Работа с родителями. Экологический марафон родителей и педагогов


Автор: Татьяна Владимировна Димова
Место работы: МКДОУ «Детский сад пос. Бира»
Должность: воспитатель


Цель — объяснить взаимодействие «ДОУ – семья», стимулировать творческую активность родителей.

1. Ярмарка родительских идей. Родителям предлагается домашнее задание: заполнить карточку, в которой указывается фамилия, имя, отчество, суть идеи по организации экологического воспитания в детском саду. Это могут быть конкурсы, развлечения, заявки на совместные экскурсии.

2. Экопроект: «Дерево моего ребенка»

Цель — увеличить численность растений в микрорайоне, на участке, на экологической тропе.

В соответствии с гороскопом ребенка, выбирается дерево. Родители собирают информацию о нем, иллюстрации. Педагоги помогают составить карточки художественного слова, игр, связанных с названием этого дерева. Дети рисуют его. Итогом проекта является посадка «Аллеи группы».

Заканчивается практическая деятельность праздником.

  1. Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность

Детей, родителей на экологических тропинках детского сада.

2. День открытых дверей.

Ведущей целью является знакомство родителей с системой организации экологического воспитания в детском саду. День открытых дверей сопровождается открытыми занятиями. Интегрированными, творческими играми, экопроектами… В этот день по заявке родителей, организуются консультации, индивидуальные встречи со специалистами детского сада, дискуссионные клубы.

Блоки «Экологического марафона» по форме организации — самостоятельны.

По виду деятельности – интегрированы.

«Экологический марафон» создает высокую результативность в формировании основ экологической культуре.

Викторина

(Дети и родители)

«Природа – наш общий Дом».

«Не живая природа»

Вопросы: Кто больше назовет ответов.

  1. Как сохранить красоту Земли? – сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда.
  2. На Земле есть место, где, куда не повернись, со всех сторон юг. Как называется это место? (северный полюс).
  3. Откуда берутся день и ночь? (земля вертится, подставляя солнцу то один, то другой бок).
  4. «На свете есть один предмет, в котором спрятан белый свет, ты стрелку смело повернешь и без труда домой дойдешь». (Компас).
  5. Перечислите виды осадков. (Дождь, снег, град, роса, туман).
  6. Назовите времена года?
  7. Из чего состоят облака? (из капелек воды или хрусталиков льда).
  8. Почему мы слышим гром, после того как увидим молнию? (звук распространяется медленнее, чем свет).
  9. Назовите правила поведения человека в природе.

Танец с платочками. Физкультминутка: «Что растет в краю родном?»

«Млекопитающие»

  1. Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком? (млекопитающие).
  2. Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы планировать при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево).

Птицы и насекомые.

  1. Когда улетают от нас последние утки? (когда замерзают водоемы).
  2. Чем кормят голуби своих птенцов? (молоком, которое вырабатывается Зачем еж таскает на себе яблоки? (Чтобы яблочной кислотой убивать на иголках паразитов).
  3. Почему мыши все грызут? (Зубы у них все время растут, их постоянно надо стачивать. Если этого не делать, зубы вырастут такими большими, что мышь не сможет закрыть рот, а значит, не сможет питаться).
  4. Дельфин – это рыба? (Морское млекопитающее).
  5. Кто как говорит? (картинки с животными).
  6. Почему, собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (У лошади есть потовые железы, а у собаки их нет, поэтому чтобы охладиться, собака высовывает язык).
  7. Что такое красная книга? (В нее заносят виды растений, животных, находящихся под угрозой исчезновения).

Игры с родителями:

  • Кто быстрее проведет бабочку по лабиринту к цветку, а затем домой.
  • Чья команда отгадает больше загадок – шуток.
  • На каких полях трава не растет? (на полях глины).
  • Какая ветка не растет на дереве? (железнодорожная).
  • Сколько на березе яблок, если на ней восемь сучков, на каждом сучке по пять яблок? (На березе яблоки не растут).
  • Каким гребнем волосы не расчешешь? (петушиным).
  • Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).
  • Чем оканчивается день и ночь? (мягким знаком).
  • Назовите пять дней не употребляя, ни названий дней. (Позавчера, послезавтра, вчера, сегодня, завтра).
  • Когда небо бывает ниже земли. (Когда отражается в воде).

Музыкальная пауза, чтение стихов о насекомых по методике «Расскажи стихотворение руками».

Пение по методике руками: «Во поле березонька стояла»

  • в зобу у взрослого голубя, птенцы засовывают голову глубоко в горло родителям, чтобы добраться до молока).
  • Как называется домик у птиц?
  • Почему на муравейник очень часто спускается дрозд? (муравьи опрыскивают его тело муравьиной кислотой, она убивает паразитов).
  • Как насекомые предупреждают животных о том, что они не съедобны? (яркой краской, как например, у божьей коровки).
  • Чем питается кузнечик? (листьями растений, гусеницами, взрослыми насекомыми).
  • Что будет, если насекомые исчезнут? (исчезнут растения, ведь их опыляют, рыбы, лягушки, птицы – они питаются насекомыми).

Анкета для родителей

  1. Что такое экология?
  2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
  3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
  4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?
  5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?
  6. Какую погоду вы любите, почему?
  7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
  8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
  9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
  10. Как ребенок выражает свои эмоции если видит  необычное  в природе (радуга, гроза, роса…)?
  11. Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
  12. Как вы думаете, получит ли ваш ребенок  знания о природе в детском саду?

Задания для родителей

Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью  в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.

Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.

Прошу обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы:

«Когда на улице дождь — говорит Ваня, — мне делается скучно и ничего не хочется делать».

«Как ты думаешь —  спрашивает папа Машу,- какое настроение бывает весной?» «Радостное! »,  отвечает девочка. Все рады, что холодная зима кончилась и скоро будет лето». «А если бы ты была композитором, то какую бы музыку о весне придумала – грустную или веселую?» «Конечно, веселую, солнечную и ручьистую», ответила Катя.