На фоне углубления контактов между государствами и народами в области производства, науки и культуры, образования и воспитания знание иностранного языка становится все более и более необходимым. Актуальность изучения языков продиктовано и политическими моментами: стремлением человечества к «обществу без границ», сохранению мира между народами. Все это не может не повлиять на социальный статус иностранного языка. В настоящее время нашему обществу требуются специалисты, которые владеют иностранным языком на довольно высоком уровне.
Но иностранный язык один из самых сложных предметов в школьной программе. Многим ребятам по разным причинам он сложно дается. И очень горько, когда ребёнок идет на урок с явной неохотой, «как на каторгу». Ещё древний поэт – моралист и философ Саади сказал: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».
Конструктивно выполнить эти задачи мне помогает деятельностный метод обучения. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений. Поэтому на своих уроках я активно использую метод проектов.
Проектная методика предполагает направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.
Суть проектной методики состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Она предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых объектов.
Основная идея метода проекта при преподавании английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Перед учащимися ставится определённая проблема, для решения которой, им требуются: знание английского языка, владение большим объемом разнообразных предметных знаний, а также владение определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать эту информацию, делать обобщения, выводы. На моих уроках учащиеся делают разного рода проекты: рисованные работы, поделки, компьютерные презентации, доклады, рефераты… Любая проектная деятельность заставляет учащегося исследовать, искать, творить и совершенствоваться. Поэтому итогами проектной деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Я использую проектную методику на всех этапах обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это мини-проекты, затем они усложняются и расширятся.
В начальной школе более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе, такие как, например, “My favourite animal” “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “Favourite food” и продолжаются в третьем и четвертом классах.
Включение элементов проектной деятельности в урок позволяет развивать фантазию, воображение, интуицию и творческое мышление, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся. А это повышает мотивацию обучаемых, вследствие чего улучшаются их знания и успеваемость.
Приведу несколько примеров:
Изучая тему «Семья», ребята 2 класса с удовольствием поют и разыгрывают небольшие сценки. Чтобы запомнить лексические единицы этого раздела, мы с ребятами изготовили семью пальчиков, а потом на целом ряде уроков пели песенку «Finger family», используя эту поделку.
Или когда мы говорим о праздниках в англоязычных странах. Я заметила, что гораздо эффективнее уроки проходят, когда ребята создают некий продукт, например открытку. Мы её мастерим, подписываем стихотворением на английском языке, а потом переводим так, что бы адресат понял смысл поздравления и остался им доволен. А скучный перевод с английского на русский? Это тоже можно превратить в конкурс переводчиков, состязание талантов. Так стихотворение «My dream» ребята не просто переводят, а передают как можно точнее смысл, при этом сохраняя рифму в русском переводе. Ребята оформляют свои работы и выразительно презентуют перевод одноклассникам. А тайное голосование выявляет победителей. Ни подготовку домашней работы, ни сам урок нельзя назвать скучными и рутинными.
А как интересно не только решать, но и составлять кроссворды, не только отгадывать, но и придумывать загадки, не только играть, но и разрабатывать игру «Бинго»! Конечно, эти работы лишь мини-проекты, но сколько творчества, умения работать с информацией, воображения и фантазии они требуют!
Учащиеся начальных классов в силу психологических и возрастных особенностей еще не умеют организовывать и планировать свою работу самостоятельно. Именно этому я, как наставник, учу ребят проектированию, его основным этапам. И к концу начальной школы ребята уже знают, что проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
2. Организация участников проекта.
3. Выполнение проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
На среднем этапе обучения предпочтительными являются проекты краткосрочные (1-2 урока) с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта; следит, направляет и контролирует работу участников, при необходимости организует отдельные этапы проекта и деятельность отдельных учащихся. Проекты завершают работу над разделом учебника, позволяют учащимся обобщить все изученное и обсужденное по данной теме. Чаще всего, тема проекта связана с одной предметной областью или носит междисциплинарный характер. Выполненные проекты ребята представляют в самых разных формах: статьи, рекомендации, альбомы, коллажи и другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Проекты, которые готовят учащиеся 5-6 классов: Dream house, My future house, A family tree, Our pets, Seasons in our place, My school , English-Speaking Countries, London Zoo и другие, выходят за рамки предметных тем и способствуют созданию широкой мотивационной основы учебной деятельности, росту учебно-познавательного интереса к новому материалу.
В процессе проектной деятельности школьники создают и мультимедийные презентации на английском языке. Работа над презентацией – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под моим руководством занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание иностранного языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями и в данном случае от ребят требуется умение работать с программами Microsoft Word, Microsoft Power Point. Работа над презентацией проходит в несколько этапов :
— определение темы, уточнение целей конечного результата, выбор рабочих групп, определение источников информации;
— поиск необходимой информации, творческая переработка, выполнение презентации;
— защита своей работы.
Чаще всего обучающие готовят презентации лексической направленности, имеющие страноведческую тематику или связанные с их увлечениями, например, «Животные», «Спорт», «Королева Елизавета», «История одного города», «Наша школа», презентации, посвящённые Лондону, традициям и праздникам англо-говорящих стран, родному поселку. Так как оформление презентаций – это процесс творческий, дети имеют возможность проявить свои умения работать с различными программами, используют различные шрифты, фотографии, рисунки, звук и даже видео. Всё это делает работу более привлекательной и значимой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности отвечает так же требованиям ФГОС и призывает решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, и саморазвития. В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Практика показывает, что проектная методика во внеурочной деятельности является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации. В процессе проектной деятельности учащиеся пишут сценарии к внеклассным мероприятиям, ставят небольшие спектакли, организуют и проводят праздники для одноклассников и ребят младшего возраста. В процессе такого рода проектной деятельности ребята не только практикуются в языке, но и развиваются организаторские способности, умения работать в команде, творческие навыки.
Так, группа учащихся 8 класса написали сценарий праздника «Christmas» (Приложение 1) для ребят начальной школы. Они узнали много нового из истории этого праздника, о традициях и обычаях празднования. Кроме того, учащиеся ставили этот мини спектакль на сцене, придумывали костюмы, готовили реквизит, создавали презентацию, играли в рождественские игры с малышами. Работая над проектом, они на только практиковали английский язык, но и учились работать в команде, распределять обязанности, организовывать рабочий процесс…
Как мы видим, проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Таким образом, можно говорить о направленности данного метода на получения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учащиеся старших классов пишут проекты более сложные, направленные на глубокое изучение и погружение в проблему, требующие хороших знаний английского языка. В этом учебном году ученица 9 класса пыталась разобраться в движении «Black lives matter». Заинтересовалась она этой проблемой в связи со своим желанием посмотреть весь мир. Но видя кровавые митинги протеста, слыша лозунги и призывы участников, она задалась вопросом: «Не безопасно ли путешествовать по миру в настоящее время». Источником информации были аутентичное тексты на английском языке. Чтобы понять причины она погрузилась в историю Америки, изучила публицистические статьи и информацию из справочной литературы. Проект был представлен одноклассникам, которые знают о протестах в мире лишь поверхностно и с удовольствием узнали о движении, охватившем мир, более подробно (Приложение 2).
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту обогащается социальный и духовный опыт учащихся, они приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения.
Использование в профессиональной деятельности проектной методики требует от педагога высокой квалификации. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.