«Кто купит больше?»
Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль.
Вопросы к детям:
Кто купит больше товаров?
Возможные варианты ответов:
Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 рублей больше, чем 1 рубль.
Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 рубль, меньше, чем 5 рублей.
Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.
Решение проблемы. Дети рассматривают все варианты ответов и находят верными и первый и второй. Для доказательства правильности этих вариантов они сравнивают две купюры – 5 рублей и один рубль. Определяют, чем они похожи и чем отличаются. Одно из существенных отличий – достоинство монет. Монеты отличаются по достоинству: у Пятачка – 5 рублей, у Ослика – 1 рубль. Число 5 >1. Значит на 5 рублей можно купить товаров больше, чем на 1 рубль.
Вывод. Чем больше достоинство монеты (купюры), тем выше ее покупательная способность.
«Какие бывают товары»
Гном Эконом рассказывает детям историю про товары. Жителей страны Экономии называют товарами. Встретились как-то самые разные товары и решили построить улицы. Построили они три улицы, но никак не могли придумать им названия.
На первой улице жили столы, стулья, диваны, на второй – куртки, пальто, костюмы, а на третьей – туфли, сапоги, ботинки.
Вопрос к детям:
Как можно назвать каждую из трех улиц?
Решение проблемы. Чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос: «Как можно одним словом назвать товары, которые живут на первой (второй и третьей) улице?» Уточнив, что товары по их назначению разделились на три улицы ( на первой улице – мебель, на второй – одежда, на третьей – обувь), дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.
Аналогично разыгрывается ситуация с товарами промышленного, сельскохозяйственного производства, культурно-бытового назначения. На каждой улице (складе, базе) могут «жить» товары только одного вида. Затем дети самостоятельно называют разные товары и определяют, на какой улице они не могут «жить».
«Как поступить»
В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.
* Как ты поступишь?
1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?
2. молча уйдешь в другой магазин?
3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?
Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что могут быть выполнены все три варианта. Но наиболее правильный (удачный) – третий: «Если поставить ценники, то другие покупатели уже не будут о цене спрашивать».
Дети уточняют знания о видах товаров, ценах, у них воспитываются навыки и привычки культурного поведения.
«Где продается товар»
Лесовичок пригласил к себе в гости лесных друзей. Лисичка подарила ему цветы, зайчик – морковку и капусту, а мудрый ежик – игру-головоломку.
Вопросы к детям:
В каких магазинах звери купили свой товар? Почему?
Постепенно знания детей о профессии продавца, кассира, о способах приобретения покупки в магазине систематизируются и обобщаются. У детей воспитываются уважение к труду людей этой профессии, бережное отношение к вещам.