Подпрограмма экологического воспитания школьников «ЭКОЛАЙН»




Автор: Брагина Яна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 9

Подпрограмма

экологического воспитания школьников «ЭКОЛАЙН»

«Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно»

Зейме Иоганн Готфрид

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология — это не просто наука, это новое мировоззрение. Экология, определение её как науки, включает изучение изменений, происходящих в окружающей среде и последствия, которые они будут иметь для экосистемы любого масштаба в целом.

Человек — не главное действующее лицо, а лишь разумная часть природы. Необходимо об этом помнить! История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из основополагающих факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Наша основная задача помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми обитателями. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может.

Экологическое образование и воспитание учащихся – веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими знаниями, ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определённые экологические представления, будут бережно относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребёнка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;

  • школьное экологическое воспитание и образование;

  • средства массовой информации.

Цель подпрограммы:

Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.

Задачи:

Обучающие:

  • дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научить применять на практике полученные знания;

  • помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень детей и подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

  • Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.

Воспитывающие:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения не только к людям, но и ко всему живому;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

  • воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

  • воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Подходы к экологизации образования:

  • Естественнонаучный — обучение через знания по предметам: окружающий мир, география, биология, химия, физика.

  • Натуралистический — изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

  • Этический — пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

  • Этнический — стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке — обращение к культуре индейцев, в России — древних славян).

  • Гуманистический — решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно — деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:

  • Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.

  • Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разного возраста, необходимых для индивидуального личностного развития каждого, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

  • Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.

  • Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.

Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:

  1. По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек для птиц);

  2. По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;

  3. По улучшению природной среды (где бы ты не находился – нигде не мусори!);

  4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с учащимися, родителями, изготовление плакатов, листовок, буклетов);

  5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на уроках технологии, на внеурочных занятиях, в летнем пришкольном лагере);

  6. Озеленение территории школы, классных комнат.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в нашем основном общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV классы) и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учётом возрастных особенностей учащихся.

начальная школа (I-IV классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися — это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

основная школа (V- IX классы):

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы).

Планирование работы подпрограммы «ЭКОЛАЙН»

для основной школы

 

Младший школь­ник

(1-4 классы)

Подросток

(5—7 классы)

Старшеклассник

(8—9 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически це­лесообразного поведения как показателя духовного разви­тия личности

Задачи:

Формировать пред­ставление о приро­де как среде жизне­деятельности чело­века. Развивать эмоционально- нравственное от­ношение к окру­жающей среде. Воспитывать эсте­тическое отноше­ние к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять ак­тивность в ре­шении экологи­ческих проблем. Формировать познавательные, практические и творческие уме­ния экологиче­ского характера.

Становление эко­логической ответ­ственности как ос­новной черты личности на осно­ве системных зна­ний об экологиче­ских проблемах современности и возможности ус­тойчивого разви­тия современной цивилизации.

Общешколь- ные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасно­сти;

природоохранительные акции «День тигра», «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зелёная красавица», «Чис­тый школьный двор», «Чистый берег»

Тематические праздники «День птиц», «День воды», «День Земли»

Конкурс экологических сказок и агитбригад

Формы работы с классом

Общение с природой. Работа над экологическими проектами. «Красная книга – сигнал опасности»; «Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Еврейской автономной области»; Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.

Наблюдения за жизнью природы (календарь приро­ды, народные при­меты). Посвящение в друзей природы. Внеурочная деятельность, кружки, посещение визит-центра заповедника «Бастак».

Выходы в при­роду с маршрутными наблюде­ниями. Обследование флоры и фауны местной терри­тории. Знакомство с птицами области.

Экологический мониторинг. Научно- исследовательская и проектная деятельность.

Выступления с сообщениями перед учениками начальной школы

 

Экологичес кие игры

Загадки природы. Осторожно, их ма­ло! Почемучкина поляна. Лесная ап­тека. Игры и викторины экологической направленности в летнем оздоровительном лагере

Викторина «Знатоки приро­ды».

Экологические КВНы: Путешест­вие в

мир при­роды. Знакомые

незнакомцы. Поиск наруши­телей природы.

Экологический КВН.

 

Экологичес

кие проекты

Разведка прекрас­ного и удивитель­ного. Зелёный класс. «Жалобная книга» природы.

«Сохраним кедр – хлебное дерево Дальнего Востока!»

Экологическая почта.

Не про­ходите мимо! Школьный дво­рик.

Редкие и исчезающие животные области.

Экологический паспорт города. Экология реки Бира. Разработка экологических троп.

 

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?», «Звери, птицы, лес и я — вместе дружная се­мья», «Полезны солнце, воздух и вода — прекрасна вся моя Земля».

«Охрана приро­ды — твоя обя­занность», «Эта хрупкая плане­та», «Страницы любопытных фактов», «При­рода родного края», «Красная книга ЕАО», «Деревья разные бывают», «Па­мятники живот­ным».

«Природа в произ­ведениях искусст­ва», «Человек есть существо природ­ное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

 

Выработан ные со временем заповеди

Вылечи встреченное раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай её богатст­ва. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озёр, колодцев и родников, помни — придётся и тебе воды на­питься! Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. Не отнимай у матерей детёнышей диких животных!

 

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и спосо­бов выхода из них. Активное отношение учащихся к за­щите прав людей на качество среды обитания, рост их са­мостоятельных инициатив.

Библиография:

  1. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. -1998 № 6. С. 63

  2. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. — 1998. №6. С. 13-14.

  3. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. — № 4, 2009 – с. 6 – 10

  4. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. — 1998. №6. С. 125-127.
  5. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико-ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.

  6. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003 – 262 с.

  7. Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. — 1987.

  8. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: «Новая школа», 1994.

  9. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000

  10. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2009 – 158 с.