Цель – знакомство с новыми звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.
Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Звуки речи», смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Покажите смайлики (мое настроение)
— Чтобы наш урок прошел интересно, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам — научи другого».
2. Работа над пройденным материалом.
А) Составление схемы слова: щечки, щенок, щегол.
Б) Игра «Что лишнее?»
— Какая буква, слог, слово лишнее?
а) а, у, р, о, ы;
б) ма, ра, ла, ны, са;
в) речка, река, ручей, ручка, ручеек.
Докажите, Какие значения может иметь слова «ручка»
В) Игра «Доскажи словечко».
— Наша речь состоит ….(из предложений).
— Звуки бывают … (гласные и согласные).
— Сколько в русском алфавите гласных букв? Звуков?
— Признаки согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
— Согласные звуки бывают … (глухие и звонкие, твердые и мягкие).
— Буквы е, ё, ю, я … (могут обозначать 2 звука).
— Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).
— Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).
— Имена, фамилии, клички, города … (все с заглавной буквы пишутся всегда).
Г) Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
— Какой вывод можем сделать?
Д) Чтение стихотворения Б. Заходера «Загадка-шутка» (стр. 48, 69) по ролям.
3. Мобилизующий этап.
— Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь, о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
Шляпа, плащ, улыбка, фрак, волшебная палочка, чудо
— Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?
— А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).
— Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?
4. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.
— Наш гость – фокусник – не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.
— Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.
Шарф, флаг, телефон, фонарь, конфета
— Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.
— Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
— Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.
Познакомиться с …..
Учиться отличать ….
Учиться читать …..
(предположения детей)
— Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.
5. Знакомство со звуками.
1. Работа по вариантам (исследование звуков).
1 в. — Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь).
2 в.– Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику.
2.- Поделитесь своими открытиями (с опорой на таблицу «Звуки речи»).
Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.
— Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.
Аналогично со звуком [ф’].
— Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.
Вывод. Звуки [ф], [ф’] – согласные, глухие, [ф], – твердый, [ф’] – мягкий.
6. Знакомство с новой буквой.
1. Упражнения на узнавание буквы.
— Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?
— Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?
— Для чего нужна заглавная буква Ф?
— Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).
— Послушайте стихотворения про букву Ф.
(слайды)
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки
— Давайте встанем и изобразим эту букву.
2. Упражнение на концентрацию внимания.
— Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.
— Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.
УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ (карточки)
Взаимопроверка.
— Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
— Сколько раз она встретилась? (5)
3. ФИЗМИНУТКА.
— Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф], так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Кто играет в прятки».
— Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.
Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.
7. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.
Фокусник
— Чтение слогов-слияний.
— Чтение слогов, в которых согласный слышится мягко.
— Чтение слов
— В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (ферма).
— Назовите двусложные слова.
— Назовите трехсложные слова.
— Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)
— К каким словам подходит схема: (финиш)
— Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.
(на доске схема слова)
2. Образование слов и предложений.
— Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).
Фокусы со словами.
(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик – бантик)
3. Выполнение задания из учебника (с. 196)
— Давайте порадуем фокусника своим чтением.
— Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова о фокуснике и его фокусах.
— Кто хочет прочитать выразительно, соблюдая паузы, вопросительную интонацию? (Чтение 2-3 учеников)
Беседа по содержанию
— Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)
— Кто выскочит из букета?
— Так это фокус или чудо?
8. Проверка знаний
— Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю – не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. — А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
5. В слове фуфайка только одна буква «ф».
9. Итог урока, рефлексия.
— С какой буквой познакомились?
— Какие звуки она обозначает?
— Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.
— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
— Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.