Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка


Автор: Светлана Евгеньевна Шепелева
Место работы: МКОУ "СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм"
Должность: учитель английского языка


На фоне углубления контактов между государствами и народами в области производства, науки и культуры, образования и воспитания знание иностранного языка становится все более и более необходимым. Актуальность изучения языков продиктовано и политическими моментами: стремлением человечества к «обществу без границ», сохранению мира между народами. Все это не может не повлиять на социальный статус иностранного языка. В настоящее время нашему обществу требуются специалисты, которые владеют иностранным языком на довольно высоком уровне.
Но иностранный язык один из самых сложных предметов в школьной программе. Многим ребятам по разным причинам он сложно дается. И очень горько, когда ребёнок идет на урок с явной неохотой, «как на каторгу». Ещё древний поэт – моралист и философ Саади сказал: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».

Моя задача, как современного учителя, состоит в том, чтобы создать условия, при которых каждый учащийся был бы успешным, с удовольствием бы шел на урок и получал необходимые для жизни знания.
Конструктивно выполнить эти задачи мне помогает деятельностный метод обучения. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений. Поэтому на своих уроках я активно использую метод проектов.
Проектная методика предполагает направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.
Суть проектной методики состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Она предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых объектов.
Основная идея метода проекта при преподавании английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Перед учащимися ставится определённая проблема, для решения которой, им требуются: знание английского языка, владение большим объемом разнообразных предметных знаний, а также владение определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать эту информацию, делать обобщения, выводы. На моих уроках учащиеся делают разного рода проекты: рисованные работы, поделки, компьютерные презентации, доклады, рефераты… Любая проектная деятельность заставляет учащегося исследовать, искать, творить и совершенствоваться. Поэтому итогами проектной деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Я использую проектную методику на всех этапах обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это мини-проекты, затем они усложняются и расширятся.
В начальной школе более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе, такие как, например, “My favourite animal” “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “Favourite food” и продолжаются в третьем и четвертом классах.
Включение элементов проектной деятельности в урок позволяет развивать фантазию, воображение, интуицию и творческое мышление, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся. А это повышает мотивацию обучаемых, вследствие чего улучшаются их знания и успеваемость.
Приведу несколько примеров:
Изучая тему «Семья», ребята 2 класса с удовольствием поют и разыгрывают небольшие сценки. Чтобы запомнить лексические единицы этого раздела, мы с ребятами изготовили семью пальчиков, а потом на целом ряде уроков пели песенку «Finger family», используя эту поделку.

Или когда мы говорим о праздниках в англоязычных странах. Я заметила, что гораздо эффективнее уроки проходят, когда ребята создают некий продукт, например открытку. Мы её мастерим, подписываем стихотворением на английском языке, а потом переводим так, что бы адресат понял смысл поздравления и остался им доволен. А скучный перевод с английского на русский? Это тоже можно превратить в конкурс переводчиков, состязание талантов. Так стихотворение «My dream» ребята не просто переводят, а передают как можно точнее смысл, при этом сохраняя рифму в русском переводе. Ребята оформляют свои работы и выразительно презентуют перевод одноклассникам. А тайное голосование выявляет победителей. Ни подготовку домашней работы, ни сам урок нельзя назвать скучными и рутинными.

А как интересно не только решать, но и составлять кроссворды, не только отгадывать, но и придумывать загадки, не только играть, но и разрабатывать игру «Бинго»! Конечно, эти работы лишь мини-проекты, но сколько творчества, умения работать с информацией, воображения и фантазии они требуют!

Учащиеся начальных классов в силу психологических и возрастных особенностей еще не умеют организовывать и планировать свою работу самостоятельно. Именно этому я, как наставник, учу ребят проектированию, его основным этапам. И к концу начальной школы ребята уже знают, что проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
2. Организация участников проекта.
3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.

На среднем этапе обучения предпочтительными являются проекты краткосрочные (1-2 урока) с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта; следит, направляет и контролирует работу участников, при необходимости организует отдельные этапы проекта и деятельность отдельных учащихся. Проекты завершают работу над разделом учебника, позволяют учащимся обобщить все изученное и обсужденное по данной теме. Чаще всего, тема проекта связана с одной предметной областью или носит междисциплинарный характер. Выполненные проекты ребята представляют в самых разных формах: статьи, рекомендации, альбомы, коллажи и другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Проекты, которые готовят учащиеся 5-6 классов: Dream house, My future house, A family tree, Our pets, Seasons in our place, My school , English-Speaking Countries, London Zoo и другие, выходят за рамки предметных тем и способствуют созданию широкой мотивационной основы учебной деятельности, росту учебно-познавательного интереса к новому материалу.
В процессе проектной деятельности школьники создают и мультимедийные презентации на английском языке. Работа над презентацией – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под моим руководством занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание иностранного языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями и в данном случае от ребят требуется умение работать с программами Microsoft Word, Microsoft Power Point. Работа над презентацией проходит в несколько этапов :
— определение темы, уточнение целей конечного результата, выбор рабочих групп, определение источников информации;
— поиск необходимой информации, творческая переработка, выполнение презентации;
— защита своей работы.
Чаще всего обучающие готовят презентации лексической направленности, имеющие страноведческую тематику или связанные с их увлечениями, например, «Животные», «Спорт», «Королева Елизавета», «История одного города», «Наша школа», презентации, посвящённые Лондону, традициям и праздникам англо-говорящих стран, родному поселку. Так как оформление презентаций – это процесс творческий, дети имеют возможность проявить свои умения работать с различными программами, используют различные шрифты, фотографии, рисунки, звук и даже видео. Всё это делает работу более привлекательной и значимой.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности отвечает так же требованиям ФГОС и призывает решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, и саморазвития. В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Практика показывает, что проектная методика во внеурочной деятельности является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации. В процессе проектной деятельности учащиеся пишут сценарии к внеклассным мероприятиям, ставят небольшие спектакли, организуют и проводят праздники для одноклассников и ребят младшего возраста. В процессе такого рода проектной деятельности ребята не только практикуются в языке, но и развиваются организаторские способности, умения работать в команде, творческие навыки.
Так, группа учащихся 8 класса написали сценарий праздника «Christmas» (Приложение 1) для ребят начальной школы. Они узнали много нового из истории этого праздника, о традициях и обычаях празднования. Кроме того, учащиеся ставили этот мини спектакль на сцене, придумывали костюмы, готовили реквизит, создавали презентацию, играли в рождественские игры с малышами. Работая над проектом, они на только практиковали английский язык, но и учились работать в команде, распределять обязанности, организовывать рабочий процесс…
Как мы видим, проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Таким образом, можно говорить о направленности данного метода на получения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учащиеся старших классов пишут проекты более сложные, направленные на глубокое изучение и погружение в проблему, требующие хороших знаний английского языка. В этом учебном году ученица 9 класса пыталась разобраться в движении «Black lives matter». Заинтересовалась она этой проблемой в связи со своим желанием посмотреть весь мир. Но видя кровавые митинги протеста, слыша лозунги и призывы участников, она задалась вопросом: «Не безопасно ли путешествовать по миру в настоящее время». Источником информации были аутентичное тексты на английском языке. Чтобы понять причины она погрузилась в историю Америки, изучила публицистические статьи и информацию из справочной литературы. Проект был представлен одноклассникам, которые знают о протестах в мире лишь поверхностно и с удовольствием узнали о движении, охватившем мир, более подробно (Приложение 2).
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту обогащается социальный и духовный опыт учащихся, они приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Целесообразно направлять деятельность учеников, учитывая их интересы, потребности, способности и индивидуальные особенности, что отражает дифференцированный, личностно-ориентированный подход, который ставится во главу угла в ФГОС. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.
Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения.
Использование в профессиональной деятельности проектной методики требует от педагога высокой квалификации. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.