Приёмы формирования функциональной грамотности: мастер-класс по рассказу И. Бунина «Подснежник»


Автор: Заневская Татьяна Александровна
Место работы: МБОУ «СОШ № 5»
Должность: учитель русского языка и литературы


Цель мастер-класса ознакомить с приёмами анализа художественного текста для формирования функциональной грамотности.

Задачи мастер-класса:

— сформировать представление о читательской грамотности;

— определить роль приемов «Логические цепочки», «Верные и неверные утверждения», «Опиши литературного героя», «Путанка», «Кубик Блума», «Что ты знаешь о Масленице?»; «Вырази собственную позицию»;

— научить озвучивать фрагмент рассказа;

— научить анализировать по описанию внутреннее состояние героя;

— повторить понятие «антитеза»;

— сформировать умение воспринимать нравственные уроки рассказа.

Продолжительность мастер-класса: 20 минут.

Методы: проблемного диалога, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом художественного произведения.

Оборудование и средства: презентация «Приёмы формирования функциональной грамотности», распечатанный на листах текст рассказа И. Бунина «Подснежник», электронная доска, рабочие листы с заданиями для 3 групп, фонограмма «Шум толпы», склеенный из бумаги кубик 7х7 см.

Планируемые результаты

Предметные:

— имеют сформированное представление о приемах формирования читательской грамотности;

— знают понятие «антитеза»;

— умеют анализировать поступки героя;

— способны понимать и эстетически воспринимать произведение родной литературы.

Личностные:

— способны понимать и воспринимать нравственные уроки рассказа;

— способны оценить чужие поступки с позиций нравственного выбора.

Метапредметные.

Регулятивные:

— могут анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.

Познавательные общеучебные:

— способны осуществлять анализ и синтез материала и установить причинно-следственные связи;

— участвуют в учебном диалоге, дискуссии;

— умеют работать с художественным текстом притчи.

Логические:

— умеют выразительно читать текст;

— способны аргументированно доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные:

— умеют осознанно использовать речевые средства в конкретной ситуации;

— умеют задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.

Ход мастер-класса:

Этап «Мотивационный»

— Здравствуйте, рады видеть креативных, творческих коллег на мастер-классе «Приёмы формирования функциональной грамотности».

По словам В.А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Почему важно научить ребёнка читать осмысленно?

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Функциональная грамотность  это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении Существуют приемы для ее формирования. Чтобы реализовать цель мастер-класс, необходимо использование приёмов анализа художественного текста для формирования функциональной грамотности. Ознакомьтесь с текстом рассказа И. Бунина.

Этап «Актуализация знаний»

— Назовите ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»?

— Как обычно выглядит подснежник?

— Что его может погубить?

— Предположите, почему И. Бунин название для рассказа?

Перед вами рабочие листы с заданиями для 3 групп: 1-3 для группы № 1, 4-6 для группы № 2, 7-9 для группы № 3. За 5 минут приготовьте ответы на данные вопросы. Для развития читательской грамотности учителю следует учесть логические уровни освоения художественного текста: знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка. На каждом из них предусмотрены определенные примеры заданий: расскажи, объясни, примени, сравни, создай, докажи точку зрения. Напомним сюжет рассказа И. Бунина. Десятилетний мальчик Саша, наивный, добрый, учась в гимназии, живет у тетки. К нему приезжает отец, они переселяются в Елецкое подворье, на следующий день отец уезжает.

УРОВНИ

Примеры заданий

Приёмы формирования функциональной грамотности

ЗНАНИЕ

Рассказать, показать, назвать

«Верные / неверные утверждения»

«Перепутанные логические цепочки»

ПОНИМАНИЕ

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

«Толстые вопросы»

«Опиши героя»

«Определи лексическое значение слов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Применить, проиллюстрировать

«Что знаешь о Масленице»

АНАЛИЗ

Проанализировать, проверить, сравнить

«Сравни героев»

СИНТЕЗ

Создать дизайн, буктрейлер, тизер, разработать макет, составить план, (перессказа)

«Озвучьте фрагмент рассказа»

ОЦЕНКА

Представить аргументы, защитить точку зрения, спрогнозировать

«Вырази собственную позицию»,

«Кубик Блума»

Этап «Изучение нового материала»

— На примере текста рассказа И. Бунина мы покажем некоторые приемы. Выступает группа № 1. На уровне «Знание текста». Прием «Перепутанные логические цепочки». Нужно восстановить в хронологическом порядке события, факты, изображенные в рассказе».

Задание 1. Расположите события сюжета в хронологическом порядке.

  • 1. Саша и отец поселяются в Елецком подворье

  • 2. Приезд отца в воскресенье

  • 3. Отец и Саша завтракают в шумном трактире

  • 4. Отец уезжает

— Следующий прием «Верные и неверные утверждения». Укажите верный ответ.

Задание 2. Какие из высказываний соответствуют содержанию рассказа?

1. Автор сравнивает Сашу с подснежником за его «нежно-голубые глаза», «нежное лицо», «доверчивый взгляд».

2. Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке в своей семье.

3. Отец приехал к нему из деревни в последний день Масленицы.

4. Для Саши мучение сидеть в тесноте и шуме трактира среди извозчиков, купцов, мужиков.

— На уровне «Понимание текста» необходим прием по сбору материала о литературном герое «Опиши героя». Из текста в таблицу выписываются портрет, фразы из речи, мечты героя.

Задание 3. Запишите, что вы узнали о сыне и отце? (портрет, речь, настроение)

Запишите это в таблицу.

Соотнесите записи в таблице.

Саша Отец
  

— Какие слова рассказа для вас оказались незнакомы? В приеме «Путанка» (Работа над лексическим значением незнакомых слов) сначала зачитывается слово, затем предложение, где данное слово употребляется и уточняется значение слова по толковому словарю.

Задание 4. Проведите линии от слов первого столбика к словам второго столбика. Зачитайте предложения рассказа, где встречаются эти слова.

Слово

Лексическое значение

Полово́йстаринная верхняя мужская одежда в виде длинного суконного кафтана, распространённая в мещанской среде
Армяктрактирный слуга
Чуйкаверхняя одежда из грубой шерстяной без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём

Данные приемы способствуют активизации мыслительной деятельности и дают возможность проверить знание текста, умение работать с ним, расширяют словарный запас школьника.

— На уровне «Использование текста» (Задание 5) предлагаются задания, в которых учащиеся могут соотнести описываемые события, праздники, поступки героев с сегодняшним днем, повысить свой культурологический уровень. На слайде иллюстрации четырех православных праздников, в последний день какого православного праздника приезжает отец к Саше? Что вы знаете об этом празднике и этом дне? (Выступление группы № 2)

Масленица праздник встречи весны, традиция в честь весеннего солнца печь по форме напоминающие солнце блины – символ обновления и плодородия. В масленичную неделю устраивали кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, хороводы, песни и танцы. Чучело Масленицы сжигали на костре Каждый день имел свое название и традиции. «Встреча», «Заигрыши», «Лакомка», «Разгул», «Тещины вечерки», «Золовкины посиделки», «Проводы Масленицы». Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год обиды. Именно в этот день отец приезжает к сыну, словно желая попросить прощение за редкие встречи.

— На уровне «Анализ текста» аргументируйте ответ: «Какой прием использует Иван Бунин, чтобы показать различие настроений отца и сына?». Для этого соотнесите свои записи в таблице.

Саша

Отец

Саше ..десять лет, ..подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый взгляд и непорочный звук голоса.

Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

В контрастных портретах героев автор уделяет внимание по-детски наивному, доверчивому взгляду Саши, его мечтательным голубым глазам, но в то же время сильному моложавому, краснолицему отцу. Как одиноко мальчику в чужой семье, как скучны и однообразны дни и как весел хмельной, веселый отец! Прием антитеза подчеркивает различие внутреннего состояния героев.

— В 6 задании: «Прочитайте фрагмент и подчеркните предложение, которое выражает настроение Саши в день отъезда отца. Объясните, почему Саша был огорчен?» отмечается, что для мальчика расставание с отцом мучительно, для него это «Последний, самый горький час!»

А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный: – Подано, Николай Николаич!…. –Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

Уровень «Синтез». Представьте, что вам нужно прочитать фрагмент рассказа, используя данный звуковой фрагмент. Какой отрывок вы бы прочитали? Группе № 3 предстоит прочитать выразительно отрывок, используя фонограмму. Как вы считаете, нравится ли мальчику быть с отцом в трактире?

Несмотря на шум, сутолоку, раскрасневшиеся лица, грязь трактира, для Саши радостно быть с отцом, для мальчика это праздник в однообразной жизни.

 

Этап «Рефлексия». «Вырази собственную позицию».

— Завершая мастер-класс, для аргументируйте ответ: «Чем схожи подснежник и Саша? Почему писатель называет своё произведение так? Что хочет донести автор до читателя?» Каждое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Я считаю: подснежник это метафора образа Саши, потому что он нежен,чист, хрупок. Могу это доказать это на примере: «снег», взрослый мир, через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты. Делаю вывод: автор надеется, черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок, у Саши все будет хорошо.

 

— Прием «Кубик Блума». Ученик бросает кубик. Со слова на его грани начинается вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. «Назовите героев рассказа?», «Назовите, в какой день происходят описываемые события». Основная их задача – сбор фактов, информации.

Почему. Формулирует причинно-следственные связи. «Почему отец, уезжая, говорит: « ..и Христос с тобой»?

Объясни. Помогают увидеть проблему в разных аспектах. «Ты уверен, что в рассказе подснежник – это образ Саши?».

Предложи. Ученик предлагает свои идеи. «Предложи, как бы ты поступил на месте отца?»

Придумай – творческие с элементом вымысла. «Придумай, что будет дальше, когда отец уедет?»

Поделись – акцентирует внимание на оценке. «Поделись, чем тебе запомнилось произведение?»

«Кубик Блума» позволяет выполнить не только проверку усвоения знаний, но и развивает коммуникативную компетенцию учащихся.

— Спасибо вам, коллеги, за участие в мастер-классе. Мы сегодня научились определять главную информацию в тексте, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку полученной информации, оценивать поступки героев произведения, максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали, осмысливать дополнительную информацию о празднике русского народа. Эти приемы и формируют читательскую грамотность учащихся, так необходимую современному человеку.