Пояснительная записка
В нашей группе 13 лет работает клуб «Пиноккио». 1 раз в месяц проводятся организационные занятия. Структура занятия состоит из 3-х частей.
I часть – ознакомление детей со словесным фольклором в целях развития связной, грамматически правильной, эмоциональной речи.
II часть – знакомство со сказкой, игровой программой, обучение кукловождению, драматизации, изготовление декораций, игрушек по сказкам, заучивание текста.
III часть – для снятия психического напряжения использование игр на коррекцию психических процессов.
В театре есть куклы для воспроизведения кукольных, перчатковых, пальчиковых, теневых настольных, бутафорских, тростевых театров. Клуб «Пиноккио» посещают все воспитанники группы № 4 «Непоседы».
Сценарии сказок в стихотворной форме разработала Олеся Емельянова. (сценарии прилагаются)
Источник: интернет-ресурс www.happy—kids.ru (детские кукольные спектакли, сценарии кукольных спектаклей, кукольный театр)
Создание условий для развития творческой активности в театральной и изобразительной деятельности для социального взаимодействия детей.
Задачи:
- Учить кукловождению и драматизации сказок.
- Развивать связную, выразительную речь, эмоциональность, внимание, память, логическое мышление, умение передавать эмоциями лица и движением тела, повадки героев сказок, верно, понимать и анализировать их поступки.
- Воспитывать любовь к театральному искусству.
Ожидаемые результаты 2012-2013
Навыки | Количество детей | Примечания | |
Начало года | Конец года | ||
кукловождение | |||
драматизация сказок | |||
умение передавать эмоциями лица и движением тела повадки героев сказок | |||
самостоятельно организовывать театральные игры |
|||
готовить атрибуты и декорации к сказкам | |||
понимать и объяснять словесный фольклор |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Сентябрь 2011 г.
Тема: «Знакомство со сказкой «Волк и козлята».
- Познакомить и разучить скороговорки: «За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам», «Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали» – развивать дикцию, выразительную речь.
- Прочитать и распределить слова сказки «Волк и козлята».
- Коррекция психических процессов.
Игра «Волшебное слово».
Цель: коррекция произвольной сферы, внимания, самоконтроля.
Методические приемы: дети в кругу. Дети показывают позы и движения по просьбе ведущего, после слова «пожалуйста». Но если слово не произносится, дети остаются неподвижными.
Октябрь 2011 г.
Тема: «Заучивание сказки по ролям: «Волк и козлята».
- Закрепить вышеизученные скороговорки. Разучить новую: «Купила Марусе бусы бабуся. На рынке споткнулась бабуся о гуся. Все бусы склевали по бусинке гуси».
- Добиваться четкого произношения, договаривать окончания в словах.
- Повторить слова сказки «Волк и козлята» – учить выразительности речи, кукловождению.
- Коррекция психических процессов.
Игра «Головомяч».
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах, тройках, научить детей доверять друг другу.
Методические приемы: построить детей парами и предложить лечь на пол друг напротив друга, на живот, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Теперь головами нужно поднять мяч, положенный между головами и встать самим не касаясь руками (на колени, а потом на ноги).
Ноябрь 2011 г.
Тема: «Оформление декорации к сказке «Волк и козлята».
- Закрепить раннее выученные скороговорки. Разучить новую: «Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле». Учить четко, быстро произносить слова, договаривать окончания.
- Создать условия для оформления декорации «Волк и козлята». Развивать творческую активность.
- Коррекция психических процессов.
Игра «Веселый мячик».
Цель: развивать наблюдательность, внимание детей, снять напряжение.
Методические приемы: ведущий прячет мяч на видное место. Дети должны его найти, но промолчать о находке и встать в круг. Кто первый находит мяч, играет с ним о пол до первой его потери и прячет в другое место.
Декабрь 2011 г.
Тема: «Показ сказки «Волк и козлята».
1. Разучить дразнилки: «Вовка-морковка, рыжая головка, не ложись, Вовка, спать, будем в прятушки играть». «Робин Бобин Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка, дождевого червяка, а потом и говорит: «У меня живот болит» – учить четко произнося слова и окончания.
2. Показ сказки «Волк и козлята» – доставить детям удовольствие от встречи со зрителями. Познакомить и распределить роли по сказке «Зайкина избушка».
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Займи мое место».
Цель: развивать коммуникативные навыки, внимание, ориентировку в пространстве, снять эмоциональное напряжение, развивать лидерские качества.
Методические приемы: каждый игрок очерчивает вокруг себя круг мелком и становится в его середину. Ведущий, находящийся в центре площадки, говорит «Раз, два, три! Из круга выходи!» Участники выходят из своих кругов и разбегаются по площадке. По команде: «Раз, два, три, в круг беги!» возвращаются на свои места. Кто не успел занять свое место, становится ведущим.
Январь 2012 г.
Тема: «Изготовление декорации к сказке «Зайкина избушка».
1. Разучить стихи – перевертыши: «Сидит ежик на березе, в розовой рубашечке, на головке сапожок, на ноге фуражечка». «На горе стоит телега, слезы капают с дуги. Под дугой сидят медведи, надевают сапоги» – учить понимать юмор.
2. Изготовление декорации к сказке «Зайкина избушка» – повторить текст и кукловождение.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Волшебная шляпа».
Цель: развивать внимание, любознательность и способность составлять из отдельных зрительных впечатлений целостный, осмысленный образ.
Методические приемы: с помощью пантомимы ведущий показывает шляпу, из которой он будет доставать вещи, а дети их отгадывать. Кто первый отгадает, встает со стула. Так до тех пор, пока встанут все и только тогда объясняют, кто что увидел (банан, стакан, тетрадь, ножницы и т.д.).
Февраль 2012 г.
Тема: «Показ сказки «Зайкина избушка».
1. Разучить считалки: «Раз, два, три, четыре – посчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр значит вкусный будет сыр. Если в нем одна дыра, значит вкусный был вчера». «Сидели два медведя, на тоненьком суку…» – воспитывать любовь к словесному народному творчеству.
2. Показ сказки «Зайкина избушка» – доставить удовольствие в общении со зрителями.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: учить понимать юмор, развивать внимание, память.
Методические приемы: ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «да» или «нет» (если я говорю правильно, ты отвечаешь «да», если неправильно «нет».
ПРАВИЛЬНО:
— Зубы чистят щеткой? – «да»
НЕПРАВИЛЬНО:
— На елке выросли яблочки – «да»
— Осенью опадает листва – «нет»
— Перед летом бывает лето – «нет».
Март 2012 г.
Тема: «Заучивание сказки «Теремок».
1. Повторить знакомые считалки. Обогащать словарь родного языка. Разучить новые. «Эни, бени, факи, паки, турба, урба, касмалаки, фаус, баус, касмалаки, бакс». «На золотом крыльце сидели Том и Джери, дядя Скрудж и три утенка, а водить-то будет Понка».
2. Создать условия для заучивания сказки «Теремок». Развивать эмоциональность, выразительность речи, учить кукловождению.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Дрозд».
Цель: воспитывать сплоченность в коллективе, доброжелательное отношение к друг другу.
Методические приемы: дети называют и показывают части лица стоя в парах напротив друг друга: «Я твой друг и ты мой друг. У тебя есть носик и у меня есть носик. У тебя есть глазки и у меня есть глазки. У тебя есть ушки и у меня есть ушки. У тебя есть ротик и у меня есть ротик». Обнимая друг друга заканчивают игру словами: «Я твой друг и ты мой друг, мы любим друг друга».
Апрель 2012 г.
Тема: Оформление декорации к сказке «Теремок».
1. Разучить дразнилки – учить умению подмечать в окружающей действительности хорошее и плохое, умение постоять за себя.
«Лиза – подлиза упала с карниза». «Ленка – пенка, колбаса на веревочке оса». «Ксеня, Ксеня, колбаса, жарена капуста. Съела мышку без хвоста и сказала «вкусно». «Едет Ваня на быке, балалаечка в руке, балалаечка упала, быку ноженьку сломала».
2. Оформление декорации.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Иван да Данила».
Цель: Развивать высокой концентрации внимание, тонкий слух и хорошую интуицию.
Методические приемы: дети стоят в кругу. В центр выбирают по считалке Ивана и Данилу. Один с завязанными глазами догоняет другого. Дети задают убегающему вопрос: «Данил, где ты»? Игроки остаются во время игры в кругу. По окончании выбирают другую пару.
Май 2012 г.
Тема: «Показ сказки «Теремок».
1. Познакомить детей с мирилками, учить с помощью мирилки решать проблемные ситуации. «Я мирюсь, мирюсь, мирюсь. И я больше не дерусь. Ну а если подерусь, в грязной луже окажусь». «Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись. Чаю напьемся, опять подеремся».
2. Показ сказки «Теремок» – доставить удовольствие в общении со зрителями.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Сколько нас».
Цель: развивать умение внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы. Игра создает атмосферу концентрированности.
Методические приемы: дети выбирают в центр круга ведущего с завязанными глазами, который должен по мере приближения к нему подходящих детей по сигналу взрослого «СТОП»! определить сколько детей остановилось за его спиной. Дети подходят за спину ведущего по очереди.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Сентябрь 2012 г.
Тема: «Заучивание текста по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Познакомить детей с пестушками, от слова «пестовать» – холить, нянчить, воспитывать доброжелательное отношение к малышам: «Не плачь, не плачь детка, прискачет к тебе белка, принесет орешку для Машиной потешки». «Ай, лады, лады, лады, не посажены сады. А мой Васенька пойдет, он посадит и польет. Топ, топ, топ…
2. Заучивание текста по сказке «Кот, петух и лиса». Развивать выразительность речи.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Маша и медведь».
Цель: Снять напряжение, развивать умение принять вовремя решение.
Методические приемы: мальчики из каждой команды будут «медведями», девочки – «Машами». По сигналу медведи начинают перетаскивать на спине Маш до финиша и обратно, передавая эстафету следующим игрокам. На пути следования стоит пенек, на который можно присесть, отдохнуть – съесть пирожок. Побеждает команда, первой закончившая этап.
Октябрь 2012 г.
Тема: «Оформление декораций по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Продолжать знакомить с пестушками, воспитывать любовь к малышам, умение быть ласковыми: «У моей Оли уйдите боли, на чистое поле, на синие море, на темный лес, на калину, на малину, на горькую мать – осину, там им умереть, последний день болеть».
«Ах, дубок, дубок, дубок
Скоро Васеньке годок!
Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп,
Маша ножкой топ, топ»!
2. Создать условия для оформления декораций сказки «Кот, петух и лиса» – развивать творческую активность.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Русская тройка».
Цель: развивать логическое мышление, умение взаимодействовать в коллективе тройками.
Методические приемы: Сбруей будет служить обруч. По три человека от каждой команды побегут в обруче до финиша и обратно, затем обруч передают следующей тройке. Побеждает команда, быстрее закончившая этап и не потерявшая «сбрую» – обруч.
Ноябрь 2012 г.
Тема: «Показ сказки «Кот, петух и лиса».
1. Познакомить со стихами-перевертышами – учить ребят видеть и понимать в стихотворениях юмор: «Вы послушайте, ребята, нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,
Говорят собаки».
2. Показ сказки «Кот, петух и лиса» – развивать эмоциональность, творческую активность.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Конек-горбунок».
Цель: учить взаимодействию в коллективе, развивать координацию движений, сосредоточенность.
Методические приемы: в качестве горба – воздушный шарик. Игроку надо наклониться вниз, взять шарик и поместить его на спину, можно придерживать рукой. На пути следования преодолеть препятствия (лужу – нарисованную мелом, кочки), делать быстро и не потерять горб.
Декабрь 2012 г.
Тема: «Знакомство со сказкой «Репка».
1. Закрепить небылицы, стихи-перевертыши изученные ранее – доставить радость, учить видеть и понимать юмор. Конкурс на лучшую потешку, скороговорку, присказку – развивать творческую активность, познавательный интерес.
2. Знакомство со сказкой «Репка» – развивать внимание, эмоциональность, выразительность речи.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Кот в сапогах».
Цель: развивать смекалку, внимание, хорошие манеры.
Методические приемы: для каждой команды на линии старта ставят сапоги (очень большого размера). По сигналу дети надевают сапоги и бегут до финиша. По пути следования стоят 3 кегли. Пробегая мимо них, сделать перед ними оригинальный поклон (т.к. кот обладал хорошими манерами).
Январь 2013 г.
Тема: «Оформление декораций по сказке «Репка».
1. Познакомить и разучить шутки-прибаутки – воспитывать любовь к словесному фольклору, учить его понимать.
2. Оформление декораций по сказке «Репка» – развивать творческую активность.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Репка».
Цель: воспитывать сплоченность, взаимодействие в коллективе.
Методические приемы: надо вытянуть репку из земли, т.е. из круга наименьшими силами. По сигналу за работу принимаются детки, затем бабки, внучки, жучки и т.д. Команда, вытянувшая «репку» (у взрослого ребенка, воспитателя) первой наименьшим количеством участников, побеждает.
Февраль 2013 г.
Тема: «Показ сказки «Репка».
1. Продолжать знакомить со стихами-балагурами – учить их понимать.
2. Показ сказки «Репка». Доставить удовольствие в общении со зрителями.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Репка» – учить взаимодействию в коллективе, парами, звеньями.
Март 2013 г.
Тема: Знакомство со сказкой «Колобок».
1. Расширять, закреплять знания о небылицах – продолжать учить понимать юмор.
«Чики-чики-чикалочки.
Медведь едет на палочке.
Белка на тележке
Щелкает орешки.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень,
Шея не ворочается,
А смеяться хочется».
2. Знакомство со сказкой «Колобок» – распределить роли, развивать выразительность речи.
3. Коррекция психических процессов.
Игра «Змей Горыныч».
Цель: развивать логическое мышление, память, умение взаимодействовать звеньями.
Методические приемы: чтобы изобразить змея Горыныча, трое участников встают рядом, кладут руки на пояс друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связаны с ногами партнеров, стоящих по бокам. По сигналу змей Горыныч начинает движение, участники, стоящие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев змея Горыныча. Побеждает команда, быстро изобразившая змея Горыныча.
Апрель 2013 г.
Тема: «Оформление декорации по сказке «Колобок».
1. Познакомить с приговорками, воспитывать любовь к живой природе.
«Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Черного и белого,
Только не горелого».
«Стрекоза – колечко,
сядь на крылечко».
«Галки-вороны,
все ли вы здоровы?
Одна галка нездорова,
себе ножку наколола.
Мы поедем во торжок,
Купим Галке сапожок»!
Учить оформлять декорацию к сказке «Колобок» – развивать творческую активность.
Коррекция психических процессов.
2. Игра «Кто»?
Цель: развивать логическое мышление, умение взаимодействовать в коллективе.
3. Методические приемы: ведущий задает детям вопросы, а они должны ответить «Я» или промолчать.
— Кто любит шоколад?
— Кто любит мармелад?
— Кто читает сказки?
— Кто измазан краской?
— Кто ворон считает?
— Кто все сказки знает?
— Кто знаком с Жар-птицей?
— Кто с простой синицей?
— Кто помог Кащею?
— Кто его тощее?
— Кто не любит груши?
— Кто не моет уши?
— Кто принцессой хочет стать?
— Кто на Марс, Луну слетать?
— Кто похож на Чипполино?
— Кто похож на Буратино?
— Кто любит урюк?
— Кто не моет рук?
Май 2013 г.
Тема: «Показ сказки «Колобок».
1. Закрепить ранее изученный словесный фольклор.
Кто больше знает? – развивать творческую активность.
Показ сказки «Колобок» – доставить удовольствие в общении со зрителями.
Коррекция психических процессов.
2. Игра «Колобок».
Цель: развивать внимание, сдержанность, ориентировку в пространстве.
3. Методические приемы: по типу игры «Найди и промолчи».