Цель — объяснить взаимодействие «ДОУ – семья», стимулировать творческую активность родителей.
1. Ярмарка родительских идей. Родителям предлагается домашнее задание: заполнить карточку, в которой указывается фамилия, имя, отчество, суть идеи по организации экологического воспитания в детском саду. Это могут быть конкурсы, развлечения, заявки на совместные экскурсии.
2. Экопроект: «Дерево моего ребенка»
Цель — увеличить численность растений в микрорайоне, на участке, на экологической тропе.
В соответствии с гороскопом ребенка, выбирается дерево. Родители собирают информацию о нем, иллюстрации. Педагоги помогают составить карточки художественного слова, игр, связанных с названием этого дерева. Дети рисуют его. Итогом проекта является посадка «Аллеи группы».
Заканчивается практическая деятельность праздником.
Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность
Детей, родителей на экологических тропинках детского сада.
2. День открытых дверей.
Ведущей целью является знакомство родителей с системой организации экологического воспитания в детском саду. День открытых дверей сопровождается открытыми занятиями. Интегрированными, творческими играми, экопроектами… В этот день по заявке родителей, организуются консультации, индивидуальные встречи со специалистами детского сада, дискуссионные клубы.
Блоки «Экологического марафона» по форме организации — самостоятельны.
По виду деятельности – интегрированы.
«Экологический марафон» создает высокую результативность в формировании основ экологической культуре.
Викторина
(Дети и родители)
«Природа – наш общий Дом».
«Не живая природа»
Вопросы: Кто больше назовет ответов.
- Как сохранить красоту Земли? – сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда.
- На Земле есть место, где, куда не повернись, со всех сторон юг. Как называется это место? (северный полюс).
- Откуда берутся день и ночь? (земля вертится, подставляя солнцу то один, то другой бок).
- «На свете есть один предмет, в котором спрятан белый свет, ты стрелку смело повернешь и без труда домой дойдешь». (Компас).
- Перечислите виды осадков. (Дождь, снег, град, роса, туман).
- Назовите времена года?
- Из чего состоят облака? (из капелек воды или хрусталиков льда).
- Почему мы слышим гром, после того как увидим молнию? (звук распространяется медленнее, чем свет).
- Назовите правила поведения человека в природе.
Танец с платочками. Физкультминутка: «Что растет в краю родном?»
«Млекопитающие»
- Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком? (млекопитающие).
- Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы планировать при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево).
Птицы и насекомые.
- Когда улетают от нас последние утки? (когда замерзают водоемы).
- Чем кормят голуби своих птенцов? (молоком, которое вырабатывается Зачем еж таскает на себе яблоки? (Чтобы яблочной кислотой убивать на иголках паразитов).
- Почему мыши все грызут? (Зубы у них все время растут, их постоянно надо стачивать. Если этого не делать, зубы вырастут такими большими, что мышь не сможет закрыть рот, а значит, не сможет питаться).
- Дельфин – это рыба? (Морское млекопитающее).
- Кто как говорит? (картинки с животными).
- Почему, собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (У лошади есть потовые железы, а у собаки их нет, поэтому чтобы охладиться, собака высовывает язык).
- Что такое красная книга? (В нее заносят виды растений, животных, находящихся под угрозой исчезновения).
Игры с родителями:
- Кто быстрее проведет бабочку по лабиринту к цветку, а затем домой.
- Чья команда отгадает больше загадок – шуток.
- На каких полях трава не растет? (на полях глины).
- Какая ветка не растет на дереве? (железнодорожная).
- Сколько на березе яблок, если на ней восемь сучков, на каждом сучке по пять яблок? (На березе яблоки не растут).
- Каким гребнем волосы не расчешешь? (петушиным).
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).
- Чем оканчивается день и ночь? (мягким знаком).
- Назовите пять дней не употребляя, ни названий дней. (Позавчера, послезавтра, вчера, сегодня, завтра).
- Когда небо бывает ниже земли. (Когда отражается в воде).
Музыкальная пауза, чтение стихов о насекомых по методике «Расскажи стихотворение руками».
Пение по методике руками: «Во поле березонька стояла»
- в зобу у взрослого голубя, птенцы засовывают голову глубоко в горло родителям, чтобы добраться до молока).
- Как называется домик у птиц?
- Почему на муравейник очень часто спускается дрозд? (муравьи опрыскивают его тело муравьиной кислотой, она убивает паразитов).
- Как насекомые предупреждают животных о том, что они не съедобны? (яркой краской, как например, у божьей коровки).
- Чем питается кузнечик? (листьями растений, гусеницами, взрослыми насекомыми).
- Что будет, если насекомые исчезнут? (исчезнут растения, ведь их опыляют, рыбы, лягушки, птицы – они питаются насекомыми).
Анкета для родителей
- Что такое экология?
- Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
- Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
- Вы часто гуляете с ребенком? Где?
- Как ваш ребенок относится к объектам природы?
- Какую погоду вы любите, почему?
- Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
- Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
- Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
- Как ребенок выражает свои эмоции если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
- Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
- Как вы думаете, получит ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Задания для родителей
Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.
Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.
Прошу обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы:
«Когда на улице дождь — говорит Ваня, — мне делается скучно и ничего не хочется делать».
«Как ты думаешь — спрашивает папа Машу,- какое настроение бывает весной?» «Радостное! », отвечает девочка. Все рады, что холодная зима кончилась и скоро будет лето». «А если бы ты была композитором, то какую бы музыку о весне придумала – грустную или веселую?» «Конечно, веселую, солнечную и ручьистую», ответила Катя.