Педагогические ситуации с детьми среднего дошкольного возраста


Автор: Елена Владимировна Бегинина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Ситуация 1.

При обучении отсчету предметов воспитатель начинает с показа его приемов. Объясняя способ действия, воспитатель подчеркивает необходимость считать каждый предмет. Затем предлагает ребенку отсчитать 4 игрушки. Ребенок отсчитывает игрушек больше.

Как вы думаете, почему?

Ответ: новый способ действия поглощает внимание ребенка, и он забывает, сколько предметов надо отсчитать. Иногда дети, отсчитывая, соотносят числительные не с предметами, а со своими движениями, например берут в руку предмет и произносят один, ставят его и говорят два. Воспитателю необходимо показать и разъяснить, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен, называть число.

Ситуация 2.

Для усвоения детьми связи между числами (4 > 3, 3< 4 и т. д.) воспитатель предлагает детям сравнить 2 группы предметов. Дети называют, в какой группе больше (меньше) предметов (блюдец больше, чем чашек; чашек меньше, чем блюдец). Воспитатель считает, что дети выполнили задание.

Достаточно ли такого ответа от детей среднего возраста?

Ответ: воспитатель должен большое внимание уделить отражению в речи детей результатов сравнения совокупностей предметов и чисел (4 больше, а 3 меньше; 4 больше, чем 3; 3 меньше, чем 4). Необходимо, чтобы дети обозначали эти различия словами ‒ числительными. Только тогда они начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество предметов, постепенно усваивают связи между числами.

Ситуация 3.

Для закрепления знаний детей об отношениях между числами воспитатель предлагает детям самостоятельно преобразовать множества предметов (4 квадрата и 5 кругов):

1. Сделать, чтобы предметов стало поровну.

2. Сделать, чтобы стало по 5 предметов.

3. Сделайте, чтобы кругов стало меньше, чем квадратов на один.

4. Сделайте, чтобы предметов стало поровну по-другому, не по 5.

Какими вопросами нужно сопровождать каждое из заданий?

Ответ: 1.Как сделать поровну? (добавить один квадрат или убрать один круг).

2. Что нужно сделать, чтобы предметов стало поровну, по пять? (добавить один квадрат). По сколько стало предметов? (по пять). Как получилось, что квадратов стало 5 ?( добавили один квадрат).

3. Что нужно сделать, чтобы кругов стало меньше, чем квадратов на один (убрать один круг). Сколько стало кругов? (4). Сколько квадратов? (5). Какое число больше? Меньше?

4. Как можно предметов сделать поровну по-другому?(убрать один квадрат). По сколько стало квадратов и кругов? (по 4).

Ситуация 4.

Воспитатель просит ребенка посчитать предметы (три куклы). Ребенок считает: «Раз, два, три». Педагог не исправляет ответ ребенка.

Верно ли ребенок посчитал?

Ответ: воспитатель должен исправить ответ ребенка: взять в руки одну куклу и спросить: «Сколько у меня кукол?» ‒ «Одна кукла», ‒ ответит ребенок. «Правильно, одна кукла. Нельзя сказать «раз кукла». И считать надо так: одна, две, три. Всего три куклы».

Ситуация 5.

Воспитатель дает детям знания о том, что число предметов не зависит от их размера. Для этого, детям предлагается сравнить количество больших и маленьких мячей. Посчитав и сравнив количество больших (5) и маленьких мячей (6), воспитатель внимание детей обращают на то, что не обязательно больших предметов больше и наоборот, маленьких меньше. Делает вывод: для того, чтобы узнать количество предметов, необходимо их посчитать.

В дальнейшем воспитатель на этом занятии не возвращается к данной программной задачи. Как вы думаете, достаточно ли одного примера?

Ответ: воспитателю для закрепления знаний детей желательно показать еще один-два примера: изменить количественные отношения между совокупностями (крупных и мелких предметов поровну; больше крупных, чем мелких).

Работу необходимо организовывать таким образом, чтобы подчеркивать значение счета и приемов сопоставления множеств для выявления отношений «больше», «меньше», «равно».

Ситуация 6.

Для того, чтобы сравнить дорожки по длине, педагог предлагает детям разложить 3 дорожки в ряд по порядку, ориентируясь на образец упорядоченного ряда. Воспитатель обращает внимание детей на то, что необходимо действовать по правилу: разложить предметы в ряд по порядку с самого длинного, выбирая каждый раз самый длинный предмет из оставшихся. Воспитатель предлагает детям назвать размер предметов «по порядку», «пошагать по лесенке вверх и вниз», как бы фиксируя в их сознании определенность направления ряда (каждый следующий предмет длиннее или короче предыдущего). При выполнении задания не у всех детей получилась «лесенка».

Какую ошибку допустил воспитатель при объяснении правила?

Ответ: воспитатель должен был обратить внимание детей на то, что раскладывая полоски‒дорожки и другие предметы разной длины, необходимо подравнивать их края слева (или справа).

Ситуация 7.

Перед воспитателем стоит задача ‒ формирование умений у детей ориентировки на листе бумаги. Для этого воспитатель дает детям задание: «Падают снежинки». Детям предлагается положить снежинку в верхнюю часть листа. Затем показать, куда она падает (в низ листа). Далее показывает и озвучивает: вверх, низ, слева, справа.

Как вы оцените действия воспитателя? Дайте методические рекомендации.

Ответ: прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой ‒ слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.

— Что это? (Лист бумаги.) Какой он формы? (Формы прямоугольника.) Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.) Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.) У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

— Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она назы­вается верхняя. Повторите верхняя сторона.

— Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона). Почему? (Она находится внизу).

— Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), он называется правая.

— Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона).

— А как будет называться эта сторона? (Левая сторона). Почему? (Она находится слева).

— Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

— Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол). Почему? (Он находится внизу слева). Покажите и назовите все стороны и углы листа.

И только после этого детям можно давать задание на ориентировку на листе бумаги.

Ситуация 8.

Воспитатель проводит упражнение с целью закрепления умений детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур. Для этого, детям предлагается украсить салфетку. Сначала воспитатель называет фигуру, которую нужно расположить в центре (посередине) салфетки, затем в верхний правый угол, нижний левый, нижний правый, верхний левый. Дети в соответствующем порядке воспроизводят узор. После того, как все дети справились с заданием, воспитатель переключает их на другую часть занятия.

Как вы считаете, достаточно ли?

Ответ: воспитатель должен предложить детям озвучить, какая фигура где находится, например: где на салфетке расположен квадрат?, что находится в правом верхнем углу? и т.д.

Ситуация 9.

Дети на занятии показывают, что не владеют такими понятиями, как «сегодня», «завтра», «вчера».

Что вы посоветуете воспитателю для того, чтобы дети как можно быстрее усвоили данные временные понятия?

Ответ: временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?».

Ситуация 10.

Воспитатель знакомит детей с порядковым счетом. Для этого показывает пример счета по порядку: «Первый, второй, третий». Затем просит детей определить место предмета среди других: «Какой предмет на первом, втором, третьем месте?». Дети находят предмет, занимающий определенное порядковое место и называют его. Затем просит посчитать по порядку. Дети считают: один, два, три.

Что может предпринять воспитатель в этой ситуации?

Ответ: раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Детям говорят: «Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают: один, два, три, четыре и т. д. Считая так, находят ответ на вопрос сколько?

Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы который по счету? считают: первый, второй, третий и т. д.

Дети часто путают вопросы который? и какой? Последний требует выделения качественных свойств предметов: цвета, размера и др. Чередование вопросов сколько? который? какой по счету? какой? позволяет раскрыть их значение.

Ситуация 11.

При ознакомлении детей с цифрой, воспитатель демонстрирует ее, предлагая детям рассмотреть ее начертания. Затем просит обвести указательным пальцем по контуру цифры, усваивая ее начертания. Читает стихотворение.

Как вы оцениваете действия воспитателя? Что главное при ознакомлении с цифрами?

Ответ: знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 4-5 летнего возраста легко запоминают символические изображения. Методика ознакомления с цифрами простая и конкретная: демонстрация цифры и анализ ее начертания, последующее ее узнавание, обведение указательным пальцем по контуру, выкладывание из палочек (полосок бумаги), лепка из пластилина, разучивание стихов о каждой цифре, загадок и т.д.

Однако, ознакомление с цифрой осуществляется одновременно с формированием знаний об образовании числа и счетом в пределах заданного числа. Дошкольников знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Дети должны создавать соответствующее цифре множество, откладывая определенное количество предметов.