Одно из приоритетных направлений деятельности воспитателей и учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения ‒подготовка детей к успешному обучению к школе. Нередко уже в начальных классах у школьников отмечаются проблемы с обучением, связанные с несформированностью процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия).
Дисграфия ‒ это частичное специфическое нарушение процессов письма.
Дислексия ‒ это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психический функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо проводить работу по профилактике.
Актуальность выбранной темы обусловлена результатами ежегодного обследования дошкольников логопедической группы, которое проводится в старшей группе ‒ в сентябре, в ходе которого были выявлены предпосылки к возникновению оптической дисграфии. У детей отмечались трудности концентрации и переключения зрительного восприятия, нарушения зрительной памяти, недостаточная сформированность пространственных представлений, расстройства зрительного анализа и синтеза. Очевидно, что работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
В связи с выявлением большего количества детей, имеющих расстройства психических функций, отвечающих за процессы письма, целью моей работы является разработка системы мероприятий по предупреждению оптической дисграфии в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Для выполнения цели поставила задачи:
Задачи:
1. Провести работу по выявлению детей, имеющих предпосылки возникновения оптической формы дисграфии.
2. На основе результатов диагностики определить направления работы по профилактики и разработать план.
3. Работать над развитием нарушенных неречевых психических процессов, отвечающих за функции письма.
4. Организовать работу с педагогическим коллективом и родителями.
Мною разработан план работы по предупреждению оптической дисграфии.
План работы
Старшая группа |
||
Направления работы | Работа с педагогическим коллективом Консультации: 1. «Учим формы и цвета». 2. «Играем – память развиваем!» Проведение логопедического досуга «В гостях у Красной Шапочки». | Работа с родителями Консультации: 1. «Игры для развития зрительной памяти». 2. «Развитие зрительного анализа и синтеза дома».
|
Проведение диагностики. | ||
Развитие зрительного гнозиса (восприятия) на материале предметов. | ||
Развитие зрительной памяти. | ||
Формирование пространственных представлений. | ||
Развитие зрительного анализа и синтеза на материале предметов. | ||
Подготовительная группа | ||
Проведение диагностики. | Консультации: 1. «Игровые приемы по изучению букв». Проведение логопедического досуга «Подарок Пишичитая». Проведение непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у буквы Ш». | Проведение досуга «В поисках буквы Л». Работа в клубе «Растем вместе» — Консультация «Как научить ребенка читать?», — «Для чего необходимо развивать пространственные представления?» — Проведение конкурса «Веселый алфавит». Проведение игры КВН |
Развитие зрительного гнозиса (восприятия) на материале букв. | ||
Развитие зрительной памяти. | ||
Формирование пространственных представлений. | ||
Развитие зрительного анализа и синтеза на материале букв. |
Средствами профилактики оптической формы дисграфии у детей с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения. Все задания по данным направлениям провожу по принципу «от простого к сложному» и с учетом возраста детей. Например, при проведении игры на развитие зрительной памяти «Чего не стало?», сначала для запоминания детям предлагаю 4 картинки, затем 5. В старшей группе все задания выполняются на материале предметных картинок, игрушек. Для детей подготовительной группы применяю игры с буквами. Например, для развития зрительного восприятия в старшей группе использую игру «Узнай предмет», в которой детям предлагается по фрагменту определить предмет. Для дошкольников подготовительной группы аналогичная игра проводится на материале букв «Узнай букву».
Все задания включаю в плановые фронтальные занятия, которые проводятся 4 раза в неделю, это непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению. Например, на занятиях с Арсением Г. часто использую задания на развитие зрительной памяти, пространственных представлений. Для Давида Ф. включаю игры на формирование зрительного восприятия. Для более эффективной работы и получению наилучших результатов детей со схожими нарушениями объединяю в подгруппы. Подгрупповая работа способствует вызыванию заинтересованности у дошкольников, стремления выполнить задания лучше, чем другие ребята, развивает навыки работы в коллективе.
Профилактические мероприятия провожу по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия (гнозиса), узнавания цвета, формы, величины
Целью данного этапа является обучение узнаванию предмета по контуру, зашумленного изображения предмета, предметов, наложенных друг на друга, умению соотносить предметы по цвету, форме и величине, закрепление зрительного образа букв. Использую такие игры как:
— «Найди домик гнома».
— «Чей предмет?»,
— «Кто спрятался?»,
— «Узнай предметы»,
— «Найди тень»,
— «Буквы спрятались»,
— «Буквы перемешались»,
— «Узнай буквы».
Задания на развитие зрительного восприятия провожу постепенно, сначала учу детей соотносить предметы по цвету, форме и величине. Затем использую задания на узнавание предмета по контурному изображению, а также зашумленные предметы.
2. Расширение объема зрительной памяти
Целью этого направления является развитие и расширение объема зрительной памяти. Для этого предлагаю различные игры, например, такие как:
— «Чего не стало?»,
— «Что изменилось?»,
— «Вспомни и назови»,
— «Какая буква спряталась?»,
— «Найди пару».
Задания по данному направлению не вызывают особых затруднений у дошкольников. Больше всего детям нравится игра «Что изменилось?», они с удовольствием принимают участие, часто просят поиграть еще.
3. Формирование пространственных представлений
Цель данного этапа ‒ учить распознавать расположение предметов по отношению к самому себе, определять пространственное расположение предметов, находящихся сбоку, ориентироваться на листе бумаги. В процессе работы я учитываю особенности и последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе. Поэтому работу по развитию пространственных представлений провожу поэтапно.
На первом этапе учу детей определять расположение предметов по отношению к самому себе. Для этого включаю в работу следующие виды заданий:
— дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;
— приложить кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.
На втором этапе провожу работу, направленную на развитие умений определять пространственное расположение предметов, находящихся сбоку.
Провожу игры:
— «Аквариум»,
— «Укрась ёлку»,
— «Угости зайцев»,
— «Соседи».
4. Развитие зрительного анализа и синтеза
Основная цель данного этапа ‒ упражнять в составлении из частей целого предмета и выделение из целого предмета его части. Наиболее сложными для ребят являются задания на развития зрительного синтеза, например, «Семейки букв». Целью данной игры является подбор букв, с заданным элементом. Дети испытывают затруднения в узнавании букв по одной части. Игры на развитие зрительного анализа ребятам более доступны. Они хорошо справляются с таким заданиями, направленными на умение собрать из частей предмет или букву. Например, «Собери картинку» или «Конструктор букв».
Часто в работе по данному направлению применяю игры:
— «Собери картинку»,
— «Подбери фрагмент»,
— «Узнай, кто нарисован?»,
— «Семейки букв»,
— «Конструктор букв»,
— «Буквы из бусинок».
Многообразие игр и заданий позволяет разнообразить процесс работы по предупреждению возникновения оптической формы дисграфии. Использование игр вызывает у детей интерес и желание активно заниматься в ходе непосредственно-образовательной деятельности.
В работу по профилактике, активно включаю родителей и педагогов. Для педагогов организовываю консультации не реже чем раз в 3 месяца. «Игровые приемы по изучению букв» (для воспитателей подготовительных групп), для педагогов младших групп провожу такие консультации как: «Учим формы и цвета», «Играем – память развиваем!». В конце года провожу открытое занятия или досуг. Взаимодействие с родителями проходит во время групповых, индивидуальных консультаций и в рамках работы клуба «Растем вместе», в ходе которого провожу совместные мероприятия, например, игру КВН, конкурсы. Индивидуальные консультации организовываю дважды в год, в начале и в конце учебного года. Приглашаю в первую очередь родителей, тех детей, кто испытывает наибольшие затруднения. Тема консультации зависит от того, какие процессы у ребенка нарушены. Во время консультаций рассказываю родителям о методах и приемах коррекции, предлагаю практические задания.
В ходе игры КВН дети и родители поделились на команды, участвовали в конкурсах, соревновались в выполнении заданий, ребята подарили родителям творческие номера «Песня о буквах», «Куклы учат буквы». В конце мероприятия ребята получили дипломы участников. Родители и дети остались очень довольны игрой, выражали желание принять участие еще.
Активное участие приняли родители и дети в конкурсе «Веселый алфавит», по условиям которого, необходимо было изготовить букву из любого материала. Участники проявили фантазию и творческий подход, изготовив буквы из коробок, ткани, коктейльных палочек, ватных дисков. Затем каждый участник представил свою букву в творческой форме. Мероприятия закончилось вручением дипломов и призов победителям и участникам.
Все это повышает эффективность проводимой работы, способствует развитию и формированию у дошкольников процессов, необходимых для предотвращения возникновения расстройств письма и чтения оптического характера, что подтверждают результаты диагностических исследований. Анализ мониторинга за 2017-2019 уч. годы показывает, что у детей наблюдается значительный рост развития всех процессов, участвующих в чтении и письме. На начало обучения были выявлены 6 человек с низким уровнем развития зрительного восприятия, у 7 ребят отмечен средней уровень. Дошкольники испытывали трудности в назывании некоторых геометрических фигур (овал и прямоугольник), путали названия некоторых цветов. На конец второго года обучения количество детей с низким уровнем зрительного восприятия снизился до 1 человека. А число дошкольников со средним уровнем составило 6 человек, и у шести ребят был отмечен высокий уровень развития зрительного восприятия. Ошибки при назывании цвета, размера и формы отмечены у одного ребенка, остальные ребята справились с заданиями верно.
Показатели состояния зрительной памяти также улучшились. На начало работы количество дошкольников с низким уровнем насчитывало 3 человека, средней уровень был отмечен у 9 человек и у 1 ребенка – высокий. Дети испытывали ряд затруднений: не могли запомнить все количество предложенных картинок (Давид Ф., Артемий К., Юрий Л.), при выполнении задания» Сделай, как было» неправильно воспроизводили последовательность картинок. Наибольшие сложности вызвало задание «Повтори узор». Ошибки заключались как в расположение палочек, так и в выборе их цвета. Часто дети использовали палочки тех цветов, которых не было в образце. К концу коррекционной работы низкий уровень развития зрительной памяти отмечался у 2 человек, средний ‒ у 6, высокий ‒ у 5. При выполнении заданий дошкольники допускали ошибки редко. Характерным было то, что ребята стремились выполнить задания самостоятельно, минимальная помощь требовалась только некоторым детям.
Исследования состояния пространственных представлений показал рост уровня развития. Перед коррекционной работой низкий уровень сформированности пространственных представлений отмечался у 8 человек, у 5 детей был выявлен средней уровень. В начале года дети испытывали трудности в определении левой и правой стороны, с трудом ориентировались в схеме собственного тела. Выполнение заданий на определение пространственных отношений между несколькими предметами детям были недоступны. На конец обучения у 1 ребенка отмечался низкий уровень развития, у 7 человек отмечен средней уровень, у 5 – высокий. Многим дошкольникам стала доступно ориентировка в схеме собственного тела, на листе бумаги, определение расположения предмета сбоку.
Диагностические исследования выявили также рост уровня развития процессов зрительного анализа и синтеза. На начало коррекционного процесса количество дошкольников с низким уровнем составлял 6 человек, у 7 был отмечен средний. Выполняя задания. Дети совершали ошибки при нахождении фигуры соответствующей образцу, прибегали к стимулирующей помощи при складывании разрезной картинки, затруднялись в дорисовке деталей домика. В завершении обучения число детей с низким уровнем составило 3 человека, со среднем – 5, с высоким – 5. Большинство ребят самостоятельно выполняли задания, не совершая ошибок. Без затруднений определяли недостающие части домика и дорисовывали их, складывание разрезной картинки также не доставляло трудностей.
Таким образом, результаты, приведенные выше, подтверждают эффективность проводимой работы. У детей отмечаются улучшение всех процессов, отвечающих за овладение оптически правильным письмом. Увеличился объем зрительной памяти и восприятия. Для дошкольников характерным становится развитие пространственной ориентировки. Они ориентируются в схеме собственного тела и на листе бумаги, умеют определять расположение предметов относительно друг друга. Улучшается уровень зрительного анализа и синтеза, дети научаются определять предмет (букву) по фрагменту и составлять из частей целый предмет (букву). Развитие перечисленных процессов позволяет снизить риск возникновения расстройств письма оптического характера у детей при обучении в школе.