Содержимое
Может ли растение дышать?
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
‒ Как вы думаете, дышат ли растения? Как доказать, что дышат? Как дышит человек? Куда поступает воздух вначале? А потом? Значит, при дыхании растения воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Вдыхают и выдыхают через трубочку. ‒ Замажьте отверстие вазелином. Почему вы сейчас не можете дышать?
Вывод: вазелин не пропускает воздух.
Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Что проверить это, смазывают одну сторону листочка вазелином, на другом листе – другую сторону. В течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Есть ли у растений органы дыхания?
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материал: Прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
‒ Как вы думаете, проходит ли воздух через листья внутрь растения? Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду.
‒ Что вы наблюдаете? Откуда выделяется пузырьки? Есть воздух в стебле?
Взрослый проводит опыт «Сквозь лист»:
1. наливают в бутылку воды, оставив её незаполненной на 2-З см;
2. вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
3. здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином:
4. встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.
‒ Что выходит из погруженного в воду конца стебля?
Вывод: воздух через лист проходит в стебель, т. к. видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Что выделяет растение?
Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материал: Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
‒ Почему в лесу так приятно дышать? Кто из вас знает, что выделяют растения для дыхания человека?
Опыт: помешают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой горшочек с растением (в 5-ти литровую банку). Ставят в тёплое, светлое место.
‒ Как вы думаете, если растение даёт кислород, то его в банке должно стать больше или меньше? Почему? Через 1-2 суток: ‒ как можно узнать, накопился ли в банке кислород? Кислород горит.
‒ Что произошло с лучиной, когда мы её внесли в банку? Почему она ярко вспыхнула? Что это загорелось в банке?
Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.
Тема: «Твердый — мягкий» (младший дошкольный возраст).
Программное содержание:
Развивать у детей умение на ощупь определять твердость и мягкость. Познакомить с различными звучанием мягких и твердых предметов. Закрепить знание детей о цвете. Продолжать совершенствовать умение направлять воздушную струю (при сдувании). Воспитывать интерес у детей к самостоятельному проведению исследований.
Словарная работа: мягкий, твердый; звук: сильный, звонкий, громкий; деревянный кубик.
Предварительная работа: Знакомство с пластилином. Игры в кубики, резиновые игрушки. Игры ватными комочками на развитие дыхания: «Прогоним курочек, скажем «кыш».
Материал и оборудование: Кукла, «ящик ощущений» (представляющий собой обклеенную коробку), на каждого ребенка: по кусочку пластилина, по камешку, по деревянному кубику, по комочку ваты; игрушки из резины, дерева, меха.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: – Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Катя. Мы с Катей приготовили для вас сюрприз. Вы любите сюрпризы? (да). Ну, тогда посмотрим, что же в нашей «волшебной коробке» («коробочка ощущений»). (Дети отгадывают).
Дети: – Это пластилин.
Воспитатель: – Да, ребята, это пластилин. Какого он цвета? Какой пластилин? (Выслушивает ответы детей). Он легко мнется? (Да). Значит он какой? (Мягкий). От него легко оторвать, отломить кусочек. Попробуйте, у вас получается?
Воспитатель: А теперь мы с вами возьмем по камешку, попробуйте помять камень, он мнется? (Нет). Значит он какой? (Твердый).
Воспитатель: – Послушайте, я постучу камнем по столу. Вот какой сильный, громкий, звонкий звук. А теперь я постучу пластилином. Звук слабый, его почти не слышно, только вот кусочек пластилина помялся. Попробуйте теперь вы его помять, ребята, постучать. Какой был звук, когда вы стучали камнем? (Звонкий, сильный). А теперь постучите пластилином. Какой звук? (Тихий, слабый, его почти не слышно).
Воспитатель: Возьмите кубики, которые лежат на вашей тарелочке. Саша, какого цвета твой кубик? А у тебя, Миша? (Выслушивает ответы детей). Из чего сделан кубик? (Из дерева). Верно, он деревянный, давайте попробуем смять кубик, можно его помять? (Нет). Он тоже твердый.
2 часть: (Воспитатель приглашает детей поиграть на коврике вместе с куклой Катей. Раздает детям по кусочку ваты.):
– Посмотрите, ребята, что за пушистые комочки у вас в ладошках? (Вата). Верно, вата. Какого она цвета? (Белая). Ее можно мять? (Да). А дуть на нее можно? (Да). Подуем на ватку, еще подуем, что с ней происходит? (Она улетает). Вата легкая, мы на нее дуем, она улетает. Какая вата? (Легкая). Давайте с вами покажем, как летает кусочек ваты: он плавно кружится в воздухе (Имитируют движение). А теперь плавно покружимся вокруг себя.
(Воспитатель вместе с куклой Катей приглашают детей сесть за столы).
Воспитатель: Давайте попробуем постучать кубиком по столу. Какой мы слышим звук? (Сильный, громкий). Да, правильно, кубик твердый, он не мнется и может издавать сильный, громкий звук.
Воспитатель: А теперь попробуйте постучать ваткой. Слышите какой-нибудь звук? (Нет). Звука нет, потому что вата мягкая.
3 часть:
Воспитатель: Пока мы с вами играли, кукла Катя в волшебную коробочку («ящик ощущений») спрятала различные игрушки. Давайте попробуем определить на ощупь, мягкие они или твердые. Хотите поиграть с куклой Катей? (Да) Дети по очереди засовывают руки в коробку, находят в ящике игрушку и определяют на ощупь, твердая она или мягкая.
В конце занятия кукла Катя хвалит детей и дарит им пластилин, из которого предлагает вылепить из этого кусочка пластилина подарок для куклы Кати.
МЛАДШАЯ ГРУППА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Вода.
«Узнаем, какая вода».
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Материалы: три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, третья с окрашенной водой, стаканчики для детей.
Воспитатель показывает три закрытые ёмкости и предлагает угадать, что в них. дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а две ‒ тяжёлые. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой ёмкости ничего нет, во второй ‒ вода, а в третьей ‒ чай.
‒ Как вы догадались, что находится в ёмкостях?
Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
Воздух.
Что в пакете?
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.
‒ Что находится в пакете?
Отвернувшись от детей, взрослый набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет.
‒ Посмотрите, когда я открыла пакет, тот перестал быть упругим. В пакете был воздух.
‒ Почему кажется, что пакет пустой?
‒ Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий. Игры с шариками, надувными игрушками.
Игры с соломинкой.
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материалы: трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Дети рассматривают трубочки
‒ Для чего в трубочках отверстия? (Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают)
‒ Подуйте в трубочку и подставьте ладошку под струю воздуха.
‒ Что вы почувствовали, когда дули?
‒ Откуда появился ветерок? Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
‒ Воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду.
‒ Что вы увидели? Откуда появились пузырьки? Куда они исчезли?
Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Цель: закрепить знания о том, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материалы: воздушные шарики, ёмкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо мягкий, другой надут сильно – упругий).
Рассматривают два воздушных шара. Дети играют с тем и другим И выясняют, с каким удобнее играть и почему (С тем, который больше надут, т. к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.)
Обсуждаем причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой ‒ мягкий.
‒ Что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть?
‒ Что находится внутри шарика?
‒ Откуда воздух берётся? (Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха)
‒ Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают). Организуются игры со вторым шариком: надувают его, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим.
Надувание мыльных пузырей.
Цель: научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материалы: поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в ёмкости.
Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладёт в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под неё пузырь. На тарелке должен оставаться предмет под мыльным колпаком.
‒ Как получается пузырь?
‒ Попробуйте сами надуть пузырь?
‒ Почему увеличился в размере пузырь?
‒ Откуда взялся воздух?
‒ Почему одни пузыри маленькие, а другие большие?
Ветер по морю гуляет.
Цель: обнаружить воздух.
Материалы: таз с водой, модель парусника.
Воспитатель опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника.
‒ Почему плывёт лодочка?
‒ Что её толкает?
‒ Откуда берётся ветер-воздух?
Проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывёт до другого края».
‒ Как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл?
‒ Почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус? (Пузырьки образуются, если вдувать воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
Экспериментальная деятельность в группе младшего возраста БЛОК «ВОДА»
Программное содержание:
• Закреплять первоначальные представления об объектах неживой природы, в частности, о воде (мокрая, холодная, тёплая; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются);
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, развивать любознательность, учить наблюдать, запоминать, сравнивать и экспериментировать;
• Использовать игры с водой для закаливания ребёнка, подчёркивать целительные свойства воды, использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, подчёркивающие её значимость для всего живого.
«Водичка: буль-буль!»
Цель: Создать условия малышам для изучения свойств воды (мокрая, тёплая, льётся, журчит). Учить играть дружно.
Материал: Кукла Катя, таз с водой, лейка, ковшик, магнитофон с записью журчания воды, полотенце.
Ход:
‒ Ребята, что вы слышите? (включить музыкальное сопровождение) Это льётся вода. Послушайте, как шумит водичка (музыка затихает).
‒ А где живёт у нас водичка? Правильно, в кране. Пойдёмте, покажем нашей кукле Кате, где живёт водичка. Саша, что надо сделать, чтобы побежала водичка из крана? (надо его открыть). Богдан, открой кран. Что сделал Богдан? Что побежало из крана? Давайте посмотрим и послушаем, как водичка льётся и журчит.
‒ Как водичка журчит? Правильно, буль-буль.
Наша Катя приглашает вас поиграть с водичкой в группе. Где же у нас в группе водичка? Вот она – в тазике. Потрогайте руками водичку. Какая она? (тёплая, мокрая) Ярослава, какая водичка? Тёплая, мокрая.
‒ А ещё Катя принесла ковшик и лейку и предлагает послушать, как льётся вода из ковшика и из лейки.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода!
Буль-буль-буль! –
Журчит водица.
С-с-с — она свистит, поёт
И струйкой из лейки льёт.
(зачерпнуть воду ковшиком, вылить из него воду, дети слушают)
‒ Как водичка льётся? (Буль-буль)
‒ Возьмите в руки ковшики, зачерпните сами и вылейте воду. Как журчит водичка?
‒ А сейчас возьмём лейку и польём из неё. Рената, возьми лейку, полей из неё. Как поёт водичка? (С-с-с). Богдан, возьми ковшик и полей из него. Послушай, как разговаривает водичка. Буль-буль.
‒ Давайте кукле Кате скажем спасибо за такую интересную игру.
‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? Мокрые. Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце).
«Наливаем — выливаем»
Цель: Учить переливать воду из одной ёмкости в другую, играть дружно.
Материал: Тазик с водой, детская посуда для игр с водой, игрушечный зайчик, ковшик, тихая музыка, полотенце.
Ход:
Звучит тихая, приятная музыка.
‒ В гости к нам пришёл зайчик, он приглашает всех поиграть с водичкой.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Будешь струйкой литься!
‒ Посмотрите, что сделал зайка? Что взял зайка? Куда он вылил водичку? Зайка взял ковшик, зачерпнул водичку и вылил её в пустую ванночку. Как журчит водичка? (Буль-буль). Чем зайка зачерпнул водичку? Ковшиком. Олеся, возьми ковшик и зачерпни водичку. А теперь вылей в ванночку. Олеся, что ты зачерпнула в ковшик? Куда ты вылила водичку?
‒ Ребята, возьмите чашечки и перелейте водичку. Дети играют с водой.
‒ Как журчит водичка?
‒ Вам понравилось играть с водичкой? Интересно было?
‒ Кто нас пригласил поиграть с водичкой? Давайте зайке скажем спасибо.
‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? (Мокрые) Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце)
«Водичка — водичка»
Цель: Закрепить первоначальные свойства воды, развивать любознательность. Учить запоминать и сравнивать.
Материал: Иллюстрация к потешке «Водичка-водичка», резиновая кукла, тазики с холодной и тёплой водой, лейка, графин с кипяченой водой, стаканчики.
Ход:
Рассмотреть картинку, на которой изображена умывающая девочка.
‒ Кто изображён на картинке? Что она делает?
Прочитать потешку «Водичка-водичка», имитируя текст показом действий.
‒ Давайте и мы умоем нашу куклу. Чем мы будем мыть куклу?
‒ Посмотрите, у нас стоит два тазика на столе. Что налито в тазиках? Богдан, какого цвета этот тазик? Потрогай, какая вода на ощупь в синем тазике?
‒ Саша, а какого цвета этот тазик? Потрогай, какая вода на ощупь в красном тазике? Тёплая.
‒ В какой водичке мы будем купать нашу куклу: в тёплой или холодной? (В тёплой водичке, в холодной она замёрзнет и заболеет)
Медленно поливать куклу водичкой, давая малышам, возможность почувствовать значение слов «вода течёт, журчит, булькает…»
‒ Какой водичкой мы мыли куклу? Какую песенку пела водичка?
‒ А ещё нам водичка нужна для того, чтобы её пить. Вы любите пить водичку?
Разлить воду по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Вместе с детьми выпить воду.
«Игра с водой»
Цель: Развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений, словом побуждать детей к разнообразным действиям, понимать и использовать мимику.
Развивать активную речь: учить повторять звукоподражательные слова («кря-кря»), заменять облегчённые слова правильными («уточка»), побуждать повторять слова «тёплая», «холодная».
Материал: 2 тазика с холодной и горячей водой, резиновые или пластмассовые уточки по числу детей.
Ход:
‒ Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Кто это? Это уточка! Посмотрите, какой у неё клювик, хвостик, крылышки.
‒ Богдан, покажи где у твоей уточки клювик? Саша, а где у твоей уточки хвостик? Олеся, а где крылышки у твоей уточки?
‒ А как уточка крякает? Саша, как у нас уточка крякает? Богдан, как у нас уточка крякает?
‒ Наша уточка любит плавать. А чтобы она плавала, нам нужна водичка. Вот у нас 2 тазика, сейчас мы нальём в них воды. Смотрите, как она льётся. А теперь, Саша, потрогай водичку. Здесь она какая? Холодная. Использовать соответствующую мимику в сопровождении с междометием «ой», побуждать детей повторить.
‒ А теперь потрогай воду в этом тазике. Здесь вода какая? (Тёплая)
Поменять мимику и использовать другое междометие.
‒ Наша уточка любит купаться в тёплой воде, в холодной она замёрзнет. В какой воде любит купаться уточка? Смотрите, уточка купается, водичка плещется.
Предложить детям воспроизвести всплеск, показывая как это сделать.
‒ Смотрите, уточка умывается. Какой водичкой? Наша уточка и умылась и покупалась. Теперь она чистенькая полетит к маме.
«Какого цвета водичка?»
Цель: Познакомить с приёмом окрашивания воды.
Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики с водой, белая бумага, кисть.
Ход:
‒ Ребята, у меня есть краски, давайте посмотрим какого они цвета?
‒ Какого цвета эта краска? (Красная). Нарисовать цветочек.
‒ Какого цвета цветочек? Зелёным нарисовать травку, жёлтым ‒ солнышко, синим ‒ тучку с дождиком.
Предложить каждому ребёнку отдельную краску, листок и кисточку, дать возможность самостоятельно оставить след от краски на бумаге.
‒ Какого цвета краска у тебя, Саша? Альбина, а у тебя какого цвета краска?
‒ А теперь, Ярослава, помой свою кисточку в стаканчике с водой.
‒ Что делает Ярослава? Посмотрите, от краски вода стала цветной. Значит, воду можно окрасить. Какого цвета стала вода?
Предложить сделать то же самое с другими красками.
‒ Какой стала водичка в стаканчиках? Цветной. Мы её окрасили красками.
«Какие предметы держатся на воде?»
Цель: Дать первоначальные свойства лёгких и тяжёлых предметов, совершенствовать навыки экспериментирования.
Материал: Таз с водой, камень, пёрышко, бумажный кораблик на каждого ребёнка, веточка, корзинка.
Ход:
Игра «Шагают наши ножки»
‒ Что мы с вами встретили на нашей дорожке? (Камушки). Потрогайте их. Они гладенькие, большие и маленькие. Давайте их возьмём с собой? Собрать камушки в корзинку.
‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке… (Подойти к макету дерева).
‒ Посмотрите, что лежит на нашей дорожке? Это веточка от дерева. Возьмём её с собой?
‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке. Смотрите, птички пролетают, свои пёрышки нам бросают. Саша, что ты нашёл на дорожке? Кто подарил тебе пёрышко? Посмотрите, какое оно пушистое, лёгкое, мягкое. Пощекотать детей пёрышком по щёчкам, шейке.
‒ Вот и пришли мы с вами к столику, что стоит на столике? Что налито в тазике? Поиграем с водичкой?
‒ Давайте опустим веточку в тазик? Что делает веточка? Она плавает, веточка лёгкая и поэтому держится на воде плавает.
‒ Саша, опусти камушек в водичку, пусть он тоже поплавает. Посмотрите, наш камушек утонул. Альбина, что сделал камушек? Саша, плавает твой камушек? Нет. Он тяжёлый, поэтому камушек не плавает, а тонет.
‒ Богдан, какой камушек: лёгкий или тяжелый?
‒ А теперь опустим пёрышко в водичку. Что делает пёрышко? Оно плавает. Пёрышко лёгкое, как веточка. Камушек тяжёлый, он тонет в водичке, а лёгкое пёрышко и веточка – плавают в водичке.
‒ У меня есть кораблики, они сделаны из бумаги. Давайте посмотрим, будут они плавать или нет. Что делает кораблик? Он плавает. Саша, если кораблик плавает, значит, он тяжёлый или лёгкий? Он лёгкий.
В заключении испытание бумажных корабликов постепенно перевести в игру.
«Будут детки рисовать ‒ за водичкой наблюдать»
Цель: Закреплять прием окрашивания воды. Развивать понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики, белая бумага; трафарет воздушного шарика, кисть.
Ход:
‒ В гости к нам пришли матрёшки. И пришли они к нам с подарками. Давайте спросим у них, что они нам интересного принесли?
«Матрёшки – маленькие крошки,
Вы к нам в гости пришли,
Что в подарок принесли?»
‒ Саша, открой любую матрёшку, что ты там нашёл? Это краска. Какого она цвета? Красного. Богдан, открой другую матрёшку, что ты там нашёл? Это краска. Какого она цвета? Синяя. (Сначала можно два цвета взять, потом четыре: жёлтая, зелёная)
На листе бумаги оставить след от каждой краски, называя её цвет – лист станет разноцветным, отложить его.
‒ А теперь вы сами будете рисовать. Олеся, какой краской ты хочешь рисовать? Показать приём размывания краски. Обратить внимание на то, что вода в стаканчике стало красной (Синей). Отложить листок на просушку, рядом поставить баночку с окрашенной водой.
‒ Посмотрите, от краски вода стала цветной. Саша, какого цвета стала у тебя водичка? Богдан, а у тебя какого цвета стала водичка? Почему водичка стала цветной? Значить водичку можно окрасить ‒ краской сделать цветной.
После того, как все раскрашенные листы просохнут, собрать их в стопку. Вложить их в пакет с вырезанным изображением воздушного шарика (трафарет) с тёмной ниточкой. По очереди вынимать листочки ‒ шарики будут менять цвет.
«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…»
Цель: Совершенствовать навыки экспериментирования, закрепить знания о свойствах предмета: легкие предметы держатся на воде.
Материал: Тазик с водой, мячик, кукла, камушки.
Ход:
Поставить куклу возле тазика с водой, где плавает мя чик.
‒ Посмотрите, наша кукла Таня плачет. Что случилось, как вы думаете?
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч»
‒ Посмотрите, мячик утонул или плавает в водичке? Мячик плавает, он лёгкий.
‒ Саша, опусти мячик под воду. Что сделал мячик? Он выскочил из водички и снова плавает наверху. А теперь Богдан, попробуй ты, опустить мячик. Что сделал опять мячик?
‒ Посмотрите, что у меня есть? Это камушки. Давайте попробуем опустить камушки в водичку, будут они плавать или нет? Камушки утонули. Что сделали камушки?
‒ Почему камушки утонули? Они тяжёлые.
‒ Давайте успокоим нашу Таню, не утонет мячик в речке. Он лёгкий, поэтому держится на водичке, плавает.
«К лягушатам в гости мы пойдём и с водой играть начнём»
Цель: Закреплять свойства воды: мокрая, прозрачная, льётся. Переводить действия игрового экспериментирования в познавательное русло.
Материал: Тазик с водой. Набор резиновых лягушек, прозрачные бутылочки с водой и гуашью на крышке (две для воспитателя и по одной на ребёнка).
Ход:
‒ Приглашаю вас, ребятки, в гости. Отгадайте, к кому?
«Скачут, скачут по дорожке,
Скачут вытянувши ножки,
Увидали комара,
Закричали: «Ква — ква — ква».
‒ К лягушатам мы пойдем. «Игра «Шагают наши ножки».
‒ Кто встречает нас? Лягушата. Как кричат лягушата?
«Пять весёлых лягушат
В воду броситься спешат:
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!»
‒ Где плавают лягушата? Поиграйте с ними. Какая водичка на ощупь? Какими стали у вас ручки? (Мокрыми)
– А почему у вас ручки мокрые? Потому что водичка мокрая. Саша, какая водичка? (Тёплая, мокрая)
‒ Опустите ручки на дно, можно взять лягушат в ручки. Олеся, ты видишь свои ручки? Богдан, какого Саша держит в ручках? (Лягушонка) Посмотрите, мы видим свои ручки, потому что водичка прозрачная, она чистая.
‒ Как нам сделать ручки сухими? Чем мы будем вытирать ручки?
‒ Посмотрите, что наливаю я в бутылочку? (налить воду из тазика).
‒ Какая водичка в бутылочке? (Чистая, прозрачная)
‒ А сейчас я покажу вам что-то интересное: я бутылочку потрясу и водичку из прозрачной (чистой) в цветную превращу.
‒ Какого цвета стала водичка в бутылочке? (Красная). А в другой? (Синяя). Вот какая волшебная бутылочка у меня! Вы хотите тоже поиграть с волшебными бутылочками? Посмотрите, какая водичка у вас в бутылочке? (Чистая). Потрясите свою бутылочку. Саша, какого цвета у тебя стала водичка? У тебя, Олеся? (Водичка стала цветной).
Конспект занятия «К Мишке в гости»
Задачи:
1. Расширять знания об окружающем мире.
2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно), манипулировать предметами.
3. Упражнять детей в произношении «к». Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.
4. Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них. Индивидуальная работа с Мариной, Дианой ‒ правильное произношение звука «к».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишке. Встанем паровозиком и поехали. Ту-ту-ту-ту (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).
Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают.
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке
Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: ((Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»
Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз.
Воспитатель: Что приготовил?
Мишка показывает: Да вот, сундучок.
Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на сундучок. А что там, Мишка?
Мишка: Да разные игрушки. Я не знаю, как с ними играть.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.
Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.
Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку.
Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.
Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):
Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.
Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.
Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).
Утюг, чтобы гладить (какой утюг, что гладить, показать действие).
Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:
«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»
Зайка умеет и бегать и прыгать. Что есть у зайки:
«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные уши, быстрые ножки…»
Мишка (маленькая игрушка). Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.
Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?
Разминка:
У медведя дом большой – дети разводят руки
А у зайки маленький – дети приседают
Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю
А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.
Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: «дорожку, гараж, забор, дом и т. д.»)
Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? дети ‒ «Да».
2 ЧАСТЬ (можно как второе отдельное занятие)
Мишка показывает домик.
Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.
А кто в домике живёт? давайте постучим и скажем: «Тук-тук-тук». Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)
Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? дети говорят: «Курица» (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).
Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курица и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко ‒ не ходите далеко). Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их ‒ дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:
Курочке-пеструшечке — накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки-ладушки.
Мишка показывает другой домик (жёлтый), дети говорят: «Тук-тук-тук, кто в домике живёт?» (Слышится: «Ку-ка-ре-ку») Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок ‒ золотой гребешок. давайте посмотрим (открывает двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!
Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: «Клюй, клюй»).
Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: «Га-га-га-га»)
Ой, ребятки, кто там? — Это гусь.
Воспитатель: а как он кричит? дети все и индивидуально: га-га-га (Открывают двери, смотрят на гуся).
Какой гусь? (Белый, а клюв ‒ красный).
Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.
Воспитатель: Ой, давайте убежим от гуся, чтобы нас он не щипал. Спасибо, Мишка, за игрушки-зверушки. Ребята, кого мы видели?
Курочку ‒ ко-ко-ко,
Петушка ‒ ку-ка-ре-ку,
Цыплят ‒ пи-пи-пи,
Гуся ‒ га-га-га.
А теперь нам пора,
Уезжаем, детвора!
Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «До свидания», уезжают.
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.