Проблемные ситуации


Автор: Елена Викторовна Коробкина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


«Кто купит больше?»

Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль.

Вопросы к детям:

Кто купит больше товаров?

Возможные варианты ответов:

Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 рублей больше, чем 1 рубль.

Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 рубль, меньше, чем 5 рублей.

Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.

Решение проблемы. Дети рассматривают все варианты ответов и находят верными и первый и второй. Для доказательства правильности этих вариантов они сравнивают две купюры – 5 рублей и один рубль. Определяют, чем они похожи и чем отличаются. Одно из существенных отличий – достоинство монет. Монеты отличаются по достоинству: у Пятачка – 5 рублей, у Ослика – 1 рубль. Число 5 >1. Значит на 5 рублей можно купить товаров больше, чем на 1 рубль.

Вывод. Чем больше достоинство монеты (купюры), тем выше ее покупательная способность.

«Какие бывают товары»

Гном Эконом рассказывает детям историю про товары. Жителей страны Экономии называют товарами. Встретились как-то самые разные товары и решили построить улицы. Построили они три улицы, но никак не могли придумать им названия.

На первой улице жили столы, стулья, диваны, на второй – куртки, пальто, костюмы, а на третьей – туфли, сапоги, ботинки.

Вопрос к детям:

Как можно назвать каждую из трех улиц?

Решение проблемы. Чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос: «Как можно одним словом назвать товары, которые живут на первой (второй и третьей) улице?» Уточнив, что товары по их назначению разделились на три улицы ( на первой улице – мебель, на второй – одежда, на третьей – обувь), дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.

Аналогично разыгрывается ситуация с товарами промышленного, сельскохозяйственного производства, культурно-бытового назначения. На каждой улице (складе, базе) могут «жить» товары только одного вида. Затем дети самостоятельно называют разные товары и определяют, на какой улице они не могут «жить».

«Как поступить»

В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.

* Как ты поступишь?

1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?

2. молча уйдешь в другой магазин?

3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?

Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что могут быть выполнены все три варианта. Но наиболее правильный (удачный) – третий: «Если поставить ценники, то другие покупатели уже не будут о цене спрашивать».

Дети уточняют знания о видах товаров, ценах, у них воспитываются навыки и привычки культурного поведения.

«Где продается товар»

Лесовичок пригласил к себе в гости лесных друзей. Лисичка подарила ему цветы, зайчик – морковку и капусту, а мудрый ежик – игру-головоломку.

Вопросы к детям:

В каких магазинах звери купили свой товар? Почему?

Постепенно знания детей о профессии продавца, кассира, о способах приобретения покупки в магазине систематизируются и обобщаются. У детей воспитываются уважение к труду людей этой профессии, бережное отношение к вещам.