Составитель: Черкашина Наталья Александровна, учитель иностранного языка МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозёрск»
Введение
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе летнего профильного отряда «Лига журналистов». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Также она направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Данная деятельность способствует социальной адаптации, активному гражданскому становлению подрастающего поколения, воспитанию патриотизма. Реализация данной программы поспособствует в выборе будущей профессии. Учащимся представится возможность выпуска каникулярной газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ». Программа предусматривает создание продукта, имеющего значимость для себя и других людей; позволит установить более тесные микро социальные связи внутри школы. Настоящая программа рассчитана на работу с детьми 5 -10 классов, в объёме смены летнего лагеря – 18 дней.
Актуальность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. У обучающихся появится возможность активизировать способность принимать решения, инициативность, показать себя миру.
Данная программа по своей направленности является социально-педагогической, включает в себя разноплановую деятельность.
Цели программы:
- Привлечение учащихся в общественно-полезную деятельность через включение ребят в реальную, коллективную, творческую работу юных корреспондентов в профильном отряде «Лига журналистов».
- Создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей интерес к жизни своего лагеря;
- развивать желание ребят высказывать свои мнения по тому или иному вопросу, размышлять на заданную тему;
- активизировать стремление ребят к самореализации, проявлению своих творческих способностей;
- формировать отношения сотрудничества в детском коллективе;
Организационные задачи:
- разработать систему поручений, которая будет способствовать сбору материала о различных аспектах жизни детского лагеря;
- освещать в газете«Вести с «Острова ДОБРОТЫ»жизнедеятельность пришкольного лагеря, выпустить три номера за смену;
- выпускать информационные листы об актуальных событиях каждый день;
- продумать задания, выполнение которых будет требовать от ребят личностной оценки происходящего;
- публиковать материалы, в которых отражается индивидуальное мнение авторов;
- предложить ребятам различные виды заданий, из которых каждый может выбрать себе по душе;
- публиковать в газете различные виды творческих работ;
Образовательные задачи:
- сформировать у детей представление о детской газете, ее особенностях, требованиях к публикуемым материалам;
- дать общее представление о «журналисткой этике», культуре поведения журналистов;
- создать условия для приобретения конкретных знаний, умений и навыков практической журналистской деятельности;
- освоить новые виды работ по оформительству;
- создать условия для приобретения конкретных знаний, умений и навыков фотокорреспондентов;
- развивать у детей и подростков организаторские и творческие навыки, которые пригодятся им в школе и в дальнейшей жизни;
Механизм реализации программы:
- Подготовка материально-технической базы для деятельности профильного отряда (закупка канцелярских товаров, подготовка фото- видео аппаратуры).
- Набор детей в профильный отряд.
- Осуществление деятельности отряда согласно плану.
- Размещение результатов работы на сайте школы.
В процессе реализации программы профильного отряда «Лига журналистов» планируется взаимодействие с отрядами детской площадки школы «Остров «Доброты», имеющей волонтёрскую направленность и непосредственное участие в их деятельности.
Курс программы поможет детям и подросткам в:
- расширении круга знакомства и общения, каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью коллектива;
- раскрытии собственных потенциальных возможностей в различных видах деятельности и общения;
- приобретении новых интересов, ощутить востребованность уже имеющихся умений;
- формировании ИКТ компетентности.
Нормативно-правовая база программы
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФС;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. 3 197 –ФЗ;
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одарённые дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утверждённой Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Перспективный план развития МБОУ «СШ №18»
- Устав МБОУ «СШ №18»;
- Целевая программа «Интеллект» МБОУ «СШ №18».
Работа профильной смены «Лига журналистов» будет строиться по следующим принципам:
Принцип игровой деятельности помогает в полной мере раскрываться детям и реализовать себя в команде.
Принцип творческой активности — педагог помогает детям творчески мыслить и реализовывать свои мысли, впечатления, умения в письменной и устной формах.
Принцип равных возможностей, который позволяет детям из разных социальных групп и с разным интеллектуальным уровнем и ограниченными возможностями здоровья активно участвовать в создании информационного продукта.
Принцип деятельности – состоит в том, что главный помощник педагога в воспитании – живой опыт бытия, отношения между людьми, их общение, которые выбирает и осваивает ученик.
Формы и методы работы:
коллективно-творческая деятельность, познавательная деятельность;
дискуссии, беседы;
теоретические интерактивные занятия по основам журналистики;
занятия на доверие и формирование команды;
ролевые игры;
игры — импровизации;
тесты и рисуночные методики;
рефлексия занятий.
Особенностью данной программы является то, что теоретические и практические знания и навыки ребята получают не отдельно, а интегрировано в ходе каждого занятия.
Теоретическая часть Практическая часть - О чем писать?
- Где брать идеи для статей?
- Какой должна быть статья?
- Как собрать материал для статей?
- Виды источников информации и как ими пользоваться.
- Как написать статью?
- Как оформить статью перед отправкой в газету или журнал?
- «Журналистский десант».
- Подготовка и проведение интервью.
- Тренировка поиска информации в Сети.
- Использование различных видов источников информации для статей.
- Обработка цифрового фотоматериала.
- Компьютерная верстка.
- Размещение информации в сети Интернет.
Символика: обучающиеся придумывают название, девиз и герб отряда журналистов в первый день и оформляют уголок отряда.
Организация коллектива:
Информационный центр- редакция
Главный редактор- руководитель отряда
Редактор- командир
Члены редколлегии: наборщики, верстальщики, дизайнеры, корректор, корреспонденты.
Сроки реализации программы:
По продолжительности программа реализуется в течение лагерной смены. (18 дней, июнь 2018 год).
Источники финансирования:
-
поступления из фонда социального страхования регионального отделения;
взнос родителей.
Материально-техническое обеспечение: проектор, аудиовидеотехника, принтер, сканер, компьютерный класс для индивидуальной работы над с интернет ресурсами и вёрстки статей и материала для газеты.
Планируемые результаты реализации программы:
В конце смены дети должны:
— четко определять место журналистского творчества в ряду других видов творчества и понимать его специфику;
— формулировать свое оценочное суждение о жанрах и разновидностях местных и региональных СМИ, уметь делать осознанный выбор в соответствии с возрастом и потребностями;
— знать и понимать язык газеты, профессиональную терминологию;
— уметь редактировать тексты, интервьюировать респондентов;
— приобрести навыки верстки, дизайна, художественного слова;
— получить опыт передачи полученной информации;
— пополнить материалами о пришкольном лагере раздел «Новости школы» на сайте школы, выпустить три номера каникулярной газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ»;
— сохранить и укрепить своё психическое и физическое здоровье, развить навыки безопасного и здорового образа жизни;
— овладеть навыками партнёрского сотрудничества в разновозрастных группах, активно применять свои творческие способности, расширить кругозор;
— приобщиться к коллективному труду, социальной активности и воспитать в себе патриотические качества.
Режим работы:
9.00-9.30 –общий сбор «Летучка журналистов», зарядка, распорядок дня.
9.30-10.00 –завтрак.
10.00-11.00 – теоретическое интерактивное занятие по различным аспектам журналистики.
11.00-13.30 –практическая, творческая деятельность по участию в КТД лагеря и освещению его событий, выпуск информационных листовок, подготовке выпуска номера газеты.
13.30-14.00 – обед
14.00 – 14.30 – Рефлексия
Мониторинговая деятельность
Критерии оценки эффективности программы.
Высокая активность детей в реализации программы.
Положительные отзывы участников программы.
Положительные отзывы об организации деятельности со стороны родителей.
Отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены.
Отсутствие заболеваний, травм.
Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
Методы определения результативности программы:
наблюдение
метод товарищеского и педагогического воздействия;
беседа;
анализ результатов творческой деятельности;
анкетирование;
тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в календаре настроений значком «зелёного микрофона» — позитивное настроение, значком «синего микрофона» — негативное настроение, «красного микрофона» — тревожное настроение);
рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать свое отношение к событиям прожитого дня и дать им свою оценку)
Содержание работы информационного центра профильного отряда «Лига журналистов»:
Направления деятельности информационного центра следующие:
- выпуск газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ», освещающей наиболее важные события из жизни отрядов;
- выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение детского лагеря;
- создание презентации, видеосюжетов о жизнедеятельности детского лагеря.
Концепция деятельности информационного центра
Необходимость существования печатного органа в лагере объясняется следующими моментами:
через газету дети получают информацию о смене, ее участниках, о службах лагеря, деятельности его объединений;
издание газеты помогает ценностному ориентированию, так как на страницах газеты происходит обмен опытом работы членов детских объединений смены, обсуждение всех проблем их жизнедеятельности;
отрядные коллективы не живут обособленно: на страницах газеты их члены могут рассказать о жизни отряда, интересных делах, внести свои предложения в работу лагеря;
ребята, участвуя в деятельности пресс – центра, реализуют свой творческий потенциал, совершенствуют журналистские умения;
газета – своеобразная хроника смены, которая напомнит ребятам о мероприятиях, проводимых в лагере, будет способствовать рождению новых идей.
Подготовка деятельности центра
Информацию о существовании газеты в лагере дети узнают:
- от редактора газеты, из его выступлений в отрядах в первый и второй день смены;
- из рекламного листка, гдеесть информация об информационном центре лагеря;
Запись детей, желающих участвовать в деятельности Центра, проводится в первый или второй день смены.
Первый сбор редакции происходит во второй день смены. На первом сборе журналисты уделяют внимание следующим вопросам:
- Специфика детской газеты;
- Обсуждение специфики детской газеты: рубрики и помещаемые в них материалы;
- Подготовка первого информационного листа. Ребята выбирают задания: собрать семь высказываний на тему «Мне запомнилось в первый день…», подготовить материал о мероприятиях в отрядах, написать статью об общелагерном деле, записать 4-5 смешных реплики и др.
Во второй день смены проходит первая «летучка» журналистов. На ней могут обсуждаться следующие вопросы:
- принятия кодекса журналиста;
- распределение поручений на следующий день. Имеется в виду те мероприятия лагеря или отдельного отряда, которые должны посетить члены редакции, чтобы в последствии написать об этом в газете;
- утверждение обязанностей дежурного журналиста. На обсуждение ребят предлагаются следующие обязанности дежурного журналиста:
- составление информационного листа за день;
- обеспечение работы на местах (вместе с редактором);
- проведение «летучки» следующего дня (вместе с редактором);
- выбор дежурного журналиста;
В течение смены журналистские «летучки» будут проводиться по следующему плану:
- отчет дежурного журналиста за день;
- распределение поручений на следующий день;
- анализ конкурсных работ.
Кроме того, что в деятельности Центра участвуют члены редакции – талантливые и творческие ребята, увлекающиеся журналистикой, планируется заинтересовать этой работой остальных ребят в лагере. Включение детей в деятельность по созданию газеты осуществляется через конкурсы и информационные листы.
КОНКУРСЫ. В течение смены через газету проводятся следующие конкурсы:
- Конкурс стихотворений о лагере;
- Конкурс на лучшую услышанную шутку;
- На самую интересную статью об отряде;
- На лучшее название газеты;
- На свободный текст и многие другие.
Информацию о конкурсах дети узнают из выступлений членов редакции в отрядах, из информационных листов, из выступления редактора газеты.
Конкурсные работы анализируются на «летучках». Итоги конкурса на название газеты, подводятся в 3-й, 4 –й день смены. Лучшие из конкурсных работ печатаются в газете.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫвыпускаются дежурными журналистами ежедневно. Они представляют собой своеобразный отчет о деятельности членов детской редакции за день, также, в информационных листах могут быть отражены услышанные шутки, интересные мнения и др. Из информационных листов отряды узнают о конкурсах, их результатах. Основная цель выпуска информационных листов – заинтересовать деятельностью ребят.
ВЫПУСК ГАЗЕТЫ. В смене должно выйти 3 номера газеты. Номер за неделю. Работа по созданию газеты организуется следующим образом:
- обсуждение на утреннем сборе журналистов плана работы и выбор ребятами заданий;
- индивидуальные консультации и правка материала в течение дня;
- обработка редактором материалов по мере их накоплений.
По указанной схеме проходят каждые два, три дня перед выпуском газеты. Следующий день посвящается работе с верстальщиком и выпуску номера.
Рубрики и примерная тематика материалов газеты.
- «И снова вместе» — краткая информация о прошедших днях в лагере.
- «Фраза номера» — юмористические выражения, характеризующее обстановку в лагере за прошедшее время.
- «Разрешите вам напомнить о себе» — информация о работе кружков, студий, мастерских.
- «А у нас в отряде…» — вести из отрядов и творческих центров.
- «Лучше один раз увидеть» — информация о делах лагеря и наиболее интересных отрядных мероприятиях.
- «Калейдоскоп мнений» — итоги опросов.
- «Идет конкурс» — работы на конкурсы, объявляемые газетой.
- «Делу – время, потехе — час» — смешные фразы, юмористические репортажи, кроссворды, объявления.
Темы для статей и заметок:
- «Мой отряд ….» (анализ, какой информацией о своем отряде ребенок располагает).
- «Кто или что делает твой день добрым?» (анализ взаимоотношений в отряде и в лагере).
- «Все дороги начинаются с порога» (первые открытия, первые победы и поражения, анализ организационного периода смены).
- «Рейтинг популярности дел» (анализ оценок происходящих в лагере событий).
- «Хит-парад личностей» (назвать 5 самых популярных людей в лагере, организовать встречу).
- «Рецепт хорошего настроения» (выявление особенностей в организации жизнедеятельности групп).
- «А напоследок я скажу…» (О чем я расскажу своим друзьям, когда закончится смена в лагере? (Анализ самых ярких впечатлений о прошедшей смене).
Система поощрения и стимулирования журналистов.
За каждый сданный материал, независимо от дальнейшей его публикации, ребенок получает особый жетон от редактора газеты. В конце смены получившие наибольшее количество жетонов награждаются почетными грамотами, дипломами за активное участие в работе Информационного Центра.
Отдельно награждаются почётной грамотой ребята, статьи которых, по мнению редактора, являются наиболее «профессиональными», яркими и интересными. Этим ребятам присваивается почетное звание «Журналист детского лагеря».
Сетка мероприятий профильного отряда «Лига журналистов»
день | Мероприятия |
1 день | 1. Торжественное открытие. Знакомство ребят с содержанием программы профильного отряда. Выбор актива, девиза, эмблемы отряда. Внесение корректив и утверждение программы. 2. Распределение обязанностей. 3. Игры на сплочение коллектива профильного отряда, «Мозговой штурм» по названию рубрик в газете. |
2 день | 1. Изучение теоретической части: О чем писать? Где брать идеи для статей? 2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов школы, отрядов пришкольного лагеря. 3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. 4. Подготовка вопросов к проведению следующих интервью. |
3 день | 1. Изучение теоретической части: Какой должна быть статья? Способы создания заголовка, начало и окончание статьи. 2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности. 3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. 4. Интервью с членами профильных отрядов. 5. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью. |
4 день | 1. Изучение теоретической части: Как написать статью? 2. «Юнкоровский десант». Участие в КТД лагеря. 3. Интервью с ребятами из отрядов лагеря. 4. Работа в компьютерном классе по вёрстке собранных материалов для газеты. 5. Подведение итогов, обработка фотоматериалов. |
5 день | 1. Изучение теоретической части: Как собирать материал для статей? 2. Оформление статьи (интервью) перед публикацией. 3. Компьютерная верстка материалов, полученных в ходе интервью. 4. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. |
6 день | 1. Изучение теоретической части: Информационные ресурсы в Интернете. 2. Практическое задание: тренируемся искать информацию в сети. 3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности. 4. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью, подведение итогов, выпуск в печатном и электронном виде первого номера газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ» |
7 день | 1. Изучение теоретической части: Как оформить статью перед отправкой в газету или журнал? 2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. 3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа |
8 день |
|
9 день |
|
10 день | 1. Изучение теоретической части: основные требования к информативной публицистике (оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, факто логичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). 2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. 3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, компьютерная вёрстка номера газеты, выпуск информационного листа |
11 день | 1. Изучение теоретической части «Информационные жанры (информация, заметка, интервью, репортаж, интервью, хроника, отчет, статья, очерк, социологический опрос)» 2. Размещение подготовленного материала на сайте школы. 3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря. 4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты. 5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. |
12 день | 1. Изучение теоретической части: 16 основных правил ведения интервью. 2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности, берём интервью в отрядах. 4. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью, подведение итогов, выпуск в печатном и электронном виде второго номера газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ» |
13 день | 1. Оформительский практикум. Искусство иллюстрации. Требования к оформлению стенгазеты. Шрифты. 2. Оформление результатов работы профильного отряда: мини-статьи. 3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря. 4. Подведение итогов дня, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. |
14 день | 1. Просмотрпрезентации «Структура редакции. Профессии в журналистике: редактор темы/рубрики,обозреватель,репортер,корректор,верстальщик» 2. Размещение подготовленного материала на сайте школы. 3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря. 4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты. 5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. |
15 день | 1. Изучение теоретической части: занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи, анаграммы и др. Алгоритм подбора занимательного материала в газету. Практикум по подбору занимательного материала для будущего номера газеты 2. Оформление результатов работы профильного отряда: мини-статьи. 3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря. 4. Подведение итогов дня, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. |
16 день | 1. Деловая игра «Журналист – око народное». 2. Размещение подготовленного материала на сайте школы. 3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря. 4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты. 5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа. |
17 день | 1. Викторина по теме «Я – юный корреспондент!». 2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности, берём интервью в отрядах. 4. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью, подведение итогов, выпуск в печатном и электронном виде третьего номера газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ» |
18 день |
3. Выставка наиболее интересных материалов и всех номеров газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ» за смену. 4. Чаепитие. |