Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.
Содержание урока:
1. Оргмомент
2. Устный счёт
— Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра «Найди лишнее число».
— Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел – одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.
5, 10, 15, 16, 20 (16 – лишнее)
8, 11, 13, 15, 17 (8)
10, 17, 16, 15, 14 (10)
12, 15, 18, 21, 43 (43)
— Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.
— увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;
— найти сумму чисел 3 и 8;
— найти разность чисел 8 и 3;
— на сколько 8 меньше, чем 14;
— на сколько 14 больше, чем 10.
— Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
3. Игра «Хлопки»
— Сейчас мы поиграем в интересную игру «Хлопки». Мне понадобятся два помощника – один будет хлопать за десятки, а второй – за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.
— А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.
— Молодцы, никто не сбился.
4. Постановка цели урока
— Сегодня мы продолжим изучать тему «Числа от 21 до 100».
Посмотрите на наборное полотно.
— Сколько выставлено квадратов? (23) Сколько десятков и единиц в этом числе?
— Сколько выставлено кругов? (32) Сколько десятков и единиц в этом числе?
— Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?
— Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.
— Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.
— Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?
— Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?
— Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
5.Разбор задачи
— Чтение задачи.
Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?
— О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?
— Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?
— Как нам узнать, сколько заготовили семян?
— Что надо для этого знать?
— Во сколько действий будет задача?
— Что мы найдём первым действием? вторым?
— Записываем решение и ответ.
6. Игра «Кто быстрее сосчитает?»
— А сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы умеете считать до 100 и поиграем в игру «Кто быстрей сосчитает?».
— Посмотрите на доску. Там висит таблица, где записаны числа в неправильном порядке. Ваша задача – назвать все числа по порядку, так, как они следуют по порядку счёта от 61 до 90, и показать их на таблице.
90 | 75 | 71 | 63 | 66 | ||
67 | 82 | 86 | 68 | 78 | ||
87 | 61 | 73 | 89 | 81 | ||
74 |
88 | 65 | 77 | 84 | ||
80 | 69 | 78 | 62 | 70 | ||
64 | 83 | 72 | 79 | 85 |
Через таблицу могут проходить и два игрока: Один называет числа от 61 до 74, другой – от 75 до 90.
— А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице.
Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61.
7. Подведение итогов урока
— Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
— Итак, какую тему изучали? Что помогло нам достичь цели урока?
— Урок окончен.