Применение синквейнов на уроках геометрии как инструмент для успешного усвоения геометрического материала и всестороннего развития обучающихся


Автор: Юлия Андреевня Шеломенцева
Место работы: МБОУ "СОШ с. Амурзет"
Должность: учитель математики


Социальный заказ современного общества школе – выпустить в жизнь конкурентоспособную личность, ориентированную на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Актуальны эти требования и в свете обновлённых ФГОС НОО и ООО для образовательных учреждений по всей России, так как жизнь в информационном обществе требует сегодня от обучающихся способности мыслить критически, умений адаптироваться и действовать в широком спектре ситуаций. В свете современных требований любой учитель ищет такие педагогические технологии, которые бы в рамках учебного предмета, во-первых, способствовали более успешному его усвоению обучающимися, а во-вторых, развивали бы у них жизненно важные умения и навыки. Предмет геометрия – не исключение. И хотя в процессе изучения этого учебного предмета уже создаются условия для развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), для развития психических процессов (мышление, память, воображение) и развития речи, зачастую содержание урока геометрии обучающимися просто зазубривается. Связано это с тем, что они не в силах запомнить и понять предъявляемый геометрический материал в силу его большого количества и сложности, поэтому усваивается он обучающимися несознательно и через некоторое время всё равно забывается. Я постоянно ищу методы, которые бы позволили улучшить сложившуюся ситуацию, а также способствовали развитию у обучающихся способностей, которые им пригодились бы в жизни. Одним из таких приёмов является синквейн. И хотя чаще всего этот приём применяется при изучении гуманитарных предметов, использование синквейнов именно на уроках геометрии даёт положительные результаты. Обусловлено это тем, что данный приём относится к технологии критического мышления, ориентированной на развитие мыслительных навыков, которые в свою очередь являются не только залогом прочного усвоения обучающихся школьного курса геометрии, но залогом их будущей успешности.

Я применяю этот приём при изучении геометрии на своих уроках и хочу поделиться опытом своей работы по обучению детей написанию синквейнов и методике их использования в учебном процессе.

1. История возникновения синквейна.

Работу обучающихся с синквейнами на уроках геометрии я начинаю с рассказа об истории появления этого приёма (можно использовать презентацию). Сначала рассказать об Омаре Хайяме. Омар Хайям – математик средневекового Востока, живший в 11 веке. Он также был астрономом, астрологом и даже поэтом. Прославился Омар Хайям тем, что писал рубаи – четверостишия, в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке.

 

Проанализировать вместе с обучающимися его стихотворения: есть ли в них смысл, чему учат, что отражают? Смогли бы обучающиеся написать что-то подобное? Почему? Скорее всего, они ответят, что это им не под силу, потому что нужно уметь рифмовать и при этом закладывать в стихотворение какой-то смысл или мораль, кроме этого нужно иметь хотя бы скромный талант в написании стихов.

Затем познакомить обучающихся с хокку. Хокку (или хайку) – это трёхстишия – популярный жанр японской поэзии, известный с 14 века. Хокку повествует о природе, мире, человеке и его чувствах. В этих трёх строках без рифмы скрыт глубинный смысл, мудрость, философская мысль. Хокку является довольно коротким стихотворением, в котором множество деталей находится между строк. В этом контексте познакомить обучающихся с известным японским поэтом Мацуо Басё, который прославился написанием большого количества хокку. Привести примеры творчества этого поэта.

Также проанализировать вместе с обучающимися по плану выше. Скорее всего, на последний вопрос они ответят, что им также не под силу написать хокку. Хотя заметят, что это немного проще, чем рубаи – здесь не надо рифмовать.

Далее рассказать обучающимся, что существует другой приём написания стихов, называемый синквейн. Синквейн – это пятистрочная стихотворная  форма. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, воодушевлённая японской поэзией. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на различном количестве слогов в каждой строке: его слоговая структура – 2-4-6-8-2, общее количество слогов – 22. Авторы, развивавшие форму синквейна в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, гирлянда синквейнов, корона синквейнов (если обучающимся будет интересно, можно рассказать и об этих вариациях синквейна, взяв материал из дополнительных источников).
Проанализировать синквейны. Отметить, что похожи на хокку: в них также отсутствует рифма, их также сложно сочинить. Затем пояснить обучающимся, что на основе синквейнов, созданных Аделаидой Крэпси, был разработан так называемый дидактический синквейн, который был адаптирован для работы на уроках. Он уже давно успешно применяется в американских школах, а с 1997 года – и в России. Его отличие от традиционного синквейна в том, что главное в нём не слоговая зависимость, а содержательность и способ составления каждой строки.

Дидактический синквейн пишется по следующему плану:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Показать пример дидактического синквейна, который сочинили другие обучающиеся на уроке геометрии.

Геометрия.

Сложная, но интересная.

Доказываем, решаем, познаём.

Окружает нас повсюду.

Наука.

Также проанализировать это пятистишие с обучающимися. Ребята должны заметить, что эта стихотворная форма проще остальных, во-первых, потому что нет рифмы, а также есть план написания каждой строки, поэтому не надо выдумывать, что выразить каждой строчкой стихотворения (что приходится делать поэтам). Однако нужно сделать акцент на то, что содержательная составляющая присутствует и в этом стихотворении. Главное – знать и разбираться в теме, которой будет посвящён синквейн, а с остальным будет легко справиться любому желающему.

2. Работа по развитию мотивации на написание синквейнов.

Спросить у обучающихся, хотели ли они, быть человеком, который:

  • Умеет выделять главное;

  • Умеет анализировать и обобщать;

  • Умеет чётко и правильно формулировать свои мысли;

  • Умеет применять полученные знания на практике;

  • Умеет быть креативным.

Хотели ли они быть человеком, у которого:

  • Расширенный словарный запас;

  • Развита память и мышление;

  • Развиты творческие способности;

  • Развиты коммуникативные способности.

И при этом заниматься игрой, поэзией и творчеством одновременно. Способ это сделать есть – нужно научиться писать синквейны.

Показать ещё примеры синквейнов по геометрии, написанные другими обучающимися и подчеркнуть тот факт, что это выполнили обычные ребята, такие же как они. Составлять такие стихотворные формы совсем несложно и даже увлекательно, главное – понять принцип, хорошо освоить и «прочувствовать» его, и тогда можно стать настоящим мастером в написании синквейнов. Самое главное – начать. С каждым новым синквейном будет всё легче даваться составление подобных стихотворений.

Синквейны могут писать люди любого возраста. И неважно, какой у них склад ума – гуманитарный или математический. Нужно только соблюдать правила написания и понимать суть темы, которой хочешь посвятить синквейн. Причём при написании синквейна можно незначительно отклоняться от основных правил его написания, если это требуется в контексте выбранной темы. Например, можно менять количество слов в одной или нескольких строках, или заменять данные части речи на другие.

Кто-то из обучающихся, ещё не попробовав писать, может начать жаловаться на то, что написание синквейнов им не по силам, но это только отговорки, свидетельствующие о том, что он ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие, терпение и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится. Кстати, доказано, что написание стихов – довольно оригинальный способ работы с самим собой. Он, пожалуй, требует определенного настроения и даже вдохновения, но его однозначно стоит попробовать – может быть, это именно то, что подходит именно вам. Важны не только слова, которые удалось или не удалось подобрать, сколько сам процесс этой поэтической игры.

Объяснять, что синквейн – это тоже вид творчества, мы все сможем творить, проявлять свой талант, развивать способности и разбудить свой внутренний потенциал, который дремлет в каждом, потому что написание синквейнов стимулирует творческие ресурсы человека. Все люди талантливы от природы, просто некоторые не работают над развитием своих талантов. Главное в написании синквейнов постоянно практиковаться и все удастся. А результат всегда налицо – оригинальные, нестандартные и красивые стихотворения. 

3. Методика обучения написанию синквейнов по геометрии.

Предмет геометрия изобилует множеством понятий, которые не только нужно запомнить, но и при любом случае воспроизводить (при решении задач, доказательстве теорем). Запомнят обучающиеся лишь те понятия, которые они уяснили. Синквейн по геометрии – это лучший способ запомнить геометрические понятия и определения. Потому что, когда обучающийся составляет синквейн к данному понятию ему приходится «пролопатить» всю информацию о нём. Волей неволей основное содержание об этом понятии откладывается в памяти, что и требуется на уроках геометрии. И если хотя бы один раз в рамках изучения той или иной темы мы будем давать возможность обучающимся писать синквейны на изученные понятия и определения, то тема будет усвоена гораздо лучше.

Синквейны по геометрии можно составлять по следующему плану (по ходу плана объяснять обучающимся каждый шаг):

Первая строка – тема синквейна, одно слово (существительное) или словосочетание, относящееся к геометрии.

Примеры:

Векторы

Окружность

Смежные углы

Вторая строка – два-три прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы синквейна/из чего состоит тема/частью чего является.

Примеры:

Векторы

Коллинеарные и неколлинеарные.

Окружность

Состоит из множества

точек.

Смежные углы

Образуют развёрнутый угол.

Третья строка – два-три глагола, описывающие характерные действия (возможности), проводимые в контексте темы.

Примеры:

Векторы

Коллинеарные и

неколлинеарные.

Складываем, вычитаем, умножаем на число.

Окружность

Состоит из множества

точек.

Чертим, вписываем,

описываем.

Смежные углы

Образуют развёрнутый угол.

Строим, обозначаем,

измеряем.

Четвертая строка – предложение (фраза), выражающее личное отношение автора синквейна к теме/крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы/где тема синквейна используется/ выделить характерную особенность данной темы.

Примеры:

Векторы

Коллинеарные и

неколлинеарные.

Складываем, вычитаем, умножаем на число.

Используются в физике и математике.

Окружность

Состоит из множества точек

Чертим, вписываем,

описываем

«Окружность – душа геометрии».

Смежные углы

Образуют развёрнутый угол.

Строим, обозначаем,

измеряем.

Их сумма равна 1800.

Пятая строка – одно слово (словосочетание), выражающее суть темы синквейна/резюме или синоним.

Примеры:

Векторы

Коллинеарные и неколлинеарные.

Складываем, вычитаем, умножаем на число.

Используются в физике и математике.

Направленные отрезки.

Окружность

Состоит из множества точек, равноудалённых от данной точки.

Чертим, вписываем, описываем.

«Окружность – душа геометрии».

Замкнутая кривая.

Смежные углы

Образуют развёрнутый угол.

Строим, обозначаем, измеряем.

Их сумма равна 1800.

Соседи.

Начиная работу по написанию синквейнов, отметить ещё раз, что синквейн – это искусство уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся темы синквейна. Для начала надо писать синквейн, выбирая простые понятия для его темы, например изученные ещё в 5 классе и делать это вместе, записав его на доске (у каждого учащегося должен быть на парте план написания синквейна по геометрии). Обычно получается неплохо уже с первого раза. Обязательно провести анализ составленного синквейна – составлен ли он по правилам и отражена ли в нём суть и содержание темы. Можно совместно написать несколько синквейнов, а затем предложить обучающимся работу в парах или группах, так у ребят будет больше шансов справиться и почувствовать себя успешным, поскольку вместе легче подобрать слова и выбрать из них те, которые выражают наиболее точное содержание темы синквейна. У кого это не получилось – подбодрить словами, что Аделаида Крэпси не написала свои синквейны в один миг: она писала, редактировала, стирала, переписала, пробовала много раз, пока у неё не получилось. Поэтому нужно запастись терпением и быть усерднее.

Для начала предлагать обучающимся писать синквейны на темы, которые им интересны, в которых они разбираются, в таком случае у них точно всё получится. При составлении синквейна настраивать обучающихся, что важно прислушиваться к своим чувствам, вдумываться в каждое слово, поскольку именно оно может стать ключиком к раскрытию темы синквейна. После написания синквейнов, обучающиеся (по желанию!) зачитывают свои стихотворения. Если необходимо провести коррекцию, то делать это надо очень тактично, чтобы не отбить желание писать синквейны с первых минут. Не всегда обучающиеся сразу включаются в работу по написанию синквейнов. На первых порах, у них могут проявиться затруднения, связанные с осмыслением темы, её анализом, непониманием терминов данной темы и недостаточностью словарного запаса. Кроме этого многие обучающиеся боятся ошибиться. Поэтому им нужно помогать и направлять, задавая наводящие вопросы и отвечая на возникающие у них вопросы. Обязательно поощрять любое стремление и всегда отмечать что-то хорошее даже в плохо написанном синквейне. Для этого обязательно анализировать каждый синквейн, составленный обучающимися, так они смогут с каждым разом писать всё лучше и лучше. Также подключать к этому процессу самих обучающихся, работающих в паре или группе, пусть анализируют синквейны друг друга.

Потренировавшись на знакомым темах, можно будет переходить к более сложным. Синквейны можно писать на уроке или задавать как домашнее задание. Если пишем на уроке – договариваемся с обучающимися о времени для его написания. После парной или групповой работы можно переходить к индивидуальному написанию синквейнов – самому эффективному в плане развития виду работы с синквейнами, так как она позволит учителю понять глубину понимания материала каждым обучающимся. Здесь уже не спрячешься за спину соседа, приходится работать самому, надеяться только на себя.

Может случиться, что обучающиеся при составлении синквейнов будут обращаться к помощи сети Интернет, например, для поиска известных высказываний или дополнительной информации о теме, которой будет посвящён синквейн. Ни в коем случае не запрещать делать это, так обучающиеся учатся отбирать нужную информацию и её синтезировать. Кроме этого в ходе работы обучающиеся способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность. Только обязательно предупредить их о том, что нельзя брать готовые синквейны, потому что, во-первых, легко проверить, написан ли синквейн самим обучающимся, во-вторых, присвоение чужого авторства (плагиат) является правонарушением, а в-третьих–будет потеряно доверие к такому обучающемуся. Думаю, что после этих слов у них не возникнет желание присвоить себе плоды чужого труда. Также обязательно анализировать и индивидуальные синквейны. Объяснять, что без этого мы не научимся хорошо их писать, если не будем видеть и исправлять ошибки у себя и других. Если это происходит в системе, обучающиеся быстро понимают, что к чему и уже сами могут проанализировать синквейн на его глубину и содержательность. В результате очень часто возникают дискуссии, во время которых могут родиться новые, более совершенные синквейны.

Анализ синквейнов, составленных обучающимися, можно проводить так:

Пример 1:

Треугольник.

Равнобедренный, прямоугольный.

Чертим, обозначаем, исследуем.

В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

Фигура.

Объяснить, что во второй строчке отражено неполное описание треугольников, при этом вспомнить, что треугольники делятся на типы по виду сторон (равносторонний, равнобедренный, разносторонний) и по виду углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный). Поэтому либо написать то или другое, либо отметить, что бывают различными в зависимости от вида сторон или углов. В четвёртой строчке обучающийся написал свойство равнобедренного треугольника, а синквейн заявлен на тему «Треугольник» в целом.

Пример 2:

Пирамида.

Пространственная, треугольная.

Изучаем, чертим, восхищаемся.

Треугольники с общей вершиной.

Многогранник.

Пояснить, что во второй строчке нужно было указать либо пирамиды по виду основания (треугольная, четырёхугольная), либо перечислить общие виды пирамид (правильная, усечённая, прямоугольная), либо написать какие-то прилагательные, характеризующие любую пирамиду (объёмная, многоугольная). В четвёртой строчке обучающийся, видимо, описал треугольную пирамиду (причём неверно!), хотя писал синквейн о пирамиде в целом. Таким образом, он не совсем правильно представлял о чём писал, может быть потому, что это обучающийся 9 класса, который пока не изучал основ стереометрии.

Пример 3:

Отрезок.

Является частью прямой.

Проводим, обозначаем, измеряем.

Делит на две равные части сторону треугольника.

Медиана.

Объяснить, что здесь произошла путаница с выбором темы синквейна- либо «Отрезок», либо «Медиана». В данном контексте нужно поменять местами 1 и 5 строки – тема синквейна «Медиана», синоним – отрезок.

Пример 4:

Параллелепипед.

Пропорциональный, четырёхугольный.

Чертим, обозначаем, исследуем.

Часто встречается в жизни.

Фигура.

Здесь нужно разъяснить обучающемуся, что понятия плоской фигуры и объемного тела – разные вещи. В данном контексте, первое слово должно быть прямоугольник.

Это, конечно, не все ошибки, которые могут появиться у обучающихся при написании синквейнов по геометрии, но думаю, что любой педагог сможет по аналогии с приведённым выше анализом указать на ошибки в синквейнах и объяснить их.

В дальнейшем, чтобы обучающимся было легче самостоятельно сочинять синквейны по геометрии, можно познакомить их с пошаговым руководством по написанию этих пятистиший:

План написания

Знать план составления синквейна (должен быть всегда под рукой!), чтобы иметь четкое представление о том, как строится синквейн и какое содержание имеет каждая его строка (хотя небольшое отступления в плане допускаются – количество слов, замена частей речи).

Опыт предшественников

Ознакомиться с большим числом уже написанных синквейнов другими обучающимися (можно взять у учителя или найти в интернете)

Тема синквейна

Определиться с темой синквейна (выбрать самому, либо взять тему, предложенную учителем).

Информация о теме

Собрать и изучить информацию по теме синквейна (информацию можно взять из урока, учебника, книг или интернета).

Написание синквейна (самый сложный этап!)

Попытаться уместить изученную информацию по теме в 5 строк в соответствии с планом написания каждой строки. Сделать это необходимо в наименьшем количестве слов. Сначала можно попробовать написать набросок, потому что подобрать нужные слова и вместить в них мощные идеи с первого раза вряд ли удастся. А дальше экспериментировать со словами, например, заменять их синонимами, опускать ненужные слова (наречия, предлоги и артикли) или включать эти слова, когда это необходимо. Менять слова, фразы, предложения, если они не совсем точно отражают суть темы синквейна.

Корректировка

После написания синквейна не спешить, перечитывать его несколько раз – может быть нужно что-то изменить или добавить, а может и вовсе убрать (лишние слова, синонимы, фразы и т.д.). Редактировать синквейн нужно столько раз, пока он не покажется идеальным. Можно зачитывать его окружающим людям – возможно, они смогут указать на недочёты и подсказать нужное слово или фразу (иногда лишний или наоборот недостающий предлог или смена слов местами даёт нужный результат!).

4. Варианты работы с синквейном на уроках геометрии.

Кроме составления синквейнов по теме можно предлагать обучающимся и другие виды работы с этим пятистишием. Например, имея готовый синквейн, составить рассказ, используя слова и фразы, встречающиеся в нём (тем самым расширить представление о теме, отражённой в этом синквейне). Можно давать обучающимся синквейны, в которых пропущена какая-либо строка со 2 по 5 и задание – дописать синквейн, зная его тему (1 строка) или наоборот, зная содержание 2-5 строк синквейна – определить его тему (угадать 1 строку). Последний вид работы можно немного видоизменить — угадать тему синквейна (1 строку), начиная с открытия только 2 строки. Если не получается угадать тему, то открывается 3 строка синквейна и так до 5 строки. Но с открытием каждой строки уменьшается количество баллов за правильный ответ с 4 до 1, а если не угадывают – открывается 1 строка, но это 0 баллов. Подобный вид работы успешно был применён мною на внеклассном мероприятии в рамках предметной недели (в виде презентации, в которой использовались синквейны, написанные обучающимися предыдущих лет обучения).

Можно также предлагать обучающимся синквейны с сознательно запланированными ошибками, обучающиеся должны их найти и исправить. Будет полезно, если сами обучающиеся будут составлять синквейны с пропусками или ошибками, а потом предлагать их для работы, например, одноклассникам. Можно также предложить старшеклассникам синквейны, написанные обучающимися младших классов, чтобы они отредактировали их и усовершенствовали.

Синквейн можно использовать для проверки пройденного материала как альтернативу контрольной работе или тесту, однако делать это очень редко и с чётко продуманной системой оценивания.

Чтобы быстро вспомнить и повторить материал той или иной темы (главы) иногда достаточно просто вспомнить составленные обучающимися синквейны из которых они смогут «вытянуть» обширную информацию по данной теме.

Как вариант работы можно предложить обучающимся написать синквейн на одну тему. Во-первых, чтобы они увидели, что у всех получится оригинальное, не похожее на остальных стихотворение (действительно творчество, хотя и ограниченное рамками!), а во-вторых – выбрать либо самый лучший синквейн по заданной теме (который наиболее чётко отображает тему), либо на основе всех написанных синквейнов написать идеальный или совершенный синквейн по данной теме. Например, мы с обучающимися 8 класса совместными усилиями создали буклет на тему: «Четырёхугольники», используя который можно не только повторить материал данной темы, но и познакомиться с новыми видами четырёхугольников, которые в школьном курсе не изучаются (ортодиагональные четырёхугольники, дельтоид) и посмотреть практическое применение четырёхугольников. Также обучающиеся старших классов на внеклассном мероприятии «Цена победы», посвящённому Великой Отечественной войне, создали синквейны в числах, отражающие основные сражения войны. Позже их подкорректировали, красочно оформили и сделали большой плакат, который не теряет актуальности и сегодня, а информация с плаката способствует патриотическому воспитанию подростков. Можно предложить обучающимся придумать свой вариант работы с синквейнами в рамках учебного предмета – дети такие выдумщики!

5. Поддержание мотивации в процессе написания синквейнов по геометрии

Чтобы было стремление к написанию синквейнов по геометрии, можно среди обучающихся устраивать конкурсы на лучший синквейн, причем судьями пусть выступают сами обучающиеся, а учитель может либо согласиться с их мнением, либо объяснить, что синквейн, который они выбрали не несет в себе больной смысловой нагрузки, не отражает суть темы, поэтому нужно провести повторное голосование. Могут найтись и те, кто захочет и сможет собрать копилку своих синквейнов по определенной теме или просто по геометрическим понятиям. Кто-то даже, может быть, оформит написанные синквейны в виде буклета или небольшой брошюры. Будет просто здорово! Главное, чтобы обучающиеся вошли в азарт, у них горели глаза. Можно также мотивировать хорошей отметкой, но осторожно, иначе процесс творчества может перейти в процесс их «зарабатывания». Критериями оценки полученного результата, на мой взгляд, являются увеличение уровня познавательной активности обучающихся в процессе уроков геометрии, а также возросшая динамика их участия во внеклассной работе. Учитель должен работать над тем, как заинтересовать обучающихся на написание синквейнов через свой пример, примеры других обучающихся, великих людей.

Важно – если начали работу по написанию синквейнов, то проводить её нужно систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Если работа по написанию синквейнов идёт очень хорошо, можно «расширить» горизонты знаний обучающихся и познакомить их с другими видами написания стихов – штрихи, диаманта, даймонд. Однако работать с ними смогут только те обучающиеся, кто мастерски освоил технику написания синквейнов, потому как эти стихотворные формы требуют более развитого мыслительного процесса и прочных знаний по учебному предмету.

6. Общие выводы.

Использование синквейна на уроках геометрии бесценно. Достоинство этого метода обучения состоит в том, что его можно использовать на любом этапе урока. Если это, например, актуализация знаний, то написать синквейн по имеющимся знаниям данной темы, еще до ознакомления с новой темой. В процессе урока эта информация будет дополняться и корректироваться, после чего, составив новое пятистишие можно сравнить его с первым и понять, что нового узнали обучающиеся (или не узнали!). Как вариант можно дать готовый синквейн до изучения темы, а после ознакомления с ней дополнить и усовершенствовать представленный синквейн, используя уже новую информацию по теме. Можно применять синквейн после изучения всей темы или блока, как подведение итогов, на стадии рефлексии, тогда синквейн позволит учителю оценить уровень понимания изученного материала обучающимися.

Синквейн как метод обучения универсален. Использование синквейнов на уроках геометрии разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн – это и игровая деятельность. Для обучающихся составление синквейнов на заданные темы может стать «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. Составление синквейнов является одним из способов смены деятельности на уроке, а также содействует эмоциональной разгрузке. Написание синквейна – это свободное творчество, которое требует от обучающегося найти и выделить в изучаемой теме существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на принципах написания этой стихотворной формы. В каждом случае в итоге получается своеобразное стихотворение, в которое заложен определённый смысл. Единственное правило, которое должно соблюдаться при использовании такого метода работы – это определенный запас знаний детей. Без определенного уровня знаний, без умения классифицировать, подбирать обобщающие понятия, составить синквейн обучающемуся будет сложно или он будет делать ошибки при его составлении (см. выше). Синквейн позволяет заинтересовать обучающихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми любого возраста.

Данный приём применим к любой теме или разделу геометрии, так как синквейны можно использовать для достаточно узкого понятия (например, трапеция), так и при изучении достаточно объёмного материала (например, четырёхугольники). Кроме того, синквейн может служить методикой для запоминания информации, поскольку собственные формулировки, составленные при изучении темы или раздела запоминаются лучше, чем те, что можно найти в учебниках или в интернете.

Если обучающийся научится хорошо составлять синквейны по геометрии, это будет являться показателем того, что он:

  • знает содержание учебного материала темы;

  • умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого понятия, определения и т.д.;

  • умеет согласовывать слова в предложении и правильно оформлять свою мысль в виде предложения;

  • научился правильно задавать вопросы;

  • умеет формулировать и высказывать своё мнение;

  • имеет достаточный словарный запас в рамках темы;

  • владеет навыком обобщения;

  • умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Педагог, проанализировав творчество обучающихся, может не только оценить их знание и понимание геометрического материала (его глубину!), но и понять, что их больше всего заинтересовало и, по возможности, вносить изменения в планирование дальнейших уроков. Кроме того, используя синквейны на уроках геометрии, учитель повышает интерес к своему предмету и мотивирует обучающихся к дальнейшему постижению великих тайн геометрии.

Конечно же, без ложки дёгтя тоже не обойтись. Это трудности, возникающие при составлении синквейнов, особенно когда обучающиеся впервые начинают это делать, ведь излагать сложные идеи и представления в нескольких словах не так уж легко. Но как показывает практика, эта проблема со временем уходит, поскольку постоянно тренируясь, обучающиеся «набивают руку» в написании синквейнов. Также недостатком использования синквейнов является время, затраченное на его написание, особенно если это происходит на уроке. Поэтому обязательно оговаривать с обучающимися период времени, в течение которого они должны составить синквейн, либо его написание оставить на домашнее задание. Несмотря на небольшие минусы, синквейны нужно обязательно писать с обучающимися, потому что этот творческий процесс всесторонне и благотворно влияет на них. Составление пятистиший помогает ускорить умственное развитие обучающихся, формировать навыки аналитического мышления. Умение сформулировать в короткой фразе своё отношение к теме на уроке заставляет использовать обучающихся разнообразную речь, выявлять суть геометрического материала, раскрывать его основы, позволяет концентрировать мысли и ярко выражать их, свободно используя математический язык.

В своё время Галилео Галилей сказал: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт возможность правильно мыслить и рассуждать», а если дополнить уроки геометрии составлением синквейнов, мощным инструментом саморазвития, то каждый обучающийся будет иметь реальную возможность стать в будущем успешным.