Рабочая программа «Колокольчик» (подготовительный год обучения)


Автор: Ольга Васильевна Кулакова
Место работы: МАОУДО "Центр детского творчества"
Должность: педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

Программа по вокалу «Колокольчик» предназначена для детей 6-7 лет, обучающихся в учреждении дополнительного образования.

Нормативно-правовой  базой для составления программы послужили следующие документы:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

— Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. 

 В системе дополнительного образования эстрадное пение занимает особое место в современной культуре, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. На сегодняшний день жанр музыкальной эстрады наиболее понятен зрителю. Музыкальная эстрада как жанр в этом случае является средством введения ребенка в мир культуры.

Актуальность программы обусловлена обновлением качества содержания музыкального образования детей, использованием НРК в содержании образования.

Цель программы:  Формирование первичных представлений об элементарных музыкальных формах и жанрах музыки, приобщение ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки.

Задачи программы:

Предметные: развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка.       

Метапредметные

  • Развитие вокальных данных и музыкальных способностей.

  • Развитие звуко-высотного слуха, чувства ритма и координации движений.

  • Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

  • Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии.

Личностные

  • Формирование культуры речи, культуры поведения в социуме.

  • Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

  • Научить преодолевать психологические комплексы при выходе на сцену.

  • Развитие навыков работы в коллективе (участие в конкурсах, концертах, фестивалях детского творчества).

  • Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья.

В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание, поэтому это особенно привлекательно для детей. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к природе, к своей Родине.

Программа «Колокольчик» направлена на формирование как общей, так и музыкальной культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного образования:

Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли музыкальной деятельности в обучении детей, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребёнка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования.

Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования.

Принцип тематизма, позволяющий последовательно знакомить детей со средствами музыкального языка, разнообразием окружающего их социума, миром природы.

Доминирующим в программе является развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, исполнительской деятельности, пробуждение творческой активности детей, развитие музыкального воображения и мышления, стимулирование самостоятельной музыкально — творческой деятельности.

Программа «Колокольчик» рассчитана на обучение детей 6-7 лет на два года обучения 2 часа в неделю по 30 минут.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста ведущим видом образовательной деятельности является игра. Игра — оптимальное психолого — педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Понимание музыкально — игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. В игре формируются предпосылки учебной деятельности.

Содержание программы базируется на художественно-образных произведениях народной, классической и современной музыки, в которых воплощены духовно- нравственные ценности: любовь к Родине, к людям, к природе и такие качества: доброта, красота, смелость, находчивость, способность к состраданию, трудолюбие, справедливость.

Методы и приёмы работы с детьми.

Для достижения положительных результатов в освоении программы используются различные методы работы: метод сравнительного анализа, метод контрастных сопоставлений, метод уподобления характеру музыки, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, беседы, упражнения для усвоения вокально-хоровых навыков (фонопедическая разминка, артикуляционная гимнастика), применение наглядных художественных средств. Также на занятиях используются музыкальные игры на закрепление знаний, умений и навыков: «Ромашка», «Сорока», «Музыкальная шляпа», аудио и видео записи, исполнение песен под фонограмму, музыкально-ритмические движения, изобразительная деятельность.

Планируемые результаты:

при освоении программы обучающиеся должны знать и уметь:

Эмоционально откликаться на музыку, узнавать и называть знакомые произведения, уметь высказываться о характере произведения. Петь естественным голосом, слажено, контролируя свое пение и пение других детей. Петь выразительно, передавая характер песен. Уметь петь самостоятельно, без помощи педагога, без музыкального сопровождения. Уметь различать звуки по высоте. Правильно и отчетливо произносить гласные и согласные в конце слов. Правильно передавать мелодию в диапазоне (до I –ля I). Уметь исполнять простейшие попевки индивидуально и всей группой на детских музыкальных инструментах, играть четко, слажено.

Соответствие программы уровням по годам обучения

Дополнительная общеразвивающая программа «Колокольчик» имеет 1 уровень обучения: стартовый. 

Это даёт возможность ребёнку определиться с правильностью выбранного вида деятельности, так как не все обучающиеся обладают терпением и выдержкой при овладении основами вокальной техники.

Основные идеи, на которых базируется программа:

— в создании такого образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход);

— в отсутствии эффекта сравнения достижений ребёнка с достижениями другого и оценка образовательных результатов на основании личностно значимых ценностей. Образовательный процесс направлен на организацию социального опыта ребёнка, социальной мобильности, адаптивности, ответственности;

— что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Педагогический подход к обучению основывается на убеждении, что нет бесталанных людей, развить можно каждого.

Педагогические принципы реализации программы:

— принцип единства художественного и технического развития пения;

— принцип гармонического воспитания личности;

— принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

— принцип успешности;

— принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

— принцип творческого развития;

— принцип доступности;

— принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;

— принцип индивидуального подхода;

— принцип практической направленности.

Принципы отбора и построения содержания программы

Главная задача учебной программы «Колокольчик» состоит в выработке вокальной техники не по частям, а целостно: дыхание, дикция, фразировка, формирование гласных, плавность звуковедения, агогика звука – все это должно развиваться одновременно и постепенно совершенствоваться в ходе целесообразных упражнений. Отсюда следует, что основной принцип построения содержания программы – целостный и системный подход к процессу формирования вокальных навыков

По способу организации построения содержания программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы,  элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Охрана здоровья и жизни детей является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий педагог должен выполняться ряд требований:

  • помещение для занятий – светлое, просторное, хорошо  проветриваемое;

  • соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха;

  • не допускать форсированного звучания голосов;

  • на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики;

  • не допускать неоправданных нагрузок на голосовой аппарат;

  • остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной (высокой или низкой) тесситурой;

  • проводить беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т. д.

  • соблюдать средние возрастные диапазоны (таблица прилагается)

Возраст

Диапазон

6-7

Ре1- ля1 октавы

  
  

 

Важной отличительной особенностью программы является массовость и доступность. В вокальную студию «Радуга» принимаются все желающие с различным уровнем стартовых вокальных данных, которые имеют возможность реализовать свои способности.

Образовательный процесс основывается на групповых занятиях. Группы комплектуются по 12-15 человек.

Группы могут набираться как по возрастному признаку,  так и по степени подготовленности детей или в зависимости от их уровня способностей.

Вокальная работа в ансамбле проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разного возраста, которые имеют свои отличительные черты в механизме  голосообразования. Организуя вокальный ансамбль, руководитель должен обязательно учитывать эти способности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.

В том случае, если ребенок осваивает уровень программы быстрее остальных, он может быть досрочно переведен на другой уровень программы, равно как и ребенок, не освоивший данную программу, может остаться на этой же стадии обучения повторно.

Сроки и этапы реализации программы

Продолжительность образовательного процесса рассчитана на 2 года обучения (74 часа в год). 

Механизмы реализации программы

 Определено и обосновано разделение содержания программы на этапы (разделы, темы)

Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее переходить на новый уровень реализации личностного творческого потенциала ребенка. 

На каждом новом уровне программа усложняется, хотя этапы остаются прежними:

Применение специальных вокальных упражнений при развитии вокальных данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении)

Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, – убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала).

Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного результата).

Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт – кураж, при выходе на сцену).

Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности). 

Формы занятий:

— коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив;

— групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников, имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;

Типы занятий:

— вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;

— практико-теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства;

— практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством сценической пластики;

— комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога.

Формы организации обучения

По особенностям коммуникативного взаимодействия, по дидактической цели:

— занятие «Презентация вокального кружка»;

— занятие – концерт;

— занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей;

— творческие отчеты;

— тематические вечера, концерты;

— общественные акции;

— проекты;

— конкурсы;

— драматизация и ролевые игры;

— «Концерт по заявкам»;       

— музыкальные игры (кроссворды, викторины, «Угадай мелодию», «Юный композитор», игры-импровизации);       

— творческие мастерские;

— семейные гостиные;

— выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. 

Примерная структура занятий и их дифференциация в зависимости от содержания занятия

Главная задача учебной программы «Колокольчик» состоит в выработке вокальной техники не по частям, а целостно: дыхание, дикция, фразировка, формирование гласных, плавность звуковедения, агогика звука – все это должно развиваться одновременно и постепенно совершенствоваться в ходе целесообразных упражнений.

Структура и содержание занятий имеют  интегрированный  характер,  который  позволяет по мере  необходимости варьировать образовательный процесс,    конкретизировать и структурировать    содержание  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  воспитанников,  а также  предоставляет  возможность  для развития  творческих  способностей  всех  групп  обучающихся.

Примерная структура занятий

Упражнения на дыхание.

Цель: восстановление дыхания, успокаивание детей, настрой на рабочий лад.  

Артикуляционная гимнастика (скороговорки)

Цель: совершенствование дикции, артикуляции, правильное и чистое проговаривание трудно произносимых слов, фраз.

Распевание

Цель: разогревание и подготовка голосового аппарата к вокальной работе.

Основная часть – вокальная работа.

Работа над песней (разучивание, работа над сложностями в мелодии, над  интонацией, фразировкой и т. д.).

Заключительная часть

Исполнение любимых песен, анализ занятия, впечатления, предложения.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.  

Теоретическая часть занятий

На них участники  ансамбля знакомятся с правилами правильного дыхания, строением диафрагмы и голосового аппарата; теорией музыкальной грамоты, строением песни (запев, припев); с жанрами песен (русская народная, лирическая, патриотическая, романс и т.д.); мажорным и минорным звучанием музыкального произведения; изучают дыхательную гимнастику  по методике А.Н. Стрельниковой, читают скороговорки; учатся петь под фортепиано, фонограммы; записывают свой голос на магнитную плёнку, компьютер для исправления видимых недостатков, чтобы в дальнейшем при пении на концертах «в живую» не допускать замеченных ошибок и недостатков, как руководителем, так и самими участниками; принимают непосредственное участие в праздничных и отчётных концертах, районных фестивалях.

Ожидаемые результаты и формы их проверки

Логика представления ожидаемых результатов соответствует логике задач. 

Обучающийся будет знать: что такое певческая установка; основы музыкальной грамоты (что такое лад, мелодия, ритм, темп и динамические оттенки): понятие регистра; цикл упражнений на дыхание; цикл упражнений для развития резонаторов.

Обучающийся будет уметь: петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии; правильно пользоваться певческим дыханием (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч с ощущением опоры, в подвижных песнях делать быстрый вдох); добиваться смыслового единства текста и музыки; вырабатывать чувство ансамбля; проявлять навыки вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение), уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении; исполнять песню эмоционально, верно определив её характер. Уметь работать с микрофоном, петь под фонограмму, под различный аккомпанемент; анализировать своё и чужое исполнение; слышать себя и партнеров.

Способы (формы) оценки результатов освоения программы

Они соотносятся с целью и задачами обучения по программе, соответствуют виду результатов, соответствуют возрасту.

Главным критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.

Виды контроля:

Текущий контроль – проводится на всех этапах изучения и развития знаний, умений, их закрепления.

Промежуточная аттестация  

Формы текущего и промежуточной аттестации:  собеседование, опрос, викторина, практическая работа, творческая работа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие – учитывается при составлении рабочего календарно-тематического плана для каждой учебной группы детского объединения; отчетный концерт – является итогом обучения, проводится во 2- м полугодии: апрель – май; конкурсы, фестивали  очные, заочные, от студийного до международного уровней; праздники; занятие-концерт – проводится 2 раза в учебном году: декабрь, апрель;

Формы  фиксации и отслеживания достижений образовательных результатов: видеозаписи, грамоты, дипломы, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей.

В случае дистанционного обучения используются новые формы обучения.

Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения с использованием информационных технологий.

При дистанционном обучении велик объём самостоятельной работы обучающихся, поэтому необходимо организовать поддержку со стороны педагогов. Эта поддержка заключалась в предоставлении видеоконсультаций.

Формы и методы обучения

Видеозанятия

Практические занятия