Педагогические приемы и методы формирования мотивации младших школьников к чтению


Автор: Вера Алексеевна Земляк
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира»
Должность: учитель начальных классов


«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности»

В МБОУ «СОШ № 24» учителем начальных классов работаю 30 года. Три года преподавала по традиционной программе, восемь лет по системе Л.В. Занкова, шесть лет работала по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, а последние годы по программе «Планета знаний».

Обращаю особое внимание на тезис, который в психологии обучения давно является основополагающим. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

— наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

— выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

— выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

— формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

— включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому методы, способствующие становлению субъективности ребёнка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя.

Меня как учителя начальных классов всегда волнует вопрос: Как научить ребенка читать? Как сделать процесс чтения интересным? Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно это проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной.

Чтение сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у обучающихся должны быть выработаны такие умения, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Мои наблюдения показывают, что если не читающий ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовывать свои возможности. Поэтому, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения по всем другим школьным предметам, залог успешного учения, как в начальной школе, так и в основной школе, важный источник получения информации и даже способ общения. Однако, современные исследования показывают снижение навыка чтения. От 40% до 60% детей оканчивают начальную школу с не проходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому передо мной учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать текст, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей:

  • фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

  • зависимость от жизненного опыта;

  • связь с практической деятельностью ребёнка;

  • ярко выраженная эмоциональность и непосредственность;

  • недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;

  • преобладание воспроизводящего уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, надо это обстоятельство иметь в виду. Управляя процессом формирования навыков чтения соблюдаю следующие условия:

— опора на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;

— параллельное развитие других видов речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо;

— отработка полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока урока чтения, но и как одну из задач других уроков;

— занятия по чтению должны формировать у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересует меня долгое время. Процесс этот чрезвычайно трудный, который нельзя сформировать быстро. И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.

Начались поиски наиболее эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. В результате при построении урока литературного чтения использую технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.

В процессе работы совершенствую навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам. Занимают они на уроке пять-семь минут. На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается лучше не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то не надо проводить длительные упражнения, длинные по времени, лучше упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Навык быстрого чтения, и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

I. Развитие восприятия.

Восприятие – это познавательный основной процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективного чтения использую следующие приемы:

  • увеличиваю ширину поля зрения;

  • уменьшаю число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формирую умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

  • сокращаю время каждой отдельной фиксации.

Использую упражнения на увеличение поля зрения:

1. Работа с буквенными и числовыми таблицам в следующей последовательности.

Подготовительный этап – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть её целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения – 25 с.);

Исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». «Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины – на уроках окружающего мира и т.д.). Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.

2. Работа с таблицами слогов и слов. Сначала проводится работа над расширением поля чтения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации: быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой. Например:

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая

Ребёнок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не даёт себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

4. Развитие антиципации (предвосхищение, предугадывание) текста.

Ребенок будет намного быстрее читать, если он с легкостью умеет распознавать буквы в их самых разных положениях и вариантах. Предлагаю вашему вниманию несколько несложных упражнений на развитие способности угадывания букв.

Упражнение 1. Прошу ребенка прочесть небольшой текст удобного формата (шрифт не должен быть очень мелким) только по верхней части букв, нижнюю часть прикройте листом бумаги или линейкой. Если в каком-то месте текста ребенок засомневался, не подсказываю ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.

Усложненный вариант данного упражнения – чтение по нижней части букв. Но к нему можно переходить только в том случае, если ребенок уже легко справляется с чтением по верхней части.

Упражнение 2. Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.

Малень__ пуши__ крол__, рыж__ хит__ лиси__, боль__ бур__ медв__, весе__ обезь__, ласк__ щен__.

II. Развитие внимания.

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Ученикам предлагаю задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

Для расширения объёма и распределения внимания использую задания на поиск, исправление, корректировку информации.

1. Подчеркнуть в ряду буквы: (использую в 1 классе на уроке русского языка в период обучения грамоте)

м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о;

у — ы / м с а у с ы п а м л е ы и у а о д т ж и р.

2. Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

К н о с л и к п р с л о н д к в о л к и т

П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

III. Чтение и память.

В книге Олега Андреевича Кузнецова (1937-2013) – основоположника метода быстрого чтения в России «Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Известно, что объём оперативной памяти у взрослого человека составляет 7±2 единицы хранения. У младшего школьника – на две единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея. Для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более ёмкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, абзацы.

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей

Игра «Кто больше запомнит?».

Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит своё и т.д. Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка – по теме «Имена существительные женского рода».

Ученики садятся в круг. Первый ученик называет любое слово, например, кошка. Следующий ученик игры повторяет названное слово и произносит любое свое, например, машина. Третий ученик игры повторяет уже два предыдущих слова (кошка, машина) и произносит свое слово – ложка. Игра продолжается. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов.»

Игра «Запоминаем рисуя».

Ведущий готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники знаком зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

Игра «Запоминаем слова».

Игра проводится в парах. Каждый из партнеров берёт лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.

IV. Приёмы осмысления текста.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного.

Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приёмами, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, предвосхищение или смысловая догадка, мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения. Чтение скороговорок, чистоговорок, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Что общего в словах и чем они различаются?

вода – водный; белый – бельё; чистого берега – у дальнего леса;

чистота – частота; девушка – дедушка.

Деление трудного слова на более лёгкие:

бодрый – ободрился – приободрился;

сельское хозяйство – хозяйственный – сельскохозяйственный.

Приемы, направленные на осмысление текста:

взаимопроверки (работают в парах: один читает – сосед слушает и следит за правильностью, отмечая ошибки, затем меняются);

чтение «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении. Карточки можно использовать на уроках русского языка (орфограммы), окружающего мира и др. НАПРИМЕР:

КАВЫПРОЩШЩППИЛЕЛЬЮ                            
РПАЩДУБЬТЫОИТМСЬОЩЖ                          
ВПОДБТИЕКЛЕНВСПЛДЖБПВ                          
ТОПОЛЬРИМВЫФУККАСЧЯФ                          
ПРРАЫФЯЫЧОСИНАРЛДББЬ                        
ЮБИСРЯБИНАОДБЮИВЫЦЛХ

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме, например, по теме «школа», «город» и т.д.;

чтение и воспроизведение (что запомнил) «пирамидок»: снег – весна – ручейки – зеленеет;

написание зрительных диктантов.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Упражнение «Угадай». (Развитие смысловой догадки – антиципации слов, предложений.) Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний слов. Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания.

Мы с папой сегод…(-ня) пош…(-ли) в ки…(-но).

Упражнение «Финиш». Называется текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы. Тем самым предупреждает скольжение по тексту.

На уроках литературного чтения во 2-4 классах чтению отвожу 30-35 минут. Ориентирую на формирование у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). При работе над текстом до чтения дети читают ключевые слова, которые есть в учебнике перед текстом или записываю их на доске. Это очень важно для понимания содержания текста. Далее читают заглавие и рассматривают иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. В работе при отработке навыка чтения использую различные по целям и формам организации упражнения. Назову некоторые из них:

— многократное чтение

За одинаковый промежуток времени (одна-две минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения;

жужжащее чтение. Эффективно использовать пятиминутки на каждом уроке литературного чтения.:

— чтение вслух по «цепочке»;

— комментированное чтение;

— чтение за диктором;

— чтение в паре с товарищем;

— чтение с отрывом взгляда от текста;

— чтение молча, и др.

На каждом уроке использую приём стимулирования. Моим ребятам больше нравится такой: в конце урока, за 34 минуты до звонка, проводим самозамер скорости чтения. Результаты дети записывают в читательский дневник. Результат, свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению.

В результате к концу первого полугодия 4 класса мои ученики улучшили навык чтения по всем параметрам (правильность, беглость, сознательность, выразительность). Это можно увидеть из ведомости динамики техники и качества чтения.

Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать отражённую в нём логику; учу размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения; формирую умения контролировать самих себя, поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать.

Считаю, что предложенные упражнения позволяют работать над формированием и развитием навыков чтения. Результаты работы видны в приводимой таблице

Сводная ведомость динамики техники чтения

2021/2022 уч. год

п/п

имя

3 класс

4 класс

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

1

Михаил

55 зн.

55 зн.

59 зн.

63 зн.

60 зн.

65 зн.

69 зн.

2

Матвей

82 зн.

82 зн.

94 зн.

97 зн.

100 зн.

102 зн.

105 зн.

3

Ульяна

60 зн.

65 зн.

69 зн.

78 зн.

79 зн.

100 зн.

108 зн.

4

Артём

25 зн.

30 зн.

30 зн.

42 зн.

35 зн.

40 зн.

55 зн.

5

Алексей

39 зн.

39 зн.

45 зн.

62 зн.

60 зн.

69 зн.

79 зн.

6

Кирилл

34 зн

40 зн

45 зн

56 зн

55 зн

60 зн

74 зн

7

Светлана

62 зн

62 зн

79 зн

82 зн

89 зн

92 зн

102 зн

8

Анна

59 зн.

59 зн.

60 зн.

63 зн.

60 зн.

69 зн.

59 зн.

9

Матвей

27 зн.

27 зн.

35 зн.

48 зн.

35 зн.

57 зн.

77 зн.

10

Ксения

49 зн.

52 зн.

57 зн.

58 зн.

59 зн.

70 зн.

80 зн.

11

Вероника

63 зн.

69 зн.

73 зн.

80 зн.

73 зн.

83 зн.

93 зн.

12

Дарья

35 зн.

40 зн.

45 зн.

52 зн.

45 зн.

45 зн.

57 зн.

13

Ирина

49 зн.

50 зн.

52 зн.

60 зн.

62 зн.

69 зн.

69 зн.

14

Илья

42 зн.

52 зн.

52 зн.

52 зн.

52 зн.

57 зн.

62 зн.

15

Дарья

35 зн.

35 зн.

40 зн.

45 зн.

40 зн.

45 зн.

65 зн.

16

Наталья

58 зн.

60 зн.

68 зн.

68 зн.

68 зн.

78 зн.

88 зн.

17

Максим

62 зн.

62 зн.

67 зн.

82 зн.

67 зн.

89 зн.

102 зн.

18

Анастасия

54 зн.

55 зн.

54 зн.

60 зн.

54 зн.

75 зн.

87 зн.

19

Алиса

90 зн.

90 зн.

103 зн.

109 зн.

103 зн.

120 зн.

120 зн.

20

Степан

59 зн.

59 зн.

60 зн.

69 зн.

60 зн.

69 зн.

85 зн.

21

Надежда

36 зн.

45 зн.

45 зн.

50 зн.

45 зн.

56 зн.

76 зн.

22

Елена

45 зн.

55 зн.

55 зн.

50 зн.

55 зн.

64 зн.

75 зн.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация – это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Я считаю, что мой педагогический опыт актуален для моих коллег школы, области. Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы:

— Кто я?

— Какой я?

— Как бы я поступил в данной ситуации?

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализовываться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. В конце года провожу анкетирование:

— Любите ли вы читать?

— Зачем вы читаете?

Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.

Таким образом, использование представленных заданий, приемов работы формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет повысить читательский интерес, а также качество обучения.

За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:

  • используется система упражнений по совершенствованию навыка чтения;

  • наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению.

  • наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.