1. Как подготовить к ЕГЭ по английскому языку?
Прежде всего, нужно усвоить одно – чем раньше вы начнете готовиться, тем лучше. Даже если общий уровень владения английским хороший требуется как минимум год подготовки.
Каждый учитель должен определить для себя, с чего он начнет работу. Прежде чем приступить к подготовке к ЕГЭ, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми документами, как ученикам, так и учителю, при этом особое внимание стоит уделить новшествам, которые введены при сдаче ЕГЭ.
Следующий этап работы – это непосредственная подготовка к ЕГЭ. Не стоит начитать работу с натаскивания различных тестовых заданий. Для начала необходимо проверить уровень знаний учащихся, выявить их «слабые места» или возможные «пробелы» в знаниях. Это поможет вам в дальнейшем не терять времени при прорешивании различных КИМов по английскому языку. Перед тем как прорабатывать различные задания каждого раздела, необходимо ознакомиться с алгоритмом работы с каждым типом заданий, обратить внимание на типичные ошибки, которые допускаются экзаменуемыми, и предложить возможные стратегии работы.
В целом, можно сказать, что успешная сдача ЕГЭ по английскому обеспечивается следующими факторами:
хороший уровень владения английским языком;
владение стратегиями разного вида аудирования и чтения (понимание основного содержания, запрашиваемой информации и полного понимания);
знакомство с форматом экзамена;
тренировка всех аспектов в формате экзамена (контроль за временем, аудиозапись устных ответов с их последующим прослушиванием и анализом);
ознакомление с критериями оценивания заданий, объяснение предъявляемых требований.
Задания открытого типа с развёрнутыми ответами составляют чрезвычайно важную часть экзаменационной работы, так как именно в этих заданиях проверяются продуктивные умения и навыки. Они значительно увеличивают дифференцирующую способность контрольных измерительных материалов и тем самым помогают выявить выпускников и абитуриентов, имеющих наиболее высокий уровень языковой подготовки. Включение подобных заданий в структуру ЕГЭ делает совершенно безосновательными высказывания его критиков о возможности получения высоких результатов при механическом выполнении заданий методом случайного угадывания.
2. Письменная часть
Раздел «Письменная речь» КИМ ЕГЭ 2023 г. по иностранному языку включает два задания со свободно конструируемым ответом: задание 39 – электронное личное письмо и задание 40 – развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы. Оба задания, 39 и 40, базируются на тематике общения, составляющей основу школьной программы. Это социально-бытовая сфера (общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми); социально- культурная сфера (досуг молодежи; страны изучаемого языка; вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры); учебно-трудовая сфера (современный мир профессий, рынок труда; возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом; новые информационные технологии).
2.1 Задание 37
Работа над любым заданием открытого типа с развернутым ответом начинается с ознакомления с критериями и схемами оценивания, а также с дополнительными схемами оценивания соответствующих заданий.
Участнику экзамена дается фрагмент электронного письма от зарубежного друга (письмо-стимул) и предлагается написать ответное электронное письмо, в котором требуется дать полные и точные ответы на три вопроса и задать три вопроса другу.
В ответе на это задание важно соблюсти логику обмена информацией, соответствие вопросов и ответов, продемонстрировать владение нормами вежливости, принятыми для письменного общения на изучаемом языке в электронной переписке, не допустить нарушений стиля и языковой нормы.
В связи с изменением формата письма с личного на электронное не указываются адрес и дата.
Кратко обозначим структуру и содержание электронного личного письма:
обращение/приветствие/приветствие с обращением (слева, на отдельной строке):
1. Dear Kevin,
2. Hello Kevin, / Hello, Kevin,
3. Hi Kevin, / Hi, Kevin,
4. Kevin,
5. Hi,
6. Hi!
7. Hello again!
8. Hi there!
благодарность за полученное письмо или/и выражение радости о получении нового письма (начало письма, отдельный абзац):
Thanks for your recent email.
Thanks for your message.
Thanks for writing to me.
Great to hear from you.
I was very glad to hear from you (again).
I’m always glad to get messages from you.
Thanks for your message. I was very glad to hear from you.
Thanks for writing to me. Great to hear from you.
Желательно, чтобы фраза была написана на отдельной строке, но не считается ошибкой, если она примыкает к фразе, объясняющей, почему автор заканчивает письмо (эта фраза необязательна, но допустима). Эти 2–3 фразы образуют отдельный абзац. Отметим, что фразы “I will write you soon”, “See you soon” являются обещанием автора письма, а не выражением надежды на то, что друг вскоре ответит ему и не принимаются в качестве таковых.
сообщение: ответы на вопросы зарубежного друга (отдельный абзац);
запрос информации: постановка вопросов в соответствии с заданием (отдельный абзац);
выражение надежды на дальнейшие контакты (перед завершающей фразой);
Write back soon.
Hope to hear from you soon.
Please, write to me soon.
Drop me a line.
завершающая фраза (неофициальный стиль, на отдельной строке):
Best wishes,
All the best,
With love,
Yours,
подпись автора (неофициальный стиль, только имя, на отдельной строке).
В целом, шаблон ответа задания 39 выглядит следующим образом:
Dear Ann,
Thanks for your message. I was very glad to hear from you.
In your email you asked me about…….. Well, ………….(ответы на вопросы)
…………..
…………..
………..
I am glad that ….. (ссылка на письмо-стимул). Вопросы другу.
I’m sorry I have to go now. Hope to hear from you soon.
Best wishes,
Masha
В процессе обучения следует обращать внимание школьников на особенности неофициального стиля: использование кратких (стяжённых) глагольных форм, использование разговорной лексики и различного рода сокращений, но, учитывая базовый уровень сложности задания, допускается использование полных форм глагола, нейтральной и даже официальной лексики и отсутствие сокращений.
Стиль электронного письма отличается от стиля традиционного «бумажного» письма большей близостью к разговорной речи. Так, использование разговорных грамматических форм в электронном письме не считается ошибкой, например: gonna – going to; wanna – want to. Вместе с тем обучающихся следует предостеречь от использования сниженно-разговорного стиля (highly colloquial) или сленга (slang).
Следует также иметь в виду, что использование традиционных и общепринятых для электронной среды акронимов, аббревиатур, сокращений допускается в электронном письме, однако специально обучать им школьников не стоит. Приведём список наиболее частотных единиц:
1. ASAP: as soon as possible
2. B4: before
3. BBFN: bye bye for now
4. BFN: bye for now
5. BTW: by the way
6. CM: call me
7. Cos – because
8. CUL8R: see you later
9. DUR?: Do you remember?
10. F2f: face-to-face
11. 4ever: forever
12. HTH: hope that helps
13. IDK: I don’t know
14. IMO: in my opinion
15. IMHO: in my humble opinion
16. IOW: in other words
17. J4F: just for fun
18. JK: just kidding
19. LMK: let me know
20. LOL: laughing out loud
Особую трудность для экзаменуемых представляет запрос информации в соответствии с коммуникативной задачей – вопросы другу по переписке. Типичными ошибками выпускников чаще всего являются неумение задать точный вопрос, соответствующий теме, либо развернуть вопрос, поэтому особое внимание нужно уделить отработке этого умения.
2.2 Задание 38
Задание 40 проверяет умение строить развернутое высказывание-рассуждение в соответствии с коммуникативной задачей и в заданном объеме. Предлагается следующая коммуникативная ситуация: участник экзамена выполняет проектную работу на указанную тему, он нашел статистические данные социального опроса в Зеландии по некой теме и должен их прокомментировать, привести свои рассуждения по теме проекта и выразить свое мнение по указанной проблематике. Задание альтернативное, есть возможность выбрать любую из двух предложенных тем, причем одна тема строится на таблице, другая – на диаграмме.
Во вступлении участник экзамена должен написать, что выполняет проектную работу, указать ее тему и/или цель, указать, что он нашел статистические данные по теме и собирается их описать. Во вступление могут быть также включены фразы о важности обсуждаемой темы.
Вступление является неточным /неполным, если участник ЕГЭ:
пишет, что это он сам провел опрос/собрал сведения;
пишет, что сам составил таблицу/диаграмму;
не упоминает или искажает детали опроса (страна, круг респондентов);
не указывает, что он сам работает над проектом (нужно «я», а не «мы»).
Если автор использует слово «диаграмма» вместо «таблица» или наоборот, то это считается фактической ошибкой.
Если автор во вступлении вообще не упоминает проект, то аспект считается невыполненным.
Во 2 абзаце участник экзамена должен описать 2-3 факта из данных в таблице/диаграмме с указанием цифр. Важно, чтобы автор ссылался на используемую им таблицу/диаграмму и было понятно, откуда берутся приводимые факты и цифры. Согласно инструкции числительные надо писать цифрами, а не словами.
Данный аспект считается нераскрытым, если:
автор не дает никаких числовых показателей, написанных цифрами или словами типа «половина», «треть», «почти четверть»
автор не приводит ни одной цифры, а дает только словесное описание (the majority, the least, many respondents, etc.)
Данный аспект считается неполным, если:
автор приводит один факт с цифрой, а второй факт не приводит.
В 3 абзаце, согласно плану, автору необходимо провести сравнение данных из таблицы/диаграммы. Сравнение предполагает использование либо синтаксических сравнительных конструкций (…… while……; …….whereas…… или twice as many, etc), либо сравнительной и превосходной степени прилагательных и слов, обозначающих количество (quantifiers). К проводимому сравнению автор обязан дать некий комментарий.
В 4 абзаце, согласно плану, участник экзамена должен обозначить возможную проблему, связанную с темой проектной работы, и предложить ее решение. Проблема должна быть реальной, логичной, а ее решение не должно быть абсурдным.
В заключении автор должен эксплицитно выразить свое мнение: «Я считаю/ Я думаю/ По моему мнению….» и объяснить его.
3. Устная часть
3.1 Задание 1
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера
Task 1. Imagine that you are preparing a project with your friend. You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend. You have 1.5 minutes to read the text silently, then be ready to read it out aloud. You will not have more than 1.5 minutes to read it.
It is very difficult to say when the picture postcards originated. The evolution of the picture postcard reflects the history of the post service in the world. It is also connected with innovations in printing and photography. We may say the history of the picture postcard started with the postal reform in the UK in the 19th century. This reform made the cost of domestic mail delivery very cheap. The person who wanted to send the mail had to pay for it. A stamp was a way to show that you paid for your mail. Sending mail became popular. People were interested in nice paper and envelopes for their letters. That was the time when a scientist from Austria offered to make cards for sending short messages. Everybody liked the idea very much. The first postcards had very simple designs, but now you can buy beautiful cards with various pictures on them.
Практика отработки чтения вслух с учениками:
выбрать текст (озвученный)
прослушать текст
разобрать сложные слова
Ищем подходящий по размеру отрывок.
отметить смысловые паузы вертикальными черточками
отметить слова, несущие смысл
прослушать отрывок еще раз и повторить за диктором
прочитать текст
Участники ЕГЭ при выполнении задания 1 допускают следующие типичные ошибки:
делают грубые фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания;
неправильно ставят ударение в словах, состоящих из нескольких слогов;
неправильно ставят ударение в сложных словах, имеющих два корня, например: foreground, airborne;
пропускают слова и строчки;
неправильно расставляют фразовое ударение;
не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как не понимают структуры предложения;
не умеют читать синтагмы с перечислением;
неправильно произносят разные коммуникативные типы предложений.
3.2 Задание 2
Задание 2 базового уровня сложности проверяет умение создавать условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (задавать вопросы).
Task 2. Study the advertisement.
The best bicycle trip!
You are considering going on a bicycle trip and now you’d like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask four direct questions to find out about the following:
1) minimum age;
2) duration of the trip;
3) number of people in the group;
4) accommodation for the night.
Учащиеся должны задать 4 прямых вопроса. Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке. Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания). Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me?..”, принимается только, если за ним следует полный/развёрнутый косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т.е. “Could you tell me where the hotel is situated?” В этом случае мы рассматриваем “Could you tell me?..” как прямой вопрос «Не могли бы вы сказать?..» Владение грамматической нормой экзаменуемый демонстрирует, используя в продолжение прямого вопроса придаточное (косвенный вопрос).
Наиболее типичные ошибки – коммуникативное задание не понято, вместо вопросов экзаменуемый создает монологическое высказывание; вопросы заданы не по всем указанным в задании пунктам; порядок слов прямого вопроса не соблюдается; интонация не соответствует выбранному типу вопроса. Экзаменуемые иногда произносят один и тот же вопрос с разной грамматической структурой, надеясь, что один из предложенных вариантов – правильный. В этом случае оценивается последний произнесённый учащимся вопрос, не имеет значения, правильный он или неправильный. Иногда задаются бессмысленные вопросы, например: “How much is the price?”, “Where is the location?”, “How long are the opening hours?”
Ещё одной довольно частой ошибкой в задании 2 является использование местоимения it в первом вопросе вместо названия предмета/задания и т.д., так что непонятно, о чём идёт речь. Например, в первом пункте давалось слово ‘location’. Необходимо было спросить, где находится турагентство. Школьники спрашивали: “Where is it located?”, в то время как нужно было спросить: “Where is your agency located?” Последующие вопросы могут содержать местоимение it, если вопросы относятся к той же организации, тому же месту или предмету. В случае, если в задании 2 вместо постановки первого вопроса первые 20 секунд, отведённые на первый вопрос, участник экзамена молчит, в следующие 20 секунд, на втором слайде, задаёт сразу первый и второй вопрос, то эти вопросы принимаются, если они правильно сформулированы с точки зрения коммуникации и языкового оформления. Если задается вопрос “Where is your cinema?” к опорному слово “location”, то мы его принимаем так как он имеет правильную грамматическую форму вопроса и уместен по коммуникативной ситуации. Однако в обучении мы все-таки настраиваем участников экзамена на то, чтобы глагол в вопросе прозвучал: “Where is your cinema located/situated?”
3.3 Задание 3
Задание 3 базового уровня сложности проверяет умение создавать условный диалог-интервью (отвечать на вопросы интервьюера);
You are going to give an interview. You have to answer five questions. Give full answers to the questions (2–3 sentences). Remember that you have 40 seconds to answer each question.
Interviewer: Hello everybody! It’s Teenagers Round the World Channel. Our guest today is a teenager from Russia and we are going to discuss summer holidays. We’d like to know our guest’s point of view on this issue. Please answer five questions. So, let’s get started.
Interviewer: What part of Russia do you live in? What’s the weather like in summer there?
Student: _________________________
Interviewer: What else would you like our listeners to know about your region?
Student: _________________________
Interviewer: What can you tell us about your family?
Student: _________________________
Interviewer: How did you spend your summer holidays when you were a kid?
Student: _________________________
Interviewer: How would you like to spend your summer holidays in 10 years?
Student: _________________________
Interviewer: Thank you very much for your interview.
Под полным и точным ответом подразумевается развернутый, точный ответ на запрос информации, соответствующий коммуникативной установке и данный в нескольких фразах (минимум 2).
В случае, если запрос информации включает 2 вопроса, то полным будет считаться ответ, в котором сообщена точная информация по этим двум вопросам. В случае, если запрос информации включает why, то полным будет считаться ответ, в котором дана аргументация и выражено свое отношение к предмету речи. Неточный ответ характеризируется несоответствием содержания коммуникативной задаче.
3.4 Задание 4
Задание 4 высокого уровня сложности проверяет умение создавать связное тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения – обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта.
Task 4. Imagine that you and your friend are doing a school project “Shopping”. You have found some illustrations and want to share the news. Leave a voice message to your friend. In 2.5 minutes be ready to:
• explain the choice of the illustrations for the project by briefly describing
them and noting the differences;
• mention the advantages (1–2) of the two types of shopping;
• mention the disadvantages (1–2) of the two types of shopping;
• express your opinion on the subject of the project – which way of shopping
you prefer and why.
You will speak for not more than 3 minutes (12–15 sentences).
You have to talk continuously.