Программа внеурочной деятельности в кружке » Занимательный русский язык «


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цели и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

— развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

— пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

— развитие мотивации к изучению русского языка;

— развитие творчества и обогащение словарного запаса;

— совершенствование общего языкового развития учащихся;

— углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

— формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

— приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

— развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

— учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Место курса «Занимательный русский язык» в учебном плане

На курс «Занимательный русский язык» в учебном плане МБОУ СОШ №2 в 3 классе отводится 2 час в неделю (34 учебные недели), всего 68 часов.

Основное содержание учебного предмета

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

— умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

— любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

— интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

— интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

— интерес к изучению языка;

— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

— пользоваться словарями, справочниками;

— осуществлять анализ и синтез;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— задавать вопросы.

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плано

вые сроки прохождения

Скоррек

тирован

ные сроки прохожде

ния

1-2

Да здравствует рус­ский язык!

Отличать пословицу от по­говорки.

В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, слова приветствия, поздравления, прощания.

Выявлять скрытый смысл пословиц и поговорок.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Работать со словарём фразеологизмов.

Подбирать рифмую­щиеся слова. Сочинять рифмовки.

Различать час­ти речи.

Нахо­дить в предложении личные мес­тоимения в косвенных падежах.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выделять в словах основу слова. Подбирать примеры однокоренных слов.

Выделять в словах корень, окончание, приставку, суффикс.

Объяснять значение приставки, суффикса в слове. Образовывать слова с помощью приставки, суффикса.

Подбирать слова к схемам. Разбирать слова по составу.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.

Отличать приставки от предлогов. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Определять па­дежи имён существительных.

Распознавать сложные слова и правильно их записывать.

Распозна­вать архаизмы и неологизмы.

Читать энциклопедические статьи.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  

3-4

Вежливые слова

 

5-6

Поговорки.

Посло­вицы

 

7-8

Игротека

 

9-10

Запоминаем словарные слова

 

11-12

Растения

во фразеологизмах

 

13-14

Животные во фразеологизмах

 

15-16

Игротека

 

17-18

Я не поэт, я только учусь…

 

19-20

Как Морфология порядок навела

  

21-22

Игры с пословицами

 

23-24

Игротека

 

25-26

И снова животные во фразеологизмах

 

27-28

Кое-что о местоиме­нии

 

29-30

Познакомимся поближе с наречием и числительным

 

31-32

Игротека

 

33-34

Состав слова. Основа слова. Формы слова

  

35-36

Про корень и окончание

 

37-38

Про суффикс и приставку

 

39-40

Игротека

 

41-42

Непроизносимые согласные

 

43-44

Учимся различать приставку и предлог

 

45-46

Учимся писать « НЕ» с глаголами

 

47-48

Игротека

 

49-50

Имена существитель­ные с шипящим звуком на конце

 

51-52

Его Величество Ударение

 

53-54

Поговорим о паде­жах

  

55-56

Игротека

 

57-58

Сложные слова

 

59-60

От архаизмов до неологизмов

 

61-62

По страницам энциклопедий

 

63-64

Игротека

 

65-66

Повторяем… Состав слова. Не с глаголами. Падежи.

 

67

Повторяем, повторяем… Непроизносимые согласные. … Состав слова. Фразеологизмы.

 

68

Повторяем, повторяем, повторяем… Посло­вицы. Части речи.