Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. Есенин «Разгулялась вьюга…»


Автор: Вера Алексеевна Земляк
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира»
Должность: учитель начальных классов


Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга…» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…»

Задачи:

Образовательные: Познакомить с детством С. Есенина, с его произведением «Разгулялась вьюга…» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…». Дать понятие «олицетворение».

Развивающие: Развивать умение внимательно и выразительно читать произведение. Формировать творческое отношение к решению поставленных задач.

Воспитывающие: Воспитывать стремление понимать, ценить и беречь красоту русской природы, с уважением относиться к культуре своего народа.

Цели:

Предметные: Усвоение понятия «олицетворение», научить выразительно и внимательно читать произведение.

Метапредметные:

Познавательные:учить выразительно читать и понимать текст; определять тему текста; осуществлять поиск и выделение нужной информации, содержащейся в тексте, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы; совершенствование всех видов речевой деятельности.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания о явлениях природы; умение сравнивать, анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.

Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка

Личностные: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, уважение к культуре своего народа, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Элементы современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности);

  • личностно-ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

  • информационно-коммуникационная технология (презентация)

  • проблемное обучение (частично-поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Планета знаний».

Оборудование: Рисунки детей, карточки для самостоятельной работы, презентация

Планируемый результат:

— Дети должны усвоить понятие «олицетворение», уметь приводить примеры олицетворений из художественного произведения.

— Дети должны научиться сравнивать различные произведения искусства, используя опыт, приобретённый на уроках музыки и изобразительного искусства.

— Дети должны научиться обобщать полученные знания о вьюге.

— Дети получат возможность на уроке оценить свои знания, знания своих товарищей, а также выбрать посильное домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтобы понять, о чём пойдет сегодня речь, начнём урок литературного чтения с чистоговорки.

Раз, раз, раз, мы пришли сегодня в класс!

Оз, оз, оз, был не страшен нам мороз!

Ла, ла, ла, вьюга тропки замела,

Ра, ра, ра, убрала снег детвора.

— О чем будет разговор?

— Сегодня совершим увлекательное путешествие в сказку. А какую сказку, догадайтесь сами!

Учитель загадывает загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Наше сказочное зимнее путешествие начинается….

Актуализация знаний.

Ученик читает сказку “Снежный всадник”.) Говорят, когда выпадает первый снег, объявляется в лесах Снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. То там, за елочками, то там, на просеке мелькнет снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге…

— Отправимся и мы в зимнюю дорогу.

Стихотворение «Пороша» читает ученик

Послушаем стихотворение С. Есенина «Пороша»

Приятно было путешествовать вместе с этим всадником.

— Вспомним, когда в этом году выпал первый снег и сказочно преобразил землю. (Рассказы детей).

— Закроем глаза. Давайте шепотом произнесем слово “Зима”.

— Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи …).

— Согласны ли вы, что зима — прекрасное время года? Сегодня мы попробуем убедить в этом всех присутствующих.

— Как мы сможем сделать это на уроке чтения?

(прочитать стихи, вспомнить произведения о зиме, рассмотреть картины зимы, прослушать музыкальные произведения)

Мы сегодня начинаем изучать новый раздел по литературному чтению. Любое путешествие невозможно без остановок. Давайте отметим на маршрутном листе первую остановку нашего путешествия. Зимы ждала, ждала природа…и прочитайте эпиграф к разделу.

— А теперь предположите, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Что это могут быть за произведения? (стихотворения)

— Как вы думаете, кто ещё в своих произведениях может показать красоту зимы?

— Вторая остановка: художественный музей.

— Многие художники писали картины о зиме. Сегодня я предлагаю познакомиться с одной из них. Это картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

— Что вы видите на картине?

— Какие цвета использует художник? (холодные, но светлые и яркие)

— Какое настроение вызвала у вас эта картина?

— Мы тоже побывали в роли художников и попробовали изобразить первый снег. Вот такие работы у нас получились.

Никакая сказка не обходится без музыкального сопровождения. В нашей сказочной истории тоже присутствует музыка.

— Давайте послушаем музыку, вглядываясь в картину.

— Помогла музыка вам понять настроение художника? Она какая?

— Какие картины рисовались в вашем воображении?

Вы прослушали музыкальное произведение и рассмотрели картину, смогли они передать красоту зимы?

— А могут ли это сделать стихотворения?

Строки каких стихотворений подходят к этой картине?

Чтение стихотворения «Берёза» учеником

Физкультминутка.

— А вам нравится зима?

Учитель: Что вам нравится зимой?

Дети: Белые сугробы ,

Чтоб кататься день-деньской,

Крепость делать чтобы.

Учитель: Что вам нравится зимой?

Дети: Потеплей одеться,

В тёплой шубке меховой

На морозе греться!

Знакомство с С. Есениным.

— О красоте русской зимы писали многие поэты. Поэт, чьё произведение будем читать мы не исключение. Узнайте его?

Игра «Угадай!»:

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень берёзы

И синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

С творчеством С. Есенина мы начали знакомиться с вами с 1 класса. Сегодня мы уже вспоминали его стихи.

— Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности:

Чарующую синеву очей – у бездонных озер;

Золото волос – у российских нив.

Красив как Иван-царевич.

К тому же простой деревенский человек, мечтатель, мягкий парень.

— Следующая остановка нашего путешествия – Детство поэта.

1 ученик: Село Константиново – родное село Сергея Александровича Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Это необычайной красоты картина. Взору открывается простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.

2 ученик: Сергей Есенин родился в с. Константиново Рязанской губернии 3 октября 1895 г. Фамилия Есенин – русская, коренная, означает «овсень, осень», эти слова связаны с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками.

1 ученик: Родители С. Есенина – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна были крестьяне, жили недружно. Сергей с двух лет был отдан на воспитание богатому деду по матери, который почитал церковь. Он очень любил внука.

Ученик в роли С. Есенина: Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и Священное Писание. А бабушка рассказывала мне сказки.

2 ученик: Мальчик жил свободно и беззаботно. Родители не нагружали его тяжёлой деревенской работой. В доме деда жили ещё три его неженатых сына, дяди Сергея, которые своеобразно занимали свободное время мальчика.

Ученик в роли С. Есенина: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. В три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду. Я неумело плескал руками, захлёбывался, а он, вытаскивая меня за шиворот, ругал разными словами.

1 ученик: Неудивительно, что годам к 7-8 Сергей прекрасно плавал и даже заменял своему дяде охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, ходил в царапинах и шрамах.

Ученик в роли С. Есенина: За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка наоборот подзадоривал меня на драки. Бабушка любила меня изо всей мочи. По субботам меня мыли, стригли ногти, маслом смачивали голову, потому что ни один гребень не мог взять мои кудри. Но и масло мало помогало. Я всегда орал благим матом, когда мне расчёсывали волосы.

2 ученик: Так протекало детство Сергея Есенина. Читать он научился в 5 лет, а стихи писал уже в 7-8 лет. Любил декламировать наизусть стихотворения крестьянских поэтов – Никитина, Кольцова, Некрасова, почему-то они его больше привлекали, наверное, потому что проникнуты любовью к Родине.

1 ученик: Сергей рос очень умным и сообразительным мальчиком. Поражало его творческое воображение, умение видеть в любом природном явление родное, близкое, красивое.

Ученик в роли С. Есенина: Я часто ходил с пацанами в ночное пасти коней. Я видел, как при тихой погоде луна отражается в воде. И когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

2 ученик: После этого неудивительно, что Есенин обладал способностью в обычном видеть необычное, например: “Поёт зима – аукает” или “А по двору метелица ковром шелковым стелется”, “Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой, подвязалася сосна”.

1 ученик: Не только сама природа, но и атмосфера в семье прививала Сергею творческое воображение. Он чутко улавливал красоту во всём, даже в моменте чтения молитв.

Ученик в роли С. Есенина: А ещё хочу сказать, что дед мой любил загадывать загадки, отгадывая их, я приучался думать, развивать воображение и мысль. Вот попробуйте-ка вы сейчас отгадать загадки моего деда:

— Голубой шатёр весь мир накрыл (Небо)

— Какую траву и слепой знает? (Крапиву)

— У кого шапка без головы, а нога без сапога? (Гриб)

2 ученик: Серёжа рос очень добрым мальчиком. Ему одинаково дороги и бездомная собака, и старая дряхлая кошка, и резвый конь – всех он любит и жалеет, воображает, о чём они думают, что чувствуют. Представляет себя мысленно в роли клёна, осины, разговаривает с берёзой.

Настоящий русский парень, любящий свою родину, родителей, русскую природу, умеющий видеть её красоту глубже, чем любой обычный человек.

  1. Сообщение темы урока.

Вот мы и добрались в своем путешествии до остановки, на которой познакомимся с новым стихотворением С. Есенина о зиме. А чтобы понять, о чем оно, поиграем-

Игра «Доскажи словечко»:

Если ветер снег принёс,

Заморозил тебе нос,

Не дрожи с испуга,

Просто разгулялась …(вьюга)

— Назовите синонимы к слову «вьюга». (ветер, пурга, метель, буран)

— Чем опасна вьюга? (Она над домами, воет, играет, С крыши домов клочья снега сдувает, Выйти на улицу очень опасно, Вьюга там воет свирепо и страстно.)

— А можно ли красиво написать о вьюге?

— Найдите в учебниках произведение о вьюге, которое написал Сергей Есенин.

1. Словарная работа

— Как вы понимаете следующие слова?

Разгулялась разошлась, постепенно увеличивается

Бушует проявляется с необычайной силой

Люто — зло, жестоко

Струится — льется, стекает, распространяется

Мотыльки-бабочки

2. Первичное восприятие текста стихотворения.

  • (Чтение произведения учителем – стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”.)

— Что вы почувствовали, когда прослушали это стихотворение?

— Удалось ли поэту словами нарисовать зимнюю картину?

  • Прочитайте про себя стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”. Не забываем делать маленькие паузы в конце стихотворных строк, продумайте темп чтения, изменения силы голоса. Отметьте непонятные слова.

  • Какие строчки вам особенно понравились?

  • Хоровое чтение.

3. Анализ стихотворения

— Какова тема этого стихотворения? (Разгулялась вьюга)

— С чем сравниваются (образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим) снежинки? С мотыльками)

— Какие метафоры (скрытое образное сравнение) помогают почувствовать, что снежинки живые? (И слезами тая, по стеклу струятся)

— Почему ветер бушует люто? (Его жалобу никто не услышал)

— Какой образ у вас рождается в мыслях при прочтении этого стихотворения, т.е. какая картинка возникает у вас перед глазами?(Возможно, это вьюга в человеческом образе и снежинки бьются в стекло, плачут)

— В чём заключается смысл, т.е. идея этого стихотворения? (Во время вьюги всем плохо: и елям, и ставням, и даже ветру и снежинкам)

Знакомство с олицетворением

Посмотрите, какие слова в стихотворении Есенина как будто оживили слово “снежинки”(“снежинки мотыльками бьются”). Так получилось потому, что слово “снежинки” оказалось в окружении других слов, которые как будто оживили их. Слова могут согревать, отталкивать друг от друга, освещать одно другое. И у читателя возникают разные чувства, мысли и воспоминания. Поэтому не все равно, какие слова окажутся рядом.

Сегодня мы запоминаем еще одно средство выразительности: олицетворение. Со словарем Ожегова у нас работал…..

Что такое «олицетворение»? (Чтение в книге)

Обобщение учителем: Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они получают свойства живых существ – могут говорить, думать, чувствовать, – называется олицетворением.

Делаем следующую остановку – работа в парах.

Самостоятельная работа: Подумайте, как поэт в этом стихотворении “оживил” снежинки, ветер, ставни. Найдем олицетворения в четверостишиях.

Запишите ответы в карточках, приготовьтесь читать.

Карточка 1. Игра «Найди слова»:

Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил снежинки.

Запишите эти строчки.

Карточка 2. Игра «Найди предложения»:

Найдите строки из стихотворения С.А Есенина, в которых он оживил ветер.

Запишите эти строчки.

Карточка 3. Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил ставни.

Запишите эти строчки.

Прочитайте ответ, поставьте +

Оценка – снежинка за правильный ответ.

Физминутка

Выразительное чтение стихотворения

Наша следующая остановка – работа в тетрадях.

  • Упр. 1 в тетради – подготовка к выразительному чтению. Каким темпом читается стихотворение? Какой должна быть сила голоса?

  • Чтение в парах.

  • Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)

Релаксация

Удалось ли Сергею Есенину с помощью слов описать настроение во время вьюги? Что в этом ему помогло? Что такое олицетворение? Олицетворение – это главное средство выразительности, которое использует Есенин в своих стихах.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц – в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

Стихи Сергея Есенина настолько мелодичны, что на многие из них написаны песни и романсы.

Предлагаю послушать песню, написанную на стихотворение «Разгулялась вьюга».

Итог урока:

Наше путешествие завершается.

Смогли ли мы найти ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Давайте их вспомним.

Зима – красивое время года?

Можно ли показать красоту через произведения искусства?

— Какой же вывод мы можем сделать?

— Удалось это сделать С. Есенину?

Оценивание. Рефлексия.

— Что для этого мы делали на уроке? (смайлики – УУД)

Я – узнал, удивился, повторил, научился, запомнил.

  • Создадим красоту зимы снежинками.

У вас на партах снежинки: большая – урок понравился, и я работал хорошо, все запомнил; средняя – урок понравился, но мне не все удавалось запомнить, маленькая – на уроке понравилось или нет, но нужно приложить усилия, чтобы все запомнить.

Домашнее задание (по выбору):

  • Стр. 4 наизусть, упр. 3 стр. 4 в тетради

  • Стр.4 наизусть, упр. 2 стр. 3 в тетради

  • Стр.4, наизусть, рисунок к стихотворению.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 4 =