Программа летнего профильного отряда «Лига журналистов»




Составитель: Черкашина Наталья Александровна, учитель иностранного языка МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозёрск»

 

Введение

В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе летнего профильного отряда «Лига журналистов». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Также она направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Данная деятельность способствует социальной адаптации, активному гражданскому становлению подрастающего поколения, воспитанию патриотизма. Реализация данной программы поспособствует в выборе будущей профессии. Учащимся представится возможность выпуска каникулярной газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ». Программа предусматривает создание продукта, имеющего значимость для себя и других людей; позволит установить более тесные микро социальные связи внутри школы. Настоящая программа рассчитана на работу с детьми 5 -10 классов, в объёме смены летнего лагеря – 18 дней.

Актуальность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. У обучающихся появится возможность активизировать способность принимать решения, инициативность, показать себя миру.

Данная программа по своей направленности является социально-педагогической, включает в себя разноплановую деятельность.

 

Цели программы:

  • Привлечение учащихся в общественно-полезную деятельность через включение ребят в реальную, коллективную, творческую работу юных корреспондентов в профильном отряде «Лига журналистов».
  • Создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха.

Задачи:

Воспитательные задачи:

  • вызвать у детей интерес к жизни своего лагеря;
  • развивать желание ребят высказывать свои мнения по тому или иному вопросу, размышлять на заданную тему;
  • активизировать стремление ребят к самореализации, проявлению своих творческих способностей;
  • формировать отношения сотрудничества в детском коллективе;

Организационные задачи:

  • разработать систему поручений, которая будет способствовать сбору материала о различных аспектах жизни детского лагеря;
  • освещать в газете«Вести с «Острова ДОБРОТЫ»жизнедеятельность пришкольного лагеря, выпустить три номера за смену;
  • выпускать информационные листы об актуальных событиях каждый день;
  • продумать задания, выполнение которых будет требовать от ребят личностной оценки происходящего;
  • публиковать материалы, в которых отражается индивидуальное мнение авторов;
  • предложить ребятам различные виды заданий, из которых каждый может выбрать себе по душе;
  • публиковать в газете различные виды творческих работ;

Образовательные задачи:

  • сформировать у детей представление о детской газете, ее особенностях, требованиях к публикуемым материалам;
  • дать общее представление о «журналисткой этике», культуре поведения журналистов;
  • создать условия для приобретения конкретных знаний, умений и навыков практической журналистской деятельности;
  • освоить новые виды работ по оформительству;
  • создать условия для приобретения конкретных знаний, умений и навыков фотокорреспондентов;
  • развивать у детей и подростков организаторские и творческие навыки, которые пригодятся им в школе и в дальнейшей жизни;

 

 

 

 

Механизм реализации программы:

  • Подготовка материально-технической базы для деятельности профильного отряда (закупка канцелярских товаров, подготовка фото- видео аппаратуры).
  • Набор детей в профильный отряд.
  • Осуществление деятельности отряда согласно плану.
  • Размещение результатов работы на сайте школы.

В процессе реализации программы профильного отряда «Лига журналистов» планируется взаимодействие с отрядами детской площадки школы «Остров «Доброты», имеющей волонтёрскую направленность и непосредственное участие в их деятельности.

Курс программы поможет детям и подросткам в:

  • расширении круга знакомства и общения, каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью коллектива;
  • раскрытии собственных потенциальных возможностей в различных видах деятельности и общения;
  • приобретении новых интересов, ощутить востребованность уже имеющихся умений;
  • формировании ИКТ компетентности.

Нормативно-правовая база программы

Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФС;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. 3 197 –ФЗ;
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001г.;
  • Федеральная целевая программа «Одарённые дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утверждённой Правительством РФ от 03.10.2002г.;
  • Перспективный план развития МБОУ «СШ №18»
  • Устав МБОУ «СШ №18»;
  • Целевая программа «Интеллект» МБОУ «СШ №18».

 

Работа профильной смены «Лига журналистов» будет строиться по следующим принципам:

Принцип игровой деятельности помогает в полной мере раскрываться детям и реализовать себя в команде.

Принцип творческой активности — педагог помогает детям творчески мыслить и реализовывать свои мысли, впечатления, умения в письменной и устной формах.

Принцип равных возможностей, который позволяет детям из разных социальных групп и с разным интеллектуальным уровнем и ограниченными возможностями здоровья активно участвовать в создании информационного продукта.

Принцип деятельности – состоит в том, что главный помощник педагога в воспитании – живой опыт бытия, отношения между людьми, их общение, которые выбирает и осваивает ученик.

Формы и методы работы:

  • коллективно-творческая деятельность, познавательная деятельность;

  • дискуссии, беседы;

  • теоретические интерактивные занятия по основам журналистики;

  • занятия на доверие и формирование команды; 

  • ролевые игры; 

  • игры — импровизации; 

  • тесты и рисуночные методики; 

  • рефлексия занятий.

Особенностью данной программы является то, что теоретические и практические знания и навыки ребята получают не отдельно, а интегрировано в ходе каждого занятия.

Теоретическая частьПрактическая часть
  • О чем писать?
  • Где брать идеи для статей?
  • Какой должна быть статья?
  • Как собрать материал для статей?
  • Виды источников информации и как ими пользоваться.
  • Как написать статью?
  • Как оформить статью перед отправкой в газету или журнал?
  • «Журналистский десант».
  • Подготовка и проведение интервью.
  • Тренировка поиска информации в Сети.
  • Использование различных видов источников информации для статей.
  • Обработка цифрового фотоматериала.
  • Компьютерная верстка.
  • Размещение информации в сети Интернет.

Символика: обучающиеся придумывают название, девиз и герб отряда журналистов в первый день и оформляют уголок отряда.

Организация коллектива:

Информационный центр- редакция

Главный редактор- руководитель отряда

Редактор- командир

Члены редколлегии: наборщики, верстальщики, дизайнеры, корректор, корреспонденты.

Сроки реализации программы:

По продолжительности программа реализуется в течение лагерной смены. (18 дней, июнь 2018 год).

Источники финансирования:

  • поступления из фонда социального страхования регионального отделения;

  • взнос родителей.

Материально-техническое обеспечение: проектор, аудиовидеотехника, принтер, сканер, компьютерный класс для индивидуальной работы над с интернет ресурсами и вёрстки статей и материала для газеты.

Планируемые результаты реализации программы:

В конце смены дети должны:

— четко определять место журналистского творчества в ряду других видов творчества и понимать его специфику;

— формулировать свое оценочное суждение о жанрах и разновидностях местных и региональных СМИ, уметь делать осознанный выбор в соответствии с возрастом и потребностями;

— знать и понимать язык газеты, профессиональную терминологию;

— уметь редактировать тексты, интервьюировать респондентов;

— приобрести навыки верстки, дизайна, художественного слова;

— получить опыт передачи полученной информации;

— пополнить материалами о пришкольном лагере раздел «Новости школы» на сайте школы, выпустить три номера каникулярной газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ»;

— сохранить и укрепить своё психическое и физическое здоровье, развить навыки безопасного и здорового образа жизни;

— овладеть навыками партнёрского сотрудничества в разновозрастных группах, активно применять свои творческие способности, расширить кругозор;

— приобщиться к коллективному труду, социальной активности и воспитать в себе патриотические качества.

Режим работы:

9.00-9.30 –общий сбор «Летучка журналистов», зарядка, распорядок дня.

9.30-10.00 –завтрак.

10.00-11.00 – теоретическое интерактивное занятие по различным аспектам журналистики.

11.00-13.30 –практическая, творческая деятельность по участию в КТД лагеря и освещению его событий, выпуск информационных листовок, подготовке выпуска номера газеты.

13.30-14.00 – обед

14.00 – 14.30 – Рефлексия

Мониторинговая деятельность

Критерии оценки эффективности программы.

  • Высокая активность детей в реализации программы.

  • Положительные отзывы участников программы.

  •  Положительные отзывы об организации деятельности со стороны родителей.

  • Отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены.

  • Отсутствие заболеваний, травм.

  • Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.

Методы определения результативности программы:

  • наблюдение

  • метод товарищеского и педагогического воздействия;

  • беседа;

  • анализ результатов творческой деятельности;

  • анкетирование;

  • тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в календаре настроений значком «зелёного микрофона» — позитивное настроение, значком «синего микрофона» — негативное настроение, «красного микрофона» — тревожное настроение);

  • рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать свое отношение к событиям прожитого дня и дать им свою оценку)

 

Содержание работы информационного центра профильного отряда «Лига журналистов»:

Направления деятельности информационного центра следующие:

  • выпуск газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ», освещающей наиболее важные события из жизни отрядов;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение детского лагеря;
  • создание презентации, видеосюжетов о жизнедеятельности детского лагеря.

Концепция деятельности информационного центра

Необходимость существования печатного органа в лагере объясняется следующими моментами:

  • через газету дети получают информацию о смене, ее участниках, о службах лагеря, деятельности его объединений;

  • издание газеты помогает ценностному ориентированию, так как на страницах газеты происходит обмен опытом работы членов детских объединений смены, обсуждение всех проблем их жизнедеятельности;

  • отрядные коллективы не живут обособленно: на страницах газеты их члены могут рассказать о жизни отряда, интересных делах, внести свои предложения в работу лагеря;

  • ребята, участвуя в деятельности пресс – центра, реализуют свой творческий потенциал, совершенствуют журналистские умения;

  • газета – своеобразная хроника смены, которая напомнит ребятам о мероприятиях, проводимых в лагере, будет способствовать рождению новых идей.

Подготовка деятельности центра

Информацию о существовании газеты в лагере дети узнают:

  • от редактора газеты, из его выступлений в отрядах в первый и второй день смены;
  • из рекламного листка, гдеесть информация об информационном центре лагеря;

Запись детей, желающих участвовать в деятельности Центра, проводится в первый или второй день смены.

Первый сбор редакции происходит во второй день смены. На первом сборе журналисты уделяют внимание следующим вопросам:

  • Специфика детской газеты;
  • Обсуждение специфики детской газеты: рубрики и помещаемые в них материалы;
  • Подготовка первого информационного листа. Ребята выбирают задания: собрать семь высказываний на тему «Мне запомнилось в первый день…», подготовить материал о мероприятиях в отрядах, написать статью об общелагерном деле, записать 4-5 смешных реплики и др.

Во второй день смены проходит первая «летучка» журналистов. На ней могут обсуждаться следующие вопросы:

  • принятия кодекса журналиста;
  • распределение поручений на следующий день. Имеется в виду те мероприятия лагеря или отдельного отряда, которые должны посетить члены редакции, чтобы в последствии написать об этом в газете;
  • утверждение обязанностей дежурного журналиста. На обсуждение ребят предлагаются следующие обязанности дежурного журналиста:
  • составление информационного листа за день;
  • обеспечение работы на местах (вместе с редактором);
  • проведение «летучки» следующего дня (вместе с редактором);
  • выбор дежурного журналиста;

В течение смены журналистские «летучки» будут проводиться по следующему плану:

  • отчет дежурного журналиста за день;
  • распределение поручений на следующий день;
  • анализ конкурсных работ.

Кроме того, что в деятельности Центра участвуют члены редакции – талантливые и творческие ребята, увлекающиеся журналистикой, планируется заинтересовать этой работой остальных ребят в лагере. Включение детей в деятельность по созданию газеты осуществляется через конкурсы и информационные листы.

КОНКУРСЫ. В течение смены через газету проводятся следующие конкурсы:

  • Конкурс стихотворений о лагере;
  • Конкурс на лучшую услышанную шутку;
  • На самую интересную статью об отряде;
  • На лучшее название газеты;
  • На свободный текст и многие другие.

Информацию о конкурсах дети узнают из выступлений членов редакции в отрядах, из информационных листов, из выступления редактора газеты.

Конкурсные работы анализируются на «летучках». Итоги конкурса на название газеты, подводятся в 3-й, 4 –й день смены. Лучшие из конкурсных работ печатаются в газете.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫвыпускаются дежурными журналистами ежедневно. Они представляют собой своеобразный отчет о деятельности членов детской редакции за день, также, в информационных листах могут быть отражены услышанные шутки, интересные мнения и др. Из информационных листов отряды узнают о конкурсах, их результатах. Основная цель выпуска информационных листов – заинтересовать деятельностью ребят.

ВЫПУСК ГАЗЕТЫ. В смене должно выйти 3 номера газеты. Номер за неделю. Работа по созданию газеты организуется следующим образом:

  • обсуждение на утреннем сборе журналистов плана работы и выбор ребятами заданий;
  • индивидуальные консультации и правка материала в течение дня;
  • обработка редактором материалов по мере их накоплений.

По указанной схеме проходят каждые два, три дня перед выпуском газеты. Следующий день посвящается работе с верстальщиком и выпуску номера.

Рубрики и примерная тематика материалов газеты.

  • «И снова вместе» — краткая информация о прошедших днях в лагере.
  • «Фраза номера» — юмористические выражения, характеризующее обстановку в лагере за прошедшее время.
  • «Разрешите вам напомнить о себе» — информация о работе кружков, студий, мастерских.
  • «А у нас в отряде…» — вести из отрядов и творческих центров.
  • «Лучше один раз увидеть» — информация о делах лагеря и наиболее интересных отрядных мероприятиях.
  • «Калейдоскоп мнений» — итоги опросов.
  • «Идет конкурс» — работы на конкурсы, объявляемые газетой.
  • «Делу – время, потехе — час» — смешные фразы, юмористические репортажи, кроссворды, объявления.

Темы для статей и заметок:

  1. «Мой отряд ….» (анализ, какой информацией о своем отряде ребенок располагает).
  2. «Кто или что делает твой день добрым?» (анализ взаимоотношений в отряде и в лагере).
  3. «Все дороги начинаются с порога» (первые открытия, первые победы и поражения, анализ организационного периода смены).
  4. «Рейтинг популярности дел» (анализ оценок происходящих в лагере событий).
  5. «Хит-парад личностей» (назвать 5 самых популярных людей в лагере, организовать встречу).
  6. «Рецепт хорошего настроения» (выявление особенностей в организации жизнедеятельности групп).
  7. «А напоследок я скажу…» (О чем я расскажу своим друзьям, когда закончится смена в лагере? (Анализ самых ярких впечатлений о прошедшей смене).

Система поощрения и стимулирования журналистов.

За каждый сданный материал, независимо от дальнейшей его публикации, ребенок получает особый жетон от редактора газеты. В конце смены получившие наибольшее количество жетонов награждаются почетными грамотами, дипломами за активное участие в работе Информационного Центра.

Отдельно награждаются почётной грамотой ребята, статьи которых, по мнению редактора, являются наиболее «профессиональными», яркими и интересными. Этим ребятам присваивается почетное звание «Журналист детского лагеря».

Сетка мероприятий профильного отряда «Лига журналистов»

 

деньМероприятия
1 день1. Торжественное открытие. Знакомство ребят с содержанием программы профильного отряда. Выбор актива, девиза, эмблемы отряда. Внесение корректив и утверждение программы.

2. Распределение обязанностей.

3. Игры на сплочение коллектива профильного отряда, «Мозговой штурм» по названию рубрик в газете.

2 день1. Изучение теоретической части: О чем писать? Где брать идеи для статей?

2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов школы, отрядов пришкольного лагеря.

3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

4. Подготовка вопросов к проведению следующих интервью.

3 день1. Изучение теоретической части: Какой должна быть статья? Способы создания заголовка, начало и окончание статьи.

2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности.

3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

4. Интервью с членами профильных отрядов.

5. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью.

4 день1. Изучение теоретической части: Как написать статью?

2. «Юнкоровский десант». Участие в КТД лагеря.

3. Интервью с ребятами из отрядов лагеря.

4. Работа в компьютерном классе по вёрстке собранных материалов для газеты.

5. Подведение итогов, обработка фотоматериалов.

5 день1. Изучение теоретической части: Как собирать материал для статей?

2. Оформление статьи (интервью) перед публикацией.

3. Компьютерная верстка материалов, полученных в ходе интервью.

4. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

6 день1. Изучение теоретической части: Информационные ресурсы в Интернете.

2. Практическое задание: тренируемся искать информацию в сети.

3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности.

4. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью, подведение итогов, выпуск в печатном и электронном виде первого номера газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ»

7 день1. Изучение теоретической части: Как оформить статью перед отправкой в газету или журнал?

2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками.

3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа

8 день
  1. Круглый стол «Профессия — журналист».
  2. Оформление результатов работы профильного отряда: мини-статьи.
  3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.
  4. Подведение итогов дня, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.
9 день
  1. Дискуссия с просмотром презентации «Веб-дизайнер: профессия или увлечение?»
  2. Размещение подготовленного материала на сайте школы.
  3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.
  4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты.
  5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.
10 день1. Изучение теоретической части: основные требования к информативной публицистике (оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, факто логичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками.

3. Подведение итогов, обработка фотоматериалов, компьютерная вёрстка номера газеты, выпуск информационного листа

11 день1. Изучение теоретической части «Информационные жанры (информация, заметка, интервью, репортаж, интервью, хроника, отчет, статья, очерк, социологический опрос)»

2. Размещение подготовленного материала на сайте школы.

3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.

4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты.

5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

12 день1. Изучение теоретической части: 16 основных правил ведения интервью.

2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности, берём интервью в отрядах.

4. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью, подведение итогов, выпуск в печатном и электронном виде второго номера газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ»

13 день1. Оформительский практикум. Искусство иллюстрации. Требования к оформлению стенгазеты. Шрифты.

2. Оформление результатов работы профильного отряда: мини-статьи.

3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.

4. Подведение итогов дня, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

14 день1. Просмотрпрезентации «Структура редакции. Профессии в журналистике: редактор темы/рубрики,обозреватель,репортер,корректор,верстальщик»

2. Размещение подготовленного материала на сайте школы.

3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.

4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты.

5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

15 день1. Изучение теоретической части: занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи, анаграммы и др. Алгоритм подбора занимательного материала в газету. Практикум по подбору занимательного материала для будущего номера газеты

2. Оформление результатов работы профильного отряда: мини-статьи.

3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.

4. Подведение итогов дня, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

16 день1. Деловая игра «Журналист – око народное».

2. Размещение подготовленного материала на сайте школы.

3. «Юнкоровский десант». Погружение в работу профильных отрядов, отрядов пришкольного лагеря. Интервью с участниками. Сбор материалов с КТД лагеря.

4. Компьютерная вёрстка собранных материалов для газеты.

5. Поведение итогов, обработка фотоматериалов, выпуск информационного листа.

17 день1. Викторина по теме «Я – юный корреспондент!».

2. «Юнкоровский десант». Погружение в работу отрядов лагеря, участие в их деятельности, берём интервью в отрядах.

4. Подготовка вопросов к проведению следующего интервью, подведение итогов, выпуск в печатном и электронном виде третьего номера газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ»

18

день

  1. Викторина «Известные журналисты России»
  2. Подведение итогов работы профильного отряда, награждение почётными грамотами с присвоением почетного звания «Журналист детского лагеря» активистов отряда и их помощников в других отрядах лагеря.

3. Выставка наиболее интересных материалов и всех номеров газеты «Вести с «Острова ДОБРОТЫ» за смену.

4. Чаепитие.

 

 

Besides, sites can have language versions of Russian, English and others.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 10 =