Тема 1. Движения солдата в бою.
Занятие 1. Передвижения на поле боя.
Цель: Обучение движениям солдата в бою.
Задачи: Научить учащихся правильно передвигаться в бою при действиях в пешем порядке. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, военной дисциплины, стремление преодолевать трудности в бою.
Время: 2 учебных часа (90 мин.).
Место: Тактическое поле (участок местности).
Форма (метод) проведения: Практическое занятие (рассказ, показ, тренировка).
Пособия и материальное обеспечение: Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя (часть III). Сборник нормативов по боевой подготовке. Снаряжение и экипировка – штатные, флажки.
№ п/п | Содержание занятия |
Время | Действия учителя, Методические указания | Действия учащихся |
1 | Вводная часть | 5 мин | Принимаю доклад от заместителя командира взвода о готовности к занятиям. Перед выходом к месту занятия проверяю наличие и экипировку личного состава. Довожу меры безопасности на предстоящем занятии. Проверяю качество усвоения обучаемыми требований безопасности. Объявляю тему, цель занятия и порядок его проведения. | Устраняют замеченные недостатки. Слушают и запоминают требования безопасности. Отвечают на вопросы. |
2. | Основная часть | 80 мин | Поясняю теоретические положения:
использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня; наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения. Отвечаю на возникшие вопросы. Ввожу обучаемых в тактическую обстановку (показываю передний край обороны противника, его огневые точки, ставлю задачу обучаемым на передвижение) и приступаю к практической отработке вопросов по элементам. Обучение и тренировку провожу как при движении в сторону «противника», так и от него. | Слушают и запоминают теоретические положения. Задают вопросы. Уясняют тактическую обстановку. |
Передвижение ускоренным шагом и бегом | 25 мин. | Для обучения передвижению ускоренным шагом и бегом (в полный рост и пригнувшись) подаю команду, например: «Отделение (группа, ученик Иванов), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ускоренным шагом (бегом) — марш». Обучаю по элементам передвигаться от укрытия к укрытию ускоренным шагом (бегом) в полный рост и пригнувшись,ведя огонь на ходу и наблюдая за противником. Повторяют все действия в целом слитно. | При передвижении ускоренным шагом учащиеся двигаются со скоростью 130-150, а бегом-165-180 шагов в минуту, при ширине шага 85-90 см. Наблюдают за противником и ведут огонь на ходу (пневматическая винтовка) Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента. | |
Передвижение перебежками | 25 мин. | Обучаю по элементам правильно осуществлять перебежки от укрытия к укрытию, занимать заранее выбранную позицию, наблюдать за противником и вести огонь, прикрывая перемещение на поле боя товарищей. Для перебежки по одному подаю команду, например: «Отделение, (группа), в направлении такого-то предмета (на такой- то рубеж), перебежкой, справа (слева, справа и слева) по одному — вперед». По исполнительной команде «вперед» правофланговый (левофланговый или одновременно левофланговый и правофланговый) вскакивают и, стремительно пробежав 20-40 шагов, занимают заранее выбранную позицию (место для стрельбы), готовятся к открытию огня и прикрывают перемещение второго. Одновременно с остановкой первого начинает перебежку второй; выдвинувшись на линию первого перебегающего, они занимают заранее выбранную позицию (место для стрельбы), готовятся к открытию огня и прикрывают перемещение первого. Первый, перебегающий при остановке второго, перебегают тем же способом до выхода на указанный рубеж. Для перебежки по боевым группам подаю команду, например: — «Отделение, в направлении такого-то предмета (на такой- то рубеж), перебежкой, такие-то (такая-то) группы (группа) — вперед». Для перебежки всем составом подаю команду, например: — «В направлении такого-то предмета (на такой- то рубеж), перебежкой — вперед». Группа начинает движение по команде своего командира: «В направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, за мной — вперед». Учу по элементам правильно осуществлять перебежки от укрытия к укрытию всем составом, занимать заранее выбранную позицию, наблюдать за противником и вести огонь, прикрывая перемещение на поле боя других отделений. Повторяю все действия в целом слитно. | Учатся по элементам правильно осуществлять перебежки от укрытия к укрытию по группам, занимать заранее выбранную позицию, наблюдать за противником и вести огонь, прикрывая перемещение на поле боя других групп. Повторяют все действия в целом слитно. По исполнительной команде «вперед» перебегают одно- временно несколько боевых групп, определенных к перемещению командирами, таким же способом, как и по одному (маневренная группа перебегает под прикрытием огневой группы, огневая группа под прикрытием маневренной группы. Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента. Личный состав группы одновременно вскакивает и, пробежав 20-40 шагов, делает передышку. Возобновление движения осуществляют по команде «Отделение–вперед». Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента. | |
Передвижение переползанием | 30 мин. | Обучение передвижению переползанием. Подаем команду, например: «боевая группа, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ползком справа (слева, справа и слева) по одному — вперед». Обучение по элементам правильно осуществлять переползания от укрытия к укрытию всем составом (по группам и по одному) по-пластунски (на получетвереньках и на боку), занимать заранее выбранную позицию и наблюдать за противником. Переползание по-пластунски Переползание на получетвереньках Переползание на боку | Для переползания по- пластунски ученики ложатся плотно на землю, правой рукой берут оружие за ремень у верхней антабки и кладут его на предплечье правой руки. При переползании голову высоко не поднимают. Для переползания на получетвереньках они встают на колени и опираются на предплечья или кисти рук. Оружие держать: при опоре на предплечья — так же, как и при переползании по- пластунски; при опоре на кисти рук — в правой руке. Для переползания на боку обучаемые ложатся на левый бок, подтягивают вперед левую ногу, согнутую в колене, и опираются на предплечье левой руки. Оружие держат правой рукой, положив его на бедро левой ноги. Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента. | |
3 | Заключительная часть | 5 мин | Построение взвода. Итог занятия с учащимися, указание степени отработки изучаемых вопросов, слабые и сильные стороны в выполнении приемов. Отмечаю наиболее подготовленных обучаемых, довожу основные недостатки в действиях обучаемых. Даю указания по устранению выявленных недостатков. Объявляю оценки. Ставлю задачи для подготовки к следующему занятию. | Слушают и запоминают, делают выводы и уясняют задачи. |