Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Маршак. Герои произведения С. Маршака «Кот и лодыри»


Автор: Вера Алексеевна Земляк
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира»
Должность: учитель начальных классов


Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.
Цели:

— ознакомить с произведением С. Маршака «Кот и лодыри»;
— совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения;
— развивать образное мышление, коммуникативную компетентность;
— воспитывать трудолюбие, стремление к получению знаний.
Задачи: 
— создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного чтения, развития умения воспринимать на слух и осознанно читать произведение;
— строить речевое высказывание в устной форме;
— учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками;
— формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
— развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формируемые УДД
Предметные: Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, умение воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Метапредметные:
Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественных юмористических текстов; осуществлять анализ, рассуждать и делать выводы.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; оценивать эффективность своей работы на уроке.
Личностные: формировать интерес к чтению детской литературы.
Тип урока: открытия новых знаний.
Средства обучения: учебник, иллюстрации.

Ход урока
І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё готово. Посмотрели
И за парты тихо сели.
— Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения.
— Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
— Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
II. Актуализация опорных знаний, умений.
Игра «Угадай».
— Назовите произведения, из которого я прочитаю отрывки.
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. («Багаж»)

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки —
Оказалось это брюки. («Человек рассеянный»)

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух. («Кошкин дом»)
— Кто автор этих произведений?
— Какие произведения автора вы еще знаете?
— Герои какого произведения С.Я. Маршака изображены на с. 25 учебника?
ІІІ. Определение темы и постановка задач урока.
— Вы догадались, с творчеством какого детского поэта мы будем сегодня знакомиться?
— Поставьте перед собой задачи.
ІV. Работа по теме урока
1. Продолжение работы по актуализации знаний
— Какие произведения автора вы еще знаете?
— Герои какого произведения С. Маршака изображены на с. 25 учебника?
— Игра « Кто лишний из героев?».
2. Чтение статьи о С. Я. Маршаке на с. 24 учебника
— О чем говорил С.Я. Маршак в своих стихотворениях?
3. Рассказ учителя о Маршаке
Самуил Яковлевич Маршак – это знаменитый советский поэт, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей и взрослых.
Родился он в большой талантливой и дружной семье. Родители старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Особенно важную роль играл отец: он всегда рассказывал своим детям что-то интересное и познавательное. Поэтому обучаясь в гимназии, у Самуила Яковлевича уже проявлялась любовь к литературе и большое дарование. Учась там, он уже переводил с иностранных языков произведения.
Светлый и безгранично добрый человек – вот как отзывались о поэте его современники, которым посчастливилось знать его лично. С.Я. Маршак прожил большую трудовую жизнь. Он был награжден двумя орденами Ленина. В то время, когда жил Самуил Яковлевич, это были одни из самых высоких наград.
4. Предугадывание содержания стихотворения «Кот и лодыри».
— Прочитайте название произведения. Предположите, о ком оно?
5. Словарная работа
Лодыри, грифель

Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.
6. Показательное чтение стихотворения учителем.
— Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?
— Какое у вас настроение после прослушивания?
7. Чтение стихотворения про себя.
ФИЗМИНУТКА
8. Чтение стихотворения «цепочкой»
9. Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
— Кто герои стихотворения?
— Куда вместо уроков отправились лодыри?
— Как вы думаете, почему Самуил Яковлевич Маршак сделал героями стихотворения не только мальчиков, но и кота?
— Какой вывод делает кот после разговора с мальчиками?
— В каких словах содержится главная мысль?
10. Выборочное чтение
11. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения (задание 3 –с. 28)
12. Чтение стихотворения по ролям.
— Определите действующие лица (автор, кот, лодыри).
13. Подбор слов близких по значению к слову лодырь.
14. Составление в группах советов мальчикам из стихотворения.
VІ. Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Над каким стихотворением работали?
— Что запомнилось?
— За что вы похвалили бы себя?
— А я хочу закончить наш пожеланием:
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
VІІ. Домашнее задание: с. 26-29 – научиться читать выразительно.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =