Педагогические ситуации с детьми младшего дошкольного возраста


Автор: Елена Владимировна Бегинина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Ситуация 1.

Воспитатель дает ребенку зеленый кубик и предлагает среди предметов разного цвета (колечки, кубики, мячики) выбрать предмет такого же цвета. Ребенок выбирает кубик красного цвета. Воспитатель тут же помогает ребенку (дает мячик зеленого цвета).

Что должен сделать воспитатель, если ребенок ошибся?

Ответ: если ребенок ошибся, воспитатель задает вопросы: «Что это? Ты взял кубик такого же цвета? Приложи кубики друг к другу! Видишь, он другого цвета». Только после этого воспитатель может указать на предмет, который следовало взять: «Вот этот мячик можно было взять. Видишь, он такого же цвета. А что еще такого же зеленого цвета?». Ребенку предлагается выбрать зеленый предмет, назвать выбранный предмет и общий признак пары.

Ситуация 2.

Перед детьми карточки с нарисованными зайчиками. Воспитатель предлагает детям угостить зайчиков морковками (способ наложения). И хотя воспитатель продемонстрировал способы действия, почти все дети не справляются с заданием.

Как должен был поступить воспитатель в данной ситуации?

Ответ: показ необходимо сопровождать четкими пояснениями, так как детям трудно сразу воспринять смысл и все детали сложного действия. Сначала воспитатель обращает внимание детей на то, что каждую морковку нужно помещать точно на зайчике (один зайчик ‒ одна морковка и т.д.), а в промежутки между зайчиками ничего класть не нужно (окошечки свободные).

Повторяя показ, педагог показывает и разъясняет, что значит взять «столько ‒ сколько», и предупреждает детей о том, что могут остаться лишние предметы, их не надо брать, если все зайчики уже получили морковки.

Ситуация 3.

Для того, чтобы дети научились накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано (дать понятия «столько‒сколько), воспитатель предлагает детям выполнить задание: угостить каждую белочку (нарисованы на карточках) шишкой. Каждый ребенок работает с одной карточкой, поочередно накладывая на нее шишки. Количество рисунков на карточке (белочек) и шишек одинаковое.

Правильно ли воспитатель подготовил раздаточный материал?

Ответ: количество картинок (шишек) должно быть большим, чем потребуется ребенку. Например, если на карточке изображено 4 белочки, то шишек должно быть не менее 6-7 шт.

Ситуация 4.

Для формирования понятий «больше ‒ меньше» воспитатель предлагает вниманию детей демонстрационные картинки: «Посмотрите, на каждый цветок села бабочка», затем спрашивает: «На все цветочки сели бабочки? Что можно сказать про цветы и бабочек? (поровну, одинаково)».

Дальше воспитатель убирает одну бабочку: «Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать? Кого меньше? (бабочек меньше, чем цветочков). Чего больше? (цветочков больше, чем бабочек). На этом воспитатель заканчивает данную работу.

Достаточно ли работы для получения желаемого результата?

Ответ: для закрепления понятий «больше ‒ меньше» необходимо продолжить работу с демонстрационным материалом. «Бабочка прилетела. Что можно сказать про цветочки и бабочки? (их стало поровну, одинаково). Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? (цветочков меньше, чем бабочек). Чего больше? (бабочек больше, чем цветочков).

Ситуация 5.

Воспитатель предлагает детям сравнить по размеру (по длине) две дорожки. Дети вместо слов длинная и короткая дорожка говорят: большая и маленькая.

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Ответ: если дети вместо точных слов длинная (короткая)‒длиннее(короче) употребляет слова больше, меньше, воспитатель их поправляет: «Правильно, больше по длине ‒ значит дорожка длинная, она длиннее». Или: «Правильно, меньше по длине ‒ значит дорожка короткая, она короче». Отношения «длиннее ‒ короче» всегда рассматриваются в связи друг с другом.

Ситуация 6.

Для закрепления пространственных отношений воспитатель предлагает детям поднять флажки сначала вверх, затем влево ‒ опустить вниз ‒ поднять вправо.

В чем ошибка воспитателя?

Ответ: детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху ‒ внизу, спереди ‒ сзади, слева ‒ справа (левая ‒ правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом. Следовательно, воспитатель предлагает детям поднять флажки вверх, затем опустить вниз; поднять влево, потом вправо или наоборот.

При решении данной задачи также следует учитывать, что ребенок младшего возраста различные направления прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела: вверху ‒ это там, где голова; внизу ‒ это там, где ноги; впереди ‒ это там, где лицо; позади ‒ это там, где спина; справа ‒ это там, где правая рука; слева ‒ это там, где левая рука, и т. д.

Ситуация 7.

Для формирования временных представлений воспитатель перед обедом просит детей рассказать, что они делали сегодня утром. Дети не могут рассказать.

Почему данный вопрос вызвал затруднения у детей?

Ответ: дети данного возраста еще не достаточно ориентируются во времени, поэтому необходимо для формирования временных представлений называть отрезок времени, который протекает в данный момент и перечислить соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Что мы делаем утром? Что сейчас? Перед обедом воспитатель говорит: «Мы уже позанимались, погуляли. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». А затем дать детям возможность повторить.

Ситуация 8.

Воспитатель просит детей в большую кадушку положить длинные огурчики, а в маленькую кадушку (воспитатель показывает) короткие огурчики. «Давайте узнаем, какой из огурчиков длинный, а какой ‒ короткий. Для этого надо их сравнить. Как сравнить? (положить один под другим, с одной стороны концы подравнять). Дети после показа воспитателя выполняют задание.

Какую индивидуальную работу может проводить воспитатель во время выполнения детьми задания?

Ответ: при выполнении детьми задания воспитатель тихонечко общается с ребенком: «Где длинный огурчик? А где короткий? Как ты сравнил огурчики по длине? Покажи пальчиком длину каждого огурчика. Какой огурчик длиннее? А какой короче? Покажи на сколько».