Урок русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе. Тема: Звуки [ф], [ф’] и буква Ф, ф


Автор: Вера Алексеевна Земляк
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира»
Должность: учитель начальных классов


Цель знакомство с новыми звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Звуки речи», смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Покажите смайлики (мое настроение)

— Чтобы наш урок прошел интересно, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам — научи другого».

2. Работа над пройденным материалом.

А) Составление схемы слова: щечки, щенок, щегол.

Б) Игра «Что лишнее?»

— Какая буква, слог, слово лишнее?

а) а, у, р, о, ы;

б) ма, ра, ла, ны, са;

в) речка, река, ручей, ручка, ручеек.

Докажите, Какие значения может иметь слова «ручка»

В) Игра «Доскажи словечко».

— Наша речь состоит ….(из предложений).

— Звуки бывают … (гласные и согласные).

— Сколько в русском алфавите гласных букв? Звуков?

— Признаки согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

— Согласные звуки бывают … (глухие и звонкие, твердые и мягкие).

— Буквы е, ё, ю, я … (могут обозначать 2 звука).

— Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).

— Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).

— Имена, фамилии, клички, города … (все с заглавной буквы пишутся всегда).

Г) Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

— Какой вывод можем сделать?

Д) Чтение стихотворения Б. Заходера «Загадка-шутка» (стр. 48, 69) по ролям.

3. Мобилизующий этап.

— Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь, о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Шляпа, плащ, улыбка, фрак, волшебная палочка, чудо

— Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?

— А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

— Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

4. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

— Наш гость фокусник не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

— Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.

Шарф, флаг, телефон, фонарь, конфета

— Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

— Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

— Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

Учиться читать …..

(предположения детей)

— Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

5. Знакомство со звуками.

1. Работа по вариантам (исследование звуков).

1 в. — Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь).

2 в.– Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику.

2.- Поделитесь своими открытиями (с опорой на таблицу «Звуки речи»).

Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.

— Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.

Аналогично со звуком [ф’].

— Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

Вывод. Звуки [ф], [ф’] согласные, глухие, [ф], твердый, [ф’] мягкий.

6. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

— Для чего нужна заглавная буква Ф?

— Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

— Послушайте стихотворения про букву Ф.

(слайды)

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Федя ходит руки в боки,

Значит выучил уроки

— Давайте встанем и изобразим эту букву.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

— Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

— Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ (карточки)

Взаимопроверка.

— Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

— Сколько раз она встретилась? (5)

3. ФИЗМИНУТКА.

— Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф], так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Кто играет в прятки».

— Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

7. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

Фокусник

— Чтение слогов-слияний.

— Чтение слогов, в которых согласный слышится мягко.

— Чтение слов

— В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (ферма).

— Назовите двусложные слова.

— Назовите трехсложные слова.

— Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)

— К каким словам подходит схема: (финиш)

— Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.

(на доске схема слова)

2. Образование слов и предложений.

— Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).

Фокусы со словами.

(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик бантик)

3. Выполнение задания из учебника (с. 196)

— Давайте порадуем фокусника своим чтением.

— Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова о фокуснике и его фокусах.

— Кто хочет прочитать выразительно, соблюдая паузы, вопросительную интонацию? (Чтение 2-3 учеников)

Беседа по содержанию

— Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)

— Кто выскочит из букета?

— Так это фокус или чудо?

8. Проверка знаний

— Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. — А какой? Почему?

2. Звук [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове фуфайка только одна буква «ф».

9. Итог урока, рефлексия.

— С какой буквой познакомились?

— Какие звуки она обозначает?

— Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.

— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать − два =