: Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного и художественных текстов, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций.
Предметные результаты: развивать умение находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы; воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация темы урока играет музыка Чайковского)
Учитель: Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике.
Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихотворения. Послушайте их и постарайтесь определить тему урока.
Дети читают стихотворения:
Алексей Плещеев Осень | |
Унылая пора! Очей очарованье! | Осень наступила, Вянет и желтеет Туча небо кроет, Зашумели воды |
Учитель:
— Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? (об осени)
— Почему вы так решили? (ответы детей)
— Правильно, ребята, все явления, о которых вы рассказали, действительно происходят осенью.
3. Постановка цели урока
— Какова тема нашего урока? (Осень в природе)
— Откройте учебник на стр. 52, 54 и прочитайте заголовок. (Чтение заголовка)
— Какие задачи мы поставим сегодня на уроке? (дети ставят задачи)
— На какие вопросы мы должны дать ответ?
(1. Какие изменения, происходят в неживой природе осенью?
2. Какие изменения происходят в живой природе у растений?)
— Правильно.
4. Открытие новых знаний
— Итак, я предлагаю перейти к решению 1 задачи. Напомните мне её
(1. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?)
— Для этого мы сыграем в игру «Верите ли вы, что…».
Условия игры таковы: Придвиньте, пожалуйста, карточки с таблицей, на ней 6 чисел, под каждым числом ставите знак «+» или «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Если верите, то ставите «+», а если не верите, то ставите «-».
— Итак, начинаем. «Верите ли вы, что …»
1. Осенью температура воздуха понижается, а вода повышается? —
2. Осенью на земле появляется иней по утрам?+
3. После 23 сентября дни становятся короче ночи в результате того, что солнце находится высоко? —
4. В октябре часто наблюдаются туманы?+
5. Ветви берез осенью оголяются?+
5. Осенью бывают теплые, солнечные деньки? +
— Как считаете, на все ли вопросы вы ответили правильно?
— У нас возникли противоречия, что для этого нужно сделать? (прочитать)
— На стр. 52-53 прочитайте самостоятельно, но возвращайтесь к игре «Верите ли вы, что…». Если ваше мнение изменилось, то сделайте пометку. (дети читают и делают пометки в вопросе 1 и 3)
— Кто изменил своё мнение, свой ответ и почему?
— Ребята, меня интересует 6 вопрос. Как это называется с научной точки зрения? (Бабье лето)
— А почему так было так названо осеннее явление? (ответы детей)
Сообщение
В осени выделяют бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на:
1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября.
2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.
Этот период осени назвали Бабьем, значит, осень дарит перед холодами еще немного летнего тепла.
— Итак, давайте вернёмся к 1 задаче.
— В чём она заключалась?
(1. Какие изменения, происходящие в неживой природе осенью?)
— Что ещё нового вы узнали об осенних изменениях в неживой природе? (ответы детей)
— Итак, с приходом осени в неживой природе происходят такие изменения.
ФИЗМИНУТКА
— Мы продолжаем свою работу и переходим ко 2 задаче.
— В чём она заключалась?
(2. Какие изменения происходят в живой природе у растений?)
— Что вы знаете об изменениях в живой природе у растений? (ответы детей)
— Вспомните стихотворение Александра Пушкина, что он говорит о цвете? (в багрец и золото одетые леса)
— В чём причина изменения цвета? (ответы детей)
(изменение температуры воздуха и почвы)
— Почему мы не можем с научной точки зрения объяснить?
— Откройте учебник на стр. 54, найдите 1 абзац и соберите модель листьев лето-осень на основе текста.
Практическая работа в парах
— Договоритесь друг с другом, кто будет выполнять модель лета, а кто осень. У вас на партах есть листики белого цвета, и есть цветные карандаши. Раскрасьте модель листа летом и осенью (выполняют).
— Покажите модель листика летом. (показываю)
— Почему летом листья имеют зелёный цвет? (ответы детей – много тепла, света, влаги, вещества хлорофилла)
— Покажите модель осеннего листика. (показываю)
— Почему осенью листья поменяли свой окрас на жёлтый и красный цвет? (ответы детей – мало тепла, света, влаги и разрушается вещество хлорофилл)
— Итак, сделаем вывод
— Так, что происходит с хлорофиллом с приходом осени? (ответ детей – разрушается и поэтому листья меняют окраску)
— Давайте вернемся к стихотворению Алексея Плещеева.
— Как он описывает кусты? (ответы детей – голые)
— Так какое следующее изменение происходит у растений? (листопад)
— Проанализируйте это слово с точки зрения русского языка (ответ детей – сложное имеет 2 корня – листья падают)
— Прочитайте на стр. 54, 2 абзац и сделайте пометку карандашом, которая объяснит причину данного явления.
— Так в чём причина листопада?
— Прочитайте вслух (1 человек читает)
(дети читают – в месте соединения листа с веткой образуется мёртвый пробковый слой, он перекрывает доступ растительного сока, и листья постепенно отмирают и опадают)
— А теперь всё внимание на экран, чтобы наглядно вы смогли представить пробковый слой посмотрите видео. (видеоролик о листопаде)
— На основе своих наблюдений посоветуйтесь друг с другом и скажите все ли деревья в одно и то же время сбрасывают листву. Если да, то какие? Если нет, то какие? (ответы детей)
— У вас на партах есть конверт с листьями, придвиньте. Вы будете работать парами.
— Покажите берёзовый лист, липовый, кленовый, осиновый, черёмухи.
— А что у вас ещё там есть? (веточка ели)
— А что вы скажите про хвойные деревья? (ответ детей – у них нет листьев, а есть хвоинки)
— Вы должны расположить их в таком порядке, в каком они опадают (стр. 55, 1 абзац).
— Расскажите, как вы разложили листья и почему? (ответы детей – 1 ряд берёза, липа; 2 – клён, осина, черёмуха; 3 – еловая ветка)
— А почему вы так расположили? (ответ детей – потому что опадают листья постепенно)
— А почему мы наблюдаем хвойные деревья всегда зелёные? У них нет листопада? (ответы детей)
— Чтобы более точно узнать опадают или нет, прочитайте стр. 55, 2 абзац и сделайте вывод. (дети читают самостоятельно)
— Что вы можете ответить на мой вопрос? (ответы детей – Восковой налёт листьев – хвоинок предохраняет их от излишнего испарения влаги. Потому и не бояться «зимней засухи» хвойные деревья. И всё же в хвоинках тоже накапливаются ненужные вещества, и они постепенно опадают. У ели хвоинки сменяются через 5-7 лет, у сосны – через 2-3 года. Среди хвойных деревьев есть удивительное исключение – это лиственница. Осенью мягкая хвоя желтеет и опадает.)
5. Итог урока
— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
— Все ли задачи решили?
— Какие новые знания вы получили?
— На все вопросы нашли ответы?
— Мне на уроке сегодня очень понравилось, как вы работали и такие результаты… (выставлю отметки и комментирую)
6. Домашняя работа: Рабочая тетрадь, стр. 12-14.
7. Рефлексия
— Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы, высказывали свои мнения, наблюдения.
— Кому из вас удалось пополнить свои знания?
— На ваших партах лежат листья разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листок определённого цвета и приклеит его на дерево:
— красный листок – «мне было интересно»,
— желтый листок – «я узнал много нового»,
— зеленый листок – «мне было трудно все запомнить».
Любуемся получившимся «деревом познания».
— Спасибо за работу.