Программа «Пресс-центр»


Автор: Татьяна Валентиновна Жукова
Место работы: МАОУДО "ЦДТ" г. Биробиджана
Должность: педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Пресс-центр» – наиболее популярное и доступное обучающимся средство представления текстовой и графической информации. Поэтому возникла необходимость создания одноименной программы по обучению теории и практики газетного дела с использованием информационных технологий (созданию, выпуску, распространению газеты, и других информационных публикаций). Актуальность разработки данной программы обусловлена отсутствием типовых программ по данному профилю.

Содержание учебного материала программы обладает новизной, которая заключается в том, что обучающиеся параллельно изучают два направления: информационные технологии и основы журналистики.

Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся 4-7 классов (11-14 лет) и рассчитана на два года обучения. Первый год обучения – 222 часа, второй год обучения – 222 часа. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю).

Обучающиеся первого года обучения познакомятся с такими понятиями как журналистика, газета, газетные жанры. Участвуя в деловых играх, они попробуют себя в ролях журналиста, корреспондента, репортера, познают процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях. Научатся оформлять полученную информацию в виде информационных листов, афиш, газет.

Обучающиеся второго года обучения будут работать над выпусками газет, освещая события, происходящие в МАОУДОД «Центр детского творчества». Они освоят программные продукты фирмы Microsoft: операционную систему Windows, графический редактор Paint, Power Point, Publisher.

Это предполагает изучение обучающимися первого и второго годов обучения истории города Биробиджана, области и своего учебного заведения, что позволит реализовывать национально-региональный компонент образования. А непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, а также освещение событий, происходящих в Центре детского творчества на страницах компьютерной газеты, будет способствовать развитию собственной инициативы, нравственности и активной жизненной позиции обучающихся.

ЦЕЛЬ – создание условий для саморазвития и творческой самореализации личности посредством журналистской деятельности с использованием компьютерных технологий.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

  • Познакомить с основами профессии журналиста, сформировать представление о журналистике как про­фессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
  • Формировать знания, умения и навыки информационно-компьютерных технологий, краеведения, по созданию печатного издания;
  • Формировать умения ориентироваться в современном потоке информации;
  • Развивать творческие способности обучающихся;
  • Содействовать воспитанию гражданских, патриотических и нравственных качеств личности;
  • Развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;
  • Развивать интерес к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

  • Закрепить навыки грамотности и речевой культуры;
  • Совершенствовать умения обучающихся ориентироваться в современном потоке информации;
  • Развивать умения свободного владения компьютерной техникой;
  • Продолжить развивать творческие способности обучающихся;
  • Продолжить содействовать воспитанию гражданских, патриотических и нравственных качеств личности;
  • Продолжить развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;
  • Продолжить развивать интерес к изучению русского языка, литературы, истории,  обществознания, компьютерных технологий.

В реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы.

Методы и приемы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
  • практические (создание, издание и распространение газеты);
  • проблемный;
  • диалоговый;
  • игровой;
  • экскурсии.

К концу первого года обучения по программе «Пресс-центр» обучающиеся должны знать:

  • правила поведения в компьютерном классе, музее;
  • историю города Биробиджана и Центра детского творчества;
  • алгоритм поисковой работы;
  • содержание понятия информации и информационных процессов;
  • устройство компьютера;
  • программное обеспечение.

К концу первого года обучения по программе «Пресс-центр» обучающиеся должны уметь:

  • выявлять интересные события и явления в повседневной жизни Центра детского творчества;
  • собирать информацию из разных источников и работать с ней;
  • различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах; общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью;
  • применять компьютерные программы для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
  • владеть способами организации и поиска информации по краеведению.

К концу второго года обучения по программе «Пресс-центр» обучающиеся должны знать:

  1. Об основных специальностях журналиста;
  2. Что такое газета и ее составляющие;
  3. Алгоритм технологии выпуска газеты;
  4. Компьютерные программы для работы с информацией разного вида.

К концу второго года обучения по программе «Пресс-центр» обучающиеся должны уметь:

  • Определять основные специальности журналистской деятельности;
  • Написать газетную статью в основных жанрах;
  • Провести интервью в качестве журналиста;
  • Смоделировать и выпустить номер газеты;
  • Применять компьютерные программы.

Для отслеживания результатов обучения используются наблюдения, анкетирования, конкурсы, выставки, интеллектуальные игры, викторины, выпуск газет.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся проводится три раза в течение учебного года в форме стартовой, промежуточной и итоговой аттестаций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Введение в предмет «Пресс-центр».

Правила техники безопасности.

4

2

2

2

Знакомство с профессией журналиста.

Основные части компьютера.

10

4

6

3

Проект

6

2

4

4

История газет.

Информация. Свойства информации.

8

2

6

5

Проект

6

2

4

6

Газетные жанры.

Работа с компьютером. Файлы. Папки. Сохранение информации.

30

16

14

7

Проект

10

4

6

8

Основные этапы работы журналиста.

Текстовый редактор MS Word.

10

4

6

9

Современный русский и литературный язык.

Текстовый редактор MS Word.

6

4

2

10

Проект

10

4

6

11

Способы объединения материалов в газете

12

6

6

12

Проект

6

6

13

Технологическая схема производства газеты.

14

6

8

14

Проект

6

6

15

Дизайн газетного номера.

Шрифтовое выделение текста, цветовое оформление.

14

6

8

16

Проект

6

6

17

Технология выпуска компьютерной газеты.

Обработка графических объектов.

18

8

10

18

Проект

6

6

19

Реклама, ее виды и возможности использования в газете.

Знакомство с графическим редактором Paint.

10

4

6

20

Проект

6

6

21

Выставки, конкурсы.

24

6

18

 

ИТОГО

222

80

142

Содержание программы

1. Введение в предмет «Пресс-центр».

Правила техники безопасности.

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

2. Знакомство с профессией журналиста. Работа с компьютером. Файлы. Папки. Сохранение информации.

Виды журналистики. Основные составляющие профессии журналиста. Профессиональные и морально-этические качества журналиста. Включение, выключение компьютера. Работа с файлами и папками. Сохранение информации.

Практическая работа: Сохранение документов.

3. История газет. Информация. Свойства информации.

Предшественники газет. Первые периодические издания в Европе и России. Типы газет: периодическая, стенгазета, фотогазета, компьютерная.

Практическая работа: Ознакомление с выставкой известных периодических изданий России.

4. Газетные жанры.

Информационные жанры: заметка, репортаж, интервью.

Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры.

Практическая работа: Деловая игра «Определяем журналистский жанр».

5. Основные этапы работы журналиста.

Подготовка к работе: выбор темы, информированность, составление списка вопросов, оснащенность. Правила отбора и редактирования полученного материала. Культура и этика поведения журналиста во время работы.

Практическая работа: Посещение мероприятия в качестве спецкора (сбор материала для заметки). Подготовка заметки. Посещение мероприятия в качестве фоторепортера (сбор материала для фоторепортажа). Подготовка фоторепортажа. Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера (сбор материала, ведение записи, получение информации). Подготовка интервью.

6. Современный русский и литературный язык.

Функциональные стили языка, их специфические черты. Стилистические недочеты. Корректура текстов.

Практическая работа:

7. Технологическая схема производства газеты.

Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере. Экскурсия в типографию Издательского дома «Биробиджан».

8. Дизайн газетного номера.

Понятие дизайна газетного номера. Компоненты дизайна газеты: размерные характеристики газеты, постоянные элементы номера газеты, шрифтовое оформление, ее иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность газеты.

Практическая работа.

9. Технология выпуска компьютерной газеты.

Формат и композиционное решение газеты. Набор текста. Вставка рисунков и фотографий. Создание рисунков с помощью графического редактора. Оформление заголовков газеты. Печать газеты.

Практическая работа: Выбор тематики номера. Написание сочинений в информационном газетном жанре: заметка репортаж, интервью. Редактирование работ: устранение грамматических и стилистических ошибок. Создание композиции газетного материала. Редактирование и оформление выпуска.

10. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.

Практическая работа: Создание рекламы.

11. Способы объединения материалов в газете.

Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Тематический или целевой материал.

12. Выставки, конкурсы. (Участие в выставках и конкурсах в течение учебного года согласно положениям).

Учебно-тематический план

Второй год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Введение в предмет «Пресс-центр». Правила техники безопасности.

4

2

2

2

Работа с компьютером: файлы и папки. Сохранение информации.

8

4

4

3

Проект

6

2

4

4

Основные понятия и жанры журналистики.

14

6

8

5

Профессиональная готовность журналиста к работе

8

4

4

6

Проект

6

2

4

7

Поиск информации.

Информация. Свойства информации.

6

2

4

8

Основные понятия и термины газетного дела.

10

4

6

9

Проект

6

2

4

10

Текстовой редактор MS WORD. Повторение.

8

4

4

11

Создание, оформление текста.

18

10

8

12

Проект

6

2

4

13

Литературное редактирование.

10

6

4

14

Содержание и форма газеты.

10

6

4

15

Проект

6

2

4

16

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).

6

2

4

17

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые).

6

2

4

18

Проект

6

2

4

19

Иллюстрации в газете.

6

4

2

20

Графический редактор PAINT.

10

4

6

21

Проект

6

2

4

22

Способы объединения материалов в газете

4

2

2

23

Создание публикаций MS Publisher

24

6

18

24

Проект

6

2

4

25

Технологическая схема производства газеты

6

2

4

26

Проект

6

2

4

27

Выставки, конкурсы

10

2

8

 

ИТОГО

222

90

132

Содержание программы

1. Введение в предмет «Пресс-центр». Правила техники безопасности.

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

2. Работа с компьютером: файлы и папки. Сохранение информации.

3. Основные понятия и жанры журналистики.

Понятие жанра в публицистике.

Информационные жанры: хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж: (событийный, тематический, постановочный).

Аналитические жанры: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры: очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.

4. Профессиональная готовность журналиста к работе.

Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».

5. Поиск информации. Информация. Свойства информации.

6. Основные понятия и термины газетного дела.

Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, арабеск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, ли­дер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведе­ния, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колонцифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, контекст, корректор, корреспондент, красная строка, «летучка», лист, макет, много- и малотиражка, обзор печати, «открытие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, разверстка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спецвыпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.

7. Текстовый редактор MS Word. Повторение.

8. Создание, оформление текста.

9. Литературное редактирование.

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

10. Содержание и форма газеты.

Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газетная полоса, газетная страница.

11. Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

12. Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые).

Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

13. Иллюстрации в газете.

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

14. Графический редактор Paint.

15. Способы объединения материалов в газете.

Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Тематический или целевой материал.

16. Создание публикаций MS Publisher.

17. Технологическая схема производства газеты.

Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.

Повторение теоретического материала. Практика ‒ работа над выпусками газеты.

18. Выставки, конкурсы. (Участие в выставках и конкурсах в течение учебного года согласно положениям).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Основные методы обучения (по форме передачи знаний):

  • Словесные (объяснение, рассказ, беседа, комментированное чтение);
  • Наглядные (образцы газет, рисунков, фотографий, видеосюжеты);
  • Практические (письменные работы, подготовка статей, опрос, выпуск газеты).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ, необходимое для проведения учебных занятий:
Компьютеры – 11 штук
Принтер – 1 штука
Сканер – 1 штука
Проектор – 1 штука

Литература:

  1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – М., 1987.
  2.  Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – М., 1991.
  3. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.
  4. Ершов, А.П. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. – М.,1991.
  5. Журналы «Информатика и образование», 2008 – 2010 год.
  6. Субботина, Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. – Ярославль.
  7. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии : учебное пособие для 10-11 классов. – М., 2001.
  8. Учёнова, В.В. Беседы о журналистике. – М., 1985.
  9. Фролов, М.А. Учимся работать на компьютере. – М., 2001.