Подготовка к теоретико-методическому туру Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»


Автор: Сахно Вера Николаевна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Должность: учитель физической культуры


Олимпиады ‒ одна из общепризнанных форм работы с одаренными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Олимпиада проводится с целью создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения.

Олимпиадная задача – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Основными задачами олимпиады школьников по физической культуре являются: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; пропаганда научных знаний; привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми; отбор наиболее талантливых обучающихся в сборные команды страны для участия в международных олимпиадах.

В МБОУ СОШ № 7 г. Биробиджана есть одарённые ученики, которые любят физическую культуру и спорт, занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.

Опыт работы по участию в разных олимпиадах показывает, что школьникам требуется специальная от урочной деятельности, особая подготовка к олимпиаде, так как предлагаются задания углубленного изучения предмета. Успех участия в олимпиаде связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий.

Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиаде по физической культуре, организую ежегодное подготовительную работу, в том числе подбираю самые разные теоретико-методические задания. Процесс подготовки начинаю с сентября каждого учебного года.

Для подготовки школьников к олимпиаде выделяю такие формы организации учебной деятельности: индивидуальная и мало-групповая работа с одаренными учениками, причем эта систематическая работа проводится с достаточно постоянным коллективом учащихся.

В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся, проводимая с большим детским коллективом — предметные недели, конкурсы, соревнования, школьные олимпиады и др., в том числе с применением ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Они способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиаде.

Таких детей замечаю и даю им шанс проявить себя на первом этапе олимпиады – школьном. В этом этапе участвуют обучающиеся 5-6, 7-8, 9-11 классов, наиболее подготовленные физически со знаниями теоретического материала, полученными на уроках физической культуры и на дополнительных занятиях. Выявляются лучшие ученики 5-6, 7-8, 9-11 классов, самые одарённые, самые спортивные, сильные, физически здоровые ребята, которые затем отстаивают честь школы на муниципальном этапе олимпиады.

Методика подготовки детей к муниципальному этапу олимпиады по физкультуре отработана в течение нескольких лет: уроки физической культуры; спортивные секции и кружки; дополнительные занятия и тренировки.

Мотивация к активной спортивной деятельности обучающихся определяется различными факторами.

На начальном этапе причинами активного занятия спортом (независимо от вида спорта) могут быть:

а) стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

б) стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление признанию у сверстников; желание защищать честь школы, быть привлекательным для противоположного пола).

в) социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

г) удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления, желание получить спортивные награды).

Умелое использование мотивации школьников, ссылаясь на примеры выпускников прошлых лет, рекламируя их достижения и результаты, происходит формирование новых лидеров, активных участников Всероссийской олимпиады школьников.

Моей целью по мотивации учащихся к активной спортивной деятельности и участию во Всероссийской олимпиаде школьников являются: выявление учащихся с высокими спортивными способностями и самостоятельной познавательной деятельностью; создание условий для поддержки одарённых детей, оказание помощи в полном раскрытии их способностей, оказание помощи в сознательном выборе профессии; поощрение самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности одарённых учащихся; повышение интереса учащихся к углубленному изучению предмета физической культуры; активизация деятельности для дальнейшего интеллектуального развития учащихся и подготовка их к участию во Всероссийской олимпиаде школьников; активизация работы кружков и секций, всех форм внеклассной и внешкольной работы по физической культуре.

Выявление одаренных учеников начинаю с начальной школы. Это дети, которые имеют творческий характер, применяют в выполнении заданий нестандартный подход. На моих занятиях стараюсь поддержать интерес к своему предмету, использовать различные методы обучения, разучивать дополнительный материал, расширять и углублять знания в различных программных темах.

Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» начинается с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием обучающихся в различных спортивных мероприятиях, конкурсах, заочных олимпиадах, что формирует интерес к участию в олимпиадном движении.

Подготовка к олимпиаде по физической культуре ‒ сложный процесс, требующий продуманности и систематичности. Моим основными подходом при подготовке олимпийцев являются:

  • решение как можно большего числа олимпиадных заданий;

  • подробное дополнительное изучение тем школьного курса;

  • комбинированные способы.

Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре проходит более эффективно, если:

выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады;

уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста;

провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре;

разработать и реализовать программу подготовки к участию в олимпиаде по физической культуре.

Ежегодно перед началом подготовки к олимпиаде всегда анализирую результаты олимпиад по физической культуре предыдущих лет с целью выявления пробелов в теоретических знаниях. Затем предлагаю различные варианты заданий для подготовки учащихся к теоретическому туру олимпиады.

В олимпиаде основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него задачу. Решая ее выявляются творческие способности обучающихся, их умение нестандартно мыслить, так как олимпиадные задания в значительной степени отходят от стандартных заданий школьного уровня.

Некоторые направления работы по подготовке учащихся к олимпиаде включаю работу на уроке — решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. На уроке всегда можно найти место заданиям, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

Использую возможности дистанционных олимпиад по физической культуре. Это позволяет ученикам проверить свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету.

Использование компьютерных тестов при подготовке к теоретическому туру олимпиады даёт возможность: осуществлять реальную дифференциацию подготовительного процесса; вносить обоснованные изменения в процесс подготовки; достоверно оценивать качество знаний и управлять их пробелами.

Как же подготовить ученика к теоретическому испытанию по основам знаний в области физической культуры и спорта? Это решение готовых тестов. Большое разнообразие готовых тестов можно найти в интернете на различных образовательных сайтах и предложить учащимся их решить. Учащиеся такие тесты решают самостоятельно. Затем я проверяю и разбираю наиболее трудные вопросы вместе с учеником. Использую в работе онлайн тестирование. Также в свободном доступе находятся такие тесты. В режиме реального времени учащийся проходит тестирование по основам знаний. В конце таких тестов он получает полный отчёт о количестве набранных баллов, о правильных и неправильных ответах. Данное тестирование ученик может пройти самостоятельно или в присутствии педагога. Обязательное условие выполнить работу над ошибками вместе с учеником. Создаю тесты сама. В интернете можно найти тестовые оболочки. Вопросы формулирую, взяв их из методической литературы.

Решая такие тесты, учащийся видит, где у него возникают вопросы, в какой области знаний он имеет пробелы.

Хвалю своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен. Анализируя вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разбираю допущенные ошибки, планирую дальнейшую работу по подготовке к олимпиаде.

Использую задачи и кроссворды на уроке, применяю для развития интереса к решению нестандартных задач. Например, в программу урочных занятий включаю занимательные задачи на вычисление собственного весоростового индекса, показатели весоростового индекса ученика, задания на перечисление, соответствие.

Предлагаю ученикам домашние задания: составить кроссворд, придумать задание на соответствие и другие.

Роль учителя в подготовке детей к олимпиаде по физической культуре огромна. В первую очередь рекомендую обучающимся использовать дополнительную литературу, для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое.

Интерес ученика к получению знаний позволяет развить у него нестандартность мышления, умение логически нестандартно мыслить.

При подготовке к олимпиаде учитываю принципы: максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий; использование заданий опережающего уровня сложности; анализ результатов прошедших олимпиад; индивидуальный подход.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Подготовка к успешному участию ученика в олимпиаде по физической культуре – это индивидуальная работа учителя и ученика. И начинать надо с того, чтобы точно определить, кто из учащихся проявляет интерес именно к физической культуре. Это дополнительный стимул для ученика при подготовке к олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания по предмету, уточнить свой будущий выбор. Помнить, что участие в олимпиаде для учащегося – дело добровольное!