Автор: Брагина Яна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 9
Подпрограмма
экологического воспитания школьников «ЭКОЛАЙН»
«Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно»
Зейме Иоганн Готфрид
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология — это не просто наука, это новое мировоззрение. Экология, определение её как науки, включает изучение изменений, происходящих в окружающей среде и последствия, которые они будут иметь для экосистемы любого масштаба в целом.
Человек — не главное действующее лицо, а лишь разумная часть природы. Необходимо об этом помнить! История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из основополагающих факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Наша основная задача помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми обитателями. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может.
Экологическое образование и воспитание учащихся – веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими знаниями, ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определённые экологические представления, будут бережно относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребёнка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание и образование;
средства массовой информации.
Цель подпрограммы:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
Обучающие:
дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научить применять на практике полученные знания;
помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень детей и подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.
Воспитывающие:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения не только к людям, но и ко всему живому;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Подходы к экологизации образования:
Естественнонаучный — обучение через знания по предметам: окружающий мир, география, биология, химия, физика.
Натуралистический — изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
Этический — пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
Этнический — стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке — обращение к культуре индейцев, в России — древних славян).
Гуманистический — решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно — деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:
-
Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разного возраста, необходимых для индивидуального личностного развития каждого, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек для птиц);
По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
По улучшению природной среды (где бы ты не находился – нигде не мусори!);
По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с учащимися, родителями, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на уроках технологии, на внеурочных занятиях, в летнем пришкольном лагере);
Озеленение территории школы, классных комнат.
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в нашем основном общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV классы) и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учётом возрастных особенностей учащихся.
начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися — это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
основная школа (V- IX классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы).
Планирование работы подпрограммы «ЭКОЛАЙН»
для основной школы
| Младший школьник (1-4 классы) | Подросток (5—7 классы) | Старшеклассник (8—9 классы) | ||
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально- нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. | ||
Общешколь- ные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности; природоохранительные акции «День тигра», «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зелёная красавица», «Чистый школьный двор», «Чистый берег» Тематические праздники «День птиц», «День воды», «День Земли» Конкурс экологических сказок и агитбригад | ||||
Формы работы с классом | Общение с природой. Работа над экологическими проектами. «Красная книга – сигнал опасности»; «Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Еврейской автономной области»; Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков. | ||||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Внеурочная деятельность, кружки, посещение визит-центра заповедника «Бастак». | Выходы в природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. Знакомство с птицами области. | Экологический мониторинг. Научно- исследовательская и проектная деятельность. Выступления с сообщениями перед учениками начальной школы | |||
Экологичес кие игры | Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. Игры и викторины экологической направленности в летнем оздоровительном лагере | Викторина «Знатоки природы». Экологические КВНы: Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. | ||
Экологичес кие проекты | Разведка прекрасного и удивительного. Зелёный класс. «Жалобная книга» природы. «Сохраним кедр – хлебное дерево Дальнего Востока!» | Экологическая почта. Не проходите мимо! Школьный дворик. Редкие и исчезающие животные области. | Экологический паспорт города. Экология реки Бира. Разработка экологических троп. | ||
Классные часы, беседы | «Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?», «Звери, птицы, лес и я — вместе дружная семья», «Полезны солнце, воздух и вода — прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы — твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга ЕАО», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». | ||
Выработан ные со временем заповеди | Вылечи встреченное раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай её богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озёр, колодцев и родников, помни — придётся и тебе воды напиться! Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. Не отнимай у матерей детёнышей диких животных! | ||||
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Библиография:
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. -1998 № 6. С. 63
Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. — 1998. №6. С. 13-14.
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. — № 4, 2009 – с. 6 – 10
- Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. — 1998. №6. С. 125-127.
Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико-ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003 – 262 с.
Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. — 1987.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: «Новая школа», 1994.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000
-
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2009 – 158 с.