План-конспект для проведения занятия по тактической подготовке


Автор: Владимир Шарапович Куаналиев
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан
Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности


Тема 1. Движения солдата в бою.

Занятие 1. Передвижения на поле боя.

Цель: Обучение движениям солдата в бою.

Задачи: Научить учащихся правильно передвигаться в бою при действиях в пешем порядке. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, военной дисциплины, стремление преодолевать трудности в бою.

Время: 2 учебных часа (90 мин.).

Место: Тактическое поле (участок местности).

Форма (метод) проведения: Практическое занятие (рассказ, показ, тренировка).

Пособия и материальное обеспечение: Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя (часть III). Сборник нормативов по боевой подготовке. Снаряжение и экипировка штатные, флажки.

п/п

Содержание

занятия

Время

Действия учителя,

Методические указания

Действия учащихся

1

Вводная часть

5 мин

Принимаю доклад от заместителя командира взвода о готовности к занятиям.

Перед выходом к месту занятия проверяю наличие и экипировку личного состава. Довожу меры безопасности на предстоящем занятии. Проверяю качество усвоения обучаемыми требований безопасности.

Объявляю тему, цель занятия и порядок его проведения.

Устраняют замеченные недостатки.

Слушают и запоминают требования безопасности.

Отвечают на вопросы.

2.

Основная часть

80 мин

Поясняю теоретические положения:

  • приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности;

использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня; наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения. Отвечаю на возникшие вопросы.

Ввожу обучаемых в тактическую обстановку (показываю передний край обороны противника, его огневые точки, ставлю задачу обучаемым на передвижение) и приступаю к практической отработке вопросов по элементам.

Обучение и тренировку провожу как при движении в сторону «противника», так и от него.

Слушают и запоминают теоретические положения.

Задают вопросы.

Уясняют тактическую обстановку.

 Передвижение ускоренным шагом и бегом

25 мин.

Для обучения передвижению ускоренным шагом и бегом полный рост и пригнувшись) подаю команду, например:

«Отделение (группа, ученик Иванов), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ускоренным шагом (бегом) — марш». Обучаю по элементам передвигаться от укрытия к укрытию ускоренным шагом (бегом) в полный рост и пригнувшись,ведя огонь на ходу и наблюдая за противником.

Повторяют все действия в целом слитно.

При передвижении

ускоренным шагом учащиеся двигаются со скоростью 130-150, а бегом-165-180 шагов в минуту, при ширине шага 85-90 см. Наблюдают за противником и ведут огонь на ходу (пневматическая винтовка)

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента.

 Передвижение перебежками

25 мин.

Обучаю по элементам правильно осуществлять перебежки от укрытия к укрытию, занимать заранее выбранную позицию, наблюдать за противником и вести огонь, прикрывая перемещение на поле боя товарищей. Для перебежки по одному подаю команду, например: «Отделение, (группа), в направлении такого-то предмета (на такой- то рубеж), перебежкой, справа (слева, справа и слева) по одному — вперед». По исполнительной команде «вперед» правофланговый (левофланговый или одновременно левофланговый и правофланговый) вскакивают и, стремительно пробежав 20-40 шагов, занимают заранее выбранную позицию (место для стрельбы), готовятся к открытию огня и прикрывают перемещение второго. Одновременно с остановкой первого начинает перебежку второй; выдвинувшись на линию первого перебегающего, они занимают заранее выбранную позицию (место для стрельбы), готовятся к открытию огня и прикрывают перемещение первого.

Первый, перебегающий при остановке второго, перебегают тем же способом до выхода на указанный рубеж. Для перебежки по боевым группам подаю команду, например: «Отделение, в направлении такого-то предмета (на такой- то рубеж), перебежкой, такие-то (такая-то) группы (группа) вперед».

Для перебежки всем составом подаю команду, например: — «В направлении такого-то предмета (на такой- то рубеж), перебежкой вперед».

Группа начинает движение по команде своего командира: «В направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, за мной вперед». Учу по элементам правильно осуществлять перебежки от укрытия к укрытию всем составом, занимать заранее выбранную позицию, наблюдать за противником и вести огонь, прикрывая перемещение на поле боя других отделений. Повторяю все действия в целом слитно.

Учатся по элементам правильно осуществлять

перебежки от укрытия к укрытию по группам, занимать заранее выбранную позицию, наблюдать за противником и вести огонь, прикрывая перемещение на поле боя других групп.

Повторяют все действия в целом слитно.

По исполнительной

команде «вперед» перебегают одно- временно несколько боевых групп, определенных к перемещению

командирами, таким же способом, как и по одному (маневренная группа перебегает под прикрытием огневой

группы, огневая группа под прикрытием маневренной группы.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента.

Личный состав группы одновременно вскакивает и, пробежав 20-40 шагов, делает передышку.

Возобновление движения осуществляют по команде «Отделение–вперед». Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента.

 

Передвижение переползанием

30 мин.

Обучение передвижению переползанием.

Подаем команду, например: «боевая группа, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ползком справа (слева, справа и слева) по одному — вперед».

Обучение по элементам правильно осуществлять переползания от укрытия к укрытию всем составом (по группам и по одному) по-пластунски (на получетвереньках и на боку), занимать заранее выбранную позицию и наблюдать за противником.

Переползание по-пластунски

Переползание на получетвереньках

Переползание на боку

Для переползания по- пластунски ученики ложатся плотно на землю, правой рукой берут оружие за

ремень у верхней антабки и кладут его на предплечье правой руки. При

переползании голову высоко не поднимают. Для переползания на получетвереньках они встают на колени и опираются на предплечья или кисти рук. Оружие держать: при опоре на предплечья так же, как и при переползании по- пластунски; при опоре на кисти рук — в правой руке.

Для переползания на боку обучаемые ложатся на левый бок, подтягивают вперед левую ногу, согнутую в колене, и опираются на предплечье левой руки.

Оружие держат правой рукой, положив его на бедро левой ноги.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента.

3

Заключительная часть5 мин

Построение взвода. Итог занятия с учащимися, указание степени отработки изучаемых вопросов, слабые и сильные стороны в выполнении приемов. Отмечаю наиболее подготовленных обучаемых, довожу основные недостатки в действиях обучаемых. Даю указания по устранению выявленных недостатков. Объявляю оценки. Ставлю задачи для подготовки к следующему занятию.

Слушают и запоминают, делают выводы и уясняют задачи.