Цель мастер-класса – ознакомить с приёмами анализа художественного текста для формирования функциональной грамотности.
Задачи мастер-класса:
— сформировать представление о читательской грамотности;
— определить роль приемов «Логические цепочки», «Верные и неверные утверждения», «Опиши литературного героя», «Путанка», «Кубик Блума», «Что ты знаешь о Масленице?»; «Вырази собственную позицию»;
— научить озвучивать фрагмент рассказа;
— научить анализировать по описанию внутреннее состояние героя;
— повторить понятие «антитеза»;
— сформировать умение воспринимать нравственные уроки рассказа.
Продолжительность мастер-класса: 20 минут.
Методы: проблемного диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом художественного произведения.
Оборудование и средства: презентация «Приёмы формирования функциональной грамотности», распечатанный на листах текст рассказа И. Бунина «Подснежник», электронная доска, рабочие листы с заданиями для 3 групп, фонограмма «Шум толпы», склеенный из бумаги кубик 7х7 см.
Планируемые результаты
Предметные:
— имеют сформированное представление о приемах формирования читательской грамотности;
— знают понятие «антитеза»;
— умеют анализировать поступки героя;
— способны понимать и эстетически воспринимать произведение родной литературы.
Личностные:
— способны понимать и воспринимать нравственные уроки рассказа;
— способны оценить чужие поступки с позиций нравственного выбора.
Метапредметные.
Регулятивные:
— могут анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.
Познавательные общеучебные:
— способны осуществлять анализ и синтез материала и установить причинно-следственные связи;
— участвуют в учебном диалоге, дискуссии;
— умеют работать с художественным текстом притчи.
Логические:
— умеют выразительно читать текст;
— способны аргументированно доказывать свою точку зрения.
Коммуникативные:
— умеют осознанно использовать речевые средства в конкретной ситуации;
— умеют задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.
Ход мастер-класса:
Этап «Мотивационный»
— Здравствуйте, рады видеть креативных, творческих коллег на мастер-классе «Приёмы формирования функциональной грамотности».
По словам В.А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Почему важно научить ребёнка читать осмысленно?
Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении Существуют приемы для ее формирования. Чтобы реализовать цель мастер-класс, необходимо использование приёмов анализа художественного текста для формирования функциональной грамотности. Ознакомьтесь с текстом рассказа И. Бунина.
Этап «Актуализация знаний»
— Назовите ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»?
— Как обычно выглядит подснежник?
— Что его может погубить?
— Предположите, почему И. Бунин название для рассказа?
Перед вами рабочие листы с заданиями для 3 групп: 1-3 для группы № 1, 4-6 для группы № 2, 7-9 для группы № 3. За 5 минут приготовьте ответы на данные вопросы. Для развития читательской грамотности учителю следует учесть логические уровни освоения художественного текста: знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка. На каждом из них предусмотрены определенные примеры заданий: расскажи, объясни, примени, сравни, создай, докажи точку зрения. Напомним сюжет рассказа И. Бунина. Десятилетний мальчик Саша, наивный, добрый, учась в гимназии, живет у тетки. К нему приезжает отец, они переселяются в Елецкое подворье, на следующий день отец уезжает.
УРОВНИ | Примеры заданий | Приёмы формирования функциональной грамотности |
ЗНАНИЕ | Рассказать, показать, назвать | «Верные / неверные утверждения» «Перепутанные логические цепочки» |
ПОНИМАНИЕ | Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому | «Толстые вопросы» «Опиши героя» «Определи лексическое значение слов» |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ | Применить, проиллюстрировать | «Что знаешь о Масленице» |
АНАЛИЗ | Проанализировать, проверить, сравнить | «Сравни героев» |
СИНТЕЗ | Создать дизайн, буктрейлер, тизер, разработать макет, составить план, (перессказа) | «Озвучьте фрагмент рассказа» |
ОЦЕНКА | Представить аргументы, защитить точку зрения, спрогнозировать | «Вырази собственную позицию», «Кубик Блума» |
Этап «Изучение нового материала»
— На примере текста рассказа И. Бунина мы покажем некоторые приемы. Выступает группа № 1. На уровне «Знание текста». Прием «Перепутанные логические цепочки». Нужно восстановить в хронологическом порядке события, факты, изображенные в рассказе».
Задание 1. Расположите события сюжета в хронологическом порядке.
1. Саша и отец поселяются в Елецком подворье
2. Приезд отца в воскресенье
3. Отец и Саша завтракают в шумном трактире
4. Отец уезжает
— Следующий прием «Верные и неверные утверждения». Укажите верный ответ.
Задание 2. Какие из высказываний соответствуют содержанию рассказа?
1. Автор сравнивает Сашу с подснежником за его «нежно-голубые глаза», «нежное лицо», «доверчивый взгляд».
2. Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке в своей семье.
3. Отец приехал к нему из деревни в последний день Масленицы.
4. Для Саши мучение – сидеть в тесноте и шуме трактира среди извозчиков, купцов, мужиков.
— На уровне «Понимание текста» необходим прием по сбору материала о литературном герое «Опиши героя». Из текста в таблицу выписываются портрет, фразы из речи, мечты героя.
Задание 3. Запишите, что вы узнали о сыне и отце? (портрет, речь, настроение)
Запишите это в таблицу.
Соотнесите записи в таблице.
Саша | Отец |
— Какие слова рассказа для вас оказались незнакомы? В приеме «Путанка» (Работа над лексическим значением незнакомых слов) сначала зачитывается слово, затем предложение, где данное слово употребляется и уточняется значение слова по толковому словарю.
Задание 4. Проведите линии от слов первого столбика к словам второго столбика. Зачитайте предложения рассказа, где встречаются эти слова.
Слово | Лексическое значение |
Полово́й | старинная верхняя мужская одежда в виде длинного суконного кафтана, распространённая в мещанской среде |
Армяк | трактирный слуга |
Чуйка | верхняя одежда из грубой шерстяной без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём |
Данные приемы способствуют активизации мыслительной деятельности и дают возможность проверить знание текста, умение работать с ним, расширяют словарный запас школьника.
— На уровне «Использование текста» (Задание 5) предлагаются задания, в которых учащиеся могут соотнести описываемые события, праздники, поступки героев с сегодняшним днем, повысить свой культурологический уровень. На слайде иллюстрации четырех православных праздников, в последний день какого православного праздника приезжает отец к Саше? Что вы знаете об этом празднике и этом дне? (Выступление группы № 2)
Масленица – праздник встречи весны, традиция в честь весеннего солнца печь по форме напоминающие солнце блины – символ обновления и плодородия. В масленичную неделю устраивали кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, хороводы, песни и танцы. Чучело Масленицы сжигали на костре Каждый день имел свое название и традиции. «Встреча», «Заигрыши», «Лакомка», «Разгул», «Тещины вечерки», «Золовкины посиделки», «Проводы Масленицы». Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год обиды. Именно в этот день отец приезжает к сыну, словно желая попросить прощение за редкие встречи.
— На уровне «Анализ текста» аргументируйте ответ: «Какой прием использует Иван Бунин, чтобы показать различие настроений отца и сына?». Для этого соотнесите свои записи в таблице.
Саша | Отец |
Саше ..десять лет, ..подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый взгляд и непорочный звук голоса. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. | Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. |
В контрастных портретах героев автор уделяет внимание по-детски наивному, доверчивому взгляду Саши, его мечтательным голубым глазам, но в то же время сильному моложавому, краснолицему отцу. Как одиноко мальчику в чужой семье, как скучны и однообразны дни и как весел хмельной, веселый отец! Прием антитеза подчеркивает различие внутреннего состояния героев.
— В 6 задании: «Прочитайте фрагмент и подчеркните предложение, которое выражает настроение Саши в день отъезда отца. Объясните, почему Саша был огорчен?» отмечается, что для мальчика расставание с отцом мучительно, для него это «Последний, самый горький час!»
А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный: – Подано, Николай Николаич!…. –Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.
— Уровень «Синтез». Представьте, что вам нужно прочитать фрагмент рассказа, используя данный звуковой фрагмент. Какой отрывок вы бы прочитали? Группе № 3 предстоит прочитать выразительно отрывок, используя фонограмму. Как вы считаете, нравится ли мальчику быть с отцом в трактире?
Несмотря на шум, сутолоку, раскрасневшиеся лица, грязь трактира, для Саши радостно быть с отцом, для мальчика – это праздник в однообразной жизни.
Этап «Рефлексия». «Вырази собственную позицию».
— Завершая мастер-класс, для аргументируйте ответ: «Чем схожи подснежник и Саша? Почему писатель называет своё произведение так? Что хочет донести автор до читателя?» Каждое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Я считаю: подснежник – это метафора образа Саши, потому что он нежен,чист, хрупок. Могу это доказать это на примере: «снег», взрослый мир, через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты. Делаю вывод: автор надеется, черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок, у Саши все будет хорошо.
— Прием «Кубик Блума». Ученик бросает кубик. Со слова на его грани начинается вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. «Назовите героев рассказа?», «Назовите, в какой день происходят описываемые события». Основная их задача – сбор фактов, информации.
Почему. Формулирует причинно-следственные связи. «Почему отец, уезжая, говорит: « ..и Христос с тобой»?
Объясни. Помогают увидеть проблему в разных аспектах. «Ты уверен, что в рассказе подснежник – это образ Саши?».
Предложи. Ученик предлагает свои идеи. «Предложи, как бы ты поступил на месте отца?»
Придумай – творческие с элементом вымысла. «Придумай, что будет дальше, когда отец уедет?»
Поделись – акцентирует внимание на оценке. «Поделись, чем тебе запомнилось произведение?»
«Кубик Блума» позволяет выполнить не только проверку усвоения знаний, но и развивает коммуникативную компетенцию учащихся.
— Спасибо вам, коллеги, за участие в мастер-классе. Мы сегодня научились определять главную информацию в тексте, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку полученной информации, оценивать поступки героев произведения, максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали, осмысливать дополнительную информацию о празднике русского народа. Эти приемы и формируют читательскую грамотность учащихся, так необходимую современному человеку.