Пояснительная записка
Изучение социальных процессов, а особенно раздела «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» вызывают трудности у обучающихся. Запоминание понятий, процессов и функций определенных социальных процессов зазубриванием не приносит желаемого эффекта, тем более для обучающихся СПО. Чтобы преодолеть эту проблему и активизировать процесс обучения, преподаватели могут использовать в традиционном уроке элементы ТСО, а особенно некоторые интернет платформы, например, Я Класс, Google Classroom, Skysmart Класс. Более подробно об этой методике вы можете узнать из многочисленных статей.
Актуальность использования интерактивной рабочей тетради Skysmart является то, что это инструмент, созданный на основании учебников, одобренных на федеральном уровне. Она отличается простотой и высокой степенью интуитивности. Использовать эту интерактивную тетрадь могут даже пользователи, не обладающие большим опытом работы с цифровыми средствами. Эта интерактивная рабочая тетрадь Skysmart Класс экономит массу времени. Она самостоятельно оценивает работу обучающегося. Обучающиеся имеют возможность с комфортом учиться дистанционно, используя для этой цели собственный смартфон. Онлайн-приложение не требовательно к ресурсам девайса. Его не нужно скачивать и устанавливать. Достаточно войти и выполнить задание, которое составляет преподаватель.
Примечательно, что преподаватель имеет возможность увидеть не только конечный результат, но и сам ход решения поставленных задач. Это отличный способ определения слабых мест обучающихся.
Перечень используемого учебного оборудования
№ п/п | Наименование | Назначение |
1 | 2 | 3 |
1 | Телефон (андроид) с выходом в интернет | Ознакомление с информацией, а также выполнением заданий, тестов и так далее |
2 | Компьютер с выходом в интернет | Ознакомление с информацией, а также выполнением заданий, тестов и так далее |
3 | Платформа Skysmart Класс | выполнением заданий, тестов и так далее |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений
в Российской Федерации.
1 | Тема занятия | «Источники права» (2 час) |
2 | Цель занятия | Сформировать представление обучающихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы и дать представление об иерархии источников права. |
3 | Планируемые образовательные результаты | ОК 01. Уметь: — осознавать неприемлемость антиобщественного поведения. Знать: — содержание правового регулирования общественных отношений. ОК 05. Уметь: — конкретизировать теоретические положения примерами из личного социального опыта. Знать: — базовый понятийный аппарат для его использования при анализе и оценке социальных явлений. ОК 09. Уметь: — применять полученные знания при анализе социальной информации из источников разного типа. Знать: — методы изучения социальных явлений и процессов |
4 | Формы организации учебной деятельности | Лекция с применением практической, индивидуальной работой. (2 часа) |
5 | Содержание темы | Источники права и пути их формирования; основные формы права; нормативные правовые акты, их виды; иерархия источников права. |
6 | Типы оценочных мероприятий |
|
7 | Задания для самостоятельного выполнения | Используя учебник, средства Интернет и другие источники заполнить таблицу «Основные виды права», где нужно указать недостатки и преимущества каждого вида права. |
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
1 | Тема занятия | «Источники права» (2 час) |
2 | Формы организации учебной деятельности (тип занятия) | Лекция с применением практической, индивидуальной работой. (2 часа) Комбинированный |
3 | Планируемые образовательные результаты по теме | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. |
4 | Дидактическая цель занятия | Формирование новых знаний и способов деятельности, обобщение и систематизация их, проверка знаний и контроль применения их на практике в стандартных ситуациях по теме «Источники права» |
Этапы занятий | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Предметные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап занятия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация мотивов учебной деятельности | Проверяет готовность обучающихся к занятию. Актуализирует мотивацию к учебной деятельности. Практически в каждом своем действии, осознавая это или нет, соблюдаем или нет, но мы сталкиваемся с правовыми нормами и их применением в повседневной жизни. Право и его нормы оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас. Преподаватель предлагает вспомнить что такое право, нормы права и так далее. | Пытаются ответить на каждый вопрос и формулируют свою точку зрения, используя знания, которые они получили на предыдущем уроке. | Актуализация умений:
Актуализация знаний о понятии право, правовая норма, источники права и виды правовых норм. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация содержания, необходимого для выполнения практического задания | Предлагает задания мотивирующего характера, актуализирующие знания и умения для выполнения практического задания. Преподаватель предлагает ответить на такие проблемные вопросы как 1. Может ли учебник стать источником права? 2. Почему нормативные акты имеют разную силу? 3. Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов? | Выполняют задания мотивирующего характера, актуализирующие знания 1. Отвечают на вопросы. 2. Пытаются выполнить задание на слайде. Задание: Расположите в иерархическом порядке законы: Уголовный кодекс, Федеральный закон «Об образовании», Закон субъекта Федерации, Постановления Правительства РФ, приказ директора школы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Основной этап занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование новых знаний и способов деятельности (изложение нового материала) | Производит изложение нового материала. План: 1. Понятие термина Источник права 2. Виды правовой нормы 3. Иерархия источников права Предлагает записать определение терминов: Правовая норма, Источник права и форма(виды) права. (все выводится на слайд) Объясняет разницу между этими понятиями. Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности. «Форма права» и «источник прав» – разные понятия. Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом). Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм). Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм. | Воспринимают изложение нового материала. Записывают в тетради определения. Правовая норма – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. Форма права – внешняя форма выражения права. | Умение
Освоение знаний о:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение нового содержания в систему ранее усвоенных, сформированных знаний и умений | Предлагает задание с новым содержанием в системе ранее усвоенных, сформированных знаний и умений. Предлагает выполнить задание ЗАДАНИЕ: Обратившись к истории, мы увидим, что уровень образованности моряков столетья назад был достаточно низок, да и иметь дело им часто приходилось с иностранцами, жизнь которых регулировалась совсем иными законами. Это привело к тому, что в морском праве появились и по сей день сохраняются правила поведения, которые сложились в результате многократного применения и приобрели общеобязательное значение. О каком источнике права идёт речь? | Предлагают свои идеи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для того чтобы выполнить данное задание нужно понять, какие источники права есть. Для выполнения данного задания будем разбирать информацию пользуясь учебником и интернет источником. Выделяют четыре основные формы права: Контролирует каждый ход обучающихся и разъясняет материал. (1. Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью). Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а, следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. 2. Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями. 3. Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Он представляет собой законодательный акт, который регулирует права и обязанности субъектов права, определяет порядок осуществления законодательной деятельности и решает различные юридические вопросы. 4. Естественное право. Естественное право возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, например, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность). Оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством. Назовите, используя информацию с уроков истории, в каких документах были закреплены естественные права человека. Каким образом естественные права получили общеобязательную юридическую силу? | Записывают в тетрадь информацию. Формы права Правовой обычай Судебный прецедент Нормативный акт Естественное право При работе с учебником на стр. 107 – 117 сформулировать определение понятий. И записать их. Правовой обычай – исторически первая форма права. Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу. Нормативно — правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Естественное права – это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его Конституции. При работе с учебником устно выделяют особенности каждой формы, а также определяют недостатки и преимущества (достоинства) каждой из них. А также отвечают на все вопросы, которые задает преподаватель. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспроизведение формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные упражнения) | Поэтому возвращаемся к заданию. ЗАДАНИЕ: Обратившись к истории, мы увидим, что уровень образованности моряков столетья назад был достаточно низок, да и иметь дело им часто приходилось с иностранцами, жизнь которых регулировалась совсем иными законами. Это привело к тому, что в морском праве появились и по сей день сохраняются правила поведения, которые сложились в результате многократного применения и приобрели общеобязательное значение. О каком источнике права идёт речь? «Для того, чтобы понять как же мы, обеспечивая защиту своих прав и интересов, можем грамотно пользоваться законодательными актами, нам необходимо выстроить иерархию правовых актов в Российской Федерации» После выполнения работы с учебником, преподаватель предлагает выполнить задание Задание: Источником (формой) права называют способ официального закрепления норм права. Укажите любые три источника (формы) права и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). | Обучающиеся отвечают. Правовой обычай. Используя учебник обучающиеся выписывают все нормативные акты от самого главного до нижнего. Ответ обучающихся: 1) правовой обычай. (Например, судебные поединки у варварских народов); 2) нормативно-правовой акт. (Например, Конституция РФ является основным законом России); 3) нормативный договор. (Например, международный договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный между Россией и Арменией). Могут быть названы иные источники права, приведены другие примеры. | Умение
Освоение знаний о:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление изученного материала, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Предлагается обучающимся пройти тест по ссылке, которую преподаватель отправляет в Сферум. https://edu.skysmart.ru/student/zakipiranu А также обучающиеся могут данную ссылку получить в Дневник.ру Преподаватель полностью контролирует процесс | Выполняют вход в по ссылке. Либо регистрируются. 13 заданий. Рассчитан на 20 минут. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Заключительный этап занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы. | Проводит устное собеседование со студентами по результатам выполнения работы. Фронтальный опрос Вспоминаем вопросы, которые ставились в начале занятия. (вначале у обучающихся возникли трудности в ответе на эти вопросы, после освоения всего материала, они уже точно могут на них ответить) проблемные вопросы 1. Может ли учебник стать источником права? 2. Почему нормативные акты имеют разную силу? 3. Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов? | Обучающиеся отвечают на вопросы, на которые они не смогли ответить вначале занятия. | Оценка, самооценка умений:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Предлагает формат фиксации затруднений, с которыми столкнулись обучающиеся в процессе выполнения работы. Продолжите фразу:
| Фиксируют затруднения, с которыми они столкнулись в процессе выполнения работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Установление (пояснение) способов и содержания внеаудиторной самостоятельной работы | Предлагает выполнить задания по данной теме (по выбору обучающихся) 1. Составить таблицу по форме
2. составить вторую таблицу по форме
| Выполняют задания (по своему выбору) |
Список используемых ресурсов
https://soc-ege.sdamgia.ru/search?search=источники%20права&page=2
-
Боголюбов Л.Н. «Обществознание. 10 класс. Учебник. Базовый уровень». – М.: Просвещение, 2021.